Крещатик. Книжные магазины и их владельцы. Очерк

       В 1830-1860-е годы приобрести книгу мог позволить себе только человек достаточно состоятельный, так как цены были от 7 до 20 рублей, в зависимости от известности автора. Такая высокая цена, во многом, была вызвана с одной стороны сложностью и дороговизной типографских работ, с другой тем, что использовались дорогая бумага, крупный шрифт и кожаный переплет, которые были неизменными атрибутами изданий тех лет. Соответственно, читательская аудитория еще довольно узкая: традиционный тираж составлял не более 1200 экз.

И всё же находились смельчаки и энтузиасты, решавшиеся посвятить себя такому делу. Благодаря им в 1830-1840-е годы в сфере книгоиздания и книготорговли возникает и укрепляется предпринимательство. Выделяются основные действующие лица процесса производства и распространения: автор, получающий гонорар; издатель, принимающий на себя издержки производства и извлекающий прибыль из издания; типограф, выполняющий заказ на изготовление тиража; книгопродавец, реализующий печатную продукцию и получающий торговую прибыль.
Уже в 1860-е годы, во-первых, подешевело издание книг, что сказалось на росте количества потенциальных покупателей, а во-вторых, вырос культурный уровень населения, увеличился спрос на учебную литературу, а также на книги экономической, общественно-политической и научной тематики. Соответственно, почти в два раза выросли и тиражи с 1200 до 2500 экз. в 1876 г.
В начале 1887 года, в Киеве проживало 165 тысяч жителей, и к их услугам было 25 книжных лавок и магазинов, но уже к 1913 году успешно действовали 31 магазин, 80 книжных лавок и множество мелких розничных торговцев, а киевский книжный рынок уступал только Санкт-Петербургу, Москве и Варшаве.

Самые популярные книжные магазины, конечно, были на Крещатике.

СТЕПАН ИВАНОВИЧ ЛИТОВ

        Первый книжный магазин на Крещатике открыл молодой и амбициозный московский купец Степан Иванович Литов.
        В 1828 году С.И.Литов приехал в Киев и, первым делом, выкупил на Подоле у владельцев несколько небольших книжных лавок,  а в начале 1830 года открыл свой книжный магазин на Крещатике 33, на долгие годы ставший «визитной карточкой» его фирмы.
        Несмотря на огромный финансовый риск, на который пошел Степан Литов, открывая свой бизнес в Киеве, он не только, почти полвека, удерживался на плаву, но и до конца 1870-х годов сохранял практически монопольное положение на местном книжном рынке.

Конечно, этому способствовали несколько факторов.

       Прежде всего, Степан Иванович занялся устройством магазина. В отличие от тогдашних захламленных и скудно освещенных книжных лавок, где как у московского книготорговца Кольчугина: «во всю ее длину был устроен прилавок, у прохода за ним была контора. Ни стула, ни скамейки в лавке не было. Между дверьми постоянно лежала огромная груда книг, покрытых пылью, то есть попросту царил в ней невообразимый хаос, но никто не смел тронуть книгу, где она была положена, потому что сам хозяин хорошо знал, где какая книга лежит», свой магазин он устроил с невиданным по тем временам размахом и удобством для покупателей.

Во-первых, магазин он оборудовал большими стеклянными витринами, что добавляло света(электрического освещения тогда не было);
во-вторых, для удобства поиска необходимой литературы, вся она была рассортирована по жанрам и темам.
      Кроме того, с первых же дней Степан Иванович занялся изучением читательских интересов потенциальных покупателей. В неспешной беседе мог порекомендовать нужную книгу, а постоянным клиентам предлагал значительные скидки.
И, наконец, он постоянно занимался обновлением ассортимента. Сам неоднократно ездил в Москву, Петербург, Львов, где закупал всевозможные новинки отечественной и зарубежной литературы. «...Если книга отсутствует в магазине, то она выписывается из моего С.-Петербургского магазина», — гласила реклама Литова.
А ещё у С. И. Литова имелось большое собрание старопечатных книг, начиная с изданных в первой типографии в Кракове с 1491 до 1700 годов.

Дела шли настолько успешно, что в начале 1830-х годов С. Литов открыл еще один книжный магазин на Крещатике, а после-  книжный магазин и в Петербурге, что позволило ускорить получение заказов и доставку книг. Благодаря такому подходу, на полках книжного магазина практически имелись все лучшие российские издания: от книг А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя до географических карт и учебников.

        Впрочем, наибольшим спросом, как и сегодня, пользовалось «легкое» чтиво.
«Любопытный пожелает, может быть, знать, — писал когда-то известный историк Николай Михайлович Карамзин о предпочтениях читающей публики, — какого роду книги у нас более всего расходятся. Я спрашивал о том у многих книгопродавцев, и все, не задумываясь, отвечали: романы!».

  Такая неутомимая деятельность способствовала тому, что 1851 году Литов становится поставщиком Императорской публичной библиотеки в Петербурге, а его усилия отмечены Владимирской, Анненской и Станиславской медалями.

       «В течение тридцатитрехлетней своей деятельности С. И. Литов, - писала газета «Киевский телеграф» 24 мая 1862 года,- можно сказать, был единственный из книгопродавцов, как распространитель и издатель многих сочинений местной литературы. Он издал сочинения Подолинского, Гребенки, профессоров Фаворова, Гогоцкого, Новицкого, Ходецкого, Бобровницкого, Шульгина, Линниченко, акты археографической комиссии и покойного архиепископа Иннокентия. Сочинения эти были изданы Степаном Ивановичем или в распространении их в публике он был главным органом.»

