Крещатик. В начале ХХ века. Очерк

         К августу 1914 года, началу Первой мировой войны, Киев вступил одним из крупнейших индустриальных и культурных центров Российской империи, а нарядный и фешенебельный Крещатик – сделался главной улицей города.
Пронзительно звеня, двигались по Крещатику электрические трамваи, лихачи ездили на пролетках с дутыми шинами, появились локомобили и даже авто, до двух часов ночи горели изящные электрические фонари.

Киев был и наиболее телефонизированным городом Российской империи: к 1911 году в городе на 400 тысяч населения - было почти 4 тысячи телефонов. Телефонная станция с коммутатором размещалась в доме почтово-телеграфной конторы на Крещатике 26.

В 1913 году в Киеве работали 35 кинотеатров, из них 10 находились на Крещатике. Кстати, само понятие «кинотеатр» – театра для показа кинофильмов – едва ли не впервые в Российской империи, вошло в обиход именно в Киеве, по инициативе предпринимателя Антона Александровича Шанцера, который один из залов для показа фильмов, так и назвал «Кино-Театр». Заметим, что красотой и удобствами для зрителей, его заведения славилось чуть ли не на всю Российскую империю.

В начале ХХ века Киев становится одним из центров не только всероссийской, но и европейской, фотографии. В декабре 1908 года на Крещатике, 10 состоялся Второй съезд фотографических деятелей России, одновременно, на углу Крещатика 13 и улицы Институтской в здании Киевской Биржи прошла Вторая Международная фотовыставка, которая превратилась в настоящий праздник мировой фотографии.

В 1910 году к услугам посещающих город гостей из 25 киевских отелей повышенного комфорта, непосредственно на Крещатике располагалось 7 В их номерах были: роскошная меблировка, горячая вода, ванна, электрическое освещение, телефон и другие удобства того времени: читальная или корреспондентская залы, круглосуточные подъемные машины(лифт), предоставляемые гостям автомобили и экипажи, и даже предлагаемые в бесплатное пользование бинокли для театра, зонтики во время дождя, бумага, конверты, открытые письма для корреспонденции и т.п.
       Кроме того, отели выписывали множество изданий, оказывали безвозмездную помощь в поисках в городе необходимого адреса.

Таким же обязательным для приезжего, как и осмотр достопримечательностей города считалось посещение киевских ресторанов. Изысканность блюд вызывала восхищение, а меню поражало даже бывалых знатоков. Для досуга публики устраивались музыкальные вечера, на которые приглашали лучших столичных и заезжих артистов.

Из справочника «В 1913 году на Крещатике было:
гостиниц - 8, банков и кредитных обществ - 13, страховых обществ - 10, ресторанов - 9, клубов и общественных собраний – 5.»

         «Крещатик украшен гигантскими домами новой архитектуры, именуемой даже «киевским ренессансом». Эти многоэтажные дома выросли в каких-то последних пять- шесть лет. Достаточно сказать, что в Киеве число новых каменных домов в период с 1898 по 1901 год достигло внушительной цифры- около 1 тысячи. Многие общественные учреждения, сады и парки, а также гостиницы, рестораны, лучшие кофейни и магазины пользуются электрическим освещением.»,- пишут в «Путеводителе» (1912 год) С.М. Богуславский и Д. Марголин

«На широкой, мощенной гранитными кубиками улице в центре города с площадями на концах и посередине, - писала газета «Киевские губернские ведомости»,- стоят многоэтажные жилые дома, здания городской Думы и Купеческого собрания, Пассажа и Бессарабского рынка, банков и шикарных гостиниц, биржи и ломбарда, здания в которых размещались лучшие в городе магазины, рестораны и кафе- кондитерские, кинотеатры и фотоателье.»

