Хельги Нордкап. Без панциря

   

   Текст рассказа «Циник» http://www.proza.ru/2012/06/20/1283, безусловно, интересен, как темой, так и ее реализацией. И здесь есть много чего, о чем можно поговорить. Я же  постараюсь отметить выпуклые для меня вопросы.

   Тексту  присуща авторская индивидуальность. Трудно понять, где тут сам автор, а где автор, пытающийся перевоплотиться в героя рассказа, но пульс этого процесса чувствителен. Это - внезапное возникновение таких неожиданно ярких мест в тексте, как например, короткое описание смерти Вадика. Этот снег, который вдруг перестал таять…
Вот это и есть то самое, что туманно называют “языком автора”.

   Не знаю, как у кого, но у меня это описание вызвало практически кинематографически четкий образ.  Я думаю, это – удача автора.

   Теперь об идеях. В подобных текстах всегда есть большая опасность - выстроить четкую мораль (или антимораль), превратив хороший текст в типичный агитплакат. Отчасти автору не удалось этого избежать. Конец рассказа скомкан и в нем читается следующее: “Вот он - плохой парень, который никого в жизни не жалел. Теперь  видите – вот он сидит от звонка до звонка и ему выбили зубы. Плохих парней, которые надо всем смеются, не любят даже там, где только одни плохие парни – в тюрьме. Вот так-то, дети”.

   Но, правда, мораль читается раздражающе выпукло только из-за формы концовки. Возможно, автору не хватило одной–двух фраз, возможно, текст еще полежит и будет изменён буквально парой штрихов. По крайней мере, основа для этого есть. И то, что автор хотел сказать  больше, чем  прочитывается…

   Почему-то при чтении подобных текстов первым делом вспоминается первый роман Бёрджеса “Заводной апельсин”. Требовать от кого-то раскрыть эту тему лучше или так же, как Бёрджес – наивно. Обстоятельства, сила которых вызвала к жизни этот роман, достаточно уникальны . Но Бёрджес – Бёрджесом, а сюжетов нам от природы досталось не так много и мы будем повторяться не только идейно и тематически, но и  даже и в сюжетных коллизиях. Это не страшно.

   Правда, в отличие от Бёрджеса, автор проводит читателя через чувства не более, чем требует того легкое осуждение героя. Никакого содрогания. Может быть, в этом и есть особенность авторского замысла – не показать эволюцию характера героя, а показать соотношение моральных понятий и оценок. С одной стороны - герой, который лишен значительной доли панциря ханжества, честно себе в этом признается и бесстрастно оценивает себя, а с другой стороны – отец, изувечивший супругу, с которой прожил жизнь. При этом он - проживший жизнь “порядочного человека”. С одной стороны – нехорошо бросать девушку, хоть она и проститутка, в одних трусах на берегу озера, с другой – за смешок в строю парню просто выбивают зубы и бросают в карцер. Получается что циники и их противники стоят друг друга. Причем, циник, не то, чтобы и агрессивен. Его же противник – жесток, беспощаден и, самое главное, лишен какого-либо чувства юмора. Циник не убивает, но зато это делают “не циники”.

   Кстати, насчет юмора. Местами очень даже хорошо. Нигде не срывается на пошлость. И вообще, я уже в который раз встречаю рассказ, который можно рассматривать как синопсис, как минимум повести. Сюжетная схема свободно наращивается. При укрупнении формата возможно было бы раскрыть то, что сейчас подано слишком схематично. Это касается для меня в первую очередь линии “родителей”. Я никогда не скажу, что “так не бывает”. Бывает и хуже. Но к тому, что произошло, не хватает какой-то одной или двух ступенек повествования. Чего-то не хватает…

  Ну и немного технических деталей. Ничего особенного, но кое-где требуется “подшкурить”. Надо внимательно посмотреть эпизод с Вадиком. Во-первых, совершенно неявно, что он выходил на лед с клюшкой, и скорее всего, что это не так. Тогда о каком “броске шайбы” он мог грезить как об удовольствии?  Ну, и во-вторых, непонятна траектория его движения. Он еле двигается, на лед его выпускает мать. Движение его явно прямолинейно (“продолжал свой утиный переход”), но дальше следует его цель – “к тому краю, где терпеливо замерзала мать”. Простите, но на этом месте у меня пленку зажевало и картинка забуксовала.

   Следующий эпизод – описание сцены в гараже. Здесь меня автор, честно говоря, удивил. Я сам все время пропускаю такие ловушки. Герой сам не видел кровавой сцены. Правда, автор удачно избежал садистских подробностей, но сама предыстория – разговор с отцом и т.д… Непонятно, от кого письмо. Если от отца, то оно тоже грешит излишними подробностями. Если от кого-то еще, то этот кто-то не может знать подробности разговора. Есть только один вариант, возможный при таком описании – письмо от матери. Но из текста непонятно, жива она осталась или нет. Короче, эпизод нужно привести к логически безупречному виду. Это можно сделать двумя-тремя штрихами.  Если же письмо не от матери, то я рискну утверждать, что при отсутствии прямого незаинтересованного свидетельства у героя в любом случае осталось бы сомнение в психологической и фактологической правдивости описания этой сцены. То есть, прозвучали бы вставки, типа “говорят…”, “по словам…” и т.д. Насколько я понял, герой – человек с вполне нормальным логическим мышлением, а такой человек просто обязан усомниться в версии события такого плана, свидетелем которого сам не был. То есть,  я бы в описании сцены подчеркнул косвенность этой информации для повествователя.


