Язычество в сказках и сказки о язычестве

Однажды, мой сын, четвероклассник, прибежал из школы и попросил срочно  денег. Оказалось, их классный руководитель организовала фотографирование детей на фоне огромного плаката с героями известного фильма «Бригада»…
    Тогда мой сын ещё не знал, что сюжет фильма вплоть до подробностей отдельных сцен на 90 процентов  украден у старого американского фильма о мафии начала 20 века.
Причём, нигде никаких оговорок на этот счёт сделано не было.
С тех пор с именем С.Безрукова у меня связаны нехорошие ассоциации, время от времени подкрепляемые его новыми ролями.   
Неприязнь только возросла после примитивного исполнения ролей Пушкина и Есенина.
           Тем неожиданней оказалось впечатление от первых кадров фильма «Реальная сказка». Идея сценария показалась и оригинальной, и актуальной, возможно, потому, что удивил  Л.Ермольник, исполнивший роль Кащея так, что весь цинизм персонажа иногда казался глубокомыслием. 
Но предвкушение открытия оказалось неудовлетворённым. Дерзкий замысел и несколько удавшихся сцен и реплик – это всё, что позволяет не ругать сильно этот фильм, на фоне многих других претендующий быть среди фильмов с гражданским звучанием.

Поэтому, оговорюсь, что далее не будет развёрнутой рецензии или обзора отзывов на фильм.  Фильм здесь будет упоминаться, лишь, как повод для разговора о том, что, возможно, хотели сказать его авторы и участники.
               А сказать они хотели, что зло в нашей жизни лучше всего мог бы олицетворять  герой наших классических сказок Кащей Бессмертный. Что на службе у него состоят те, кто должен бы нас защищать от него. Что в жизни «Кащей» может выглядеть весьма респектабельно. Что все его идейные противники или смирились со своей беспомощностью, или продолжают безвредные для Кащея и опасные для себя выходки, которые УК РФ квалифицирует, как разбой или покушение на жизнь.
Нам сообщают также, что по современным сказочным законам уничтожение зла невозможно без жертв. И многие добрые молодцы,  решили, что разумнее смириться с властью Кащея, чем бороться с ним. 
Ещё раз заметим, что сценарий настолько слаб, что не захватывает зрителя, не даёт возможности искреннего сопереживания героям. Мы рассматриваем идеи, которые заявлены фильмом декларативно.
Есть ли в нашей жизни реальные люди, имеющие славу добропорядочных граждан, но представляющие собой исчадие зла? – Несомненно! Один сериал о «Бандитском Петербурге» не оставил на этот счёт никаких сомнений.
Есть ли люди, которые в душе и не хотели бы служить злу, но, не устояв перед  соблазнами  или угрозами, выбрали для себя соучастие в этом зле? – Да сколько угодно, чему доказательством может быть недавняя история с московскими прокурорами, которых «прикармливал» запрещённый игорный бизнес.
Есть ли «иванушки-дурачки», которые в одиночку, не щадя себя, вступают в схватку с «кащеями»? – Известны во все времена во всех сферах жизни. Чего стоит одна история капитана уголовного розыска, который  разворошил гнездо Тольятинской группировки, много лет терроризирующей весь «Автоваз» и погиб среди бела дня от бандитских пуль!

Много среди нас таких правдолюбов, которые смелы и отчаянны только потому, что не представляют себе всей силы и жестокости своих, мягко говоря, оппонентов.
А ещё больше людей, которые себе это всё хорошо представляют, и поэтому принимают решение «не высовываться» и быть «как все».
                Есть много фильмов, где проблема нравственного выбора в драматической или трагической ситуации  показана с несомненно большей силой и глубиной, где
многоликость и вездесущность зла показана гораздо убедительней, чем в «Реальной сказке». Но тем ценнее поступок их героев, решающихся до конца не изменять своему правдолюбию.
 
