Научный подход

         Где-то прочитал, что если человек просто стоит на месте, ничего при этом не делая, то в процессе стояния у него задействовано 200 различных мышц. Двести штук! Чтобы  вульгарно стоять, никому не подмигивать, не плевать на пол и не петь «Сердце красавиц склонно к  измене»... Ибо в перечисленных случаях количество используемых мышц будет измеряться уже тысячами.
            
Сложно устроен человек, а потому является объектом изучения науки.  Наука же знает три подхода к  объекту: методика, теория, методология.  Чтобы  не утомлять  мозг  читателя всякой мутью, дадим краткую иллюстрацию этих трёх подходов на примере простой задачи -  сходить в магазин и купить хлеба.
Итак, методика: здесь всё определяется целью, а цель – хлеб к обеду. Факторы её достижения – мотивация, состояние здоровья, наличие магазина, деньги, авоська, маршрут следования. Ну, может, надо учесть ещё качество и количество покупаемого хлеба и время, затрачиваемое на достижение цели.  То есть в терминах методики описание процедуры и последовательности выполнения данной задачи занимает от силы страничку-две. 
Другое дело – теория. Тут сама буханка не играет решительно никакой роли. Важно описать взаимодействие мозговых центров, принимающих участие в принятии решения о необходимости купить хлеб. Дать  анализ зрительных импульсов и вестибулярного аппарата, описать неизбежно возникающие прямые и обратные связи в нервной системе индивида в ходе прогулки до хлебного отдела магазина и обратно. Схематично обрисовать основные информационные контуры, возникающие в мозгу, механизм поддержания вертикального положения тела  и т.д.  Схемы, таблицы, графики, тройные интегралы… Короче, сам чёрт ногу сломит.
          
Методология... Вот  где раздолье для творчества. Даже средний по квалификации методолог пишет по  две  500 - страничные монографии в год, а мастера этого научного жанра и все три. Потому что уже в ходе предварительного анализа поставленной задачи – покупки хлеба к обеду – методолог на 100 страницах, озаглавленных  «Принципы, методы и логика реализации цели», формулирует научное видение проблемы. Количество принципов, в рамках которых достижение цели, по мнению исследователя, становится возможным, зависит от профессионального опыта и силы воображения учёного. Обычно их, принципов, около тридцати. Берём наугад: «Принцип соответствия одежды и обуви индивида конкретным погодным факторам в данной местности и сезонности в целом». Развивая эту мысль, методолог пишет, что «одежда индивида для выполнения поставленной задачи должна быть свободной, не стесняющей движений и по своим гигиеническим и термоизоляционным  свойствам точно соответствовать  температурному фону, влажности, направлению и силе ветра, атмосферному давлению на текущий момент времени». Подробно описывается выбор и характеристики одежды на случай жары, дождя, снегопада и выпадения вулканического пепла от располженного поблизости действующего вулкана. Если таковой есть. Скорее всего, вулкана нет, но методолог считает своим долгом рассмотреть все возможные варианты. Аналогично – по обуви, размер которой, как отмечается в монографии, должен соответствовать размеру ног индивида  (или ноги, в случае, если индивид имеет в своём распоряжении лишь одну ногу) и отвечать требованиям необходимой для процесса ходьбы вентиляции ступни и защиты её от холода и влаги.
            
Несколько глав своей монографии методолог посвятит собственно процессу ходьбы. В общей сложности страниц 200-250, не более. Аргумент, что вы уже лет с полутора уверенно ходите по земле и вам не требуются какие-либо дополнительные разъяснения на этот счёт, отвергается автором как несостоятельный. Ибо процесс ходьбы может осуществляться различными способами и конкретными формами передвижения. Например, ходьба с широко раздвинутыми ногами... Что? Вы не собираетесь идти за хлебом, широко раздвинув ноги? Это неважно. Методолог считает своим долгом такую возможность предусмотреть: «Постановка ног при ходьбе должна обеспечивать продвижение  вперёд без остановок, рывков и нарушения равновесия. Поэтому отклонения следов  ног от осевой линии движения тела должны составлять величины, не превышающие 5-10 см. Уже при постановке ног на ширину плеч продвижение вперёд  при ходьбе становится затруднительным, а при возрастании расстояния между ногами до величины 1 м и более движение к цели становится практически невозможным».  Записали?  Идём дальше.  «Не следует также ставить ноги носками вовнутрь. Это не даёт возможности ускорить движение, если  необходимо по условиям достижения цели, и делает проблематичным сохранение его направления».
         
В категорической форме методолог отвергает также попытки идти в магазин задом, а также на четвереньках и на одной ноге;  последний случай разбирается им особо: «Чередование ног при ходьбе является важнейшим условием плавного движения вперёд. Отказ от этого принципа означает на практике, что вам придётся прыгать на одной ноге до магазина и обратно, держа другую ногу на весу в согнутом состоянии. Кроме резко возрастающих энергетических затрат на передвижение, такая практика может привести к серьёзной травме опорно-двигательного аппарата, а при падении - и других частей тела».
Следующую часть капитального труда методолог посвятит свойствам авоськи и её правильному подбору для конкретного индивида, а заключительную – описанию хлеба как категории, методологии определения его качества в магазине и наконец принципам его выбора и доставки до дома.
      
Неискушённому в науке читателю может показаться, что автор утрирует. Ничего подобного. За 25 лет в науке нам неоднократно приходилось встречать такого рода «методологов». И это были отнюдь не «скромные труженики науки», а маститые учёные, авторы десятков монографий, доктора, профессора, лауреаты престижных научных премий. Поэтому если вам встретится человек, носящий титул «крупного методолога» в какой-либо отрасли науки, присмотритесь к нему повнимательнее. Возможно, он станет учить вас, как правильно ходить за хлебом в магазин.


Рецензии
Актуальную тему Вы затронули! Но как отличить научное пустословие от действительно важных исследований? По-видимому критерий - это практика.
С уважением,
Сергей Семенов.

Семенов Сергей Александрович   10.11.2011 23:00     Заявить о нарушении
Сергей Александрович, спасибо за отклик на мою легкомысленную поделку.
Не знаю, застали ли Вы так наз. "советскую" науку, но там "методология" цвела пышным цветом. Вы правы, главный критерий - практика. Но ориентироваться только на практику... Немцы не сделали атомную бомбу, потому что Гитлер запретил научные исследования, которые не давали практический результат в течение 6-ти, кажется, месяцев. Так что здесь тоже вопрос... Хочу посмотреть другие Ваши работы на прозе. Вы интересно мыслите. С уважением, В.Л.

Виктор Леонтьевич Лысенко   10.11.2011 23:29   Заявить о нарушении
Сейчас мы тоже живем в то время, когда в России требуют немедленной отдачи от науки. Наши руководители наступают на те же грабли.

Семенов Сергей Александрович   10.11.2011 23:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.