Личное или плач в жилетку...

Я часто пишу про отношения свекрови и невестки в Индии и всегда встаю на сторону второй...может из-за того, что сама в этой роли и не мало хлебнула (громко сказано!) от своей индийской свекровушки, сейчас в последнее время вроде бы все "устаканилось" и мы даже спокойно общаемся по телефону, благо расстояние между нами более тысячи километров, а как известно на расстоянии общаться легче, особенно между свекровью и невесткой. Сейчас речь пойдет "о другой стороне монеты", все таки приближается мое время стать свекровью, не за горами уже...неизвестно какой я буду, наверное , как и должно быть в большинстве случаях, то бишь - плохой, хотя моя мечта быть хорошей и даже если получится подругой...но вряд ли получится...Так, что не обессудьте, беру все ранее сказаные мною слова назад. 

Пару месяцев назад я возвращалась домой с работы и завернув к нашему подъезду заметила возле подъезда машину из которой старалась выйти миловидная индийская старушка, видно, что она торопилась выйти из машины, но у нее это тяжело получалось, сумочка выпала из рук, затем следом выпала трость, она держалась двумя руками за машину, стараясь вытолкнуть свое тело следом за ногами, которые уже были на земле. Я подбежала помочь старушке и автоматически сначала подняла с земли сумочку и трость, услышала как из салона женский голос истерически говорил :
- Ну давайте быстрее, мама! Я опаздываю! Вот черт, когда же это кончится?! 
 Боковым зрением заметила в салоне, за рулем женщину лет сорока пока  вытаскивала старушку из машины, она вцепилась в меня и посмотрела снизу вверх (я была на много выше нее), машина тут же газанула с открытой дверью, которая на повороте захлопнулась сама. Вот стерва! Подумала я тогда, мать же , могла бы и помочь вылезти ей с машины и до квартиры бы довести!
- Спасибо, бета (ребенок с перевода с хинди ), - произнесла старушка совсем не похожая на индийских бабушек. Одета в стильные черные брючки, голубую свободную блузку, с короткой стрижкой и в меру наложенной косметикой на лице. Она взяла меня под руку и я медленными шагами, чтобы бабулька успевала повела ее к лифту через пассаж в метров десять, что для старушки приличная дистанция, - я ездила в больницу, сердце барахлит, решила провериться, - поведала мне старушка, - а это моя сноха, мы живем вместе, она с работы отпросилась специально, чтобы отвезти меня к врачу, - с гордостью в голосе продолжила бабулька, я только кивала головой, на пол дороги я уже серьезно подумывала поднять маленькую женщину на руки, она еле волочила ноги, а я привыкла чуть ле не бегом всегда. 
Наконец то мы доковыляли до лифта, я нажала кнопку вызова и спросила, на какой этаж доставить  милую старушку? Лифт приехал, я придерживала дверцы, чтобы бабушка могла медленно войти не зажатой дверцами, нажала нужный этаж и довезла старушку до требуемого этажа, так же медленно мы вышли с лифта и я довела ее до квартиры. Мы долго ждали после нажатия звонка, когда нам откроют дверь.
- Может никого нет дома? - поинтересовалась, я, - у Вас есть ключи?
- Нет, дорогая, нету ключей, а дома внучка - она у меня хорошая! - с гордостью, сказала старушка, - наверное музыку слушает в наушниках и не слышит звонка, ты дорогая еще раз позвони пожалуйста.

Я жала на звонок, но никто не открывал, решила потарабанить немного кулаком в дверь, но тщетно...

- Дайте мне ее номер, я позвоню, телефон то она наверное поднимет? - попросила, я.
- Ой, я не помню ее номера, должен быть в моем мобильном телефоне, поищи пожалуйста в моей сумочке, будь добра.
Я не имею привычки лазить в чужих сумках, поэтому протянула бабуле сумочку и только поддерживала старушку и сумочку для удобства поиска . Она искала свой телефон минут пять, которые показались мне вечностью, затем протянув мне, сказала:
- Поищи на букву П, ее зовут Прачи... нашла? Звони...