Фильму «Реальная сказка» не хватает и реализма, и сказочности.
Никакого сочувствия не вызывает тот факт, – или вымысел? - что  производство фильма не окупило себя. Вызывает удивление, что кто-то надеялся на нём заработать.
Хотя, можно понять обиду потерпевших убытки: ведь, «проходит» же этот номер с фильмами и более  слабыми… Проглатывает народ яркие и блестящие подделки, в которых и намёка нет на глубокий смысл, а тем более на гражданскую позицию или национальную идею…

Один из былинных и сказочных героев, состоявших на службе у Кащея, оправдывал свой выбор тем, что народ перестал верить в своих героев.
- Глубокая мысль. Но обосновано ли такое обвинение?
Кажется, справедливее было бы сказать, что народ только то и делает, что надеется на чудеса и богатырей, которые придут и всё изменят к лучшему. Но нет ни чуда, ни богатырей… А народ всё ждёт и не теряет надежды.
Изредка кто-нибудь слезет с печи,  чтобы выйти против «кащея», а ему говорят, будто бы жалея, а на деле оправдывая себя, что не такие пытались с ним воевать, но не могли ничего сделать. И возвратится несостоявшийся герой благополучно к себе на печь, поверив народному благоразумию.
А кто-то и вовсе разуверится в сказках, и поверит на слово, что вся правда в силе.
 Так и живём…
С некоторых пор всё чаще раздаются голоса о том, что нам, будто бы, в далёком прошлом подменили религию. От того и все беды. Но забытые и отвергнутые языческие боги всё ещё ждут нас, как блудных детей...Чтобы передать нам секретное оружие против всех супостатов... 

