Кавказ без Миссии - как чемодан без ручки

Похоже, на Кавказе уже без русских определились, по каким нравственным законам они будут жить дальше. Время упущено – покоряемые «дикие» народы духовно обогнали своих колонизаторов.

Все народы на планете делятся на две категории – те, к кому приходят, и те,  кто приходит. Русские всегда были мессианским народом – если кто не верит, может посмотреть на глобус. Вторым по могущественности (или первым?) мессианским народом были англосаксы – тут тоже сомневающимся поможет глобус. Но наше мессианство  несколько отличалось от западного – мы, хоть и считали туземцев ниже себя, но рассматривали эту низость и неравенство как временное, исправимое явление. И никогда не приходили к неведомым народам с пустыми руками. Всегда в этих руках что-то было. Знак высоких технологий – булатный меч, плотницкий и кузнечный инструмент, ткани, книги и прочие артефакты нашей цивилизации. А сверху, надстройкой, шла наша крепкая Вера. И у туземцев тут же рождалась простая причинно-следственная связь, и крестились они охотно и толпами в речках. И носили веками стеклянные нательные кресты и присягали Белому царю и распятому Богу.  И врачи ездили по улусам – лечили трахомных детишек, и книжки для инородцев выпускали, и роднились пришлые с местными – не брезговали. И в целом, от этого мессианства всем было хорошо – иначе давно бы развалилась наша Россия, как гнилая колода Австро-Венгерской империи.

Но даже Мессиям свойственно ошибаться, и именно на Северном Кавказе были сделаны наши самые фатальные мессианские ошибки. Поэтому наши отношения в последние 20 лет напоминают затяжной кувырок над пропастью, и край все ближе и ближе, и как остановить это вращение, не знают даже на московских ток-шоу и «круглых столах».

Первая ошибка была сделана  в 1917 году, когда был позорно низложен Белый царь. Коммунистическую идею на Кавказе восприняли охотно – она давала равенство, братство и богатые казачьи земли. Осадочек, правда, от  скорого и лихого предательства Божьего Помазанника  остался… Но как охотно и старательно катались кавказцы на коммунистическом социальном лифте – стать военным, ученым, закончить ВУЗ – было великой честью, сверкающий отблеск которой падал на весь семейный клан!

В 90-х годах мы сами сказали кавказцам, что все заветы Ленина и руководящая роль коммунистической партии – вранье, бессмыслица, чушь. А деньги важнее знаний. Мне сложно постичь всю глубину возникшего на Северном Кавказе когнитивного диссонанса.

Иногда мне кажется, что русских с Кавказа стали изгонять в начале 90-х годов совсем не за то, что они были такие плохие или иные – все-таки бок о бок жили сотни лет. Русские оказались обманщиками, лже-мессиями. Сначала обманули с Великим Белым царем, потом с дедушкой Лениным...ждать третьего раза не стали, и русских погнали, как маркесовских цыган из "Ста лет одиночества".

Но мы опять пошли на Северный Кавказ – голые, в одних простынках на ледяных горных ветрах. «Наведение Конституционного порядка» - плохое название для Миссии и никудышная цель для мессианского народа. Если бы сказали прямо – «идем мстить за изгнанных и убитых собратьев», толку было бы больше. А так в этот раз у нас не было даже артефактов, тканей и стеклянных бус  – весь ширпотреб к тому времени прекрасно делался в Турции и Китае.

Местные, кстати, не стали ждать, пока мы сформулируем новую мессианскую идею.  Они покопались в себе, в своем прошлом, и извлекли на свет салафизм - свод нравственных законов, «чистый ислам» в котором нет Пророков. Строгий и кровавый. Пришедшие без миссии русские оказались слабы и не готовы быть выше  таких законов, а их Вера за прошедшие века стала мягкой и слабой. В отличие от слафизма-ваххабизма и местных адатов.
Я пишу эту заметку, сидя на диванчике в про-русской чеченской семье. Таких семей здесь очень мало. К нам здесь относятся с уважением  и прекрасно помнят, кто принес на Кавказ письменность, науку, медицину, электричество. Кто, в конце-концов, объяснил, что туалетная бумага удобнее кувшина с водой, а мужчинам не обязательно мочиться сидя. Это не я выдумал, это сказанная в сердцах реплика главы этой чеченской семьи! Рядом со мной играют дети, которые уже не понимают меня, моего языка и учить его не собираются.