       В 1876 году, незадолго до смерти, Степан Иванович продал магазин своему управляющему Николаю Яковлевичу Оглоблину. «Чувствуя недуги старости и упадок сил и не имея наследников, могущих вести книжное дело в будущем, - вспоминал позднее Николай Яковлевич, - С. И. Литов признал наиболее целесообразным передать путем продажи свой магазин мне, ближайшему своему сотруднику. Но, прекрасно зная, что я не располагаю необходимыми денежными средствами на приобретение магазина, Степан Иванович предложил мне совершить покупку на льготных условиях: приобрести всю наличность магазина за сорок тысяч рублей с рассрочкой платежа на десять лет. Условия были выгодные, гарантирующие при осторожности и осмотрительности дальнейшее ведение дела без убытков».

НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ ОГЛОБЛИН (1841-1911)
      Потомственный почётный граждани, купец 1-й гильдии Коммерции советник Николай Оглоблин родился в городе Ельня (Смоленская обл.)
      
        С 1858 по 1877 год Николай работал приказчиком в магазине Степана Литова, постигая все премудрости ведения книжной торговли. Кроме того, Николая Яковлевича отличала от других тогдашних приказчиков любознательность и начитаность. В 1876 году, за год до смерти, Степан Литов передал ему юридически оформленным актом книжный магазин на Крещатике 33, в котором к тому времени насчитывалось около 200 тыс. книг.
       Став полноправным владельцем магазина, Николай Оглоблин не только продолжил удерживать ведущие позиции на книжном рынке, но и сумел за несколько лет вдвое увеличить годовую выручку и открыть ещё один магазин на Александровской (ныне Сагайдачного) улице.
       Вскоре, благодаря связям и своему положению гласного (депутата) городской Думы, Николай Оглоблин становится главным поставщиком учебной литературы не только для Киевского университета, но и почти для всех учебных заведений Киева, Киевской городской публичной библиотеки, а также Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук, государственной типографии и управления Московской синодальной типографии. Через его книжные магазины оформлялась подписка на периодические издания. Таким образом, книготорговля Н. Оглоблина стала крупнейшей и самой авторитетной фирмой Российского государства.

       К началу ХХ века, Н.Я. Оглоблин был уже не только продавцом, но и крупнейшим издателем научной, художественной и учебной литературы Украины издателем капитальных работ профессоров Киевского университета.
       В 1901 году торговый оборот его фирмы превысил 150 тыс. рублей, а число книг в ассортименте достигало 30 тыс. наименований.
Кроме книг, в магазине можно было преобрести столичные газеты и «толстые» журналы.

       «Покупка книг была для меня большим наслаждением. Вспоминаю, как я почти каждый день ходил в большой книжный магазин Оглоблина на Крещатике осматривать новые книги», - вспоминал известный философ Николай Александрович Бердяев. Николай Оглобин был членом многих благотворительных обществ, гласным городской думы, старостой церкви Фундуклеевской женской гимназии.

        Ему принадлежали дома: ул. Прорезной, 21 (в 1909 - 1910 гг.), Костёльной, 7 и на Крещатике, 10 (с 1880 г.)
        Первый этаж фасадного здания на Крещатике, 10 (по теперешней номерации – Крещатик 12) был отведен для четырех магазинов. В одном из этих помещений с 1899 до 1913 года находилось Правление Киевского Отделения Русского технического общества(КО РТО), редакция и бюро «Записок Киевского отделения РТО по свеклосахарной промышленности» и редакция журнала «Инженер»; второй этаж занимала одна большая шестикомнатная квартира в которой с 1880 по 1911 год он проживал с женой Александрой и детьми: Евгенией (1876 - ?), Елизаветой (1878 - ?), Евдокией (1880 - ?), Николаем (1880 - ?) и Василием (1881 - ?).
Писатель Николай Семёнович Лесков(1831-1895) вспоминая встречи и беседы с Николаем Оглоблиным, отмечал его любознательность и начитанность. «Конечно, это не был пульс особо требовательного ума, - замечает Лесков,- но и в пику уму здесь, пожалуй, ничего не чинилось.»

 СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕХА ФРАНЦА ИОГАНСОНА

        В 1874 году открыл книжный магазин на Крещатике 41, по соседству с магазином Николая Оглоблина, ФРАНЦ (ФЁДОР) АЛЕКСАНДРОВИЧ ИОГАНСОН (1851-1908)
Франц Иогансон родился в 1851 году в Петербурге. В 1870 году он приехал в Киев и в течение четырех лет постигал азы книжного бизнеса в магазине Степана Литова.
Для начала своего дела ему хватило 300 руб., а к 1896 году годовой оборот фирмы Иогансона достиг внушительной по тем временам цифры- 178 тыс. рублей. Доходность бизнеса позволила Иогансону открыть свои магазины в Харькове и Одессе.