Удивительно, что в русских сказках, не смотря на всю их доброту и гуманность, редко упоминается имя Бога, там нет никаких цитат из Его проповедей и заповедей. Казалось бы, уж, если говорить об ожидании чуда, то кого бы ещё и вспоминать, на кого бы надеяться, как не на Бога?
Но это удивительно  тем, кто читал сказки только в литературном переводе.
Оказывается, в подлинных текстах сборника сказок Афанасьева Бог не забыт даже Емелей...
Но нет никакого намёка на происхождение ожидаемых чудес в «Реальной сказке».
Хотя, никто более Бога не имеет оснований сказать, что «потому и не помогаю, что не верите в Меня».
«Как же не верим? А новые церкви? А свечи по всей стране горят с утра до вечера! А трансляции праздничных служб по телевидению из храмов, удостоенных высочайшего присутствия? А благотворительные концерты?» - Ждёт народ чуда! Верит в своих «богатырей»!
Полной противоположностью  сказкам в этом плане являются жития святых. Но мало кто осмелится утверждать, что они воспринимаются читателями также легко и весело, как сказки.
Здесь уместно вспомнить, что православие с древних времён не одобряло «смехотворчества», осуждало не только актёров крепостных театров, клоунов и балагуров, развлекавших народ на ярмарках, но даже и сами сказки. Удивил тот факт, что издание первого собирателя сказок Афанасьева было изъято из продажи по настоянию цензора от РПЦ.
Сам он претерпел серьёзные гонения за то,что сделал печатными выражения и сюжеты, которые и сейчас называют непечатными.
За то, что попытался описать и сохранить для истории подлинный образ народа с той стороны, которую и сегодня бы назвали пошловатой.
Конечно, когда в обществе, жаждущем просветления и вдохновения, появляются невнятные сказки с претензией на связь с реальностью, старательно скрывающие всякую мысль о происхождении истины,  то инфекция заблуждений будет, скорее всего, распространяться.   
                Как сообщает rodonews.ru, «русские народные сказки, любимые всеми нами, являющиеся уникальными произведениями национального фольклора, а также достоянием мировой культуры, отражающие самобытность русского народа, РПЦ рассматривает как дьявольщину. Фактически русским народным сказкам объявлена война. Их доля в общем объёме книг для детей медленно, но уверенно приближается к нулю.            
Необходимо отметить, - продолжают защитники сказок от православия - что в русских народных сказках до нас дошли языческие образы наших предков, а также были переданы их архетипы. Последователями православной инквизиции за тысячу лет были уничтожены почти все памятники старины, связанные с народными верованиями на территории России... Не останавливаются на достигнутом РПЦ и сегодня.
В 2001 году Вологодская епархия объявила Деда Мороза языческим божеством. Епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) открыто заявлял о том, что в торжествах в Великом Устюге (родина сказочного героя) Церковь примет участие только в том случае, если в официальной биографии Деда Мороза будет отмечено, что он принял православное крещение.
В 2001 году в городе Кириллове Вологодская епархия закрыла уникальный сказочный музей бабы Яги. Епископ Максимилиан сказочную героиню обвинил в сатанизме…
С целью привлечения туристов село Кукобой Первомайского района Ярославской области было объявлено родиной бабы Яги. Пошехонье, районный центр Ярославской области было объявлено родиной водяного.
С резким осуждением этих явлений выступила Ярославская Епархия РПЦ. В официальном заявлении епархии говорилось: Власть предержащая покровительствует обожествлению сказочных героев: бабы-яги и водяного. …Если властям водяной и баба-яга ближе, чем Христос, Божья матерь и наши святые, то такая власть достойна сожаления, как и избравший её народ…
Также от заигрываний с бабой Ягой предостерег и зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
Как сообщила корреспондент газеты «Московский комсомолец» И. Боброва, во время праздника бабы Яги (2005 год) в село Кукобой приехали священники из Ярославской епархии. Люди в рясах выкрикивали оскорбления в адрес присутствующих, пугали туристов и местных жителей тем, что их настигнет Божья кара.  (Владислав Почепинский, Олег Трошкин, глава из доклада «Православная инквизиция в России»).
Из приведённых цитат возражения вызывает упрёк РПЦ в том, что доля сказок «в общем объёме книг для детей медленно, но уверенно приближается к нулю». На объём книжного издательства и долю сказок в нём, пожалуй, в первую очередь оказывает влияние тираж всевозможной литературной порнографии, криминальных романов и фантастической бесовщины вроде Гарри Потера. Во всяком случае, РПЦ к этому непричастна.
Удивляет и огорчение тем, что церковь не играет в деда мороза и бабу ягу. Хотя, можно было бы и не удивляться: освящают же батюшки банки, рестораны и дорогие «колесницы» господ с неизвестным происхождением их богатства…

