Понимание личностного Я в учении адвайты

                ***   

                Любуясь чарующей красотой зимнего леса,
                я мог часами бродить по его заснеженным тропам...
               
                ***

По  случаю,  мне  пришлось  ознакомиться  только  с  двумя  работами  «мастеров  адвайты»  это  «Я  есть  то»  Нисаргадатта  Махараджа  и  «Истина  есть»  Пападжи,  и  этого  оказалось  достаточно  для  того  чтобы  навсегда  утратить  интерес  к  такого  рода  ФИЛОСОФСТВУЮЩЕМУ ЛЮБОМУДРИЮ.

Для человека, САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ или осознание себя как личностного Я и познающего субъекта, возможно только при чувственном восприятие себя, как самостоятельной ЧАСТИ реально существующего для него, но НЕЗАВИСИМОГО ОТ НЕГО чувственно воспринимаемого им ВНЕШНЕГО МИРА, как не-Я, противостоящего его Я.
Отсутствие чувственных восприятий внешнего мира, лишает человека осознания им своего личностного Я, что соответствует бессознательному состоянию, которое наступает в процессе  глубокого сна или обморока.

Философы - субъективные идеалисты, отрицающие объективную реальность существующего внешнего мира, считающие его иллюзией, «генерируемой сознанием»,  тем самым выражают ПОЛНОЕ НЕПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ БЫТИЯ, как чувственного взаимодействия с внешним миром в результате которого только и происходит ПРОЯВЛЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ.

Без чувственного восприятия внешнего мира вообще не могли бы сформироваться никакие живые существа, поскольку, только благодаря чувственному восприятию себя отдельной частью от внешнего окружения, они и могут существовать  чувственно реагируя на внешние угрозы, уклоняясь от них, что и представляет  «инстинкт самосохранения», и выживания, способствующий их адаптации ко всем  изменениям внешней среды и, таким образом, позволяет им эволюционировать.
Чувственно реагируя на изменения внешнего мира, представляющего опасную угрозу, живое существо рефлекторно оценивает скорость своей защитной реакции - v, соотнося длительность изменения внешнего объекта, представляющего угрозу - d(о), с длительностью своей субъективной защитной реакции - d(с).
                v = d(о)/d(с)
Если d(о)/d(с)>1, то живое существо успевает уклониться от опасности, а
если d(о)/d(с)<1, то живое существо не успеет уклониться от опасности и может погибнуть. Именно на этом и основана вся ЖИЗНЬ всех живых существ.

Таким образом, всякое философское ЛЮБОМУДРИЕ, отрицающее реальность внешнего мира, относится к жанру довольно НАИВНОЙ И ПРИМИТИВНОЙ ФАНТАЗИИ НЕ ДОСТОЙНОЙ СЕРЬЁЗНОГО ВНИМАНИЯ.

                ***

Шизоотия  есть  крайнее  проявление  иррационального  сознания,  выражающегося  в  трансцендентной   утрате  реальности  внешнего  Мира.  Приведём  примеры  того  как  далеко  может  завести  трансцендентное   любомудрие  в  своих  рассуждениях  по  интересующей  нас  теме.  Посмотрим  как  истолковывает  «учение  адвайты»,  что  есть  «Я» и  что  есть  «чистое  бытие».  (чего  только  не  создаёт  человеческое  воображение  на  потребу  страждущих).
Познакомимся  с  наиболее  яркими  перлами  этого  «учения»:  «Мира  нет – говорит  Нисаргадатта  Махарадж,  один  из  последователей  учения  адвайты, - есть  только  вы.  Вы  создаёте  мир  в  своём  воображении;  как  сон… Вам  не  нужно  знать  все  «почему»  и  «как»,  вопросам  нет  конца.  Отбросьте  все  желания,  держите  ум  в  безмолвии…» 

Главная  сущность  «учения»  адвайты,  как  считает  Нисаргадатта  Махарадж,  состоит  в  том,  чтобы  отрицать  «существование  всего,  кроме  самого  себя».  «…единственное,  в  чём  вы  можете  быть  уверены, - это  в  том,  что  вы  есть. «Я  есть» - несомненно. «Я  есть  это» - вызывает  сомнения».  «Я  есть  чистое  бытие».  «Я  есть,  и  поскольку  я  есть,  всё  есть.  Но  я  за  пределами  сознания,  поэтому  в  сознании  я  не  могу  сказать,  что  я  такое.  Однако  я  есть… Я  находится  за  пределами  восприятия». И   т.д.  и  т.д…


