Научный подход
Сложно устроен человек, а потому является объектом изучения науки. Наука же знает три подхода к объекту: методика, теория, методология. Чтобы не утомлять мозг читателя всякой мутью, дадим краткую иллюстрацию этих трёх подходов на примере простой задачи - сходить в магазин и купить хлеба.
Итак, методика: здесь всё определяется целью, а цель – хлеб к обеду. Факторы её достижения – мотивация, состояние здоровья, наличие магазина, деньги, авоська, маршрут следования. Ну, может, надо учесть ещё качество и количество покупаемого хлеба и время, затрачиваемое на достижение цели. То есть в терминах методики описание процедуры и последовательности выполнения данной задачи занимает от силы страничку-две.
Другое дело – теория. Тут сама буханка не играет решительно никакой роли. Важно описать взаимодействие мозговых центров, принимающих участие в принятии решения о необходимости купить хлеб. Дать анализ зрительных импульсов и вестибулярного аппарата, описать неизбежно возникающие прямые и обратные связи в нервной системе индивида в ходе прогулки до хлебного отдела магазина и обратно. Схематично обрисовать основные информационные контуры, возникающие в мозгу, механизм поддержания вертикального положения тела и т.д. Схемы, таблицы, графики, тройные интегралы… Короче, сам чёрт ногу сломит.
Методология... Вот где раздолье для творчества. Даже средний по квалификации методолог пишет по две 500 - страничные монографии в год, а мастера этого научного жанра и все три. Потому что уже в ходе предварительного анализа поставленной задачи – покупки хлеба к обеду – методолог на 100 страницах, озаглавленных «Принципы, методы и логика реализации цели», формулирует научное видение проблемы. Количество принципов, в рамках которых достижение цели, по мнению исследователя, становится возможным, зависит от профессионального опыта и силы воображения учёного. Обычно их, принципов, около тридцати. Берём наугад: «Принцип соответствия одежды и обуви индивида конкретным погодным факторам в данной местности и сезонности в целом». Развивая эту мысль, методолог пишет, что «одежда индивида для выполнения поставленной задачи должна быть свободной, не стесняющей движений и по своим гигиеническим и термоизоляционным свойствам точно соответствовать температурному фону, влажности, направлению и силе ветра, атмосферному давлению на текущий момент времени». Подробно описывается выбор и характеристики одежды на случай жары, дождя, снегопада и выпадения вулканического пепла от располженного поблизости действующего вулкана. Если таковой есть. Скорее всего, вулкана нет, но методолог считает своим долгом рассмотреть все возможные варианты. Аналогично – по обуви, размер которой, как отмечается в монографии, должен соответствовать размеру ног индивида (или ноги, в случае, если индивид имеет в своём распоряжении лишь одну ногу) и отвечать требованиям необходимой для процесса ходьбы вентиляции ступни и защиты её от холода и влаги.
Несколько глав своей монографии методолог посвятит собственно процессу ходьбы. В общей сложности страниц 200-250, не более. Аргумент, что вы уже лет с полутора уверенно ходите по земле и вам не требуются какие-либо дополнительные разъяснения на этот счёт, отвергается автором как несостоятельный. Ибо процесс ходьбы может осуществляться различными способами и конкретными формами передвижения. Например, ходьба с широко раздвинутыми ногами... Что? Вы не собираетесь идти за хлебом, широко раздвинув ноги? Это неважно. Методолог считает своим долгом такую возможность предусмотреть: «Постановка ног при ходьбе должна обеспечивать продвижение вперёд без остановок, рывков и нарушения равновесия. Поэтому отклонения следов ног от осевой линии движения тела должны составлять величины, не превышающие 5-10 см. Уже при постановке ног на ширину плеч продвижение вперёд при ходьбе становится затруднительным, а при возрастании расстояния между ногами до величины 1 м и более движение к цели становится практически невозможным». Записали? Идём дальше. «Не следует также ставить ноги носками вовнутрь. Это не даёт возможности ускорить движение, если необходимо по условиям достижения цели, и делает проблематичным сохранение его направления».
В категорической форме методолог отвергает также попытки идти в магазин задом, а также на четвереньках и на одной ноге; последний случай разбирается им особо: «Чередование ног при ходьбе является важнейшим условием плавного движения вперёд. Отказ от этого принципа означает на практике, что вам придётся прыгать на одной ноге до магазина и обратно, держа другую ногу на весу в согнутом состоянии. Кроме резко возрастающих энергетических затрат на передвижение, такая практика может привести к серьёзной травме опорно-двигательного аппарата, а при падении - и других частей тела».
Следующую часть капитального труда методолог посвятит свойствам авоськи и её правильному подбору для конкретного индивида, а заключительную – описанию хлеба как категории, методологии определения его качества в магазине и наконец принципам его выбора и доставки до дома.
Неискушённому в науке читателю может показаться, что автор утрирует. Ничего подобного. За 25 лет в науке нам неоднократно приходилось встречать такого рода «методологов». И это были отнюдь не «скромные труженики науки», а маститые учёные, авторы десятков монографий, доктора, профессора, лауреаты престижных научных премий. Поэтому если вам встретится человек, носящий титул «крупного методолога» в какой-либо отрасли науки, присмотритесь к нему повнимательнее. Возможно, он станет учить вас, как правильно ходить за хлебом в магазин.
Свидетельство о публикации №211061100829
С уважением,
Сергей Семенов.
Семенов Сергей Александрович 10.11.2011 23:00 Заявить о нарушении
Не знаю, застали ли Вы так наз. "советскую" науку, но там "методология" цвела пышным цветом. Вы правы, главный критерий - практика. Но ориентироваться только на практику... Немцы не сделали атомную бомбу, потому что Гитлер запретил научные исследования, которые не давали практический результат в течение 6-ти, кажется, месяцев. Так что здесь тоже вопрос... Хочу посмотреть другие Ваши работы на прозе. Вы интересно мыслите. С уважением, В.Л.
Виктор Леонтьевич Лысенко 10.11.2011 23:29 Заявить о нарушении
Семенов Сергей Александрович 10.11.2011 23:43 Заявить о нарушении