Беспощадный Критик. К вопросу интерпретации
За неимением времени, сразу перейду к делу. Проблема, по поводу которой я решил высказаться, не новая, но каждый раз, когда о ней заходит речь, есть что сказать и что обсудить. В рамках этой проблемы, литературный текст рассматривается как совокупность двух компонент: языка и смысла, - а суть проблемы сводится к простому вопросу: что в литературном тексте должно доминировать?
Утрируя, предположу, что самым естественным образом – исторически и эволюционно – современная литература пришла к вполне окончательному и понятному разделению: если доминирует смысл – то форма должна быть прозаической, если язык – поэтической. Причем, верно и обратное: от прозы мы ждем смыслов, от поэзии – чувств. Безусловно, это не догма, но, как минимум, общекультурная тенденция. Поэтому наличие смысла – не информации, не фактов, а именно смысла, - ожидается от прозы в первую очередь. Язык же становится средством, проводником и строительным материалом текста, при этом богатства смысла могут искупать бедность или несовершенство языка.
В этом ракурсе проблема приобретает вполне конкретную формулировку, которую я уже имел возможность озвучить не раз:
"Любой текст – это код. С подобным утверждением вряд ли имеет смысл спорить. Но сами собой возникают два взаимосвязанных вопроса, на которые каждый для себя отвечает сам: есть ли смысл возиться с текстом, ключ к коду которого неизвестен, а если да, то где искать положенное вознаграждение за труды – в самих попытках найти этот ключ, в непосредственном процессе чтения без понимания или в чем-то еще?" (с)
Есть разные аспекты ответа на эти вопросы, но один имеет смысл обсудить сейчас: как читатель вообще осознает наличие кода и необходимость его дешифровки? Кажется, что может быть проще: если текст непонятен, то за ним что-то стоит. Хорошо, а если понятен? Если чтение настолько захватывает, что просто не успеваешь задуматься? Или если язык настолько хорош, что думать просто не хочется? Что должно заставить читателя вернуться к прочитанному и взять штурмом упущенную цитадель скрытых смыслов?
Один из ответов на этот вопрос был уже высказан неоднократно: наличие метатекстов. Например, имя автора. Скажем, роман "Кокаин" Агеева. Одно неосторожное предположение, что роман принадлежит Набокову, сразу сделало роман культовым, и многие бросились искать скрытые смыслы, декодируя текст романа пространством метатекстов, связанных с именем Набокова и его творчеством. Когда же истинное авторство было достоверно доказано, интерпретации пришлось пересмотреть. Этот простой пример показывает, насколько важно иметь хотя бы минимальный ключ, дающий направление к поиску. Но еще яснее он иллюстрирует то, что без инициирующего указания любой текст, а тем более, искусно зашифрованный, может быть прочитан без малейшего намека на проникновение в смысловое поле даже самым пытливым и подготовленным читателем.
Подтверждением тому служит и рассказ "Одна долгая ночь зимы" Бориса Бельского. Автор сам совершенно отчетливо осознает, что за годы его пассивного присутствия-отсутствия на Прозе его забыли, отвыкли от многочисленных его имен и ипостасей, а вновь прибывшие на портал авторы о нем ничего не знают, не слышали и с легендами о его подвигах не знакомы. Поэтому было бы странно удивляться, что в рассказе, построенном на сплошных всполохах метафорики и экспрессивной образности, свежий и незамутненный взгляд неискушенного знакомством с творчеством Б.Бельского читателя не видит ничего, что видно самому Б.Бельскому. Нет ни зацепки, ни метатекста, с которых можно было бы начать исследование Голубиной книги скитаний одинокого Никто в замерзающей туманности атмосферных осадков. "Одна долгая ночь зимы" упорно хранит свои тайны девственными, заповеданными только тем, кто знает и помнит что есмь творческий гений Б.Бельского.