Дети пытаются купить у меня за два железных рубля дико-понравившиеся им часы "Касио-протрек". Я хихикаю, и даю детям червонец. Единственное, что могу им дать. Я даже не могу рассказать им сказку – не поймут. Это чистый случай, чистый итог последней российской миссии на Кавказе. Часы эти сделаны не в Москве, а в далекой Японии, и единственное, что у меня есть – деньги. Вот и все мое мессианство.

Нам нет смысла быть на Кавказе без великой Миссии. И думать сейчас надо не о том, как отделить Кавказ или сохранить Кавказ. Надо думать о том, как его вернуть. Он уже ушел от нас очень далеко, спускаясь по временной спирали вниз, к 14-му веку и в то же время, нравственно, поднимаясь вверх – к облакам. Какую-то часть кавказского народа удается выдергивать из прошлого и с небес с помощью кровавых спецопераций спецназа, ТВ и законов общества потребления.

Получившийся человечий материал годится только для пенитенциарной системы, а в случае недоработки милиции, как жидкость для розжига «Манежек» и «Кондопог»... При этом,  потреблять, «варить лавандос» любой ценой и сладострастничать на Кавказе хотят далеко не все. Скорее наоборот, молодежь живущая дома, на Кавказе, пытается подчеркивать свою набожность и нравственность – это общий тренд, а не частность или позерство.. Не поверите, но мы с Александром Коцем уже 10 лет болтаемся по республике и вместе и по одиночке, и днем и по ночам, и в горах и на равнине...и никогда еще мы не сталкивались с немотивированной агрессией. А наоборот, беззастенчиво пользовались своим «гостевым» статусом, разумеется, соблюдая местные нормы поведения. Например, не курить при старших или не смотреть прохожим женщинам в глаза.

И не Кавказ в целом плох, как и люди его населяющие. Плоха власть, которая после трех мессианских провалов, обращается с ним, как выпускник ПТУ, решивший откапиталить нормально работающий "тойотовский" дизель с системой коммонрейл - без инструментов, съемников, используя только запчасти от трактора "Беларусь". У мастера-ломастера много денег, и он использует их как обтирочную бумагу - на большее ума не хватает.

Скоро птушник закончит свой «ремонт» и будет долго, нудно заводить двигатель. И конечно, он не заведется никогда. А потом «мастер» плюнет на все сразу.  И долго с тоской будет думать – зачем полез чинить? Для чего ему был нужен этот дизель? Туристов катать по горным тропам «туристического кластера»?  Где их взять этих туристов – все давным-давно в Египте и Турции… И кто им, туристам, позволит здесь, на Кавказе, вести себя так порочно, как они привыкли за последние десятилетия безнравственности и безверия? Никто и не позволит – здесь уже другая, чужая цивилизация, которую мы помогли создать своими же неуклюжими руками, враньем и неверностью.


Рецензии
Круглые столы по английски называются панельными... название более верное... Ибо на панелях продают... честь... Наверно ССР и развалился тогда, когда панельные дискурсии стали основным занятием.

Ан Леере   11.04.2013 17:13     Заявить о нарушении
Про круглые столы - крайне любопытно.Спасибо.

Дмитрий Стешин   19.04.2013 20:41   Заявить о нарушении
Русские переводчики "схавали" англицкую кальку... и везде переводят круглые столы как панельдискашен=панельные дискусии... хотя надо было бы переводить ближе по тексту - разговоры у колодца.

Ан Леере   20.04.2013 01:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.