Крещатик. Старый и Новый Пассажи. Очерк

КРЕЩАТИК. МАЛЫЙ ИЛИ СТАРЫЙ ПАССАЖ
 
       Киевские купцы стремились расширить торговые площади на Крещатике и, в то же время, уменьшить арендные ставки.

          Усадьбу на Крещатике 34 в 1863 году купил киевский купец 1-й гильдии Н. Богодица. Ее территория площадью 1053 кв. саженей тянулась до ул. Ново-Елизаветинской (теперь. ул. Пушкинская), где имела № 5 (поэтому в архивных документах упоминается под № 34/5).
         В 1884 году усадьбу приобрел киевский купец 1-й гильдии Иосиф Ждановский, после смерти которого с 1898 года владельцем стал его сын - титулярный советник Василий Осипович Ждановский. В 1916 году участок приобрел купец И. Гепнер.
К 1870 году на фасадную линию улицы выходил типичный двухэтажный деревянно-кирпичный дом 1850-60-х годов. Во дворе стояло несколько флигелей. В 1871 году, на Крещатике 34, рядом с улицей Прорезной по проекту архитектора ГЕОРГИЯ НИКОЛАЕВИЧА ВЕСМАНА, был построен П-образный комплекс из двух трехэтажных зданий, со значительно выступающими парадными входами.

         Архитектор, академик архитектуры (1859) ГЕОРГИЙ (ГЕОРГ- НИКОЛАЙ) НИКОЛАЕВИЧ ВЕСМАН (1828-1901) окончил Петербургскую Академию искусств, получив большую серебряную медаль и звание «классного художника III степени». Его творческая деятельность проходила в разных городах Российской империи. Он начинал работать в Петербурге и его окрестностях, а в 1869-1872 годы становится архитектором при строительном отделении Киевского губернского правления. В своих постройках Весман предпочитал неорусский стиль и неоренессанс. В 1872 году, Г. Н. Весман уволился со службы и возвратился в Петербург.

Выстроенный Г. Н. Весманом комплекс доходных домов, выделялся достаточно глубоким и широким пространством и вносил некоторое разнообразие в сплошную застройку улицы. Получившийся комплекс, хотя и не принадлежал к классическому типу пассажа, на французский манер стали называть Пассаж, позднее Старый Пассаж или «пассаж Ждановского», по имени купца 1-й гильдии Василия Осиповича Ждановского.
       По-французски «passage» – «проход» или «переход». Именно во Франции, в Париже, между подножием Монмартра и берегом Сены, в начале XIX века, были устроены многочисленные торговые галереи под стеклянными крышами, которые и называли пассажами.

В 1880 году застройка была уже организована по типу пассажа, разомкнутые боковые крылья которого образовывали параллельно расположены кирпичные трехэтажные дома с магазинами с зеркальными окнами на первых этажах.
          Старейшая постройка в тылу пассажа (располагавшаяся параллельно красной линии Крещатика) была построена как двухэтажная по проекту архитектора Александра Беретти. В 1871 году надстроена двумя этажами, в 1879 - еще одним. Вероятно, это было одно из самых ранних пятиэтажных зданий в Киеве (со стороны ул. Пушкинской в результате наклона рельефа имела только два этажа и полуподвал).
          В 1900 году на месте двух трехэтажных флигелей по проекту архитектора Владимира Николаева началось строительство четырехэтажного, П-образного в плане доходного дома со стороны ул. Пушкинской со вторым на участке замкнутым двором (теперь отдельное здание).
        Из Пассажа по специальной лестнице можно было пройти на улицу Пушкинскую.

        В Пассаже со стороны Крещатика находились: бар, мануфактурный магазин, магазин резиновых изделий, Вторая киевская артель официантов, галерея, магазин обуви, прачечная, контора и состав «Каучук» и другие.

       И хотя стены были плотно увешаны вывесками портных и торговцев готовым платьем, бакалейщиков, продавцов табака, парикмахеров и т.п., так что историк Кирилл Третьяк не без иронии заметил, что «наружные фасады так облепливали «ширпотребные» украшения, изготовлявшиеся самими предпринимателями, что наглядно демонстрировали преимущество комерционного изыска над эстетической красотой», комплекс «Малого Пассажа» в стиле ренессанс, уютный, украшенный скульптурами – безусловно был, как справедливо отметил киевовед Кирилл Степанец, своеобразной архитектурной жемчужиной.

