Понимание личностного Я в учении адвайты

                ***   

                Любуясь чарующей красотой зимнего леса,
                я мог часами бродить по его заснеженным тропам...
               
                ***

По  случаю,  мне  пришлось  ознакомиться  только  с  двумя  работами  «мастеров  адвайты»  это  «Я  есть  то»  Нисаргадатта  Махараджа  и  «Истина  есть»  Пападжи,  и  этого  оказалось  достаточно  для  того  чтобы  навсегда  утратить  интерес  к  такого  рода  «учениям».


Шизоотия  есть  крайнее  проявление  иррационального  сознания,  выражающегося  в  трансцендентной   утрате  реальности  внешнего  Мира.  Приведём  примеры  того  как  далеко  может  завести  трансцендентное   любомудрие  в  своих  рассуждениях  по  интересующей  нас  теме.  Посмотрим  как  истолковывает  «учение  адвайты»,  что  есть  «Я» и  что  есть  «чистое  бытие».  (чего  только  не  создаёт  человеческое  воображение  на  потребу  страждущих).
Познакомимся  с  наиболее  яркими  перлами  этого  «учения»:  «Мира  нет – говорит  Нисаргадатта  Махарадж,  один  из  последователей  учения  адвайты, - есть  только  вы.  Вы  создаёте  мир  в  своём  воображении;  как  сон… Вам  не  нужно  знать  все  «почему»  и  «как»,  вопросам  нет  конца.  Отбросьте  все  желания,  держите  ум  в  безмолвии…» 

Главная  сущность  «учения»  адвайты,  как  считает  Нисаргадатта  Махарадж,  состоит  в  том,  чтобы  отрицать  «существование  всего,  кроме  самого  себя».  «…единственное,  в  чём  вы  можете  быть  уверены, - это  в  том,  что  вы  есть. «Я  есть» - несомненно. «Я  есть  это» - вызывает  сомнения».  «Я  есть  чистое  бытие».  «Я  есть,  и  поскольку  я  есть,  всё  есть.  Но  я  за  пределами  сознания,  поэтому  в  сознании  я  не  могу  сказать,  что  я  такое.  Однако  я  есть… Я  находится  за  пределами  восприятия». И   т.д.  и  т.д…


Природа,  создавая  нас, выбрала  в  качестве  средств  связи  с  нами,  всего  только  пять  каналов,  дав  пять  органов  чувств,  через  которые  она и   ведёт  свой  диалог  с  нами,  постоянно  ставя  перед  нами   всё  новые  и  новые  проблемы и,  таким  образом,  вынуждая 
нас  непрерывно  совершенствоваться.  Природа  наделила  нас  и   развитым  головным  мозгом  с  помощью  которого  мы  можем  решать  поставленные  ей  проблемы  и  тем  самым  поддерживать  жизнеопределяющий  диалог  с  ней. 



Таким  образом,  если  Я  заявляю,  что  «Я  есть»,  то  тем  самым  Я  подтверждаю  факт  своего  реального  существования,  факт  того  что  Я  нахожусь  в  здравом уме и твёрдой памяти. Это значит, что Я нахожусь в прямом  диалоге  с  окружающей  меня  Природой    относительно  которой  только  и  возможно  идентифицировать  своё  Я.  «Я  есть» - это  ответная  реакция  моего  головного  мозга  на  ВНЕШНЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ  окружающей  меня  среды  без  которой  не  было  бы  моего  ОСОЗНАНИЯ Я.  Нисаргадатта  не  раскрывает  содержания  исходных  понятий  таких  как  «Я»  и  «есть».   
 

Для  него  утверждение   «Я  есть»  - «несомненно»,  для  ПС,  это  утверждение  бессмысленно  пока  не  будут  определены  эти  исходные  понятия. Что означает "Я" и что значит "есть". Остаётся  бессмысленным  и  такое  понятие  как  «чистое  бытие» . 
Бессмысленно  и  бытие  личностного – Я  «за  пределами  сознания»  и  «восприятия»,  поскольку  без  восприятия  и   сознания  не  было  бы  и  личностного – Я.  «За  пределами  сознания»  и  «восприятия»  есть  только  состояние  глубокого  сна  без  сновидений,  это  чисто  биологическое, вегетативное  существование,  когда  наше  личностное  - Я находится  в  состоянии  полной  заторможенности,  утратив    собственную  самоидентичность.

Быть  «за  пределами  сознания»  - значит  быть  за  пределами  своего – Я,  быть  вне – Я.
Я – это  осознание  самого  себя,  а  если  нет  сознания,  то  не  может  быть  и  осознания  себя,  т.е.  не  может  быть  и  - Я.  Вызывает  только  сочувствие  когда  философ  беспомощно  недоумевает  по  поводу  того  «что  Я  такое»,  забыв  что  он  находится  «за  пределами  сознания».  Вот  сущностный  образец   логики  «учения  адвайты».  Сам  факт  отрицания  всего,  кроме  «самого  себя»  и  утверждение  того,  что  «поскольку  Я  есть,  всё  есть»,  относятся  не  к  проблеме  самой  философии,  а  являются  исключительно  проблемой  их  автора. Для философа адвайты весь  Мир  ограничивается  только  комплексом  субъективных  ощущений, ВЗЯВШИХСЯ НЕИЗВЕСТНО ОТКУДА,  что  заведомо  исключает  адекватное  восприятие  реальности.