Я, будучи знаком с Борисом Бельским и его текстами несколько больше многих из моих коллег, естественно, с удовольствием взялся за означенные исследования, и не ушел со смысловых полей с пустыми руками. Признаюсь, меня мало заинтересовал вопрос вычисления времени и места действия, а равно и проблема причинно-следственных обстоятельств, приведших героя "Одной ночи" к тому плачевному состоянию, в котором мы его наблюдаем. Меня заинтересовал ассоциативный подтекст, на котором можно построить хоть какую-то логически завершенную интерпретацию идеи самого рассказа. Не буду утверждать, что мне удалось нащупать сознательно заложенную автором мысль, но один мотив мне показался занимательным – возможно тривиальная и почти вездесущая, но, тем не менее, вполне отчетливая параллель с Евангелием.
Начать хотя бы с вот этого: " Вообще-то, по-настоящему, меня зовут Эммануил". По-настоящему, так звали Иисуса Христа, потому что так было в Пророчествах ("так хотел дед").
" Взлохмаченная ночь снова навела на небо неосмысленность. Звезды изменились, глядя на меня, искривились в насмешливую гримасу" – вслед за воспоминанием об имени, упоминание о звезде.
" А я не пью джин-тоник в одиночестве и слоняюсь по темному городу, вместе с собаками высматривая недоеденный кусок в залежах мусора у палаток на тротуарах" – бродит с собаками, с ними же спорит за кусок хлеба: Христос проповедовал среди бродяг, они его сопровождали, с ними же у него были и столкновения.
" Как место снесенной пятиэтажки посреди давно нежилого жилого квартала. Как разрушенный Кембридж, а вместе с ним и вся последующая жизнь" – это можно легко интерпретировать как намек на разрушение Храма.
И так далее. Напрягая воображение, легко можно вычленить рассыпанные по тексту отсылки к евангельской истории, включая предательство, смерть и воскресение. К чему все это, господин Юнг? Не думаю, что автор ассоциирует себя со Спасителем. Конечно, нет. Скорее, мне кажется, он пытался выплеснуть на бумагу те жуткое разочарование и неописуемую тоску, которые накрывают любого творческого человека мужеского пола в возрасте Христа, когда ты с разъедающей душу безнадегой осознаешь, что ничего ты не сделал и ничего уже больше не сделаешь, потому что время твое кончилось, а ты как был остался Эммануилом, так и не став Христом. Что ж, если так, то я могу понять, о чем этот рассказ – или о чем он мог бы быть.
Б.К.
Свидетельство о публикации №212062501312
Лукавый Вы шалунишка ;)
Аманда Глумская 26.06.2012 19:03 Заявить о нарушении
Аманда Глумская 26.06.2012 19:50 Заявить о нарушении
Это просто прием такой - сначала поставить все с ног на голову, чтобы потом заставить виновато объясняться. как примерно с пинк флойд - что ни скажи - все используют. тут лучше молчать, ибо цель не литература - а сохранить лицо. а единственный способ вырасти - не расти, а растоптать оппонента.
Вовву 26.06.2012 20:47 Заявить о нарушении
Мария Гринберг 26.06.2012 20:58 Заявить о нарушении
Хельги Нордкап 26.06.2012 21:52 Заявить о нарушении
Хельги Нордкап 26.06.2012 22:01 Заявить о нарушении
Аманда Глумская 26.06.2012 22:20 Заявить о нарушении
Зоя Чепрасова 26.06.2012 23:15 Заявить о нарушении
Вован, я не для того, чтобы затевать спор. Наоборот, - я во многом созвучен тому, что Вы говорите. Но изучать с нуля язык - невозможно. Нужны ключи.Как хотите, но - нужны ключи. Я по специфике своей предыдущей службы Отечеству, - обязан знать теорию кодирования. И не только теорию, но и историю. До тех пор, пока англичане не подняли со дна моря Энигму, они расшифровывали немецкие сообщения, исходя из того, что немцы - педанты- всегда перед посланием сообщали прогноз погоды. Оттуда вычленяли слово "ветер" и дальше вели декодирование. Ключ должен быть. И если автор полагается на то, что читатель будет выказывать черты гениального дешифровальщика... Короче, если ключи неочевидны, - это проблема самого автора.
Хельги Нордкап 26.06.2012 23:56 Заявить о нарушении
Текст Бориса представляется мне фрагментами из записной книжки, по которым еще предстоит написать вещь литературно-художественную.