       Поскольку, в Пассаже было сосредоточено множество магазинов, небольших кафешек и развлекательных заведений, он вскоре стал популярным местом встреч и прогулок многих киевлян.      
       Так хоровой дирижёр, композитор, фольклорист и педагог, организатор и руководитель нескольких известных украинских хоровых коллективов- АЛЕКСАНДР АНТОНОВИЧ КОШИЦ, а в 1890-х годах - студент Киевской Духовной академии, вспоминал: «В нашей ежедневной жизни заметную роль играл ресторан в пассаже на Крещатике. Здесь всегда было людно, но пьянства не было, а цены были скромные, как раз для нашего студенческого кармана. Любил и я с моими друзьями зайти сюда, съесть хорошие пожарские или отбивные котлеты, выпить бутылку-другую пива и поговорить вволю.».

На первых этажах пассажа, размещались кинотеатр известного предпринимателя АНТОНА АЛЕКСАНДРОВИЧА ШАНЦЕРА приспособленный под демонстрацию хроникальных и новостных фильмов (читайте мой подробный рассказ о нем), роскошный цветочный магазин ГРИГОРЬЕВА, доставлявший, как указывадось в рекламе, ежедневно свежайшие цветы «со всего мира и из собственных оранжерей»; крупнейший магазин-филиал московского Торгового дома СЕРГЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ПЕРЛОВА «Торговля колониальными товарами», в котором можно было преобрести «высшего сорта» чай, кофе и какао; депо-магазин готового дамского, мужского и детского платья известного купца ЛЮДВИГА ИГНАТЬЕВИЧА МАНДЛЯ; ателье дамского портного МИНДЛИНА и портного ТАРАСОВА.

«ЧАЙНЫЙ ДОМ» СЕРГЕЯ ПЕРЛОВА

       СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ПЕРЛОВ(1836–1910)  был  представителем третьего поколения московской купеческой «чайной династии», дед которого Алексей Перлов  в 1787 году  открыл  в Москве первые чайные лавки. В те годы торговля  чаем в России являлась крайне рискованным экспериментом, поскольку  , во-первых, с риском была сопряжена доставка, а во-вторых, простые москвичи еще не изведали чай, и было неизвестно — примут ли они чай на свой стол, или он останется «пользительной травой» в аптеках. Алексей Перлов решился на смелый шаг и принялся торговать чаем в розницу. Именно благодаря его  популяризации чая, как полезного для здоровья напитка, этот дорогой аристократический напиток, приобрел широкое распространение среди простого народа. Утром, наливая к завтраку свежезаваренный чай, как-то не задумываешься, сколько трудов было положено на то, чтобы чай стал привычным, доступным, естественным .

Дело Алексея Перлова продолжил его сын -  Василий Алексеевич, а
в 1869 году семейная фирма перешла к его сыновьям, купцам первой гильдии Семену и Сергею Васильевичам. В 1890 году Сергей Васильевич Перлов решил выделиться из семейного бизнеса и основал  собственную фирму «Товарищество чайной торговли «Сергей Васильевич Перлов и К ».
С самых первых шагов, Василий Перлов старался заботиться о качестве продаваемого им чая и в то же время привлечь к себе как можно больше широких потребителей за счет уменьшения его розничной цены.  С этой целью он , во-первых, стал продавать чай только по сортам, что улучшило качество чая, и только по установленным для каждого сорта ценам.
      Во-вторых,  распорядился продавать чая столько, сколько захочет покупатель: приказчикам велел отвешивать чай в любых, даже самых мизерных количествах. В тоже время, Василий Перлов отдавал много сил борьбе с подделками, наводнявшими чайный рынок. В результате его усилий, был принят закон, обязывающий чаеторговцев продавать чай только в пачках, на которых  указывалась фирма и дата упаковки.
Вскоре фирма  Сергея Перлова добилась успехов и известности, а Отделения Товарищества были открыты во многих городах  Российской империи, в том числе и в Киеве.

         Заслуги купцов Перловых были столь значительны, что по указу императора Александра III в год столетия фирмы, Перловым было пожаловано дворянство — «во внимание к 100-летней деятельности рода московских купцов Перловых на поприще торговли и в воздаяние их заслуг».
         К этому стоит добавить, что Сергей Перлов, как и многие другие наследники богатых купеческих семей с крестьянскими корнями, был личностью разносторонней — любил музыку, особенно духовную и произведения  П.И. Чайковского, обожал театр, а потому в его доме проводились музыкальные вечера и домашние спектакли, в которых участвовали его домочадцы и друзья.