Я набрала номер внучки, но на звонки она не отвечала. Старушка сморщила лицо и произнесла :
- Я в туалет хочу...
- Давайте пойдем ко мне, я живу на третьем этаже, - и не дожидаясь ответа повела послушную бабульку к лифту, которая и не сопротивлялась.



Сходив по нужде, бабулька прошла к дивану и тяжело вздыхая присела.
- Я посижу минутку и пойду домой если ты не против...
- Конечно отдохните, Вам чаю или кофе? - спросиля, я.
- А сок у тебя есть?
- Есть, - улыбнувшись ответила я, бабулька вела себя как ребенок, - сейчас принесу, Вам холодный или комнатной температуры?
- Не холодный если можно.

Выпив сок, она попросила меня снова набрать номер внучки, звонки остались без ответа.
- Вы посидите у меня, наверное Ваша внучка вышла куда нибудь или занята, увидит пропущенные звонки и перезвонит.
- Она ко мне не перезванивает...- грустно ответила, старушка, - мы недавно живем вместе, как мой супруг отошел в мир иной, сын попросил меня продать наш дом и переехать к ним, я так радовалась, что буду не одна, а теперь жалею...не надо было продавать. Я ведь осознаю, что обуза им, сын постоянно в командировках и приходится жить с невесткой и внучкой, они хорошие, но молодые еще и у каждого своя жизнь и я им мешаю, а уйти мне не куда, - я не перебивала и тихо слушала , было видно, что старушка хотела высказаться, - каждый день молила Бога, чтобы забрал меня к себе, а вот сегодня стало плохо с сердцем и я испугалась, - улыбнулась бабулька, - мне уже восемьдесят лет, а покидать этот мир страшно.
- А как же перерождение душ? - спросила, я, - или Вы не верите в это?
- Верю...но не хочется все равно покидать привычное мне тело - грустно ответила она, - А тебя как зовут? Я Хелен.
- Очень приятно познакомиться, меня зовут Луиза.
- Так ты тоже христианка, с Гоа?
- Нет, мусульманка и с бывшего союза, - ответила, я .
- Ну надо же, и у мусульман есть такое имя?
- Да нет вроде, мама мечтала так назвать дочь еще с юности (после прочитанной книги Дюма), - ответила, я.
- Моя невестка - хинду, мы не перечили с мужем сыну, когда он решил жениться на девушке, которую полюбил, нам поздно Бог послал ребенка и мы не хотели встревать в его жизнь, нас не будет, а ему с ней всю жизнь... она у меня хорошая...- снова повторила , как мантру Хелен, - попробуй еще раз позвонить к внучке пожалуйста.

Я перезвонила снова, но телефон не отвечал и я решила набрать номер внучки Хелен со своего мобильника, что то мне подсказывало, что внучка не желает отвечать на бабушкин звонок. Так и есть, трубку сразу же сняли и я быстро передала мобильный Хелен.
- Милая - это я, - произнесла, Хелен, - я тут сижу у соседки, пожалуйста спустись и забери меня, - и уже обращаясь ко мне - какой номер квартиры?
- 37
- 37 - повторила, Хелен, - а когда сможешь? Ты не дома? Я хочу домой, мне не хорошо...- чуть не плача произнесла бабушка и передала мобильный мне. Ее глаза были полны слез...
- Давайте я Вам постелю в комнате отдохнете пока внучка вернется, - предложила, я.
- Она дома, но занята...спасибо, но я хочу домой - и расплакалась.

Я ни чего не сказав вышла из квартиры и побежала на нужный этаж пешком, позвонила в дверь, не открывала внучка Хелен минуты две, а затем соизволила все таки открыть.
- Прачи? - спросила, я увидев в дверях девочку лет двенадцати ожидая почему то увидеть девушку лет восемнадцати, не знаю почему...
- Да - ответила девочка, - а Вы кто?
- Твоя бабушка у меня дома, она мне конечно не мешает, но Хелен хочет домой, ей плохо с сердцем, будь добра держи дверь открытой, я сейчас ее приведу , - сказала, я и побежала вниз домой не дождавшись ответа.