Зоя Чепрасова 27.06.2012 00:29 Заявить о нарушении
От восторженных читателей,
с неизменным уважением,
Душкина Людмила 27.06.2012 07:14 Заявить о нарушении
А вот в Ваших текстах, Людмила - мне снова всё хорошо видно в цвете, независимо от времени суток. Загадка жизни.
Аманда Глумская 27.06.2012 08:02 Заявить о нарушении
По поводу дальтонизма некоторых. Могу сказать, что кроме неразборчивости в цвете бывает еще близорукость, астигматизм и еще много каких "глазных" заблуждений. Это я к тому, что авторы тоже могут иметь эти патологии зрения. Заигрываясь в описательских находках, некоторые даже забывают, что между ними и читателями нет переводчика с "перекореженного" вИдения на нормальный, понятный (и приятный) глазу и уму образ.
С уважением,
Мнемозина 27.06.2012 13:21 Заявить о нарушении
а вас никого не пугает такое единодушие? ;)или это боязнь обратиться к окулистам? у меня подобное только перед стоматологами ;)
Вовву 27.06.2012 17:02 Заявить о нарушении
Огласите весь список, пжста!(с)
))))))))))))))))
Мнемозина 27.06.2012 17:58 Заявить о нарушении
я конечно же понимаю, что быть персонажами Брейгеля старшего крайне почетно, но не всю же жизнь?;) когда-то ведь должна настать пора перестать быть персонажами вообще:)
Вовву 27.06.2012 18:09 Заявить о нарушении
Аманда Глумская 27.06.2012 18:18 Заявить о нарушении
Светлана Малышева 27.06.2012 18:20 Заявить о нарушении
У меня к тебе просьба - я уеду сегодня на неделю - если у тебя будет время, собери хотя бы тезисно по этим страницам то, что я смог бы использовать.
Общая оценка текста меня не интересует - она у меня есть.
Вовву 27.06.2012 18:31 Заявить о нарушении
Александр Кайданский 27.06.2012 18:42 Заявить о нарушении
Мнемозина 27.06.2012 18:47 Заявить о нарушении
Вовву 27.06.2012 18:50 Заявить о нарушении
А по текстам не скажешь о_О
Аманда Глумская 27.06.2012 18:54 Заявить о нарушении
вы поставили в разряд недостатков избыточность эпитетов.
(На странице при обсуждении Циника вы привели любопытную статистику по сотаву текста) Я вчера попробовал эту мтодику применить к своему рассказу. При этом я текст делил заранее не в свою пользу (то есть выбирал не только фразы, где эти эпитеты встречаются, но и более широк фрагменты целиком, где они есть. У меня в результате получилось 14,82% (я конечно не силен в арифметике, и допускаю, что посчитал неверно. но вряд ли на много ошибся) Скажите, как может 15 процентов текста помешать увидеть остальной текст. Просто любопытно.
Вовву 27.06.2012 19:07 Заявить о нарушении
Вовву 27.06.2012 19:16 Заявить о нарушении
Ребята, клянусь, меня так раскачал рассказ Бориса, что я уже третий день о нем думаю. О рассказе:))) И не потому, что кто-то слепой, а кто-то - зрячий (я, кстати, хотела этим сравнением сказать о другом), а просто потому, что СОВПАЛО. Почему вовпало? А это, как говорит Аманда, одна из главных жизненных загадок:) Вот срезонировало - и всё! Пало на душу:) А Бориса я понимаю - сама была в похожей ситуации в ОТ со своим "Прыгуном"...:)
Душкина Людмила 27.06.2012 19:24 Заявить о нарушении
В тот момент, год назад, текст лёг на душу настроением второй части, там где сплошные рефлексии. И категорически не понравилась первая, сценарная, будто столбики с указателями: мусорный бак катится, трубка болтается, шапка примёрзла.
Сейчас же всё наоборот. Видится потенциал в первой части и совсем не катит вторая. Потому что восприятие совсем другое, я совсем другая...
Светлана Малышева 27.06.2012 19:29 Заявить о нарушении
Но напрямую применить эту методику к _описательным_ элементам текста не получится. Здесь можно посмотреть соотношение кол-ва существительных и относящихся к ним прилагательных и причастий. Когда почти к каждому существительному привязан эпитет, и не один - это оч сильно сбивает общий темп текста и делает его ритмику монотонной, а монотония - сильнейшая помеха чтению.