ТОРГОВЫЙ ДОМ ЛЮДВИГА ИГНАТЬЕВИЧА МАНДЛЯ
 
Во второй половине ХIХ века, в связи с развитием промышленности и ростом городского населения,  значительно увеличился спрос на простую, доступную одежду. Тогда же австрийцем Морицем Мандлем  (Moritz Mandl, 1820—1888) в Вене была основана фирма M. & J. Mandl . К концу столетия Торговый  дом  M. & J. Mandl, управляемый его старшим сыном – Максом Мандлем (1865—1917)-  стал одним из крупнейших поставщиков готового платья в Европе.

       В 1874 году один из рода Мандлей, австрийский подданный, купец 2-й гильдии ЛЮДВИГ  ИГНАТЬЕВИЧ МАНДЛЬ (до 1874- после 1918) основал отделение фирмы «М. и И. Мандль » и открыл в Москве магазин готового платья.
         Вскоре, фирма получила широкую известность прежде всего благодаря высокому качеству одежды и умеренным ценам. Одним из факторов успеха служила дальновидная политика её руководителя, который стал приглашать на работу известных дизайнеров и квалифицированных иностранных закройщиков, а ткани и другие материалы завозить из Англии, Австрии и Германии. К началу ХХ века компания стала крупнейшим российским предприятием по производству и продаже готовой одежды. При этом , в ассортимент продаж, помимо мужской, женской и детской одежды, входили также специализированные костюмы :  для охотников и рыболовов, спортсменов и туристов, униформы для гимназистов, военных, пожарных , полицейских чинов,  а также служащих различных ведомств.
          Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что фирма «М. и И. Мандль » одной из первых в России открыла «Специальное отделение автомобильного платья».
       Дело в том, что в то время большинство автомобилей имели открытый кузов, а, следовательно,  автомобилисты нуждались в удобной, тёплой, непромокаемой и, при этом, красивой одежде.  Именно такую одежду Торговый  дом  «М. и И. Мандль» демонстрировал на Международных автомобильных выставках в Петербурге и Москве в 1907, 1908 и 1910 годах, за что его продукция была отмечена различными призами. С 1907 года фирма гордо носила официальное звание «Поставщики Российского Автомобильного Общества» (с 1913 года — «Поставщики Императорского Российского Автомобильного Общества»).    
          В 1886 году фирма учреждает отделение в Санкт-Петербурге, а позже - в Киеве и других городах Российской империи. Киевское отделение  имело среднегодовой оборот в 16 тыс. руб.    
          По сведениям 1912 года, Л.И. Мандль был уже купцом 1-й гильдии .

ЯКОВ АНАТОЛЬЕВИЧ (НАФТАЛИЕВИЧ) КАПЛЕР

Одним из, «лучших в Киеве магазинов мужских платьев», а по-простому – шинелей - было ателье  купца 1-й гильдии, отца известного кинодраматурга и ведущего программы «Кинопанорама» Алексея Каплера -  Якова Каплера, который уже в 1890-е годы стал ведущим киевским производителем и продавцом верхней одежды.
Его дело было поставлено на широкую ногу.

          Купец ЯКОВ АНАТОЛЬЕВИЧ (НАФТАЛИЕВИЧ) КАПЛЕР  (1864- 1930?) - получил прекрасное домашнее образование и с младых ногтей был приобщен к коммерции.
         Яков Каплер строго контролировал качество и фасон своих шинелей. Сукно он закупал за границей или на Нарвской мануфактуре крупнейшего российского финансиста и промышленника  барона Александра Людвиговича Штиглица, элегантный покрой заимствовал в столице, в ценах соблюдал умеренность, для студентов практиковал существенные скидки (за что пользовался неизменной благосклонностью руководства учебного округа).
         Со временем закройщики в заведении Каплера хорошо освоили не только шинели, но и цивильные модели. Заказчики могли приобрести готовое платье или сами выбрать себе покрой в последних номерах иностранных модных журналов, которые у Каплера всегда были под рукой.
       В 1909 году во всех киевских газетах писали о Якове Каплере, модели которого неоднократно получали призы и награды на престижных международных швейных выставках.
С 1907 года Яков Каплер входил в совет Киевского купеческого общества взаимного кредита. Годом ранее он возглавил правление Киевского 1-го еврейского ссудо-сберегательного товарищества, а в 1911 году  был избран членом комитета Общества вспомоществования студентам Киевского коммерческого института. Следует отметить, что Яков Нафталиевич был не только миллионером, но и известным в Киеве филантропом
         
