C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Когда!

КОГДА!


Пошел за тем, чего не знаю
Принес, взглянул – не понимаю!

Иванушка-дурачок



В восхитительной и жутковатой повести братьев Стругацких «Град обреченный» два героя, попав в некий искусственно созданный мир, оказываются на городской площади, сплошь уставленной постаментами без статуй. На одном из пьедесталов большими буквами значилось: "КОГДА!" Да, да, именно с восклицательным знаком! Помнится, меня поразил этот образ. Много позднее пришла мысль: а что если бы в реальной жизни на одной из площадей, например, у нас в Калуге, появился постамент с такой надписью? Как бы люди реагировали на этот странный символ?
Попытка умозрительного моделирования этой ситуации привела меня к мысли о том, что восприятие зрителей, за исключением равнодушных и возмущенных, сгенерировало бы два потока сознания: а) аналитического размышления и б) чувственных образов. Причем вовсе не слитых вместе, а отчетливо раздельных! И не факт, что первый был бы мощнее второго. Как бы это и не показалось парадоксальным организатором сей инсталляции, имей они возможность регистрировать такое разделение.
В свое время одним из впечатляющих открытий для меня самого оказалось сложившееся убеждение о том, что определенная категория людей в восприятии окружающего мира, в том числе и в усвоении новой информации, отдают предпочтение чисто чувственным образам. Ну, по крайней мере, умеют включать в себе такой режим, отделяя его аналитического. Если это так, то получается, что эти люди являются обладателями Богом данного Третьего глаза! Хотя и подозреваю, что с таким даром вовсе не просто идти по жизни. Да и не всегда полезно для окружающих.
О том, что такой режим сознания существует я лишний раз убедился ознакомившись в интернете с рассказом Константина Свириденко (Ушельца) «Дерево-победитель», а, главное, с восторженными откликами на него. Поразительно, но в этом рассказе люди смогли увидеть и почувствовать нечто такое, что начисто прошло мимо моего сознания! Может быть оттого, что для меня в этом рассказе не оказалось совершенно никакой пищи для размышления? Впрочем, есть одно допущение, не скрою, весьма провокационного характера. Я глубоко убежден в существовании некого предела допустимой абстракции в произведении искусства, за которым начинается уже авторство реципиента, то есть воспринимающего. Некая пелена тумана, за которой невозможно что-либо разглядеть, но только представить. Но превышен ли этот порог «туманности» в данном случае – судить не берусь. Кто что-то увидел и что-то понял – тот и прав. В любом случае автор уже тем молодец, что не оставил читателей равнодушными.
Таким образом, видимо справедливо говорить по крайней мере о двух сигнальных системах восприятия, которые условно можно обозначить как «призму ЧУВСТВ» и «призму ИДЕЙ». И об этом, я убежден, необходимо помнить всем: и авторам и реципиентам.
Однако так ли уж непреодолим барьер между двумя образами мышления?
Если говорить о собственном опыте переключения с одного «канала» на другой, то рискну рассказать об одном таком эксперименте. Давным давно, когда я еще был ретивым испытателем природы и собственных возможностей, одним прекрасным утром, отрешившись от всего суетного, а заодно от собственного аналитического мышления, в состоянии полубодрствования, я попытался войти в режим так называемого созерцания собственного подсознания. Через некоторое время как на темном экране перед закрытыми глазами возникли светящиеся стихотворные строчки, которые я усилием воли перевел в режим реального сознания и постарался запомнить, чтобы потом записать.

Проткнулось бытие сомненьем
Но не предвестником беды
Оно сменилось озареньем
И я нашел ее следы.

Записал, снова закрыл глаза, и на темном экране меня ждало продолжение

Мой млечный путь воспоминаний
Затмился облаком мольбы
И я боюсь опять стать крайним
В разборках воли и судьбы

А третья порция откровений была такая:

ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА ЕСТЬ ЗНАМЕНИЕ ВЕЧНОСТИ, ПОСЯГАЮЩЕЙ НА САМОЕ СЕБЯ.

После этого никаких строк уже не возникало, и я понял, что с меня хватит.
Встряхнувшись и объединив половинки своего сознания, я внимательно прочитал написанное и … НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ. Какое озаренье, чьи следы? Что за мольба и что за знамение?… Одно понято, что стихи - не фонтан, а что касается афоризма …он остался нерасшифрованным и по сей день. Этакое «мене, мене, текел, упарсин» калужского разлива.
И подумалось: да, ребята, а таким вот образом свое сознание (или подсознание), наверное, легко можно ввести и в резонанс с сознанием другого человека! Но только вот вопрос: а не будет ли это одной из разновидностей гипноза или самогипноза? То есть, иллюзорным, а поэтому ложным представлением? Впрочем, не знаю, не знаю … В конце концов это каждый решает для себя сам.
А в заключении, возвращаясь к надписи КОГДА!, хотелось бы высказать одну мысль. Может быть этот образ Стругацких способен стать родоначальником нового поэтического направления? Существуют же четверостишья, двустишья, и даже одностишья (одна только строчка Вишневского «Уж утро близится, хотя бы спой» чего стоит!). Так почему бы не существовать под солнцем творчества и стихотворной формы «однословья»? Какие должны открыться возможности для воображения как для творящих, так и для воспринимающих! Символическое море без всяких берегов!
Май 2011 г.