В путеводителе «Киев и его окрестности» Н. Тарановский писал:«Ныне Крещатик, самая оживленная и богатая улица Киева, почти сплошь обстроен большими каменными домами, в числе их много трех - и четырехэтажных зданий в новом стиле и роскошной изящной архитектуры, в которых помещаются преимущественно первоклассные гостиницы, кондитерские, лучшие магазины, банки, нотариальные и банкирские конторы.
Здесь же, на Крещатике, находятся лучшие библиотеки, книжные магазины; бюро складов и конторы разных обществ, Почтовая контора (почтамт), Правление путей сообщения, клуб дворянского собрания и клуб военного собрания.
Вода из городского водопровода проведена ко всем крещатицким зданиям и к особым пожарным кранам, устроенным на площадях. Везде газовое освещение. Тротуары по обеим сторонам широкие (9 аршин) и большею частью асфальтовые, а перед домом Клуга — мозаический».

«На этой улице все кипит как в муравейнике, кажется каждый занят серьёзным делом. Каждый день с четырех часов, на Крещатик выходят гуляющие, и кого только нельзя здесь встретить: мамашу с пожилыми дочками, папашу с хорошенькой, полненькой дочкой, офицера, студента, разодетую даму с разрумяненным лицом... Всех не перечтешь! А какие здесь наряды! Что за костюмы!… Какие фуражки и шляпки!… Дамы стараются перещеголять одна-другую; едва появится с какими-нибудь затеями модная шляпка, как уж она куплена и рисуется на гуляньи». - писал известный киевский журналист, поэт, драматург, переводчик и редактор издания «Киевский Телеграф» Альфред Августович фон Юнк(1826-1870).

        «Широченный Крещатик: окна магазинов бросают целые снопы лучей на массу публики, бесконечный ряд фонарей пронизывает бриллиантовый ряд по обеим сторонам улицы; сотни коней-рысаков летят, извозчики выкрикивают какими-то дикими голосами «Сторонись!»- на душе радостно, весело и тревожно.».- вспоминал хоровой дирижёр, композитор, фольклорист и педагог, организатор и руководитель нескольких известных украинских хоровых коллективов Александр Антонович Кошиц (1875–1944)

        «Книжные торговцы и бумажные фабриканты заполнили витрины своих магазинов свеженьким товаром, готовясь продавать, менять – словом, всеми силами, как истые патриоты, служить делу отечественного просвещения.
        Портные и магазины готового платья, охваченные теми же патриотическими чувствами, выставили все самое модное – от элегантного мундира с блестящими пуговицами до заурядных серых штанишек.
Не уступают в патриотизме и меховщики, и шапочники. Окна их магазинов ломятся от шапок, фуражек, кепи и шляп с гербами, орлами, кантами и околышами.
В других магазинах выставлены ранцы, ботинки, галоши, сласти, папиросы… Даже колбасники, состоящие, казалось бы, в довольно отдаленном родстве с просвещением, и те жаждут содействовать прогрессу: они выставили колбасу, ветчину и прочие яства, ради которых в голодную минуту пошлешь к черту всякую культуру.»,-  писал Шолом-Алейхем

«Не спеша спускаемся на Крещатик. Кого тут только не встретишь в теплый, ласковый апрельский день! Вот сидит в карете, словно наседка с цыплятами, купчиха со своим выводком. Впереди, в открытом ландо, катит какая-то расфуфыренная красотка. Четко, по-парадному отбивая шаг, лихо отдает ей честь офицер в новеньком мундире. Среди толпы то здесь, то там, как черные колокола, плывут, подметая рясами мостовую, откормленные важные попы. Чернеют среди них старухи в темных очипках; молодицы, кто в желтых сафьяновых сапожках, а кто и босиком, раскрыв от удивления рты, глазеют по сторонам.»- описывал Крещатик сын композитора Лысенко-музыковед и педагог Остап Николаевич Лысенко(1885-1968)

Горожане считали своим долгом хоть раз в неделю побывать на «гранд авеню», чтобы поделиться потом с друзьями и знакомыми увиденным и услышанным.
«Улица сделалась украшением города и главным местом развлечения киевлян, - вторит ему знаток истории Киева Василий Васильевич Галайба(1939). - Каждый юноша, девушка или дама считали обязательным появиться на Крещатике. Но особенно он привлекал девиц, живущих в отдаленных кварталах, против чего решительно возражали их старомодные матери, не понимая простой истины: имидж их дочерей был в прямой зависимости от посещения Крещатика, что ставилось в один ряд с чтением книг».