       О закате жизненного пути Якова Каплера известно немногое. Сохранились сведения, что он не покинул Киев после всех трагических событий, последовавших за февралем и октябрем 1917 года. Правда, с коммерцией пришлось покончить. Документально зафиксировано, что в 1930 году Я. А. Каплер еще обитал в одной из квартир своего дома на Костельной. А в воспоминаниях Светланы Аллилуевой об Алексее Каплере имеется фраза, что и в 1948 году его киевские родители были живы. Если это правда, то экс-коммерсанту, наперекор жестоким временам, удалось разменять девятый десяток.

       Однако уже в 1910 году стало известно, что знаменитый торговец вышел из дела. Его преемники — четверо портных из числа ближайших помощников Якова Анатольевича — объединились под новым названием «1-е Киевское Товарищество закройщиков».
        Но, разумеется, все они понимали ценность раскрученного бренда и не собирались им поступаться. С первых же шагов Товарищество закройщиков, оставшееся в старом Пассаже, во всеуслышание заявляло: «Долголетняя практика в магазине Я. Каплера и исполнение заказов лично без посредства наемных служащих — лучшая гарантия образцового выполнения заказов». И в дальнейшем рекламные плакаты предлагали клиентам услуги «1-го Киевского Товарищества закройщиков, преемников Я. Каплера», причем знаменитая фамилия набиралась особенно крупным и броским шрифтом.

     Обилие ателье по пошиву одежды и магазинов готового платья в пассаже объясняется тем, что в здании находился офис Первого киевского товарищества закройщиков. Кстати, реклама  сообщала, что «портные товарищества принимают заказы на пошив военного, гражданского и статского платья», и обращала внимание на низкие цены и скидки для господ студентов.
    В левом корпусе Малого пассажа находилась небольшая гостиница, в торцевом здании — несколько мелких контор и квартир хозяев торговых заведений.

    БОЛЬШОЙ   ИЛИ   НОВЫЙ   ПАССАЖ

  Прежде, чем повести рассказ о Новом Пассаже, требуется небольшая предыстория.    
 
       В середине XIX века, в Киев приезжает 28-летний швейцарец МАРТИН ШТИФЛЕР (1831 - 1895). В 1859 году он принимает российское гражданство и открывает  собственный кондитерский бизнес. «Рост средний, волосы, брови черные, глаза серые, лицо овальное, особых примет не имеет», — записал полицмейстер в документе, подтверждая, что гражданин сей «не имеет препятствий» именоваться подданным империи. К тому же М.Штифлер представил свидетельство о крещении.
В  1869 году М.Штифлер, к тому времени купец 2-й гильдии, преобретает участок усадьбы профессора Фридриха Меринга площадью 2843 кв. саженей с кирпичным двухэтажным домом, который своей узкой частью выходил на Крещатик 15, и  застроил, его тремя одно и двухэтажными  домами. В двух он открывает предприятие «Мартин Штифлер», включавшее  фабрику кондитерских изделий и два магазина для их продажи с буфетами и бильярдными. А одну квартиру и два магазина в двухэтажном доме, который выходил на Крещатик, сдавал в аренду.

       В последующие годы здания неоднократно достаивались и перестраивались.
 
        В 1875 году по проекту киевского архитектора АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВИЧА ШИЛЛЕ было построено трехэтажное здание с двумя трехэтажными дворовыми крыльями. По его проекту симметричный главный фасад был стилизован в формах ренессансного палаццо.
        В 1898 году, по проекту архитектора АЛЕКСАНДРА СТЕПАНОВИЧА  КРИВОШЕЕВА дом был надстроен.
        Проект трехэтажных пристроек выполнил техник-строитель АНДРЕЙ ФЕРДИНАНД КОНДРАТЬЕВИЧ  КРАУСС, он же вел руководство строительными работами. В результате застройка усадьбы приобрела П-образной в плане формы и достигла границы сада профессора Фридриха Меринга. Формируясь бессистемно в течение 1850-1880 годов, она не составляла единого архитектурного комплекса.