              И вот, в новом фильме «Реальная сказка»  нам представляют «бабу Ягу» в образе благообразной женщины пенсионного возраста с добрым взглядом,  «Кащея бессмертного», в котором мы без труда замечаем многие приметы уважаемого в обществе бизнесмена… Среди многих несуразиц сценария нам показывают гибель Лешего от наехавшего на него автомобиля,  обречённые на неудачу попытки Иванушки-дурачка убить бессмертного Кащея  и, самое главное, - перевоплощение Кащея в Василису премудрую, сожительницу Ивана-дурачка, которое, по закону детективного жанра, раскрывается лишь в финале фильма.
Стать угрозой для православия «Реальной сказке» явно не по силам.
Но если в древних народных сказках замалчивание имени Бога ещё можно объяснить смутным представлением о христианстве или уклонением от церковного осуждения, то современные сказки избегают его упоминания, скорее всего, не по инерции, а из принципиальных соображений, подобных тем, какие были высказаны в докладе против «православной инквизиции». 
Некий Роман Днепровский на страницах интернета утверждает, что «извлек на свет Божий «славянское язычество» и начал активную «раскрутку» этого проекта… председатель Комитета Государственной Безопасности Ю.В. АНДРОПОВ…
Зачем прагматику и атеисту Андропову понадобилось славянское язычество? Ответ, на самом деле, гораздо проще, чем может показаться кому-то. Шеф советской политической полиции был, едва ли, не единственным в СССР человеком, который ясно и отчетливо представлял себе весь масштаб и глубину стихийного процесса православного возрождения. …И — самое главное — Андропов осознавал, что противостоять всему этому процессу накануне Тысячелетия Крещения Руси не сможет даже всесильный Комитет Государственной Безопасности!...
… вся проповедь этих, неизвестно откуда, всплывших «волхвов» и «ведунов» сводилась к следующим постулатам:
Христианство — «жидомасонская религия», навязанная Русичам для их порабощения;
Русичи сумели преодолеть христианство, превратив его в племенное Православие;
Сейчас настало, наконец, новое время, когда не надо прятаться, маскировать Русскую веру еврейским «богом» — сейчас настало время вернуться к Перуну и Ко;
Коммунизм, как и христианство, был навязан Русскому Народу жидомасонами, но Россия сумела переработать иудо-коммунизм в русский национал-большевизм и советскую власть; кто покушается на большевизм и советскую власть — враг России и Русского народа;
Под чисто-русским Красным знаменем, с благословения Перуна, Велеса, Хорса, Сварога, Стрибога, Мокоши, Кикиморы, Змея Горыныча, Водяного и Лешего — вперед, к победе большевизма — вековой мечте полян, древлян и прочих венедов!»
 Несколько восторгов открытия для себя язычества озвучил сатирик М.Задорнов.
Главная мысль проповедников и реаниматоров язычества проста в своём величии и убожестве: христианство подменило собой истину, давно известную нашим предкам. С тех пор и бедствуем...
В пользу такой версии возрождения язычества, безусловно, говорят всем известные факты политики «воинствующего атеизма»: нет причин сомневаться в том, что для дискредитации православия власть не побрезговала бы никакими средствами.

                Но есть одно обстоятельство, которое, возможно, в некоторой степени примирит православие с теми, кто нападает на него под предлогом защиты древнего язычества.
Что есть такого в православии, о чём не упоминалось бы в русских народных сказках?
Не являются ли сказки одним из первых отзвуков и отблесков ещё неизвестного русскому народу христианства?
- Идея воскресения после смерти? – многочисленные чудеса с мёртвой и живой водой, спящая красавица…
- Идея принесения себя в жертву ради спасения других? – подвиги сказочных героев, побеждающих в решающей схватке с драконом или Кащеем …
- Свойство злых сказочных героев передвигаться в пространстве, принимать разные обличия, по христианским представлениям - неотъемлемое свойство злых духов и их главного предводителя.
- Ад, как место наказания грешников? – Разве не напоминает печь Бабы-Яги традиционную картину адского пекла?
И, уж, совсем не удивляет, что мотивом всех сказочных подвигов является не богатство, не слава, а любовь! Потому, что в христианстве «Бог есть любовь».
Всевозможные козни братьев главного сказочного героя  с целью похищения его славы и подвига разве не напоминают сюжет преступления Каина и предательства Христа на распятие? А Жар-птица разве не образ «света истины», который может стать огнём для недостойных его?
Сам внешний облик всех сказочных чудищ разве на много отличается от традиционных изображений духов зла в христианстве? А сказочная птица, усыпляющая своим пением богатырей, разве не похожа на яркий образ дьявольского коварства, от которого православие призывает спасаться «трезвением и бодрствованием»?
А что может означать смерть Кащея на кончике иглы, спрятанной в яйце? 
Игла в яйце – это зло и смерть в самом зародыше жизни! Зло бессмертно только потому, что оно находится в нас самих! Мы убиваем в себе один порок, как сказочный герой  убивает зайца, а наш порок преобразуется и проявляет себя в другой стихии… Только сломав в самом себе эту иглу наследственного порока и зла, убивая в себе носителей зла во всех его ипостасях, человек одержит окончательную победу. «Царство Божие внутри вас есть» - сказал Христос.
Но почему Баба-яга помогает героям сказок?
Её помощь только в том, что она показывает дорогу к Кащею. И если кому-то показалось, что Баба-яга- положительный герой, то пусть объяснит, почему дорога к Кащею усыпана человеческими костями. Зло, «как лев рыкающий, ищет, кого поглотить» Зло активно, коварно и агрессивно. Оно именно ищет своих соперников, потому что в злое время «благоразумный молчит» и таится по правилу «Будьте мудры, как змеи». 
                Не случайно  и звери в сказках помогают добрым молодцам побеждать Кащея: в Библии есть много примеров, когда звери служат святым: кит проглатывает Иону пророка, чтобы он не погиб в море и довёл до людей своё пророчество; ворон кормит Илию пророка; ослица останавливает пророка Валаама от неправильного  поступка; львы не прикасаются к пророку Даниилу, брошенному к ним на растерзание…- разве это не тема для многих интерпретаций в сказках?
Христос говорил своим ученикам притчами, потому что в иной форме они не могли «уразуметь» сказанного.
Русские народные сказки несут в себе прообраз христианства.
У язычества нет никаких оснований присваивать себе их поэтичность, душевность и одухотворённость.
У православия нет никаких причин видеть в любви к сказкам возвращение к язычеству.
Разумеется, до тех пор, когда их  отрицательных героев не пытаются обожествлять.