         Секрет успеха предпринимателя заключался в применении новых подходов в ведении бизнеса.
Во-первых, уже в 1875 году, через год после открытия магазина, Франц Иогансон основывает в Киеве свою фирму «Южно-Русское книжное издательство». Дело в том, что Иогансон одним из первых в Киеве понял, что успешный КНИГОТОРГОВЕЦ должен быть еще и КНИГОИЗДАТЕЛЕМ, выпускающим наиболее востребованную продукцию. В то же время, не желая тратиться на собственную типографию, он стал заключать договоры с владельцами киевских типографий: Иосифом(Юзефом) Завадским, Давиденко, Стефаном Кульженко и Петром Григоровичем-Барским, а с конца 1890-х почти все заказы издательство Иогансона печатало в типографии Ивана Чоколова.

       Второй составляющей успеха Франца Иогансона - был выбор своего сектора книжного рынка. Ф.А. Иогансон стал специализироваться, в основном, на издании и продаже художественной литературы.
      Впрочем, это не помешало ему в дальнейшем, наладить издание учебной, а затем и научной литературы: английского натуралиста Чарлза Дарвина(1809-1882), английского философа и социолога Герберта Спенсера(1820-1903) (т. 1-11, под ред. Н.А.Рубакина), французского психолога,педагога, члена Французской академии Теодюля Рибо(1839-1916), британского экономиста Джона Гобсона(1858-1940), американского социолога и экономиста Франклина Генри Гиддингса(1855—1931); общественно-популярной литературы — итальянского психиатра Чезаре Ломброзо(1835-1909), писательницы Лауры Маргольм(1854-1928).

  Ещё одной составляющей успеха книгоиздателя, стало то, что книги печатались, преимущественно, на дешевой бумаге и большими тиражами (20 тыс. экземпляров и более). Хотя эти издания, нередко, имели множество опечаток и грамматических ошибок, однако из-за невысоких цен пользовались большим спросом у молодежи и студентов.

Кроме того, начиная с 1891 года, книжное издательство Франца Иогансона одним из первых наладило выпуск книг популярными сериями: «Библиотека греческих классиков в русском переводе», «Всеобщая библиотека», в которой издавались произведения классиков мировой литературы, а так же издание русской литературы «Вся Россия» из 34 книг, включая произведения М.Ю.Лермонтова, Е.А.Баратынского, Ивана Петровича Мятлева, режиссера В.И.Немировича-Данченко (т. 1-10); серии учебных пособий — «Библиотека немецких писателей в русском переводе», «Библиотека французских писателей в русском переводе». К чести Ф. Иогансона, в его магазинах постоянно имелся большой выбор книг на украинском языке: Дмитрия Николаевича Бантыш-Каменского, «Наталка Полтавка» и «Москаль-чаривнык» Ивана Петровича Котляревского; «Пан Халявский» Григория Фёдоровича Квитки-Основьяненко.Трижды выходил «Кобзарь» Т.Г.Шевченко.

       Если имущественные права российских авторов, согласно «Положению о правах сочинителей» гарантировались на протяжении всей жизни, а также 25 ( позднее – 50 лет ) после смерти автора, то права зарубежных писателей в России юридически никак не защищались. Этим обстоятельством, с немалой для себя выгодой, также пользовался Франц Иогансон, издавая сочинения Бьёрнсона (т. 1-12), Эмиля Золя(т. 1-18), Генрика Ибсена(т. 1-11), Ги де Мопассана, Марселя Пруста, Брета Гарта и Марка Твена.

        Наконец, ещё одной из удачных новинок Иогансона, стал, впервые в издательской практике России, выпуск массовым тиражом книг миниатюрного формата «библиотека «Крошка», которые можно было положить в карман. В этой серии издавались словари, учебные пособия и справочная литература, а также такие популярные авторы, как А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.И.Куприн, которые пользовались неизменным спросом.
Оформление всех книг серии было однотипным – без иллюстраций, со скромным декорированием, благодаря чему стоимость одной книги в мягкой обложке колебалась от 5 до 15 коп.
         Зато в издательских переплетах вся серия книг продавалась по 10 руб. При этом все книги имели не только оригинальный и удобный формат, но были безупречны в полиграфическом исполнении и многократно переиздавались. В общей сложности в этой серии за несколько десятилетий было выпущено более 120 названий книг общим тиражом свыше 2 млн. экземпляров.

        В 1895 году, в Петербурге, на Всероссийской выставке печатного дела, «Южно-Русское книжное издательство» было отмечено Почётным дипломом.
«Печатное и издательское дело в провинции не стоит на месте, — писала в те дни газета. — Появляются энергичные предприниматели, которые двигают его вперед. К таким предпринимателям, без сомнения, следует отнести Ф. А. Иогансона, витрины магазина которого наполнены различными по содержанию изданиями от детских книг до многотомных научных исследований».

      В 1908 году, после смерти Иогансона, его сын – Николай Францевич Иогансон продал издательство, но при новых владельцах оно потеряло лидирующие позиции на книжном рынке.