       Соседнюю со Штифлером усадьбу, занимал известный киевский строительный подрядчик, купец 1-й гильдии, слывший в Киеве «королем среди подрядчиков» -  ЛЕВ БОРИСОВИЧ ГИНЗБУРГ (1868-1926)

        Лев Гинзбург окончил курс в Витебском уездном училище и в 1877 году приехал в Киев. Начав  работать в строительном бизнесе, он вскоре открыл свою контору , которая уже через десять лет считалась лучшей в Киеве. Именно компании Гинзбурга поручали строить такие значительные сооружения в Киеве, как Оперный театр, Троицкий народный дом, Николаевский костел, Хоральную синагогу, Караимскую кенассу, здание Госбанка, корпуса Политехнического  института и Южно-Русского машиностроительного завода (« Ленкузня»), и многие другие.
Но, пожалуй, самым известным, из построенных Львом Борисовичем Гинзбургом зданий, была 12-этажная, высотка, по ул. Институтской 4. Проект был разработан в 1910 году одесскими архитекторами Фёдором (Файфелем) Абрамовичем Троупянским и Адольфом Борисовичем Минкусом.

        Дом  имел сложную конфигурацию: большое количество примыканий между отдельными корпусами вызвало усложнение в планировке секций квартир. Этот дом служил примером комплексного решения сложных функциональных и композиционных задач и задавал новый градостроительный масштаб застройке Киева. В 1912 году, в год завершения постройки, здание стало самым высоким в Российской империи, и его, по праву, стали называть «небоскреб Гинзбурга».
           Кстати, есть сведения, что после сооружения здания, Льва Гинзбурга приглашали работать в США  на строительстве зданий Оксфордского университета и для сооружения небоскрёбов в Чикаго, но, несмотря на заманчивые предложения, он отказался, предпочитая быть первым в своём городе.
Контору  Льва Гинзбурга отличало не только безупречное качество, но и высокая скорость выполнения работ. Так, всего полгода потребовалось на строительство Педагогического музея в Киеве, в такой же срок были возведены 5 корпусов Киевского Политехнического института.
По мере роста крупных заказов, сам Лев Борисович  стал одним из крупнейших киевских домовладельцев, входил в десятку самых богатых горожан Киева.

Вернемся теперь к рассказу о строительстве Пассажа.

В 1900 году усадьбы Мартина Штифлера  и Льва Гинзбурга, площадью  в 1 гектар и где к тому времени проживало около 700 жителей за 1 млн. 375 тыс. руб.  приобрело известное страховое общество «Россия», которое решило  возвести на Крещатике большой  современный бизнес-центр с магазинами на первом этаже, конторами и офисами— на верхних, а также квартирами, которые можно было сдавать в аренду.
        Проект  страховое общество заказало известному зодчему ПАВЛУ СЕРГЕЕВИЧУ АНДРЕЕВУ (1869 – 1939)

П.С.Андреев в 1896 году окончил  Петербургскую Академию художеств, и получил звание неклассного художника, а в 1899 году - художника-архитектора за проект климатического курорта при источнике минеральных вод.
        В Киеве, П.С.Андреев спроектировал и построил в духе модернизированного ампира ряд зданий, среди которых: Дом Терещенко ( ул. Терещенковская 13) (1910 – 1914 гг.), уже упоминавшийся нами в статье о банках, дом Волжско-Камского банка на Крещатике 10 (1912-1914 гг.), а также разработал проект частичной застройки и реконструкции Крещатика (1913 г.).

Учитывая специфические размеры усадьбы, напоминавшей узкий вытянутый прямоугольник, Павел Андреев, предложил возвести параллельно два корпуса, образующих внутри улицу-коридор, но, при этом, в линию Пассажа внёс едва заметный излом, создающий необъяснимый уют и столь необходимую в искусстве «неправильность».  Фасады  архитектор запланировал украсить оригинальными лепными фигурами с использованием декоративных элементов классической архитектуры, так называемый новогреческий стиль, широко применявшийся при строительстве доходных домов.