Если хотите предметно поговорить по Вашему тексту - я всегда открыта.
Аманда Глумская 27.06.2012 19:31 Заявить о нарушении
Люда, вот было бы здорово, если бы ты свои впечатления о рассказе Бориса оформила в статью и выложила бы на ПТ. Это очень бы уравновесило мнения, да и Борис, уверена, был бы тебе благодарен. А?
Аманда Глумская 27.06.2012 19:36 Заявить о нарушении
Вовву 27.06.2012 19:38 Заявить о нарушении
Аманда Глумская 27.06.2012 19:41 Заявить о нарушении
давайте я задам вам еще один вопрос вот в какой плоскости - этот ваш ответ я смогу прочесть уже после своего возвращения - я сейчас вижу, что вы смогли прочесть все то, что я ставил как одну из многих задач из длинного ряда задач, которые здесь решались - как на ваш взгляд можно было бы замедлить текст там, где мне его было нужно замелдить, и как по вашему - ради чего я этого добивался.
Заранее спасибо.
Вовву 27.06.2012 19:44 Заявить о нарушении
Думаю, главный затык - в немодулированном темпе.
Аманда Глумская 27.06.2012 19:51 Заявить о нарушении
Всем приятной недели, надеюсь обойдется без войн.
Вовву 27.06.2012 19:58 Заявить о нарушении
Езжайте уже :)))
Аманда Глумская 27.06.2012 20:06 Заявить о нарушении
зы. и я не охочусь при помощи кирпича или палки, у меня для этого есть превосходнейшее ружье ижевского завода с вертикальными стволами, пристрелянное в лаборатории Калашникава ;)))
Вовву 27.06.2012 20:12 Заявить о нарушении
Аманда Глумская 27.06.2012 20:16 Заявить о нарушении
Где свежая жертва?
Christianos ad leonem!
Мария Гринберг 27.06.2012 20:31 Заявить о нарушении
Аманда Глумская 27.06.2012 20:37 Заявить о нарушении
Написать впечатления? Можно было бы попробовать, вот только боюсь, что они будут ещё непонятней, чем сам рассказ:))
Это во-первых.
Во-вторых: между нами, девочками, не думаю, что Борису интересны мои впечатления - ведь рассказ, как кто-то ранее правильно заметил, написан не для читателя. И я это понимаю. Поэтому автору нужны не впечатления, а конструктивы. Ну, а то, что мы со Светланой "попали" - так что же тут поделаешь - судьба...:))))
Душкина Людмила 27.06.2012 21:11 Заявить о нарушении
Александр Кайданский 27.06.2012 21:16 Заявить о нарушении
Светлана Малышева 27.06.2012 21:18 Заявить о нарушении
На самом деле превратить плохое зрение в бинокулярное очень просто: надо крепко-крепко зажмуриться, потом резко открыть глаза и проснуться. И разбитая ваза уже опять не разбитая:)))
Привет!
Душкина Людмила 27.06.2012 21:37 Заявить о нарушении
Представим ситуацию - написал художник картину, любуется, видит в ней то, что другие не видят, отошел на полметра дальше - тоже видит. А пришел приятель, всматривался-всматривался, и так и эдак,и близко и издалЯ.... Главное, смотреть-то особо не хотел, друг заставил, и вот - мазня, говорит. И все. Нет дружбы. А похвалил бы (а чего ему стоило?) - и все чики-пуки было бы.
Мнемозина 27.06.2012 22:16 Заявить о нарушении
Несависимый Обосреватель 27.06.2012 23:11 Заявить о нарушении
Я думаю, что дело не в том, "плохое" зрение или "хорошее". Просто в каждый момент нашей жизни наше "зрение" - ДРУГОЕ. А есть вещи, которые существуют и существуют. И им по фигу наше метаморфическое "зрение". Это я не умничаю, это я философствую:))
Твой пример: написал художник картину. По-большому счету - вешчь! Пришел к нему друг. Настоящий. Понимающий. Тот ему - Зацени. А у друга - с работы выгнали, ипотека не плачена, сын балбес, дедушка в маразме, жена гуляет, и, вообще, он с бодуна... А на картине - свет. Божественный. Какой, нафиг, свет?.. Ну, он ему и сказал, что думал:)))
А потом всё поменялось.