Природа,  создавая  нас, выбрала  в  качестве  средств  связи  с  нами,  всего  только  пять  каналов,  дав  пять  органов  чувств,  через  которые  она и   ведёт  свой  диалог  с  нами,  постоянно  ставя  перед  нами   всё  новые  и  новые  проблемы и,  таким  образом,  вынуждая 
нас  непрерывно  совершенствоваться.  Природа  наделила  нас  и   развитым  головным  мозгом  с  помощью  которого  мы  можем  решать  поставленные  ей  проблемы  и  тем  самым  поддерживать  жизнеопределяющий  диалог  с  ней. 



Таким  образом,  если  Я  заявляю,  что  «Я  есть»,  то  тем  самым  Я  подтверждаю  факт  своего  реального  существования,  факт  того  что  Я  нахожусь  в  здравом уме и твёрдой памяти. Это значит, что Я нахожусь в прямом  диалоге  с  окружающей  меня  Природой    относительно  которой  только  и  возможно  идентифицировать  своё  Я.  «Я  есть» - это  ответная  реакция  моего  головного  мозга  на  ВНЕШНЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ  окружающей  меня  среды  без  которой  не  было  бы  моего  ОСОЗНАНИЯ Я.  Нисаргадатта  не  раскрывает  содержания  исходных  понятий  таких  как  «Я»  и  «есть».   
 

Для  него  утверждение   «Я  есть»  - «несомненно»,  для  ПС,  это  утверждение  бессмысленно  пока  не  будут  определены  эти  исходные  понятия. Что означает "Я" и что значит "есть". Остаётся  бессмысленным  и  такое  понятие  как  «чистое  бытие» . 
Бессмысленно  и  бытие  личностного – Я  «за  пределами  сознания»  и  «восприятия»,  поскольку  без  восприятия  и   сознания  не  было  бы  и  личностного – Я.  «За  пределами  сознания»  и  «восприятия»  есть  только  состояние  глубокого  сна  без  сновидений,  это  чисто  биологическое, вегетативное  существование,  когда  наше  личностное  - Я находится  в  состоянии  полной  заторможенности,  утратив    собственную  самоидентичность.

Быть  «за  пределами  сознания»  - значит  быть  за  пределами  своего – Я,  быть  вне – Я.
Я – это  осознание  самого  себя,  а  если  нет  сознания,  то  не  может  быть  и  осознания  себя,  т.е.  не  может  быть  и  - Я.  Вызывает  только  сочувствие  когда  философ  беспомощно  недоумевает  по  поводу  того  «что  Я  такое»,  забыв  что  он  находится  «за  пределами  сознания».  Вот  сущностный  образец   логики  «учения  адвайты».  Сам  факт  отрицания  всего,  кроме  «самого  себя»  и  утверждение  того,  что  «поскольку  Я  есть,  всё  есть»,  относятся  не  к  проблеме  самой  философии,  а  являются  исключительно  проблемой  их  автора. Для философа адвайты весь  Мир  ограничивается  только  комплексом  субъективных  ощущений, ВЗЯВШИХСЯ НЕИЗВЕСТНО ОТКУДА,  что  заведомо  исключает  адекватное  восприятие  реальности.


«Всё  есть,  поскольку  Я  есть…,- говорит  Нисаргадатта, - Каждый  создаёт  для  себя  Мир  и  живёт  в  нём…Всё,  что  нам  надо  сделать – это  отрицать  реальность  нашей  тюрьмы».(т.е.  нашего  Мира.  автор).  «В  действительности  вы  никогда  не  рождались  и  никогда  не  умрёте…В  действительности  нет  ни  тела,  ни  Мира,  есть  только  ментальная  обусловленность,  сноподобное  состояние,  которое  легко  развеять,  подвергая  сомнению  его  реальность».