А те, кто воспринимает сказки за разновидность развлекательного жанра, в лучшем случае «не ведают, что творят». А в худшем – извращают все истины.
Фильм «Реальная сказка» не настолько мудр, чтобы заподозрить в нём некий злой умысел в пользу язычества. Это, скорее всего, одно из многочисленных проявлений творческого легкомыслия и абсолютной нечувствительности ко лжи, для которых, к сожалению, в последнее время создалась благодатная почва, что даёт повод задуматься: не наступают ли последние времена?

Возможно, в сказках отразилось некоторое неприятие идеи будущей жизни после смерти: известны сюжеты, в которых сказочному герою предлагается счастливая жизнь  в ином мире, в подводном царстве, например. Но предложения такие отвергаются, а наследницу сказочного мира добрый молодец уводит к себе на землю, где они после честного пира живут долго и счастливо. Разве не отражаются в таком сюжете вековые народные чаяния о том, чтобы  Бог пришёл на землю и навёл порядок?
Разве не угадывается в этом неверие в «царство Божие на небе»?   Но такое неверие – это реальность, это детство нашей веры. И нельзя нас лишать этого детства.
Идея небесного царства для многих людей также страшна в своей непостижимости, как прыжок в котёл с кипящей водой для героя из сказки о Коньке-горбунке… 
Как сказал апостол, для того и пришёл Христос, чтобы освободить нас от страха  смерти, через который мы подвержены рабству.
Кому дано, тот однажды увидит масштабы коварства, лицемерия и могущества зла в нашей жизни, осознает свою беспомощность перед ними. И тогда, может быть, возникнет вопрос: так почему же, не смотря на столь явное преимущество в силе, зло никак не может одержать окончательной победы? Значит, есть сила непреодолимая для него? И мы, как перо Жар-птицы,  найдём подтверждение своим догадкам в учении христианства. 
Если, конечно, к тому времени всё информационное поле не будет засеяно сорняками забав с язычеством и мешанины из сказочных персонажей и сюжетов, в которой соглашаются принимать участие иногда не обделённые талантами люди.
Но за употребление талантов каждый отвечает сам.
Ну и конечно, невозможно, говоря о язычестве и сказках, не замечать, что многие персонажи и сюжеты имеют явное сходство с мифами древней Греции и Рима:
Шапка-невидимка - это шлем в истории Аиды и Персея;сапоги-скороходы - крылатые сандалии Персея; история Данаи и Персея - почти копия сказки о царе Салтане.
А само происхождение язычества становится понятным после знакомства с текстами древнего Шумера, утверждающими, что нашу планету посещали космические пришельцы. И мифы, и языческие предания родом из этих текстов и тех времён.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.