Рецензии
Всем здравствуйте.
Борис (Вовву ) просил передать, чтобы не волновались; у него проблемы с выходом в Интернет. Как только все образуется, он появится.

Небеглая Луна   21.06.2012 19:54     Заявить о нарушении
Выход обычно там - первая дверь за туалетом. Шутка.
Света, хоть краем глаза Вас увидеть... Не хотите принять участие? Не хватает в обсуждении крайних позиций, а Вы в этом деле профи. Чиркнули бы пару слов на текст. Или в личку...)))
Не сочтите все это за сарказм. Просто собой недоволен - день такой...

Хельги Нордкап   21.06.2012 20:01   Заявить о нарушении
Добрый вечер! (Свет, спасибо тебе)
Еще раз извиняюсь за своего провайдера, но он тоже оказался пострадавшим. Вандалы на центральном кабеле вырубили 50 метров оптоволокна.

Поскольку лимит рецензий на странице с опубликованным текстом рассказа мной исчерпан, размещу здесь то, что готовил с утра, но не успел клацнуть на страницу.

(Алексей, извините, что не совсем по вашей теме)
Добрый день!
Вот некоторые, может быть, несколько запоздавшие соображения по рассказу.
Рассказ мне, несмотря на довольно многочисленные огрехи, понравился без оговорок.
В первую очередь выбранной темой. Для нас, живущих сейчас в 2012 году, уже стало совершенно ясно, что начало эпохи перестроек, это отчетливый исторический период, хоть и короткий, но обладающий почти всеми признаками "исторического этапа", и пока совершенно игнорируемого писательским собратством. На память кроме Ширяева ничего не приходит, что целенаправленно бы ставило задачу хоть насколько бы внятно об этом рассказать. И именно нам, очевидцам, этой проблемой и стоило бы озаботиться всерьез, и именно сейчас. Уже следующему поколения придется этот период реконструировать по газетам и видеоматериалам, но это уже будет субъективной оценкой событий, основанной на субъективном отборе материала.
В этом я вижу главную ценность представленного на критику рассказа.
И если говорить о среде, то дана она, хоть и несколько однобоко, но вполне достоверно (вполне может быть, что это издержки жанра и в форму рассказа трудно уместить больше, чем однолинейный текст).
Выбранная стилистика однозначно соответствует заявленной теме. И стилистика почти выдержана на протяжении всего рассказа. Есть общее текстовое пространство (сегодня большая редкость на мой взгляд) из которого ничего не вылетает и не выглядит инородным. (те погрешности, за которые я зацепился при чтении, вполне можно устранить на стадии редактуры и корректоров)
Есть многочисленные авторские приемы, которые способны сделать узнаваемой авторскую руку, и это меня обрадовало больше всего.
(На мой взгляд автору, порой, изменяет чувство меры, и есть перегибы, но общего это не ломает, по крайней мере, то текстовое пространство, о котором я уже говорил, остается целостным, как решающий фактор произведения )
Поэтому мне кажется представленный рассказ весьма ценным приобретением для читателя и, возможно, для исследователей, которых когда либо заинтересует наша с вами жизнь сегодня.
Основные же недостатки текста я бы отнес к проблемам композиционной неуравновешенности.
PS. Я поначалу хотел свой комментарий написать здесь, в дискуссии, но набирается слишком длинный перечень замечаний и общих рассуждений, а на этой странице в первую очередь важна динамика живого разговора, поэтому, скорее всего, напишу его на странице автора. Тем более мне это кажется целесообразным, что к этому автору следовало бы привлечь хоть сколько возможно дополнительного читательского внимания.
Метод, не взыщи, что не сразу. Но я про тебя не забуду и обещание выполню. Может быть не мгновенно, но выполню. Некоторую часть постараюсь уже сегодня. Но надо бы как-то это все, что сейчас в голове, внятно сформулировать.

Вовву   22.06.2012 00:52   Заявить о нарушении
а теперь почитаю, что здесь прибавилось интересного в обсуждениях....

Вовву   22.06.2012 00:53   Заявить о нарушении
Алексей, извините, что не совсем по вашей теме) (с)
Да какая у меня тема...я просто искренне рад был увидеть Свету. Она всегда так фатально серьезна, что меня все время тянет на шуточки. Сорри.
Я вот что думаю в связи с Циником. Основная коллизия нашей доморощенной критики доморощенной литературы - "текст хороший - герой плохой". А нужно как-то по-другому. Я вот пытаюсь уловить сейчас эту тонкость и она все время ускользает. Хорошо еще, что мы уже ушли от принципа: " текст неважен, автор - дурак". Это все-таки уже шаг вперед... Ну ладно - день начинается...)))

Хельги Нордкап   22.06.2012 10:03   Заявить о нарушении
Борису, если не знал еще: текст своей рецензии можно менять, добавлять или править, для этого есть кнопочка "изменить рецензию". А чтобы все заметили, можно написать внизу комментарий: "читайте, я добавил". :)

Александр Кайданский   22.06.2012 10:50   Заявить о нарушении
Алексей, у меня пока нет возможности полноценно быть в Инете. Но - как только, так сразу :-)
(спасибо)
*
Борис, привет(ствую)

Небеглая Луна   22.06.2012 22:14   Заявить о нарушении
Всегда рад, Света. Приходите.

Хельги Нордкап   23.06.2012 01:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.