Газета «Киевлянин» писала:«С самого утра можно встретить на Крещатике много проходящих, но все это народ деловой, побуждаемый разными житейскими потребностями быть на Крещатике или проходить через него.
Собственно с двух или трех часов на нем появляется публика развлекающаяся. Самое сильное стечение народа бывает около пяти и шести часов. Старики, степенные господа, молодые люди, дамы, барышни всевозможных состояний, представители разных сословий, начиная от генералов, статских и военных и кончая солдатами и сидельцами мелочных лавок, в нарядах всевозможных цветов и времен,— все это идет, толкается, спотыкается на неровных тротуарах и мостовых Крещатика, едет в различных экипажах — колясках, дрожках и простых телегах, переходит с одной стороны улицы на другую, причем при переправе через вечно текущий посреди улицы ручей [упоминавшаяся выше сточная канава] дамы поднимают свои платья и грациозно выставляют напоказ проходящим по тротуарам франтам свои ноги.
И все это собирается для того только, чтобы поглазеть друг на друга и на окна магазинов, сделать два конца по Крещатику и отправиться затем домой или в другое какое-нибудь увеселительное место».

Особой популярностью пользовались кондитерские: Бернарда Семадени на углу Крещатика и ул. Институтской, кондитерская «Жорж» на углу Крещатика и Прорезной, а также «Варшавское кафе» на углу Крещатика и Лютеранской.
Практически с самого открытия, в них от посетителей не было отбоя. Провести часок-другой в изысканной атмосфере и в приятном обществе, сыграть партию-другую в бильярд приходили купцы, чиновники, думские заседатели и даже жандармы. Здесь же можно было встретить известных актёров, писателей, журналистов. Последние, впрочем, приходили не только выпить кофе, но и получить, что называется, из первых рук, последние городские новости и сплетни. Чтобы продемонстрировать свой изысканный наряд и обсудить модные веяния заходили дамы.
Здесь за чашечкой лучшего в Киеве кофе, горячего шоколада или чая с пирожным назначали встречи молодые люди.


По вечерам и выходным - деловой Крещатик уступал место Крещатику чувств и взглядов. По его тротуарам фланировали блестящие молодые люди, бросавшие смелые взгляды на скромных и не очень барышень. И неважно, какие они имели намерения - серьезные или нет. Да и барышни не все были абсолютно бескорыстны в своей взаимности. Юноши казались обходительными и приятными во всех отношениях. А юные дамы... прятали свои прелестные головки под большими зонтиками и выглядели так восхитительно, что до безумства волновали души и сердца молодых людей.

         С другой стороны, трудно не согласиться с писателем Виктором Платоновичем Некрасовым(1911-1987), который заметил, что «на Крещатике были разностильные и разноэтажные дома, не ахти какая растительность (и это в одном из самых зеленых городов мира), не слишком роскошные магазины (куда им до московского Елисеева), но был в нем какой-то, как говорят французы, «шарм», что-то свое, неповторимое, связанное с югом, с южной толпой.»
        «Киев,-продолжает В.Некрасов,- увы, похвастаться проспектом не может. Четыре здания на Крещатике (Зецкера и Торова, Бенуа, Андреева и Лидваля) плюс Пассаж, непосредственно на Крещатик не выходящий, ну, ещё от силы десяток-другой домов — и всё. Остальное малоинтересно. Пяти-шести-этажные из жёлтого киевского кирпича, в большинстве неоштукатуренные здания с достаточно безвкусной лепниной и обязательно куполами - вот типичная архитектура Киева, его лицо. Ну, ещё обязательный «стиль рюсс» - пузатые колонки, теремочки, кокошнички.Спасают эту безвкусицу рельеф города и буйная зелень, скрывающая фасады.»

