Рецензия на «Крещатик. В начале ХХ века. Очерк» (Влад Каганов)

Уважаемый Эмиль, мне хотелось бы быть совершенно уверенным, что Курихин со своими ребятами исполнял маму ещё в 1912-14 годах. Так ли это? Обычно в литературе встечается утверждение о том, что Би-Ба-Бо был преобразован в Кривого Джимми только в 1919 году, когда эмигрировал Николай Агнивцев...

Уточните, что Иы имели в виду.

Фима Жиганец   31.05.2015 16:16     Заявить о нарушении
Фима, большое спасибо за замечание. Действительно, в разных источниках указываются
разные даты. В ряде указывается, что театр-кабаре "БИ-БА-БО" был открыт в янв. 1917 в подвале "Пассажа" (Итальянская ул., 19). А на сайте "Театральное искусство в Киеве", что он уже в 1912 году гастролировал в Киеве в «Гранд-Отеле» на Крещатике(http://onetherapy.ru/p/544346_3.html). При написании очерка я ориентировался на последний, посчитав его достаточно солидным, а, главное, потому, что это соответствовало теме очерка.Если мои сведения в самом деле не точные - приношу свои извинения.
С уважением

Влад Каганов   03.06.2015 07:45   Заявить о нарушении
Эмиль, к сожалению, это - прискорбная ошибка. Николай Агнивцев (а он бы "верховным главнокомандующим" "Кривого Джимми") приехал в Киев в 1918 году с толпами бежавших из Москвы и Питера артистов.

Вот то пишет по этому поводк Алексей Смелянский, известнейший театровед-булгаковед:

***Начиная с лета 1918 года на Киев хлынула волна беженцев из Петербурга и Москвы. Провинциальный город, в садах которого безмятежно расцветало «беспечальное юное поколение», «разбухает» и становится последним приютом петербургской и московской художественной богемы. За несколько месяцев перед глазами молодого киевского врача проходит такой парад имен, направлений, театров, кабаре, звезд эстрады и в таком немыслимом сочетании, которое может только присниться:
«Бежали журналисты, московские и петербургские (продажные, алчные, трусливые). Кокотки. Честные дамы из аристократических фамилий. Их нежные дочери, петербургские развратницы с накрашенными карминовыми губами. Бежали секретари директоров департаментов, юные пассивные педерасты. Бежали князья и алтынники, поэты и ростовщики, жандармы и актрисы императорских театров… И все лето и все лето напирали и напирали новые».

На «Ноевом ковчеге» Киева встретились тогда самые громкие петербургские и московские имена, скрестились самые острые журналистские перья. Театральная жизнь завертелась огоньками бесчисленных кабаре, театриков, студий. Здесь «Летучая мышь» Н. Балиева. Здесь Собинов и Дорошевич, Мандельштам и Вертинский, Аверченко и Кугель, Потемкин и Агнивцев, Вера Холодная и Василевский (He-Буква). Здесь венская оперетта с Корди Милович. В подвале гостиницы «Континенталь» открылось кабаре «Хлам» — художники, литераторы, актеры, музыканты — в «Белой гвардии» «Прах», в подвале гостиницы «Франсуа» — кабаретный театр «Кривой Джимми» (у Булгакова — «Лиловый негр»), тот самый театр «Гротеск», который вызовет позднее у Мандельштама убийственно точную статью — панихиду по культуре, стоящей «на краю пустоты».

«Кривой Джимми» возник из петербургского кабаре «Би-ба-бо», который открыл свои представления в городе «отвратительным антисемитским памфлетом», как сообщает в корреспонденции из Киева Л. Никулин. Затем, не имея успеха, маститый сатириконец Н. Агнивцев преобразует «Би-ба-бо» в «Кривого Джимми» и приглашает в подвал режиссера К. Марджанова. «Джиммисты» организуют «салонный хор», в котором солирует великолепный Ф. Курихин. И «весь Киев», на Крещатике, на Подоле и на Днепре, распевает песенки, родившиеся в артистическом подвале гостиницы «Франсуа»: «Ах, мама, мама, что мы будем делать, когда настанут зимни холода?! У тебя нет теплого платочка, у меня нет зимнего пальта».

Существует множество воспоминаний, в том числе Алексея Каплера, который занял подвальчик "Кривого Джимми" после Аверинцева, Курихина и их распавшейся труппы.

Увы, в 1912 году никакого "Джимми" существовать не могло. Просто я сейчас занимаюсь по своей теме и хором братьев Зайцевых, и заром южных славян, и Кривым Джимми... И для меня важна каждая запятая.

Фима Жиганец   03.06.2015 11:28   Заявить о нарушении
Саша, большое спасибо за информацию. Я сейчас внесу исправление. Если и в других очерках будут неточности или добавления - буду признателен.

Влад Каганов   04.06.2015 07:25   Заявить о нарушении
Эмиль, увы, я ведь не историк Одессы, Киева и вообще Малороссии и Украины. Однако я изучаю низовой фольклор России. Это и уголовные ("блатные"), и лагерные (с экскурсом в каторжанскте) и уличные бесни, и песни беспризорников... Само собой, "одесские" песни занимают здесь особое, почётное место.

К несчастью, и мне приходится нередко ошибаться. Например, когда я писал об "Алёше, ша!" Макса Авельевича Кюсса, то ненароком коснулся "Хора братьев Зайцевых" - по поводу того, где раньше появилась знаменитая "Мама, мама, что мы будем делать", которую вместе с "Алёшей" исполнял в Одессе, в Доме актёра комический хор Утёсова. Время-то я указал верное - 1918 года, да вот попутал утёсовский хор с "Хором братьев Зайцевых", который родился именно в 1918 году - но в Киеве, в "Кривом Джимми"! А уже оттуда понёсся по просторам родины и зарубежья. И вот ничего не могу пока поделать. Книга не вышла пока, но исправить уже ничего нельзя... И так нередко бывает с "бумажными" изданиями. В сети можно всё легко исправить, но - что написано пером, не вырубишь топором.

Но - чем могу... Скорее, Вы натолкнёте на какие-то открытия.

Фима Жиганец   04.06.2015 11:31   Заявить о нарушении
Саша, мне интересно где Вы берете материалы. Я, в основном, нахожу на интере.Написал ряд очеркоа об истории киевского Крещатика за все годы, то есть здания, события, люди. А теперь собиаю сведения по истории киевских дореволюционных гимназий.
Ещё с итересом узнал о Вашем интересе к Пушкину и Булгакову.Мне это близко.


Влад Каганов   05.06.2015 04:14   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Влад Каганов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Фима Жиганец
Перейти к списку рецензий по разделу за 31.05.2015