Вот  так !  Но  кто  подвергает  сомнению  реальность  Мира  и  собственного  тела?  Надо  предполагать,  что  это «Я»,  которое  «есть  чистое  сознание».  Но  если  «Я  есть»,  тогда  «всё  есть,  потому  что  Я  есть»,  а  если  ничего  нет,  «ни  тела  ни  Мира»,  значит  нет  и  «Я»?  Оказывается,  что  «даже  пространство  и  время  воображаемы.  Я  тоже  не  существую(!!?).  Всё  существование  воображаемо».  Эта  «истина»  из  разряда  запредельной  шизоотии… Если  мы  пришли  ДАЖЕ К ОТРИЦАНИЮ СЕБЯ,  то  дальше  уже  не  о чем  и  говорить… 

Подводя  итог,  Нисаргадатта  говорит: «…Я  потерял  все  свои  привычные  убеждения.  Раньше  Я  был  уверен  во  многих  вещах,  сейчас  Я  не  уверен  ни  в  чём…  потому  что  всё  моё  знание   было  фальшивым».  Это  признание  достойно  уважения.  И  всё же,  мы  ещё  раз  обратимся  к  «мудрости»  «учения  адвайты»  чтобы  окончательно  убедиться  в  том,  что  это  «знание  было  фальшивым».         


Не  безъинтересно  будет  привести  примеры  некоторых  высказываний  «одного  из  самых  известных  современных  просветлённых  Мастеров  адвайты»  Пападжи  (Шри  Х.В.Л.Пунджа)  по  поводу  того,  что  есть « истинное – Я» .  Вот  его  определение : «Истинное  Я – это  то,  что  ты есть,  ты  есть  то  непостижимое,  в  котором  возникают  все  переживания  и  концепции… Есть  только  Я.  Я - океан,  Я – вода,  Я - волна,… Я – это  не -  ум,  не – ум  не  имеет  тела… «Я»,  возникающее  из  усилий  эго – не  истинное  «Я».  Истинное  «Я»  знает,  что  всё  есть  моё  отражение – проекция…»  И  далее  и  далее  в  таком  же  духе… сплошной поток "сознания"...

 Честно  говоря,  это  откровение  Пападжи  меня  не  просветило  и  не  продвинуло  в  понимании  «истинного – Я».  Но  утешимся,  последовав  мудрому  совету  просветлённого .  «Я ,- сказал  Пападжи, - дам  вам  хороший  совет – не  слушать  ничьих  советов,  в  том  числе  и  моих… Пребывайте  в  покое,  не  думайте,  не  прилагайте   усилий.  Истина  извечно  здесь.  Она  просто  есть…»  И  это  совет  для  страждущих  и  ищущих  ИСТИНУ ?


«Не  думайте,  не  прилагайте  усилий…» - вот  суть  учения  адвайты !  Антиинтеллектуальная  и  антинаучная.  Я  всегда  считал,  что постичь  истину  можно  только  через  серьёзные  усилия  ума  и  глубокие  философские  раздумья.    К  сожалению,  я  не  нашёл  у  выше  названных  мастеров  адвайты  той  утончённости  и  проникновенной  мудрости  которая  так  выгодно  отличает  восточную  философию.


Рецензии
Я согласна с филосовым Пападжи,что истина есть,но она,как доказал другой филосов 19 века или первой половины 20 века ( Петров?)не постижима.И зто есть ответ "для страждущих и ищущих Истину".С уважением,Рита.

Рита Беленькая   17.03.2013 22:50     Заявить о нарушении
Абсолютная истина это некое воображаемое (условное) абсолютное знание, которое конечно, само по себе существовать не может. Для людей религиозных воплощением и носителем абсолютной истины является Бог - Абсолют. Однако, приняв такую условность как абсолютная истина, мы конечно понимаем, что полное постижение её не возможно из - за её безмерности.
В реальной жизни мы пользуемся ограниченными знаниями об окружающем нас мире, которые являются б.м. частью Абсолютных знаний, поэтому мы их называем относительной истиной. Познавая мир, мы постоянно расширяем свои познания о нём и, таким образом, асимптотически приближаем нашу относительную истину к её идеалу - Абсолютной истине.
Однако осознавая её условность и безмерность, мы конечно должны понимать, что Абсолютная истина всегда будет оставаться только желанной, но непостижимой целью для нас...

Любомир Павлов   18.03.2013 18:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.