ЛЕОН ВИКЕНТЬЕВИЧ ИДЗИКОВСКИЙ
 
В 1858 году, на Крещатике 29, в доме одного из крупнейших киевских домовладельцев Николая Парфентиевича Попова, открыл книжный и музыкальный магазин поляк ЛЕОН ВИКЕНТЬЕВИЧ ИДЗИКОВСКИЙ(1827-1865).
          Леон родился в Кракове в семье Винсента Идзиковского и Екатерины, урожденной Полчинской. Начинал он учеником в книжном магазине в Кракове, а затем несколько лет был управляющим книжного магазина Кристиана Теофила Глюксберга (1796-1876) в Киеве.
В начале издание книг обходилось ему довольно дорого. С одной стороны, не хватало мастеров-граверов и оборудования, а с другой – не дешевой была бумага. Да и спрос на книги из-за высокой цены был незначительным. И всё же уже в 1859 году магазин превратился в музыкально-издательскую и книжно-торговую фирму, а всего за шесть лет (с 1859 по 1865 год) им было издано свыше ста книг, нот и учебных пособий, продававшихся не только в Киеве, но и в Польше, и во многих городах России. В том числе, он издал за свой счет произведения польских писателей, принадлежавших к плеяде выдающихся польских реалистов XIX века: Адама Мицкевича, Зигмунда Красинского, Элизы Ожешко, Генрика Сенкевича, Юлиуша Словацкого и многих других.
Когда в 1863 году в Киеве открылось Отделение музыкального общества(РМО), Л.Идзиковский стал его активным членом.

        Сын композитора Н.В.Лысенко- украинский музыковед и педагог Остап Николаевич Лысенко (1885- 1968) –.так описывал Леона Идзиковского: «Он приходил к нам в своем черном смокинге, в светлых с крапинкой панталонах, так тесно обтягивающих его дородное тело, толстые икры, живот, что, казалось, это и есть его естественная кожа. Серые глазки на полном, всегда красном, даже багровом лице бегают по углам кабинета. При всем этом господин Идзиковский всюду рекомендовал себя другом и благодетелем, единственным популяризатором Лысенко, Стеценко, Степового, Леонтовича. Он настолько врастал в свою роль, что сам начинал верить, будто он и есть тот ангел-хранитель, без которого украинская музыка не проживет и дня.».

      В 1865 году, Леон Идзиковский, сравнительно молодым, ушел из жизни. Бизнес под вывеской «Л. Идзиковский» перешел к его вдове ГЕРСИЛИИ ИГНАТЬЕВНЕ ИДЗИКОВСКОЙ(Бухаревичевой; 1832-1917), которая руководила им в течение 32 лет до 1897 года, а с 1881 года к руководству фирмы присоединился сын - ВЛАДИСЛАВ ЛЕОНОВИЧ ИДЗИКОВСКИЙ(1864-1944), который в 1897 году полностью взял на себя семейный бизнес.
 
Занявшись книжной торговлей, Герсилия Идзиковская создала обширный отдел нот, который в конце XIX века представлял собой самую большую коллекцию нот в России, а компания стала основным поставщиком нот для Киевской консерватории и для музыкального института в Варшаве.
Продолжила Герсилия Игнатьевна и начатое мужем издание произведений композиторов, в том числе и украинских, в частности Николая Лысенко.
Под её руководством магазин вел масштабную издательскую деятельность, здесь же можно было не только купить, но и подписаться на газеты журналы со всей Европы.
         Помимо издания музыкальной литературы и нот, чуть позже фирма наладила и выпуск пластинок, в том числе, с произведениями украинских композиторов: Александра Кошица, Кирилла Стеценко и Николая Лысенко.

БИБЛИОТЕКА ИДЗИКОВСКОГО
 
В 1873 году при книжном магазине была основана библиотека. Ее книжный фонд неустанно из года в год год неуклонно рос. Если в 1894 году в ней было около 40 тысяч книг,  то к 1914 году  он составлял более 173 тысяч экземпляров изданий на русском, украинском, французском, польском, английском, немецком языках. Что касается тематики, то была представлена самая разнообразная литература: научная, медицинская, искусствоведческая, художественная, сельскохозяйственная, производственно-техническая, спортивная, справочная и т.д.
        Имелись также детское и нотное отделение.
        В нотном отделении было представлено около 600 изданий музыкальных
произведений, в основном собственно украинских авторов, а также польских, русских  и около 300 произведений зарубежных композиторов.

Ежедневно в библиотеке лежало 140 свежих журналов и газет из всех уголков Европы на  английском, немецком, польском,французском,итальянском, испанском и, конечно, русском языках.

В том же 1873 году был  открыт просторный читальный зал со стеклянным потолком и верхними галереями, а также боковыми комнатами и мог одновременно вместить до 500 человек. Для обслуживания клиентов было занято 10 сотрудников.
      
        Библиотека Идзиковского пользовалась среди киевлян огромной популярностью, хотя плата составляла 5 копеек за одно посещение или 50 копеек в месяц(для сравнения- в городской публичной библиотеке месячная плата составляла 30 коп, но при этом её фонды почти в полтора раза превышали тогдашней городской публичной библиотеки), не говоря уже о частной библиотеке «Аптека для души» Павла Петровича Должикова(1798-1884), со значительно меньшим выбором литературы, который  взимал полтора рубля в месяц.
         
       Библиотеку особенно охотно посещали гимназисты и студенты. Писатель Константин Паустовский, вспоминая гимназические годы, писал: «По дороге я заходил в библиотеку Идзиковского на Крещатике. Летом там было пусто. Бледные от духоты молодые люди с мокрыми усиками — приказчики Идзиковского — меняли мне книги. Я брал книги для себя и для бабушки. При тогдашнем моем состоянии мне хотелось читать только стихи. А бабушке я приносил романы Шпильгагена и Болеслава Пруса.».

