Рыбья тайна

Из сборника «Тексты ни о чём»


                «Пусть и вправду, Постум, курица не птица,
                но с куриными мозгами хватишь горя.
                Если выпало в Империи родиться,
                лучше жить в глухой провинции у моря»

                (Иосиф Бродский (1940-1996) – «Письма римскому другу», 1972)


***

Жил был царь.
А жизнь царя скучна: каждый день приказы, обеды, казни, ужины, снова казни.
Одним словом – тоска. И к тому же – самая зелёно-серая.
И поэтому решил он стать не таким как все обычные цари, а… мудрым.
Вот только не знал, как. Нужно было с чего-то начинать, и он созвал совет мудрецов.
Те, естественно, только развели руками.
Но один из них всё же вспомнил, что давным-давно слышал, как в одной очень далёкой от столицы деревне живёт человек, имени
которого никто не знает, но некоторые иногда почему-то называли его Учителем.
Царь тут же отдал распоряжение найти этого человека.
- Если он жив, - сказал он, - привезите его сюда!
Гонцы умчались в разные стороны царства, но никто из них не понимал, по каким приметам искать безымянного старика.

Прошло два года.
Гонцы постепенно возвращались ни с чем.
Но один из них не вернулся.
У царя ещё теплилась последняя надежда, и теперь он послал трёх самых опытных военачальников искать этого гонца.
Военачальники ускакали и… не вернулись тоже.
Тогда на поиски отправился сам царь, взяв с собою главного казначея и визиря.
Наконец, через месяц, они, совершенно измождённые, прибыли в самую отдалённую провинцию своего царства.

- Ой! Здрасьте! - сказал царь от неожиданности, внезапно увидев сразу всех четырёх когда-то пропавших людей. Теперь они преспокойно сидели
с удочками у берега тихой реки.
- Тс-с! – прошипели все четверо, поднося пальцы к губам.
Царь оглянулся растерянно на своего визиря и казначея, но те только пожали плечами, а казначей ещё и приставил к своему  виску палец и выразительно покрутил им.
Прошло ещё минут пять в полном молчании.
Наконец царь вспомнил, что он всё же царь и крикнул: - Подойдите все ко мне! Немедленно! Не то я вас разжалую! Я вас повешу! Я вас в тюрьму посажу!
- Тс-с! –  только пошипели рыбаки вновь.
Теперь наступило гробовое молчание.
- Что будем делать? – спросил царь, повернувшись к своим попутчикам.
- Наверное, ждать, – ответили они сразу вдвоём.

Утром царь проснулся первым, посмотрел на реку, но никого там не увидел.
Он тут же разбудил визиря с казначеем, и они до конца дня бегали все вместе по берегу реки и звали гонца и трех генералов.
Поздно вечером они увидели какого-то очень старого человека, сидящего на камне и смотрящего на воду.
Уставшие и голодные подошли они к нему и спросили, не видел ли он четырёх странных рыбаков и не знает ли, куда они ушли?
Старик пристально смотрел на трёх вельмож и изредка покачивал седой головой.
- Ну! Чего ты молчишь? Мы тебе задали вопрос! – вскричал царь от возмущения. – Отвечай немедленно или я прикажу убить тебя!
Старик снова покачал головой, вынул из своего мешка пойманную рыбу и показав на её рот, а потом на свой, дал царю понять, что он глухонемой.

Последняя надежда царя исчезла.
От грусти он не спал всю ночь и смотрел на мерцавшие над рекой звёзды.
- Возвращайтесь во дворец! – сказал он ранним утром своим спутникам. – Я останусь здесь. И не задавайте мне больше никаких вопросов!

Прошло много лет.

Однажды старый царь сидел, как обычно, с удочкой и просто смотрел на течение реки.
Он заметил, что какая-то большая лодка стала причаливать к берегу неподалёку от него.
Из лодки вышел богато одетый человек в окружении ещё нескольких сопровождавших.
Когда они все приблизились, человек спросил:
- Эй, старик! Не слышал ли ты чего-нибудь о том, как нам найти мудрого человека? Мы приплыли из очень далёкой страны, потому что нам сказали,
что он должен быть где-то в этих краях.
Старый царь покачал лысой головой, потом наклонился, поднял одну пойманную рыбу и стал показывать на её рот и на свой.
- Эй, эй, перестань! Ты не похож на глухонемого! - сказал богатый человек. – Ты знаешь какую-то тайну, но не хочешь мне её рассказать? Отвечай немедленно,
или я прикажу тебя убить!
- Увы, я не знаю тайны, - устало заговорил бывший царь и заплакал. – Много лет назад я тоже задавал одному рыбаку этот же вопрос, но он только
показывал мне пальцем на немую рыбу. С тех пор я пытаюсь стать глухонемым, но у меня, видно, так ничего и не получилось.

*

7 мая 2009

***


Рецензии
Мудрая сказка.
Дальнейших удач.

Сергей Плотников 2   08.06.2011 06:39     Заявить о нарушении