Парадокс контроля - контроль устраняет контроль

                ПАРАДОКС КОНТРОЛЯ -
                КОНТРОЛЬ УСТРАНЯЕТ КОНТРОЛЬ


                Или я старею и глупею,
                или нынешняя молодежь ни на что не похожа!
                Раньше я просто не знала, как отвечать на их вопросы,
                а теперь даже не понимаю, о чём они спрашивают.

                Фаина Раневская, избранные высказывания.



Парадокс контроля: Человек не может быть свободен от контроля, ибо чтобы быть свободным от контроля, нужно контролировать себя.
(Википедия, Список парадоксов,
http://ru.wikipedia.org/wiki/)

                РЕШЕНИЕ

   Рассмотрим данное умозаключение в соответствии с принципом полного и точного понимания.

   1. Если «контроль» - это «внешний контроль», то, чтобы от него избавиться, не нужно контролировать себя, а нужно устранить внешний контроль.

Ведь чтобы укрыться от ветра, нужно спрятаться за преграду, а не дуть во все щёки. Если же нужно контролировать себя, чтобы избавиться от внешнего контроля, по мнению автора рассуждения, то пусть будет так, потому что парадокс не возникает. Тогда просто констатируется: для избавления от внешнего контроля нужен самоконтроль. Как если бы утверждалось: чтобы не попасть под машину, нужно сесть в неё.

   Отсюда можно сделать два вывода. Первый: чтобы быть свободным от внешнего контроля, нужно контролировать себя. Второй: вывод автора ложен. Он утверждает, что невозможно быть свободным от внешнего контроля, на основании посылки «чтобы быть свободным от контроля, нужно контролировать себя». Но из этой посылки не следует такой вывод. Из неё можно сделать соответствующий ей адекватный вывод: если для того, чтобы быть свободным от внешнего контроля, нужно контролировать себя, то избавиться от внешнего контроля можно, контролируя себя. Правда ценность такого «умозаключения» ровно такая же, что и в аналогичном ему умозаключении: если для того, чтобы масло было масляным, нужно чтобы оно было с маслом, то можно сделать масло масляным, если положить в него масло. Причём автор рассуждения утверждает обратное: масло не может масляным, ибо чтобы масло было масляным, нужно чтобы в нём было масло.

   2. Если «контроль» - это «самоконтроль» плюс «внешний контроль», то, чтобы быть свободным от контроля, нужно избавиться от внешнего контроля и самоконтроля.

   От внешнего контроля можно избавиться, послав всех подальше. Остаётся выяснить, можно ли избавиться от самоконтроля. Если да, тогда от контроля вообще можно быть свободным.

   Если понимать «самоконтроль» как ограничение только чётко определённых действий в приложении лишь к чему-то конкретному, то самоконтроль можно сохранить. Например, скорость стайера или гонщика, скажем, в нужных рамках может поддерживать его тренер, подгоняя или наоборот замедляя. Но такой внешний контроль спортсмен может устранить. Тогда тренер или кто-то другой будет лишь сообщать информацию о скорости движения его и соперников, на основании которой спортсмен сам принимает решение об ускорении темпа или замедлении.

   Но если понимать «самоконтроль» как перманентное ограничение ЛЮБЫХ собственных действий в чём-угодно, как это общепринято, то достаточно найти один факт, когда самоконтроль исчезает, для отрицания истинности утверждения «человек всегда себя контролирует». Думаю, не нужно даже приводить конкретных примеров, когда человек теряет самоконтроль самопроизвольно или сознательно. Каждый сам сможет представить хотя бы пару-тройку таких эпизодов. Следовательно, человек может быть свободным от контроля вообще, потому что может устранить и внешний контроль, если он вообще присутствует, и утратить самоконтроль.

   Правда, ценность такого «свободного состояния» чрезвычайно сомнительна. Скорее это уже не свобода, а анархия или хаос. Свобода - это и есть самоконтроль каждого. Иначе свобода одного нарушается анархией, вседозволенностью другого, которую тот называет свободой для себя. Переходя от одного к другому, разрастаясь, вседозволенность разрушает общую свободу. Потому что теперь никто не может быть уверен в том, что его свобода не будет нарушена.

   Таким образом, человек, конечно, может быть свободным от контроля вообще. Но потеряв самоконтроль, он рискует перестать быть человеком. Потому что человек - это разумное животное. Если не будет разумной составляющей в поведении, то есть самоконтроля, то остаётся лишь животная составляющая. А значит, свободным от контроля будет не человек, а, скорее, животное.