       Вот как описывала летом 1913 года план  П.С. Андреева газета «Киевская мысль»: «От здания пройдут в глубь усадьбы два длинных боковых корпуса, в виде двух параллельных рядов, образующих улицу. Эти угловые корпуса, у границы усадьбы по Крещатику, будут замыкаться фасадным большим зданием с огромной аркой, высотою в 5 этажей, через которую, стоя на Крещатике, можно будет обозревать весь пассаж. Фасадные дома и боковые корпуса, примыкающие к ним, будут построены в 6 этажей, причем нижние этажи будут отведены под магазины и торговые помещения, а верхние — под квартиры. Всего в зданиях пассажа будет устроено до 100 магазинов. Общая стоимость исчислена в 3 млн рублей».

     Перед началом строительства, были разрушены все дворовые постройки в обоих усадьбах, а сами строительные работы начались летом 1913 года со стороны улицы Меринговской 4 (теперь ул. Марии Заньковецкой) в направлении Крещатика.
        В 1914 году, строительство было почти завершено, но начало Первой мировой войны нарушило планы окончания строительства. Так, со стороны Крещатика, не успели соорудить арку у входа в Пассаж, а также установить, сложной инженерной конструкции, большую стеклянную крышу.
 
        Современники отмечали, что «население этой усадьбы могло бы образовать целый поселок». Модель улицы и в то же время дома, воплощенная в пассаже, создавала иллюзию отдельного города, активного и вместе с тем уютного пространства.

      О том, что это все же улица, напоминали деревья с обеих сторон проезда, кроны которых достигали третьих этажей. Из арок выгнутого внутреннего двора пассажа раскрывался вид на противоположные улицы, создавая , «игру в улицу», иллюзию парадного коридора-галереи, на стенах которой развешены картины великих мастеров, — Венера и Марс, Амур и Психея, Нептун с нимфой Амфитритой и дельфином, маленький Дионис на льве, купидоны, амуры и совы, рога изобилия...
       Такое оформление пространства, предусматривало неспешную поступь, прогулку без особой цели, но с обязательным посещением магазинов, любование настенными рельефами и приятной дружеской беседы в одной из кофеен.
 
  С 1915 года в НОВОМ ИЛИ БОЛЬШОМ ПАССАЖЕ забурлила жизнь. В нижних этажах зданий, на первых и местами — втором, под магазины этажах были спроектированы великолепные помещения с огромными окнами арочного типа, и в двухуровневом подвале, который занимал всю площадь двора-улицы, находились
преимущественно административные учреждения: собственно Киевского отделения  страхового общества «Россия» с лазаретом, киевских обществ сельского хозяйства и промышленности, заводчиков и фабрикантов, взаимного кредита, Санкт-Петербургского учетного и ссудного и Азово-Донского коммерческого банков, Британского инженерно-акционерного общества, а также разнообразные мелкие конторы, курсы, типографии, мастерские, склады и тому подобное.

        Здесь же расположились: известный кинотеатр АНТОНА ШАНЦЕРА «Экспресс» и одноименная киностудия, табачный магазин АБРАМА МОИСЕЕВИЧА КОГЕНА, кондитерский магазин АРКАДИЯ НИКОЛАЕВИЧА БАЛАБУХА, где можно было приобрести лучшее «сухое» варенье ; магазин ШАБАРДИНА, где продавались чемоданы;  главное депо виноделия «Ексельсиф» А. ШТИФЛЕРА,  Киевская артель ювелиров, в том числе, мастерская известного российского ювелира, француза Карла Фаберже.

ПЕРВАЯ КИЕВСКАЯ ЮВЕЛИРНАЯ АРТЕЛЬ

В  1900 году в Киеве организовалась Первая ювелирная и художественно-граверная артель, которая объединила около ста мастеров ювелирного и граверного дела. В артели объединились мастера, в целях совместного производства и сбыта изделий. Все работники артели несли коллективную ответственность за качество своих изделий, которое было традиционно высоким.Позже артель открыла магазин на Крещатике 22.
          Артель занималась не только изготовлением  ювелирных изделий, серебряных чеканных сервизов и приборов, но и жетонов, венков, значков, блюд, монограмм, а также  штемпелей, печатей, клейм и т.п.
         В Правление входили:  И.М. Гильскер. И.П. Еваленко, Я.Л. Балер, И.А. Левитанский. Старостой являлся  ИЗРАИЛЬ ГЛИКМАН-ГИЛЬСКЕР,  который владел в Киеве магазином и пятью домами. 