      С целью еще большего привлечения читателей к своей библиотеке, владелицы широко использовали средства доступной к тому времени рекламы. Так, в 1902 г. был издан «Каталог русских книг периодических изданий Идзиковского» (составитель Самоненко), а в 1915 г. «Каталог русских книг библиотеки Л. Идзиковского» в 2-х томах, (составитель И. И. Токарев).
На страницах каталогов не только размещался график работы библиотеки, но и правила пользования и условия подписки, а также фото уютного читального зала, который «приглашал» побывать в его замечательной атмосфере. При этом, каталоги направлялись в библиотеки школ и вузов Киева, и ,таким образом, в библиотеку привлекался широкий круг учащихся и студентов, которые, как пользователи библиотеки, имели льготы.

         В зале библиотеки была хорошая акустика, что позволяло организовывать концерты известных музыкантов. Так, концертное бюро приглашало на гастроли выдающихся русских композиторов, пианистов и певцов: Сергея Рахманинова(1873-1943), Антона Рубинштейна(1829-1894), Петра Чайковского(1840-1893), Фёдора Шаляпина(1873-1938) и польских пианистов и композиторов Игнация Падеревского(1860-1941), Кароля Шимановского(1882-1937).
          Кроме того, здесь часто выступали певец, сочинитель и исполнитель русских романсов, первый исполнитель романса Николая Ивановича Харито(1886-1918) «Отцвели хризантемы в саду» - Василий Дмитриевич Шумский; актер оперы и оперетты Владимир Александрович Сабинин(1888-1930); поэт, исполнитель собственных песен Александр Николаевич Вертинский (1889-1957); писатель Александр Иванович Куприн (1870-1938).
        В зале проводили свои встречи книголюбы, известные и молодые авторы.

В 1896 году фирма выкупила у одесского предпринимателя БОЛЕСЛАВА ВИКЕНТЬЕВИЧА КОРЕЙВО большой книжный и нотно-музыкальный магазин на Крещатике 35, и значительно расширила свою деятельность, приобретя у него также авторские права на издание нот украинских композиторов вместе с рукописями. Эти права распространялись на 660 наименований, в том числе на 350 произведений Николая Лысенко.
         Таким образом, фирма Идзиковского заняла помещения на Крещатике с номера 27 до номера 35. Теперь книжный магазин размещался в 50 комнатах и состоял из нескольких отделов: открыток и репродукций, польских книг, русских книг, иностранных книг (немецких, французских, английских, итальянских), детских книг и отдела заметок.
       В том же году Владислав Идзиковский становится комиссионером Киевского Отделения Музыкального общества и Киевской консерватории, поставщиком Варшавского музыкального и института. Он открывает филиалы в Москве, Петербурге, Варшаве, Харькове, Владивостоке, Воронеже, в других городах, так что в конце XIX века в фирме Идзиковского было занято 150 человек.
В тоже время Владислав Идзиковский успешно поддерживал контакты со многими российскими и зарубежными издательствами из Франции, Германии, Австрии, Италии и Америки, благодаря чему в магазин поступали все литературные новинки из Санкт-Петербурга, Москвы, из Польши, Львова, Вильнюса, Одессы.
В 1897 году при издательстве было основано концертное бюро, которым руководила старшая дочь Леона Идзиковского, певица Мария Ящевская. Мария была замужем за киевским издателем, торговцем и общественным деятелем польского происхождения Чеславом Адамовичем Ящевским. Издательство Ящевского в конце XIX и начале ХХ века выпускало фотоальбомы и открытки с видами Киева. Им же был подготовлен популярный «Практический иллюстрированный путеводитель по Киеву».(1913)

     Владислав Леонович активно участвовал в общественной жизни города.Известно его присутствие на грандиозном съезде подписчиков журнала «Вестник знания», на который съехались участники со всех концов России, устроенного редакцией с 12 по 19 июня 1911 г. в Киеве.
Владислав Идзиковский был прост в обращении с людьми и был в приятельских отношениях с архитектором Владиславом Владиславовичем Городецким и профессором психиатрии, отцом выдающегося авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского - Иваном Алексеевичем Сикорским.
Когда в 1908 году отмечалось 50-летие дома «Леон Идзиковский», было прислано много поздравлений, телеграмм от заграничных и отечественных фирм, издательств, библиотек. На торжественном вечере выступил композитор Николай Витальевич Лысенко, поздравивший фирму и посвятивший несколько слов памяти ее основателя.
  После революции 1917 года фирма была отобрана большевиками, а сам Владислав Леонович вместе со своей семьей в 1920 году покинул Киев и выехал в Варшаву, где продолжил свою издательскую деятельность до 1944 года. 10 ноября 1933 года за заслуги в области развития и организации польского книгоиздания Владислав Идзиковский был награжден президентом Польши Крестом Кавалера Ордена Возрождения Польши. К сожалению, в годы фашисткой окупации Польши все материальное имущество, накопленное семьей и которое удалось спасти от большевистского погрома, было сожжено немцами и уничтожено вместе с остальной частью Варшавы.