Тогда я отвела Хелен в ее квартиру и передала из рук в руки внучке с недовольной рожей, как водится забыла про старушку на следующий же день. Но, она дала о себе знать где то через недели две, днем я возвращалась откуда то домой и лифтер сказал мне , что меня ищет мадам и назвал номер квартиры, которая мне ни о чем не говорила. Я двинула домой, надо будет найдут. Занялась своими делами, через какое то время в дверь позвонили, на пороге стоял уборщик, который моет полы в подъезде и начал мне, что то тарабарить на хинди, я даже не вникала , чтобы понять его... подумала, что снова жалуется на мусор. Дело в том, что с отъездом моей Малли в деревню, которая рьяно защищала мой мусор, так как сама в нем зачем то ковырялась, теперь мой мусорный пакет атакуют кому не лень или кто успел первым, забирают то что нужно, а остальное в таком же виде оставляют, что то падает на пол и я постоянно получаю жалобы от уборщика. Сколько не борюсь, стараюсь поймать "нарушителей чистоты" - в бестолку...Вот я и подумала, что снова по поводу мусора и махнув башкой, кинув на последок - окей, больше не повторится, захлопнула дверь. Но он не ушел и позвонил снова в дверь.
- Что случилось? По поводу мусора? - спросила, я зло.
- Мадам...- и тара-ра-ра-ра на хинди в перемешку с бенгали и показывает пальцем вверх. Поняла я по своему , что на меня жалуются соседи сверху...схватила ключ, надела шлепки и двинулась с ним. Представьте мое состояние, когда я на следующем этаже увидела Хелен сидевшую прямо на полу в подъезде недалеко от  лифта.
- Господи, что случилось? - спросила, я подбегая к ней, за мной подоспел и уборщик. Мы оба с ним подняли на ноги плачущую старушку и я повела ее к лифту.
- Тра-ра-ра-ра, - уборщик обратился ко мне, я обернулась и увидела лужу там где сидела Хелен. Описалась бедная...вытащив из кармана джинс купюру, протянула ему и худо-бедно на хинди попросила убрать тихо-молча и ни кому не говорить.

- Мне так стыдно, я намочилась там...- уже у меня в квартире произнесла бедная старушка, - можно я пройду в ванную?

Я помогла дойти Хелен до ванной, дала ей полотенце и свои пижамные штанишки, чтобы она переодела.

- Ко мне приезжали мои бывшие студенты проведать, знаю, что невестке с внучкой не нравятся такие посещения и мы все вышли во двор, они уехали, а я поднялась домой, но мне ни кто не открыл дверь...- плакалась Хелен уже сидя на диване, - я снова спустилась на первый этаж и попросила лифтера позвать тебя, квартиру не помнила, но описала тебя и он меня понял. Тебя не было и я ждала возле лифта, а оказалось ты на другом этаже живешь, я не смогла выдержать и намочилась, хорошо этот парень пришел мыть полы, я его попросила тебя позвать.
- А если бы меня не было дома? Я же не всегда сижу в четырех стенах...сегодня Ваша сноха тоже дома? - спросила, я.
- Да, у нее выходной, может она купалась и не слышала, как я звонила? Или может она вышла куда нибудь? Ты уж извини, но я ни кого больше в этом доме не знаю...
- Ни чего страшного, когда я дома - помогу, но меня часто не бывает...

Оставив Хелен у себя пить сок я поднялась к ней в квартиру. Дверь открыли сразу же, прислуга...ясное дело они специально ее не пускают домой. Если прислуга днем дома, значит работает у них целый день или даже может быть живет, т.е. прислуга на 24 часа, приходящие обычно работают с утра и вечером.
- Хозяева дома? - спросила, я.
- Да, - ответила, прислуга и ушла в глубь квартиры, через минуту ко мне вышла сноха Хелен с фруктовой маской  на лице, а за ее спиной маячила дочка...
- Извините, Ваша свекровь у меня...- начала я и объяснила ей все, что произошло. Женщина спокойно меня выслушала не перебивая и сказала:
- Она ненормальная, психически не здорова! Какие студенты? Она просто вышла из дома и снова наверное забыла, где живет! Вот беда то от этой старой женщины! Сейчас не смогу спуститься ее забрать, только к вечеру...- ответила она мне.
Вот это наглость!
- Мне через пол часа нужно уходить, я сама сейчас ее приведу, - сказала, я и ушла. Может Хелен действительно выжила из ума и не помнит квартиру? Но она же привела меня в первый раз к себе...разговаривает она нормально, я не заметила ни каких психических отклонений, хотя я не разбираюсь , может быть так оно и есть...Я отвела Хелен домой в тот день и передала прислуге, которая меня ждала с открытой дверью.