ФИРМА ФАБЕРЖЕ

    24 октября 1906 года открыла Киевское отделение по адресу Крещатик, 25 - одна из лучших ювелирных мастерских России- фирма Фаберже
 
         ПЕТЕР КАРЛ ГУСТАВОВИЧ ФАБЕРЖЕ(1846- 1920)  родился в Петербурге, где его отец - Густав Фаберже  в 1842 году основал ювелирную фирму.

       Карл Фаберже путешествовал по Европе и первоначально обучался в Дрездене, а затем начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Йозефа Фридмана. После этого вернулся в Россию и в 1872 году возглавил  фирму.
Через 10 лет  в ней работали  20 ювелиров, а к 1896 году количество  работников выросли до 455,  не считая 31 ученика.
        В 1916 году фирму превратили в Общество с уставным капиталом в  3 млн.  рублей.
         В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия фирмы привлекли внимание императора Александра III. Петер Карл получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского  Величества и ювелира Императорского Эрмитажа».

       Фирма Фаберже славилась в Европе. Многие родственники императорской семьи в Великобритании, Дании, Греции и Болгарии получали изделия в подарок. В 1900 году в Париже Фаберже получил звание «мастера Парижской гильдии ювелиров», а также был награжден орденом Почётного легиона.

      Открывая свой филиал  на Крещатике,  Карл Фаберже, конечно был уверен в успехе, но с первых же дней столнулся с немалыми трудностями.

       Во-первых, в Киеве в то время уже было немало ювелиров. Так, в справочной книге «Весь Киев» за 1906 год, указаны 52 киевских ювелира, а за 1910 год – 46 мастеров и представлены адреса 17 ювелирных магазинов только на Крещатике.

       Во-вторых, управляющий одесским филиалом фирмы АЛЛАН ГИБСОН, при организации в Киеве ювелирной выставки, попал под влияние местных мошенников и принес фирме огромные убытки.

       Не способствовала успеху дела и довольно слабая реклама. Скажем, если в киевских справочниках, газетах «Киевлянин», «Киевский телеграф», торгово-промышленной книге и т.д. киевлян постоянно приглашали посетить одесский филиал, то Киевское отделение указывалось, как правило, в общем списке ювелиров и то не очень часто.

       Наконец, в значительной степени деятельность  Фаберже  в Киеве  усложнял его конкурент –  выдающийся киевский ювелир Иосиф Маршак,  который  не толко уже имел в городе обширную клиентуру,  но переманил к себе всех наилучших  мастеров,  при этом не давая  другим их перекупить.
И хотя за пять лет  ( с 1906 по 1911 ) в фирме было создано более 1000 изделий, преимущественно бриллиантовой группы, основную деятельность пришлось переместить на ремонт и реализацию изделий.

В 1911 году Фаберже был вынужден закрыть киевское отделение, а после революции 1917 года, а сам Мастер  в 1920 году уехал за границу.

Руководил  Киевским отделением фирмы - ювелир ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ДРУГОВ (1872-1955), который до этого, в 1903 году открыл вместе с Виктором Андерсом Лунделем (1835-1905) филиал фирмы Фаберже в Одессе. Любопытно, что Другов имел в Киеве также собственный магазин. Такое в фирме Фаберже встречалось редко.
В Киевском филиале  трудилось 10 или 15 мастеров.  Среди них : Сергей Алексеевич Балашов(?-1907), Петр Иванович Балашев  (член Общества художников-киевлян ) и Виктор Сидоренко.

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ      

2.Алешина Т.С.«К истории производства одежды в конце XIX века»
3.http://www.fomges.de/na-zametku/arhiv/torgovyj-dom-mandl/
4.Светлана Палатная «Филиалы Фирмы Фаберже на Украине»

 


Рецензии
Спасибо. Жаль, мало о Малом пассаже.

p.s. Исправьте, пожалуйста, "Через 10 годы в ней работали 20 ювелира" на "Через 10 лет в ней работали 20 ювелиров", а так же " было создано более 1000 изделия" на " было создано более 1000 изделий".

Ирина Гончарова   16.02.2016 19:22     Заявить о нарушении
Ирина, большое спасибо за интерес и внимание! Я с Вами совершенно согласен, что углубление в страницы нашей истории весьма увлекательно и поучительно.
По поводу Малого Пассажа. Сведений о нем так мало, что собирал, как и о всех других местах, буквально по крупицам.
Буду рад новым встечам!

Влад Каганов   20.02.2016 22:19   Заявить о нарушении