СТЕФАН ВАСИЛЬЕВИЧ КУЛЬЖЕНКО
 
В конце 1875 года, на углу Крещатика 29 и улицы Лютеранской 3, в доме одного из крупнейших киевских домовладельцев Николая Попова, открылся «писчебумажный магазин», в котором, как указывалось в рекламе, «печатная продукция: календари, открытки, конверты и всевозможные картонно-бумажные изделия - продавалась вместе с канцелярскими принадлежностями для заводских и банковских контор». Этот магазин должен был «служить посредником между публикой и моей типографией», - писал позднее владелец магазина Стефан Кульженко.
В 1900 году этот магазин перешел к сыну Кульженко - Михаилу Стефановичу, а на Крещатике 23, также в доме Н.П.Попова был магазин другого сына – Сергея Стефановича. Оба магазина пользовались у киевлян большой популярностью. Сюда любили заглядывать тогдашние интеллектуалы и студенты, чтобы купить новейшие книги, учебники или справочники. При этом, живо обсуждались литературные новинки, ведя, примерно такие разговоры: «Были у Кульженко? Читали? Нет?! Отстаете от времени, милейший...».

         Киевский купец 2-й гильдии СТЕФАН ВАСИЛЬЕВИЧ КУЛЬЖЕНКО (1836 — 1906) рано остался сиротой. Мать умерла, когда ему было 7 лет.Через год его отвезли в Киев, где он сначала учился в частном пансионе Полонского на Печерске, а после поступил в духовное училище при Софийском соборе.
        Однажды, одиннадцатилетним подростком, Стефан бродил по Киеву, и в окне дома на углу Крещатика и улицы Институтской, увидел выставленные красивые картинки. Это был магазин Иосифа Вальнера, венгра по происхождению, владевшего передовой, по тем временам, типолитографией.
Позже сам Стефан Васильевич так вспоминал тот момент, который круто и навсегда решил его судьбу: «Когда я вошел в первую комнату, глаза мои невольно разбежались. Вся она представляла собой магазин картин: больших и малых, в рамках и без рам, разных размеров и красок. Ничего подобного в своей юной жизни я еще не видывал и стоял ошеломленный, не зная, что и отвечать на вопросы стоявшего передо мной какого-то господина. Это был сам И.Вальнер, хозяин магазина и типолитографии.»
Обстановка настолько поразила воображение подростка, что на другой же день он отправился по известному адресу с просьбой принять его на обучение. Среди 16 учеников типографии, Стефан оказался самым маленьким, и по возрасту, и по росту, но быстро стал лучшим, проявив незаурядные способности, живую смекалку и любознательность. Обучение длилось 6 лет, а затем юноша остался ещё на год работать в типографии Вальнера, стараясь овладеть чуть ли не всеми видами печатных работ.

В 1855 году, Кульженко некоторое время работал машинистом в Губернской типографии и печатником у Антона Гаммершмидта. Кстати, живя в доме Гаммершмидта, Стефан овладел немецким языком. Тогда же он всерьёз заинтересовался музыкой и, вместе с хозяином, стал посещать костел, чтобы послушать музыку и пение.
Много лет спустя, став владельцем одной из крупнейших типографий, Кульженко при своем предприятии организовал хор, ставший позднее школой прекрасных певцов и дирижеров, причем сам с удовольствием в нём пел. Руководить хором был приглашен один из самых любимых и популярных хоровых дирижеров того времени - ЯКОВ СТЕПАНОВИЧ КАЛИШЕВСКИЙ(1856-1923).

В 1858 году Стефана Васильевича пригласил к себе руководить своей типографией известный писатель, историк и археолог статский советник НИКОЛАЙ МАКСИМОВИЧ СЕМЕНТОВСКИЙ(1819-1879)
. Сементовский выпускал альбомы рисунков и журнал «Древности и достопримечательности г. Киева», печатая в нём иллюстрации в красках и туши, что тогда было новым в типографской технике. Не за долго до этого, в 1852 году, Николай Сементовский издал книгу, посвященную историческим особенностям южного края: «Киев и его достопримечательности», за поднесение которой получил от императора Николая Павловича драгоценный бриллиантовый перстень.

        В 1862 году Стефан Кульженко перешел в типографию Ивана Давиденко, которую тот выкупил у разорившегося Вальнера. Предприятие Давиденко выполняло широкий ассортимент заказов и имело самое современное оборудование: 3 печатных станка, 4 литографических, 2 конгревных станка и быстропечатающую машину. Здесь, за два года, Кульженко прошел путь от конторщика до управляющего типографией, а летом 1864 года, И.Я. Давиденко, который, как госслужащий, получил перевод в Петербург, предложел Кульженко взять его типографию в аренду на 10 лет с ежегодной арендной выплатой в размере 5000 рублей. Большую часть залога внес давний приятель Стефана и родственник И.Я. Давиденко- В.И.Давиденко, с которым они стали компаньонами.
      