Где то через месяц утром я вышла из дома и пошла к дороге ловить авторикшу, нужно было ехать по делам. На лужайке возле дома на скамейках сидело несколько молодых мужчин и женщин и среди них была Хелен, которая завидев меня стала махать рукой и звать по имени, все люди возле нее обернулись и с улыбкой звали к себе. Я торопилась, но было не удобно просто так уйти и я подошла к ним. это уже позже я вспомнила, что часто видела такие посиделки на этом месте, просто не обращала внимания. Хелен меня познакомила со всеми присутствующими , каждый из них вставал и жал мне руку знакомясь. Все были разного возраста от двадцати пяти до лет сорока. Я поинтересовалась о здоровье Хелен и сославшись на занятость, извинившись ушла. Через несколько дней возвращаясь с фитнес клуба я снова еще из далека заметила все тех же людей о чем то весело болтавшие с Хелен, подошла поздороваться только из-за того, что меня заметили. Пришлось присесть вместе с ними.

После разговора с ними, я поняла, что все они бывшие студенты Хелен, которая преподавала когда то в колледже , любимого преподавателя навещали буквально на несколько минут перед работой , но часто - те кто работал не по далеку от нашего комлекса у них это уже было традицией. Значит невестка старушки мне наврала тогда...старушка не выжила из ума, они все говорили о чем то умном, не понятном мне-неучу...вспоминали какие то забавные истории, спрашивали совета у Хелен о том или ином.

Я часто видела эти посиделки, здоровалась и проходила мимо, Хелен еще один раз наведалась ко мне снова по нужде приспичило, посидела у меня тогда немного и я отвела ее домой, также как и в первые два раза предварительно сходив и удостоверившись , что ее впустят. Потом Хелен выпала из моего поля зрения со своими студентами, но началась жара, даже скорее пекло когда даже ночью температура воздуха не падает ниже 38 градусов, а к шести утра уже не чем дышать, понятно, что если нет ни каких дел, то лучше из дома, где работает кондиционер выходить не нужно, да и солнце опасное с одиннадцати до четырех не только для кожи, но и для глаз. Я решила, что Хелен отсиживается дома.

Пару дней назад меня в городе остановила одна из студенток Хелен, я не сразу ее вспомнила.
- Вы не знаете, как там Миссис Жозеф (Joseph)? - спросила она у меня после приветствия.
- Хелен? - переспросила, я, - не знаю даже, не видела ее уже давно, думаю из-за жары она не выходит и вы к ней не приезжаете...
- Нам ее невестка сказала, что Миссис Жозеф уехала погостить в другой город к родственникам, я думала может она уже вернулась?
- Я честно не знаю...- ответила, я.
- Мы переживаем, вдруг она...ну сами понимаете, ну нет ее больше...
- Не думаю, я бы видела объявление, у нас возле лифта всегда вывешивают если, кто либо умирает, - ответила, я.
- Ой, Вы меня успокоили, честно...сейчас всем расскажу, все нервничают...
- Подождите, может я и пропустила ...давайте я узнаю сегодня, поднимусь к ней и дам Вам знать, окей?

Мы договорились созвониться вечером и обменявшись номерами телефонов разошлись. Даже не заходя домой я пошла к Хелен, дверь открыла прислуга, хозяев дома не было, где Хелен та не знала или не хотела говорить. Я все равно не успокоилась и снова через два часа поднялась к соседям, на этот раз только внучка была дома и я поинтересовалась у нее про Хелен, та ответила мне :
- Бабушка уехала к родственикам в Дахрадун из-за жары.