И он опять пришел. И как глянул на картину...
Или всё наоборот - на картине мрак, а в душе - свет:)))
И никакого отношения всё это не имеет к нашему ФИЗИЧЕСКОМУ телу:)
Вот что-то такое я и хотела сказать в примере о дальтониках и цветах:)
Душкина Людмила 27.06.2012 23:28 Заявить о нарушении
Здесь, в Новой Англии, я узнал, что он умер, и снова мне
стало грустно оттого, что жизнь – как сон. Я думал об
ушедшем человеке и о его картине.
(Лишь только боги могут обещать: они бессмертны.)
Я думал о том, что картина не займет предназначенного ей места.
А потом я подумал: была бы она здесь, была бы еще одна вещь
во времени, еще один предмет, привычная домашняя безделица;
а теперь она безгранична, бесконечна, способна на любую форму,
цвет, ничем не скована.
Она в каком-то смысле существует. И будет жить, расти как
музыка, останется со мною до конца. Спасибо, Хорхе Ларко.
(И люди тоже могут обещать: есть в обещании бессмертия частица.)
Хосе Луис Борхес
Александр Кайданский 27.06.2012 23:42 Заявить о нарушении
Это потом можно специально задуматься и порассуждать, как это произошло, но изначально идет анализ бессознательный, интуитивный. Как известно, у каждого человека есть любимые эмоции. Тот, кто обожает быть печальным, обиженным, слегка ущемленным - будет стремиться к переживанию печали, даже если у него нет на это причин. Все будет хорошо, а он найдет - как ослик Иа - что и хвост-то у него не так висит (хе-хе) и ваще...
Но это я о зрении продолжила. А начать-то надо с другого. Мы же говорим о "Ночи" ББ, правильно? Так вот, недостатки там не в смысле,который заложен в текст, а в манере преподнесения - заковыристом и многоэтажном, как свадебный торт. Слишком намудрил ББ, просто завалил деталями...Образ должен быть коротким и точным как удар хлыста, а у ББ манная каша в киселях...По-моему вкусу - это делает текст позерски заумным, претендующим на значимость, которую я, например, не увидела.
:)
Мнемозина 28.06.2012 00:10 Заявить о нарушении
В общем, мне кажется, что критиковать позера за честное самовыражение неправильно. Он должен набить свои шишки, и если поза вдруг сменится естественным поведением, то тогда и напишутся естественные произведения. Ну а перевоспитывать позёра... это вообще другая тема, не отсюда.
Александр Кайданский 28.06.2012 00:55 Заявить о нарушении
Я считаю, позерство - самый смешной грех у писателей. Все остальные грехи - не смешные, потому что скрыты, а этот на виду ...Все видят (или не все) и это смешно...увы...
Мнемозина 28.06.2012 01:08 Заявить о нарушении
:)
Мнемозина 28.06.2012 01:12 Заявить о нарушении
Так же как актёр, политик - да и любой человек, стремящийся стать интересным для других?
Мария Гринберг 28.06.2012 12:34 Заявить о нарушении
Хельги Нордкап 28.06.2012 12:47 Заявить о нарушении
Позер не искренен, это точно. Он просто предлагает всем насладиться собой и подтвердить оценку, поставленную самому себе, и, как правило, достаточно высокую.
Кстати, позер часто проигрывает именно в этом - в завышенной самооценке. Легкая скромность (даже пофигизм в некоторой степени) всегда выигрышнее, прошу прощение за такой нескромный оборот.
Позер сам ставит себя на постамент; скромного пофигиста (но достойного высокой оценки) ставят на постамент другие. Эффект подмены: быть или казаться.
Мнемозина 28.06.2012 13:11 Заявить о нарушении
Хельги Нордкап 28.06.2012 13:15 Заявить о нарушении
Александр Кайданский 28.06.2012 13:26 Заявить о нарушении
Однако мы говорим о позерстве в литературе. Вот тут-то подобный грех, бросаясь в глаза, мешает отнестись к произведению серьезно. А всего-то надо - кое-что пообтрясти с ушей. Лапшу, например, навешанную читателям. Поза "вот я какой несчастный, никем не понятый и гордый Байрон" - достаточно популярна, надо сказать. На прозе.ру таких байрОнов море разливанное.