Взяв кредит, компаньоны тут же принялись за обновление: приобрели новые печатные машины и открыли переплетную мастерскую. Работы шли столь успешно, что через три года Стефан Васильевич отправился в Германию, в Лейпциг, за новым оборудованием. Еще через три года, в типографии ввели очередное новшество, установив паровую машину, купленную в 1870 году на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге. Стоит особо отметить, что печатные машины тогда приводились в движение вручную, и использование двигателя паровой машины, коренным образом изменило весь процесс и стало, как теперь говорят, ноу-хау для отечественной полиграфии.
       В августе 1874 года, у друзей-компаньонов происходит цивилизованный «развод», и Стефан Васильевич остается единоличным арендатором типографии. Именно тогда Кульженко открывает на Крещатике знаменитый «писчебумажный магазин», с которого мы начали наш рассказ.
         Предприятие быстро набирало обороты, ассортимент продукции расширялся. Стефан Кульженко стал подыскивать большее помещение. Поскольку такого не нашлось, он решается на рискованный шаг - построить собственную типографию.
Стефан Васильевич позже вспоминал: «В газетах я прочитал, что на Ново-Елизаветинской улице (ныне Пушкинской) продаются земельные участки. Дело было раннею весною. В одно из воскресений я отправился посмотреть, что это за участки и приобрел у Василия Тарновского за 5 тыс.328 руб. большой участок в 666 кв. сажень (около 1400 кв. метров). Летом 1879 года, началось строительство, а 15 августа 1880 года, типографию начали перевозить в новое помещение...»
       В выстроенном Кульженко большом трехэтажном здании с подвалом, первый этаж был отведен под производственные помещения (литография, наборное и машинное отделения), второй — под контору и склады, а на третьем этаже была квартира самого Кульженко. На фасаде здания красовалась большая вывеска «Фото-типо-литография С.;В. Кульженко».
 
Новый полиграфический комплекс Кульженко стал, без преувеличения, центром европейского уровня. В нём были сосредоточены все самые передовые подразделения, оборудованные лучшими печатными станками и прессами, а когда в Киеве появилось электрическое освещение, одним из первых в городе провел его в наборное и машинное отделения.Здесь же был и переплетный цех, выпускавший книги в красивом оформлении, с черно-белыми и цветными иллюстрациями, издание которых мастер освоил одним из первых.
Типография Кульженко стала одной из шести крупнейших в Киеве, которые в течение нескольких десятилетий суммарно производили 50;% всей печатной продукции. В 1887 году здесь работали 85, к началу XX века — 220, а в 1905 году — 300 человек.
         В 1880—1890-х годах С.В. Кульженко приобрел типографии Розенталя и Иосиф (Юзефа) Завадского, а в 1897 году выкупил типографию Киевского университета, приобретя для неё шесть электрических машин для скоропечатания, а в 1886 году покупает у профессора университета Владимира Алексеевича Беца фототипию.
         Технология фототипии – точного воспроизведения рисунков без растровой сетки, что было настоящим прорывом в полиграфии и позволяла выполнять фотоиллюстрации не только черно-белые, но и цветные. Таким образом в типография Кульженко долгое время была единственной не только в Киеве, но и в Юго-Западном крае.
          Благодаря этой технологии, настоящими шедеврами полиграфии стали такие издания Стефана Кульженко, как альбомы художника,фотографа, инженера и изобретателя Ивана Фёдоровича Александровского «Собор св.Владимира в Киеве»(1898), французского историка искусства, археолога и педагога Шарля Байе(1849-1918) «Истории искусств», включавшее 350 иллюстраций, и книга преподавателя и инспектора классов Института благородных девиц Михаила Моисеевича Захарченко «Киев теперь и прежде», приуроченная к празднованию 900-летия Крещения Руси. В этой книге были великолепно объединены текст, роскошная обложка и множество фотографий и гравюр.
        За это издание, торжественно преподнесенное императору Александру III и царице Марии Федоровне, царская семья письменно выразила автору и издателю благодарность.
После этого к Кульженко стали обращаться с престижными заказами из разных концов России, составив конкуренцию крупнейшим издательствам Петербурга, Москвы и Варшавы.
      Здесь же увидели свет «Сказки Андерсена» в переводе на украинский язык Михаила Старицкого с 11 с цветными литографиями известного художника Николая Мурашко, недорогие издания сочинений Тараса Шевченко, украинского поэта, драматурга и переводчика Владимира Ивановича Самойленко, Ивана Семёновича Нечуя-Левицкого, Степана Васильевича Руданского.
        В типографии Стефана Васильевича печатались не только книги и альбомы с видами Киева и других городов, но и иллюстрированные журналы и самые популярные киевские газеты, деловые бланки, конторские книги, блокноты, визитные карточки, конверты, почтовые карточки, открытки, упаковочные и подарочные коробки.
         Между прочим и популярный «Путеводитель по Киеву и его окрестностям» киевского краеведа и издателя Василия Дмитриевича Бублика, тоже был напечатан в типографии Кульженко.
Всего на предприятиях Кульженко было издано более тысячи названий книг, и при этом всё было чрезвычайно высокого качества.

      Продукцию своего предприятия Стефана Кульженко неоднократно демонстрировал на Всероссийских выставках и получал награды: на Одесской выставке 1886 года - Большую серебряную и бронзовую медали; на выставке печатного дела в Петербурге 1895 года - Большую серебряную медаль; на Нижегородской выставке 1896 года - золотую и серебряную медали.

Среди многих увлечений Стефана Кульженко был его интерес к театру. Многократно его видели в киевском театре Соловцова. Кроме того, долгое время он был действительным членом Киевского русского драматического общества.