«Крещатик, пестрящий роскошными магазинами и еще более роскошными выставками — любимое место прогулок киевлян»,- сообщалось в путеводителе 1913 года и тут же, не без доли иронии, добавлялось: «Киевляне любят свой Крещатик, гордятся им, но эту любовь и эту гордость нужно отнести к числу довольно непонятных «психозов». Как улица, Крещатик ни по своему замкнутому положению, не открывающему никаких красивых перспектив, ни по архитектуре своих построек не представляет ничего интересного, и вам, поневоле, придется любоваться «художественностью» вывесок, покрывающих стены домов сверху донизу, и выставками в громадных витринах магазинов».

В здании Дворянского собрания, на первом этаже, размещалось популярное кафе-шантан «Олимп», в котором всю ночь играл оркестр народных инструментов. Причем для посетителей-мужчин была особая «приманка» оркестрантами были исключительно барышни, подобранные по принципу — обаятельность и красота.
          Поэт, исполнитель собственных песен Александр Николаевич Вертинский(1889- 1957): вспоминал: «А женщины! Как пели они! Чувствительные киевские купцы плакали под утро пьяными слезами над их песнями, пропивая тысячи за одну ночь. И обожали их, поднося веера из сторублевок, бриллианты и жемчуга, заставляя всю сцену цветами.»

Киевская молодежь очень увлекались театром.
В мае 1912 года, в Киев с шестью спектаклями в полном составе прибывает Московский Художественный театр. В интервью журналисту «Киевской мысли» Владимир Иванович Немирович-Данченко расскаывал, что театр привез декорации на двадцати трех платформах и вагонах. Очередь за билетами протянулась через несколько улиц. Однако, энтузиазм многих киевских театралов, прежде всего студенческой молодежи, был несколько охлажден материальными соображениями: билеты продавали по завышенным ценам. Мест на дешевой галерке для всех желающих не хватало, а партер и ложи достались состоятельной публике.
          В числе зрителей Художественного театра была и четырнадцатилетняя киевлянка Алла Тарасова, отец которой профессор Киевского университета -Константин Прокофьевич Тарасов- абонировали ложу.
          «Открылся занавес, - вспоминала потом Алла Константиновна, и мы почувствовали живое, трепетное дыхание «Вишневого сада». В тот же момент я услыхала за своей спиной, как щелкнул замок маминой сумочки, и мама вынула носовой платок. Да и меня охватило необычайное волнение от всего виденного и услышанного со сцены.Глядя на все это, я еще сильнее ощутила огромное желание быть актрисой и только актрисой МХТ, играть Аню в «Вишневом саде»».

       Много лет спустя, вспоминая это время, все наперебой отмечали дух всеобщего безмятежного веселья. В кондитерских съедались тонны мороженого и тортов, выпивалось невиданное количество чая, кофе, минеральной воды.

        «В Киеве жизнь была относительно веселой, немножко напоминавшей заграницу. Очень оживленны были с весны до поздней осени кафе, большие кафе. Как только теплело, выставлялись столики под тентами на широких киевских тротуарах, и в этих кафе протекала, собственно, довольно типичная такая европейская уличная жизнь. Сидела молодежь - студенты, курсистки — веселилась, разговаривала, кокетничала.».- писал биолог и генетик Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский(1900-1981)

         «В Киеве я ел вареники с вишнями, пампушки с чесноком. Прохожие на улице улыбались. Летом на Крещатике в кафе сидели люди — прямо на улице, пили кофе или ели мороженое. Я глядел на них с завистью и с восхищением. Потом всякий раз, приезжая в Киев, я поражался легкости, приветливости, живости людей.»,- писатель, поэт, публицист, журналист, переводчик, общественный деятель Илья Григорьевич Эринбург (1891-1967)
        «Над открытыми настежь окнами кондитерских и кофейных натягивали полосатые тенты от солнца. Сирень, обрызганная водой, стояла на ресторанных столиках...»,- писатель Константин Георгиевич Паустовский(1892-1968)

         «Киев тогда был веселый город, кафе прямо на улицах, открытые, много людей...»,- первая жена писателя Михаила Булгакова -Татьяна Николаевна Лаппа(1892-1982).