                29.03.11


Рецензии
Самоконтроль самоконтролю рознь. Есть объективное контролирование своих действий, которое человек осуществляет автономно на основании совокупности своего опыта (то, о чём я писал в "Чистом листе"), а есть иррациональные "флажки", навешанные нам от младенчества (см. напр. у Эриха Фромма про истинную и ложную совесть в работе "Человек для самого себя"). Есть вбитые нам в подсознание табу и страхи, которые включаются, когда мы принимаем какое-либо решение, и нам кажется, будто мы сами так решили, а на самом деле сработал, например, родительский запрет или родительское требование, или подействовала реклама, а может, предустановки социума - и что самое обидное, сработало это совершенно не в тему, по объективной ситуации следовало бы поступить с точностью до наоборот, и в итоге получается лажа, однако мы не только уверены, что решение принято нами самостоятельно, а ещё и "обоснуем" его (рационализация иррационального).

Это действительно серьёзная проблема для многих даже "нормальных" людей (хотя как раз они-то её в большинстве своём и не осознают), это настоящая беда для невротиков (ещё раз сошлюсь в этом контексте на Фромма, который пишет, что невротик отличается от "нормального" человека как раз тем, что он не сдался в борьбе за свою внутреннюю свободу), ну и это полный мрак для душевнобольных с бредом воздействия, манией преследования и другими навязчивыми идеями.

Так вот, такой контроль - внутренний или внешний? Вроде бы осуществляется он изнутри человеческого сознания, однако внедрён-то он извне (т.н. "интериорированный авторитет" по Фромму). Да, человек в каком-то смысле "сам" им пользуется, сам его включает, но делает это не критически, та или иная "программа", определяющая его поведение, не проверена его собственным опытом, она по сути навязана ему извне. И поэтому такой "самоконтроль" я отношу к внешнему контролю. Да, того, кто навязал это, может уже не быть в живых или по крайней мере рядом, но "подарок" работает. И благо бы, кабы подарок хороший, полезный, но чаще всего как раз наоборот...

Освобождение - либо исцеление, если говорить о тяжёлых случаях - от такого внедрённого, а по сути внешнего контроля может быть достигнуто... правильно, включением и активизацией контроля внутреннего, рационального, объективного, основанного на совокупности личного опыта. Учась жить и действовать спонтанно, мы научаемся отделять наши непосредственные реакции от работы "программок". И отделив ту или иную программку, мы можем уже свободно рассмотреть её, и если она полезна, сделать её уже по-настоящему своей (освоить), а если нет - то вывести её вовне - туда, откуда она и пришла, и уже не бороться с собой и "своими" привычками, а, осознав, откуда это прибилось, отделить это от себя, противопоставить себя именно чему-то (или кому-то) внешнему, а не себе самому, и - как Вы, коллега, совершенно точно выразились - послав того, кто это навязал, куда подальше вместе с его "подарком" (неважно, услышит он это или нет, тем паче, что навязавший может об этом и не догадываться и даже сам являться такой же жертвой - важно обретение внутренней независимости).

Хао, я всё сказал :о)

Спасибо, мне очень интересно читать Ваши выкладки

Николай Пинчук   19.07.2011 17:53     Заявить о нарушении
Интересная точка зрения. Человек сродни биомашине. А его мышление схоже с компьютерной программой. Алгоритм ведь вещь универсальная. А программы, как известно, могут ломаться, устаревать, зависать и тп. Не говоря уж о том, что могут быть и с начала быть неправильные. Но большинство это как-то мало интересует. Хоть неправильные, хоть устаревшие - принцип есть принцип! За него и в морду дать могут, хоть и не прав, по идее. Сколько жизней поломано из-за устаревших принципов, неверных стереотипов! Одним из поводов задуматься над стереотипами (ещё до парадоксов) были истории типа Коперника, Бруно, Галилея и т.д. Да и в жизни каждый день наблюдал разное.

Поэтому главная мысль рефреном у меня в разных каментах - надо думать и думать самому. Чем больше задаёшь вопросов себе, тем меньше их останется для других. И тем больше развивается навык мышления. А, значит, возрастает и внутренняя свобода - если мыслишь своим умом, то уверенности прибавляется на порядок.

А ох!(как говорила моя бабушка:), думаю, Вы далеко не всё сказали
#:-0)

Спасибо за интерес.

Джастмэн   20.07.2011 10:06   Заявить о нарушении
когда-нибудь я напишу об этом, уже много чего мог бы написать, но хочется, чтобы всё сложилось в целостную картинку

вот здесь http://proza.ru/2008/11/19/488 работа, которой я, в общем, не шибко доволен, довольно хаотичный, местами нудноватый текст, но то, что там говорится о неделимости личности, я готов отстаивать до конца дней своих :о)

Николай Пинчук   20.07.2011 12:51   Заявить о нарушении
сходил в ссылку, но...ниасилил, слишкам многа букаф тама для меня после пива, сорри:). Позжее зайду, оченно антиресно с Вами пообчаца.

Хао, истчо нифсё сказал:)

Джастмэн   20.07.2011 22:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.