       В 1897 году Стефана Васильевич вместе с другими киевскими владельцами типографий: Иваном Чоколовым, Г.Л.Фронцкевичем и К.Н.Милевским - организует школу для учеников типографий. В программе были и технические предметы, и общеобразовательные, а также практические занятия. Принимались в нее на трехгодичный курс дети 12-16 лет с символической платой - 30 рублей в год. Кроме того, Стефан Васильевич при типографии открыл школу для взрослых, а также при его активном участии было создано «Общество вспоможения рабочим печатного дела», которое долгое время он сам возглавлял.
       В 1903 году Стефан Кульженко вместе с сыном Василием основал художественно-ремесленную учебную мастерскую печатного дела, в которой обучались будущие мастера, художники и фотографы.

       В 1890-е годы на тогдашней окраине Киева, рядом с Пущей - Водицей, Стефан Кульженко купил несколько дачных участков и построил дома для рабочих своей типографии. Кстати, и сам Стефан Васильевич с удовольствием занимался там сельским хозяйством: разводил пчел, выращивал овощи, устроил фруктовый сад. Эту местность и сегодня называют «дачами Кульженко»
Несколько последних лет жизни, Стефан Васильевич болел и фактически передал управление типографией сыну Василию.

 ВАСИЛИЙ СТЕФАНОВИЧ КУЛЬЖЕНКО (1865- 1934)

        После завершения учебы в Полиграфической академии в Германии ( Лейпциг), он открывает собственную типографию «В.С. Кульженко».
       Вскоре Василий Стефанович при типографии основал школу фотографического дела, которая готовила подобных специалистов. Ученики изучали цветную фотографию, а также секреты художественной фотографии – снимали портреты, пейзажи и городские виды. Сам Кульженко руководил и работой цеха фототипии, и преподавал технику книгопечатания. Больше того, чтобы изучить опыт прославленной Венской высшей школы фотографии В. Кульженко даже посетил Австрию.
Основанное им учебное заведение было единственным подобным на то время в России. Для прохождения учениками практических занятий, школа на высоком художественном уровне издавала два журнала: «Искусство и Печатное дело» и «Искусство Южной Руси». Это были первые издания юго-западного края, в которых широко освещались вопросы искусства и которые являлись полем экспериментов с цветом, светом, с репродуцированием картин и старинных документов.
Василия Кульженко был активным участником Общества любителей-фотографов «Дагер», а в 1908 году, во время проходившего в Киеве второго съезда российских деятелей фотографии В. Кульженко выступил с двумя докладами, которые вызвали бурную дискуссию. Первый доклад касался фотографического образования в Вене, а второй был посвящен подготовке специалистов-фотографов в его художественно-ремесленной мастерской. После заседания, делегаты съезда посетили учебное заведение Кульженко и в своей резолюции высоко оценили ее деятельность как единственной в Российской империи «школы фотографического дела».
В 1909 году в Киеве прошла Международная фотографическая выставка, на которой три высшие награды были присвоены Киевской школе-мастерской Василия Кульженко.
Кроме того его работы, как и его отца, неоднократно получают медали и дипломы на международных и всероссийских выставках: Всероссийской выставке в Киеве, 1913; Международной выставке в Турине (Италия), (1913 г.- Золотая медаль журналу «Искусство и печатное дело» и его редактору-издателю В.Кульженко); Международной выставке печатного дела и графики в Лейпциге (1914).
В 1909-1914 годы издавал и редактировал журнал «Искусство и печатное дело».
Кроме того, В. Кульженко был членом киевского литературно-артистического общества (КЛАО). В 1904 году, к 100-й годовщине смерти Ивана Котляревского, им был издан сборник произведений украинских писателей «На вечную память Котляревскому».
Василий Кульженко входил в комиссию отдела «Старый Киев» при Художественно-промышленном музее, дружил с талантливыми художниками Федором Шавриным и Григорием Золотовым. В 1918 году, Василию Кульженко было доверено печатать первые государственные бумаги, почтовые марки и денежные знаки Украинской Народной Республики — карбованцы.
После 1924 года Василий Стефанович становится профессором истории, эстетики и техники книгопечатания в Киевской художественной школе, был проректором и преподавателем в Киевском фотографическом институте, а затем читал курс истории полиграфии в Киевском художественном институте на полиграфическом факультате.
Под псевдонимом «В.С. Васильев» Василий Стефанович издал книгу «Полвека у печатного станка» о своем отце Стефане Василевиче Кульженко.

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ:
1.О.В. Андреева «Книжное дело в России в XIX - начале XX века» http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook796/01/part-002.htm
2.«Киевский телеграф», 1862 год, 24 мая http://oldnewspapers.com.ua/taxonomy/term/93
3.Дмитрий Корнейчук «Киевские книгоиздатели конца XIX — начала ХХ вв.» http://www.hrono.ru/statii/2006/krn_piraty.html
4.«Українське книговидання XIX-XX століть »http://litopys.org.ua/isaevych/is33.htm
5.«Издательская династия Идзиковских» http://kiev-history.com.ua/index.php?option
6.Наталья Гамоля «Печатная» слава Стефана Кульженко» 7.Виктор Рожановский «Книгоиздатель Кульженко» https://zn.ua/ART/knigoizdatel_kulzhenko.html
8.Третьяков А.П. «Купцы города Киева».( К., Сучасний письменник, 2017.)
9.«Тривиальное чтиво» https://www.dsnews.ua/economics/trivialnoe-chtivo-


Рецензии