«Это были времена легендарные, те времена, когда в садах самого прекрасного города нашей Родины жило беспечальное, юное поколение. Тогда-то в сердцах этого поколения родилась уверенность, что вся жизнь пройдет в белом цвете, тихо, спокойно, зори, закаты, Днепр, Крещатик, солнечные улицы летом, а зимой не холодный, не жесткий, крупный ласковый снег…». «Цепочками, сколько хватал глаз, как драгоценные камни, сияли электрические шары, высоко подвешенные на закорючках серых длинных столбов… Горел светом и переливался, светился и танцевал и мерцал Город по ночам до самого утра.». – писатель и драматург Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940).

Запомним таким Крещатик и мы: шумным, беззаботным и беспечным.
Таким он станет ещё не скоро.

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ:

1.Остап Николаевич Лысенко «Микола Лисенко»( Литературная обработка Бориса Хандроса) http://maxima-library.org/knigi/knigi/b/304262?format=read

2.Виктор Некрасов «Записки Зеваки» http://www.belousenko.com/books/Nekrasov/nekrasov_zevaka.pdf


Рецензии
Уважаемый Эмиль, мне хотелось бы быть совершенно уверенным, что Курихин со своими ребятами исполнял маму ещё в 1912-14 годах. Так ли это? Обычно в литературе встечается утверждение о том, что Би-Ба-Бо был преобразован в Кривого Джимми только в 1919 году, когда эмигрировал Николай Агнивцев...

Уточните, что Иы имели в виду.

Фима Жиганец   31.05.2015 16:16     Заявить о нарушении
Фима, большое спасибо за замечание. Действительно, в разных источниках указываются
разные даты. В ряде указывается, что театр-кабаре "БИ-БА-БО" был открыт в янв. 1917 в подвале "Пассажа" (Итальянская ул., 19). А на сайте "Театральное искусство в Киеве", что он уже в 1912 году гастролировал в Киеве в «Гранд-Отеле» на Крещатике(http://onetherapy.ru/p/544346_3.html). При написании очерка я ориентировался на последний, посчитав его достаточно солидным, а, главное, потому, что это соответствовало теме очерка.Если мои сведения в самом деле не точные - приношу свои извинения.
С уважением

Влад Каганов   03.06.2015 07:45   Заявить о нарушении
Эмиль, к сожалению, это - прискорбная ошибка. Николай Агнивцев (а он бы "верховным главнокомандующим" "Кривого Джимми") приехал в Киев в 1918 году с толпами бежавших из Москвы и Питера артистов.

Вот то пишет по этому поводк Алексей Смелянский, известнейший театровед-булгаковед:

***Начиная с лета 1918 года на Киев хлынула волна беженцев из Петербурга и Москвы. Провинциальный город, в садах которого безмятежно расцветало «беспечальное юное поколение», «разбухает» и становится последним приютом петербургской и московской художественной богемы. За несколько месяцев перед глазами молодого киевского врача проходит такой парад имен, направлений, театров, кабаре, звезд эстрады и в таком немыслимом сочетании, которое может только присниться:
«Бежали журналисты, московские и петербургские (продажные, алчные, трусливые). Кокотки. Честные дамы из аристократических фамилий. Их нежные дочери, петербургские развратницы с накрашенными карминовыми губами. Бежали секретари директоров департаментов, юные пассивные педерасты. Бежали князья и алтынники, поэты и ростовщики, жандармы и актрисы императорских театров… И все лето и все лето напирали и напирали новые».