Рецензии

Сережа! Здравствуйте!

Не первый раз читаю "Когда". Интересная для меня тема. Но не обладая специальными
знаниями, я не решусь высказать свое мнение по поводу представленной проблемы.
Хотелось бы некоторые личные наблюдения и вопросы обозначить.
Личные наблюдения убеждают, что синхронистичность часто проявляется в жизни.
Вообще - то ни одно событие своей жизни не считаю случайным. Не знаю каким образом,но некие предупреждающие, побуждающие, останавливающие знаки появляются
в моей жизни с завидной постоянностью. Если я бываю внимательна, мне знаки приходят часто. И служат правильным действиям. Знаки бывают разные - чаще
ментальные - в виде мысли или внезапной интуиции. Иногда в виде назойливых
цифр - приходится поломать голову. Чаще - вещественные подсказки - увиденные
картины, найденные необычные вещи - однажды нашла новенькую красивую ручку,
досих пор служит. И, кстати, первые вещички для Прозы ею и написаны.
Вы поняли, что со знаками я дружу. Не знаю, существует ли нечто, контролирующее
лично мой жизненный путь или это некие общие рассылки. Но мне это интересно!
Да и полезно для жизни. Спасибо Вам за жадный интерес к различным проявлениям существования. Тогда и твоя причастность не является чем - то ненормальным.
Публикация понравилась, зацепила - признательна,
Людмила

Людмила Салагаева   15.03.2015 13:12     Заявить о нарушении
Люда, рад приветствовать Вас!
И конечно же я был очень обрадован Вашей рецензией, в которой проявился солидарный интерес к теме, которая всегда в волнительным образом питала мое воображение и, соответственно, вызывала поток размышлений, догадок и предположений порой мистического свойства. Правда, этому бурному потоку всегда приходилось разбиваться о валуны всяческих сомнений, но, тем не менее, он и поныне не прекратил всего течения. Жаль только, что каких-либо четких закономерностей и предсказуемых проявлений, что можно было бы считать жизненным инструментом, он мне до сих пор так и не подарил.
Знаете, в моем случае с явлением подсознательных текстов, я, разумеется, не мог не соблазниться попытками уразумения их скрытого смыла. Однако эти толкования были потоком предположений во многом взаимоисключающих друг друга, поэтому я с сожалением отказался от попыток выбрать одно из них в качестве рабочей гипотезы.
И хотя, как я уже и упоминал, у меня очень часто возникает ощущения незримого присутствия рядом моей умершей двойняшки- сестры, и даже определенных действий с ее стороны, однако в то же время это ощущение никоем образом не нарушало главного убеждения: формировать образ мыслей и выбирать образ действий, а также отвечать за них, должен я сам. Даже уповать на помощь в критических ситуациях я не в праве, ибо таковая помощь может быть оказана, а может быть и нет. А, скорее всего, вовсе нет.
И всё это с очень частым чувством одиночества в толпе. Впрочем, это уже другая тема.
С теплом и наилучшими пожеланиями
Сергей

P.S. Люда, извините за задержку с ответом. Только было я вчера нацелился на клавиши, как заявились дети с внучками и началась кутерьма.

Сергей Дерябин   16.03.2015 10:22   Заявить о нарушении
Да, Люда, в вышеприведенной сентенции я не упомянул о "Капельках прозрения", которые, убежден, являются важнейшим фактором формирования мировоззрения и мироощущения у каждого человека. Жаль только, что они высвечиваются лишь знаки минувшего, а образы будущего в них проглядывают всегда смутно и по всей видимости иллюзорно.
И тут дело вот в чем. Как я понимаю, даже если бы и существовал некий "телевизор", способный с точностью отображать грядущие события, то картинки на нем должны были бы меняться бы с калейдоскопической быстротой, поскольку "проскопическая" информация тут же порождала многовариантность перспективных событий. Оттого меня просто потрясает примеры точного угаданных событий. Я даже схематически не могу представить суть такого явления, ввиду того, что этого просто не может быть! И такое потрясение сродни сродни безотчетному ужасу. Ибо самый больший страх вызывают у человека не просто загадочные, но заведомо невозможные явления. А ведь "невозможная" проскопия доказала свою истинность на множестве примеров (Ленорман, Вольф Мессинг и др.)!
Сергей



Сергей Дерябин   16.03.2015 17:35   Заявить о нарушении
И...Никола Тесла.
Информацию он "забирал" иным способом, чем мы.

Алла Корчак   22.04.2015 13:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.