Героизм, мученики. Границы понятий

Героизм, мученики. Границы понятий.


Для того чтобы понять какую-то вещь, необходимо не только узнавать её, когда она очевидна, но и обозначить границы понятия. Где кончается чёрное и начинается белое на серой шкале при чёрно-белом восприятии. Где любовь переходит в собственничество. А где в клиническую потерю своего я. Решил я рассмотреть героев и мучеников, варианты событий. Выводы сделать не всегда смогу, но постараюсь, иначе с них бы и начал, но вопросы поставлю.

Вариант 1. Человек искренне верит в Иисуса. Пусть это будет Рим. Местные гопники в лице  гуляющих легионеров предлагают отречься, иначе распилят пилой. Пополам. Не согласился отречься. Распилили. Причислен к мученикам (прообраз - Симон Кананит, есть такой святой, зайдите на Википедию посмотрите. Только его на Кавказе распилили.  Меня там картина поразила «Апостол Симон Кананит с орудием своего мученичества». Там этот Симон в руках держит пилу, которой его распилили. Почему? Объяснения не нашёл.).

Вариант 2. Человек искренне верит в Чебурашку. Пусть это будет Караганда. Местные гопники по своим мотивам  предлагают отречься, иначе распилят пилой. Пополам. Не согласился отречься. Распилили. Причислен к жертвам маньяков. После разбирательств - к шизоидам, пострадавшим за идею (Чебурашку можете поменять на любого другого известного персонажа. Караганду на любой другой город.).

Вывод. Причисление к мученикам - это не награда за мучения за свою идею, а следствие наличия заинтересованных в этом людей. Был бы в Караганде фан-клуб Чебурашки мощный, то может они его у себя тоже бы причислили куда-нибудь.



Вариант 1. София не хотела отречься от Веры даже после того, как её дочерей Веру, Надежду и Любовь уконтропупили скоропостижно и непростым способом. Из-за непоколебимости убеждений. Она умерла следом. Святая она теперь. Бескомпромисно Святая.

Вариант 2. Тётенька позволила ухренячить дочек толпе фанатов, не желая соглашаться, что Спартак - чемпион. Из-за непоколебимости убеждений. Кто она после????
(Раньше было Пахтакор - чемпион, но в рецензии указали что Пахтакор погиб в авиакатастрофе, не знаю чем этот факт смутил  рецензента, но поменял на Спартак).

Вывод. Осмысленность жертвы в глазах народа зависит от количества и фанатизма последователей. Возможно, в глазах фанатов своей любимой команды она равна Софии. В глазах остальных, кому что Христианство, что Пахтакор (или Спатртак) - едино, а свои дети есть - они обе  просто недоделанные дегенератки (или долбанутые фанатички если так больше нравится). То есть идея оправдывает поступки только в глазах единомышленников. Никакой общей точки отсчёта нет.

Героизм. Тоже понятие интересное. Тоже коньюктурное. Смотря что стоит во главе.

Примеры туда и обратно: Героическая защита Тмутаракани от Врага. Тут сложили голову лучшие сыны Отечества, но не пустили врага к сердцу нашей Родины. Вечная им память!  А если вспомнить Кутузова, который отдал Москву и разгромил Наполеона так и там, как ему было удобно, то многие акты героизма в виде «Стоять насмерть» вызывают озадачивание своей осмысленностью.

Я понимаю, что сейчас легко говорить. Тогда всё было иначе. Я не против, я хочу провести границы, хоть приблизительно. Что тут был героизм простого человека, а там - его тупизм, не позволивший пристрелить и тихо зарыть охреневшего от фанатизма или исполнительности политрука и сделать вид, что так и было. В результате такой ограниченности полегли все.
Там они и должны были полечь, чтобы выиграть время для спасения других? А в другом случае ошибочный приказ пришёл или вражеский агент прикололся.  Я понимаю, что, находясь внизу, этого не понимаешь. Я выясняю последующую оценку событий.

Вариант.  Берут человека. Внушают ему, что если он не взорвёт товарный поезд с нефтью, в безлюдной местности, то из этой нефти Мировой терроризм сделает средство для уничтожения всех больниц и роддомов в его родном городе. Он взрывает.  Те, кто ему это внушили, понятно кто - люди нехорошие. А кто он? Герой? Жертва приколизма? Жертва фальсификации? Террорист, взорвавший мирный товарняк?

Есть такая штука - Теория Относительности. Так вот, она относится не только к физике, но и к морали. Моральный релятивизм. Всё зависит от точки отсчёта. То, что хорошо для социума вообще, не всегда здорово для конкретного индивидуума. То, что приветствуется большой частью людей, абсолютно безразлично и даже противно другой. Это вы и сами знаете. Весь мир делится на своих и чужих. Кто для многих Афганцев (в смысле коренных жителей Афганистана) наши Герои Советского Союза, получившие это звание в Афганистане? Кто для Западной Украины люди, боровшиеся с Советской властью и её последователями после того, как эта власть проехалась железной пятой по всем несогласным? Кто эти люди для тех, кто в Советскую власть верил и иного не представлял?

Почему это написал? Наверное, несколько переобщался, за последнюю неделю, с представителями чёрно-белого видения мира. ))))  Накопилось.


Рецензии
ДОБРОСОВЕСТНО ЧИТАЛА, ПЫТАЛАСЬ РАЗОБРАТЬСЯ, НО ПОНЯЛА, ЧТО БЕЗ ПОЛ-ЛИТРА НЕ РАЗОБРАТЬСЯ, А Т.К. Я НЕ ПЬЮ, ТО ВАРИАНТ БЕЗНАДЁЖНЫЙ.

Венера Азарян   04.07.2013 22:30     Заявить о нарушении
Хм??? А что там непонятного? С какого места, можно цитату, стало непонятно. Если сразу после заглавия :) то просто "не ваше вооще"

Александр Альбов   05.07.2013 12:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.