Мнемозина 28.06.2012 13:49 Заявить о нарушении
Мнемозина 28.06.2012 14:02 Заявить о нарушении
пардон! не покакать, а поскакать!
:)
Мнемозина 28.06.2012 14:04 Заявить о нарушении
Какал там как раз Хачатурян. Кирпичами. :)))
Аманда Глумская 28.06.2012 14:05 Заявить о нарушении
Александр Кайданский 28.06.2012 14:08 Заявить о нарушении
Аманда Глумская 28.06.2012 14:15 Заявить о нарушении
Хельги Нордкап 28.06.2012 14:38 Заявить о нарушении
Аманда Глумская 28.06.2012 14:54 Заявить о нарушении
Мнемозина 28.06.2012 15:25 Заявить о нарушении
Аманда Глумская 28.06.2012 15:40 Заявить о нарушении
Пущай Ваша молодая жена берет в руки все, что захочется. Главное, чтобы отличала "гэ" от "не гэ".
Мнемозина 28.06.2012 15:46 Заявить о нарушении
Аманда Глумская 28.06.2012 15:53 Заявить о нарушении
Ой, не могу........ползаю по кухне, собираю себя из кусочков багета.))))
Александр Кайданский 28.06.2012 15:54 Заявить о нарушении
Вот ведь и с метатексами такая же беда: тут - поименовано, тут - не поименовано, а в финале вообще рыбу заворачивали. В пенопластовый багет. И что делать нам, читателям, если автор не токмо умер, но уже и смердит? А? И, главное - кто виноват?
Аманда Глумская 28.06.2012 16:12 Заявить о нарушении
Аманда Глумская 28.06.2012 16:20 Заявить о нарушении
Аманда Глумская 28.06.2012 16:38 Заявить о нарушении
Аманда Глумская 28.06.2012 17:27 Заявить о нарушении
а я, знаете ли, рад, я, вообще, всегда рад, а здесь рад особо! рад тому, что своим появлением дал вам возможность заняться своим любимым делом. И спасибо вам преогромнейшее - я узнал столько нового о литературе, своем рассказе, а главное о себе. Я даже думаю, что рассказ можно было и не приносить. Все итак было бы так, как и так было. Литература, синематограф, райффайзен - а получается одно и тоже - ведро дерьма на головы ближнему, дальнему, и просто пролетающему мимо.
да, так о чем это я? а. вот, вспомнил..., я вернулся, можете продолжать;)
Вовву 03.07.2012 11:36 Заявить о нарушении
Небольшая рецензия, из которой читатель ничего не поймёт, закружила хоровод критиков-антикритиков-критиканов. Респект критику! Может и мне почитать? Не нашёл совета. Или обсуждение намноого интереснее самого произведения?
Иван Невид 08.08.2012 15:34 Заявить о нарушении
Иван Невид 08.08.2012 15:35 Заявить о нарушении
Пространство Текста 08.08.2012 16:16 Заявить о нарушении
Хотя нет, не одно. Во-вторых, а стоит ли его читать?
Про коды говорите так, что дух захватывает. Если б понимали ещё... да мне Ивану-дураку объяснили.
Мне,как читателю, глубоко безразлично ()\в пустые скобки можете поставить контекстуальный синоним\,что думал автор. Вызвал эмоции, вызвал на разговор - достиг цели. Нет - тогда я лучше критику почитаю. Вы поняли моё закодированное сообщение? Исходник где?
Иван Невид 08.08.2012 16:51 Заявить о нарушении
Но прочитать его можно здесь: http://www.proza.ru/2012/06/25/1688
Оттуда пока не удалено.
Пространство Текста 08.08.2012 16:57 Заявить о нарушении
Иван Невид 09.08.2012 09:53 Заявить о нарушении
Автор снял свой рассказ с обсуждения в Пространстве Текста. Поэтому рецензию на него принять не можем.
Пространство Текста 09.08.2012 10:05 Заявить о нарушении
Иван Невид 09.08.2012 10:10 Заявить о нарушении