«Всё  есть,  поскольку  Я  есть…,- говорит  Нисаргадатта, - Каждый  создаёт  для  себя  Мир  и  живёт  в  нём…Всё,  что  нам  надо  сделать – это  отрицать  реальность  нашей  тюрьмы».(т.е.  нашего  Мира.  автор).  «В  действительности  вы  никогда  не  рождались  и  никогда  не  умрёте…В  действительности  нет  ни  тела,  ни  Мира,  есть  только  ментальная  обусловленность,  сноподобное  состояние,  которое  легко  развеять,  подвергая  сомнению  его  реальность».


Вот  так !  Но  кто  подвергает  сомнению  реальность  Мира  и  собственного  тела?  Надо  предполагать,  что  это «Я»,  которое  «есть  чистое  сознание».  Но  если  «Я  есть»,  тогда  «всё  есть,  потому  что  Я  есть»,  а  если  ничего  нет,  «ни  тела  ни  Мира»,  значит  нет  и  «Я»?  Оказывается,  что  «даже  пространство  и  время  воображаемы.  Я  тоже  не  существую(!!?).  Всё  существование  воображаемо».  Эта  «истина»  из  разряда  запредельной  шизоотии… Если  мы  пришли  ДАЖЕ К ОТРИЦАНИЮ СЕБЯ,  то  дальше  уже  не  о чем  и  говорить… 

Подводя  итог,  Нисаргадатта  говорит: «…Я  потерял  все  свои  привычные  убеждения.  Раньше  Я  был  уверен  во  многих  вещах,  сейчас  Я  не  уверен  ни  в  чём…  потому  что  всё  моё  знание   было  фальшивым».  Это  признание  достойно  уважения.  И  всё же,  мы  ещё  раз  обратимся  к  «мудрости»  «учения  адвайты»  чтобы  окончательно  убедиться  в  том,  что  это  «знание  было  фальшивым».         


Не  безъинтересно  будет  привести  примеры  некоторых  высказываний  «одного  из  самых  известных  современных  просветлённых  Мастеров  адвайты»  Пападжи  (Шри  Х.В.Л.Пунджа)  по  поводу  того,  что  есть « истинное – Я» .  Вот  его  определение : «Истинное  Я – это  то,  что  ты есть,  ты  есть  то  непостижимое,  в  котором  возникают  все  переживания  и  концепции… Есть  только  Я.  Я - океан,  Я – вода,  Я - волна,… Я – это  не -  ум,  не – ум  не  имеет  тела… «Я»,  возникающее  из  усилий  эго – не  истинное  «Я».  Истинное  «Я»  знает,  что  всё  есть  моё  отражение – проекция…»  И  далее  и  далее  в  таком  же  духе… сплошной поток "сознания"...

 Честно  говоря,  это  откровение  Пападжи  меня  не  просветило  и  не  продвинуло  в  понимании  «истинного – Я».  Но  утешимся,  последовав  мудрому  совету  просветлённого .  «Я ,- сказал  Пападжи, - дам  вам  хороший  совет – не  слушать  ничьих  советов,  в  том  числе  и  моих… Пребывайте  в  покое,  не  думайте,  не  прилагайте   усилий.  Истина  извечно  здесь.  Она  просто  есть…»  И  это  совет  для  страждущих  и  ищущих  ИСТИНУ ?


«Не  думайте,  не  прилагайте  усилий…» - вот  суть  учения  адвайты !  Антиинтеллектуальная  и  антинаучная.  Я  всегда  считал,  что постичь  истину  можно  только  через  серьёзные  усилия  ума  и  глубокие  философские  раздумья.    К  сожалению,  я  не  нашёл  у  выше  названных  мастеров  адвайты  той  утончённости  и  проникновенной  мудрости  которая  так  выгодно  отличает  восточную  философию.


Рецензии
Я согласна с филосовым Пападжи,что истина есть,но она,как доказал другой филосов 19 века или первой половины 20 века ( Петров?)не постижима.И зто есть ответ "для страждущих и ищущих Истину".С уважением,Рита.

Рита Беленькая   17.03.2013 22:50     Заявить о нарушении
Абсолютная истина это некое воображаемое (условное) абсолютное знание, которое конечно, само по себе существовать не может. Для людей религиозных воплощением и носителем абсолютной истины является Бог - Абсолют. Однако, приняв такую условность как абсолютная истина, мы конечно понимаем, что полное постижение её не возможно из - за её безмерности.
В реальной жизни мы пользуемся ограниченными знаниями об окружающем нас мире, которые являются б.м. частью Абсолютных знаний, поэтому мы их называем относительной истиной. Познавая мир, мы постоянно расширяем свои познания о нём и, таким образом, асимптотически приближаем нашу относительную истину к её идеалу - Абсолютной истине.
Однако осознавая её условность и безмерность, мы конечно должны понимать, что Абсолютная истина всегда будет оставаться только желанной, но непостижимой целью для нас...

Любомир Павлов   18.03.2013 18:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.