На «Ноевом ковчеге» Киева встретились тогда самые громкие петербургские и московские имена, скрестились самые острые журналистские перья. Театральная жизнь завертелась огоньками бесчисленных кабаре, театриков, студий. Здесь «Летучая мышь» Н. Балиева. Здесь Собинов и Дорошевич, Мандельштам и Вертинский, Аверченко и Кугель, Потемкин и Агнивцев, Вера Холодная и Василевский (He-Буква). Здесь венская оперетта с Корди Милович. В подвале гостиницы «Континенталь» открылось кабаре «Хлам» — художники, литераторы, актеры, музыканты — в «Белой гвардии» «Прах», в подвале гостиницы «Франсуа» — кабаретный театр «Кривой Джимми» (у Булгакова — «Лиловый негр»), тот самый театр «Гротеск», который вызовет позднее у Мандельштама убийственно точную статью — панихиду по культуре, стоящей «на краю пустоты».

«Кривой Джимми» возник из петербургского кабаре «Би-ба-бо», который открыл свои представления в городе «отвратительным антисемитским памфлетом», как сообщает в корреспонденции из Киева Л. Никулин. Затем, не имея успеха, маститый сатириконец Н. Агнивцев преобразует «Би-ба-бо» в «Кривого Джимми» и приглашает в подвал режиссера К. Марджанова. «Джиммисты» организуют «салонный хор», в котором солирует великолепный Ф. Курихин. И «весь Киев», на Крещатике, на Подоле и на Днепре, распевает песенки, родившиеся в артистическом подвале гостиницы «Франсуа»: «Ах, мама, мама, что мы будем делать, когда настанут зимни холода?! У тебя нет теплого платочка, у меня нет зимнего пальта».

Существует множество воспоминаний, в том числе Алексея Каплера, который занял подвальчик "Кривого Джимми" после Аверинцева, Курихина и их распавшейся труппы.

Увы, в 1912 году никакого "Джимми" существовать не могло. Просто я сейчас занимаюсь по своей теме и хором братьев Зайцевых, и заром южных славян, и Кривым Джимми... И для меня важна каждая запятая.

Фима Жиганец   03.06.2015 11:28   Заявить о нарушении
Саша, большое спасибо за информацию. Я сейчас внесу исправление. Если и в других очерках будут неточности или добавления - буду признателен.

Влад Каганов   04.06.2015 07:25   Заявить о нарушении
Эмиль, увы, я ведь не историк Одессы, Киева и вообще Малороссии и Украины. Однако я изучаю низовой фольклор России. Это и уголовные ("блатные"), и лагерные (с экскурсом в каторжанскте) и уличные бесни, и песни беспризорников... Само собой, "одесские" песни занимают здесь особое, почётное место.

К несчастью, и мне приходится нередко ошибаться. Например, когда я писал об "Алёше, ша!" Макса Авельевича Кюсса, то ненароком коснулся "Хора братьев Зайцевых" - по поводу того, где раньше появилась знаменитая "Мама, мама, что мы будем делать", которую вместе с "Алёшей" исполнял в Одессе, в Доме актёра комический хор Утёсова. Время-то я указал верное - 1918 года, да вот попутал утёсовский хор с "Хором братьев Зайцевых", который родился именно в 1918 году - но в Киеве, в "Кривом Джимми"! А уже оттуда понёсся по просторам родины и зарубежья. И вот ничего не могу пока поделать. Книга не вышла пока, но исправить уже ничего нельзя... И так нередко бывает с "бумажными" изданиями. В сети можно всё легко исправить, но - что написано пером, не вырубишь топором.

Но - чем могу... Скорее, Вы натолкнёте на какие-то открытия.

Фима Жиганец   04.06.2015 11:31   Заявить о нарушении
Саша, мне интересно где Вы берете материалы. Я, в основном, нахожу на интере.Написал ряд очеркоа об истории киевского Крещатика за все годы, то есть здания, события, люди. А теперь собиаю сведения по истории киевских дореволюционных гимназий.
Ещё с итересом узнал о Вашем интересе к Пушкину и Булгакову.Мне это близко.


Влад Каганов   05.06.2015 04:14   Заявить о нарушении