Я поверила, Дахрадун располагается в низовьях горного массива Массури на севере Индии и там приемлимый климат летом. Так я и объяснила бывшей студентке по телефону, чем ее успокоила.

А вчера разговорилась в ожидании лифта с одной соседкой, мы с ней общаемся иногда, имени я ее как не стыдно признаться не знаю, она мне называла, а я не запомнила, а спрашивать стесняюсь...она мое имя запомнила, а я нет. Соседка уже ждала лифт, когда я ковыляла к лифту через пассаж помогая старичку с двадцатого этажа. Он всегда меня ждет примерно зная, когда я возвращаюсь из фитнес клуба, я его перевожу через проезжую часть в нашем комплексе, он боится один, затем довожу до лифта и он сам добирается до дома, эту эстафету я переняла от сына, обычно сын всегда помогал деду перейти дорогу перед отъездом в институт, а когда  сын уехал я как то вешая белье на балконе заметила дедушку, который все ждал молодого человека, который помогал ему, а его все не было. Я тогда не долго думая выбежала на улицу и перевела дедулю, объяснив ему, что мой сын улетел из Индии и чтобы он не отказывался от помощи, которую предлагали секьюрити нашего комплекса, но дедуля видать сноб и помощь от нижестоящих принимать не хочет , вот и дожидается когда кто либо из соседей ему поможет.

- Ты прямо скаут (пионер) - улыбнулась соседка,- как не посмотрю всегда то сумки помогаешь тащить, то со стариками возишься, тебе что делать нечего?
- Все равно по дороге, я же не специально иду помогать, мне не тяжело...
- Так ты я видела этому жирному слону в тот день сумки помогла нести, он то не старый!
- Какой слон?
- Да с восемнадцатого этажа, толстый дядя...
- Так ему тяжело идти, он все время так дышит, что я думаю умрет не дойдя до лифта, а тут еще его посылают за овощами самого, - ответила я вспомнив кого она имеет в виду.
- Так его специально супруга посылает, чтобы он хоть не много шевелился, она же не знает, что у нас в доме такая личность живет, - улыбаясь поведала соседка и уже с печалью в голосе -  Жаль только Миссис Жозеф, она помогала моим дуракам  (сыновьям) с учебой, она знаешь как физику знала отлично!
- Она в Дахрадуне отсиживается в жару...
- Ага, в Дахрадуне! В дом престарелых ее свезли...жалко, такая хорошая бабушка была...
- Как в дом престарелых?! Откуда ты знаешь?
- Моя прислуга с их прислугой общаются, вот и рассказала, а мне тоже эта стерва ее невестка сказала про Дахрадун, когда мои оболтусы пришли и сказали, что занятий не будет из-за отсутствия Жозеф...- сказала мне соседка, лифт все не прибывал и я попросив соседку подсобить деду попасть в лифт , побежала по лестнице домой. Не знаю почему, но у меня стоял комок в горле, только залетев в квартиру я разрыдалась...вот что бы про меня не говорили : черствая я, бессердечная, злая...и т.п. Может быть и правы люди, со стороны виднее, не спорю, имею такой грех, но я ужасно сентиментальная и все беру близко к сердцу. Муж вышел из комнаты на мои рыдания, я ему рассказала про Хелен. Вот ему все равно, выслушал и сказал, что бы я успокоилась и не ревела по поводу чужих...
- Ты лучше бы к моей маме по-чаще звонила, она только что мне жаловалась на разные болячки по телефону...- закончил мой супруг и ушел в комнату. Услышав, что я рассказываю по телефону о том, что узнала бывшей студентке, мой муж вообще сорвался с катушек!
- Тебе, что больше всех надо?! Зачем ты вмешиваешься в дела чужих тебе людей?! Тебе что нужны неприятности?
- При чем тут вмешиваюсь? Я же ее знала! Какие неприятности...?
- Знаешь, хочешь быть скаутом то запишись в активисты и занимайся благотворительностью! Ты со своим характером как раз порядок установишь...умоляю тебя не лезь ты ни во что...ты зачем объявление возле лифта вывесила зимой? Думаешь я не знаю? Мне в офисе рассказали и еще заплатила полторы тысячи рупий за то, что бы оно висело месяц! Ты совсем с ума сошла? Мне очень тяжело тебя понять...то ты дерешься, то ты материшься, как водитель авторикши, грубишь направо-налево, то рыдаешь из-за старушки, которая попала в приватный по всей видимости дом престарелых, что не дешево, ты определись сначала...какая ты: плохая или хорошая?!

В общем много чего было сказано в мой адрес, я не молчала и закончилось сорой, я до сих пор дуюсь, извинения не принимаю. Что было плохого в том, что в холодную зиму я вывесила объявление "Поможем бедным! У кого есть не нужная теплая одежда, обувь, шапки, перчатки, шали пожалуйста кидайте в коробку возле лифтера !" И ведь кидали! А лифтер раздавал приходящей полураздетой в холод прислуге, шоферам, дворникам...оказывается этим актом я опозорила своего мужа-индийца до корней волос, только сейчас это поняла! Он такой же как все! Может завтра изменю свое мнение, но сегодня я очень на него злая, даже ланч ему не приготовила, пусть голодает...
 Сейчас правда сижу и думаю, а надо ли мне вообще все это? Может и нет, но почему то у меня все получается спонтанно, когда морду набить, когда помочь... а Хелен жалко...все равно узнаю, где она и поеду навестить... 


Рецензии
Луиза, а Вы пишете, мол, кое-как на хинди объяснились с поломойщиком. А вообще, на каком языке говорят в Вашей местности, в основном? И на каких ещё языках говорят индийцы?

История, разумеется, жуткая. К сожалению, такого хватает во всех странах мира. Подонков везде полно.

Желаю Вам побольше энергии и здоровья, Вы делаете всё правильно. Морды, может, и не стоить бить (ещё неизвестно, на кого нарвётесь), а вот помогать - обязательно; я думаю, Вы всё равно иначе не сможете.

А муж... У него своя правда, индийская. Каким бы он ни был хорошим. В большинстве случаев, русская жена - это клад, который достаётся иностранцам. И они это ещё не всегда осознают и ценят.

Маша Шаммас   29.06.2017 21:32     Заявить о нарушении
Маша, в Индии несколько языков и наречий , в каждом штате вой язык,но в основном все говорят на хинди и английском, я плохо говорю на хинди , могу понять суть разговора , ну в общем незаморачиваюсь если честно, т.к. со всеми общаюсь на английском и спокойно себе живу тут без проблем и языкового барьера .

Да, история конечно не эксклюзивно индийская, везде такое может произойти, но в Индии поверьте это очень и очень редко, обычно родителей почитают и ни за что не бросят в доме престарелых, хотя такие дома имеются и там в основном бездетные старики , но и их там мало, даже бездетные в основном проживают в собственных домах/квартирах имея прислугу с проживанием.

Спасибо огромное за интерес к моим заметкам.
С Благодарностью,
Луиза

Луиза Такур   03.07.2017 09:23   Заявить о нарушении
P.S.Не бить морды? Это к сожалению невозможно, я честно стараюсь держать себя в руках , но иногда бывает последняя капля и все! Я иду в бой :-)))

А на счет помощи...Ой как Вы правы, не могу иначе, хотя "плевков в душу и пощечин" получаю множество , а про благодарность я лучшевообще промолчу, даже простого спасибо не услышишь, но я и не жду...

Луиза Такур   03.07.2017 09:30   Заявить о нарушении
С большим интересом (иногда с ужасом) прочитала большое количество Ваших рассказов. Вы не просто проявили полезную инициативу - описать эту загадочную и противоречивую страну, приоткрыть многие тайны для соотечественников - но и делаете это в такой живой и энергичной манере, что кажется, будто смотришь то фильм, то сводку новостей, то прогноз погоды (когда Вы описываете ночную духоту в миниатюре про необходимость пить много воды).

Браво!

Маша Шаммас   03.07.2017 17:36   Заявить о нарушении
СПАСИБО!

Луиза Такур   05.07.2017 10:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 36 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.