История пятидесятая. Про военморов в МРХ

История пятидесятая
Про достойных представителей ВМФ в системе МРХ.

Отнюдь не обидная для военморов история. И как я мог её пропустить?

Для начала объясню сугубо гражданским и просто береговым людям, что:
1. ВМФ – Военно-Морской Флот
2. МРХ – Министерство Рыбного Хозяйства
3. И то, и другое – СССР!
4.
В конце моей советской старпомовской деятельности на т/х «Сангарский Пролив» на судно прибыл с направлением новый четвёртый помощник капитана Сергей Четверухин. Меня удивил его возраст – двадцать девять лет для начинающего штурмана – явный перебор, но спрашивать о причинах я не стал, ведь у каждого своя жизнь и не каждый может взять, да и открыться совершенно постороннему человеку, к тому же начальнику. Впрочем, Сергей не стал долго томить нас, штурманов, неизвестностью и на следующий же день мы узнали, что он пришёл к нам прямо из командиров сторожевого корабля, будучи в звании капитана-лейтенанта. А вот по какой причине он покинул ВМФ, до сих пор остаётся загадкой, над решением которой я никогда и не мучился. Пришёл и пришёл, чего уж тут.
Сергей оказался довольно интересным собеседником, умеющим и выслушать, не перебивая, и  сам мог занимательно что-нибудь рассказать. Жалко, что тогда я не увлекался эпистолярным жанром и не делал пометок в блокноте! Только по этой причине расскажу вам всего лишь два эпизода из нашей совместной работы.
Он был чуть выше среднего роста, подтянутый, всегда в идеально отутюженной при любых погодных условиях одежде, до синевы выбрит. На мостик прибывал без опозданий и вахту нёс просто идеально. Никогда не видел его фотографий, но думаю, что военно-морская форма ему очень шла. И всё бы замечательно, но от Сергея постоянно исходил выхлоп столь любимого на флоте напитка «шила», по простопонятному - спирта. Нет, Сергей никогда не приходил на вахту пьяным или даже выпившим, но шлейф спиртного аромата тянулся за ним от вахты к вахте в течение всей нашей совместной работы. Согласно Устава МРХ (Минрыбхоза), старпом и четвёртый помощник несли вахту с четырёх и до восьми часов утра и вечера, но так как у старпома на транспортном рефрижераторе дел всегда невпроворот, четвёртый штурман нёс вахту не «с», а «под контролем старпома». То есть, отвечал за безопасность мореплавания старпом, а обеспечивал эту самую безопасность четвёртый помощник. А я не имел права оставлять мостик на поддатого штурмана! Капитан нас сильно ругал за такой диссонанс, комиссар грозился написать на Сергея донос после рейса. А Сергей всё-равно приходил на мостик с ароматом. Зубы он спиртом чистил, что ли? И ведь, что характерно, этого шила ему хватало на все три-четыре месяца морской части рейса!
Когда мы пришли в Таллин на выгрузку, стояли сильные морозы, да и снега было предостаточно. Ну, рыба – продукт глубокой заморозки и выгружать её в холодную погоду даже очень хорошо!
Как то раз, в районе полуночи меня разбудил вахтеный у трапа и сказал, что на проходной порта задержаны второй и четвёртый штурмана. Делать нечего, напялил на себя тулуп, шапку и побрёл, чертыхаясь, на проходную. Вахтёрши были мной давно «прикормлены» то рыбой, то ещё каким дефицитным продуктом, поэтому я не видел большой проблемы в вызволении своих навигаторов.
 Оказалось, что всё не так просто! Их задержали не вахтёрши, а милиция и дело принимало очень серьёзный оборот. Штурмана были в хорошем подпитии и, как обычно в этих случаях, говорили, что « всё нормуль, мужики, мы тока до трапа, а там нас свирают гаком»… Милиционеры держались, как всегда, неприступно, но я попытался вступить с ними в переговоры. Дескать, штурмана у меня просто золото! Проспятся и пойдут в детский сад к детишкам на ёлочку дедами морозами подрабатывать. А что поддали сегодня, так с кем не бывает? Они муху не то, что не обидят, они ей крылышки почистят и покажут направление, куда лететь. А я, мужики, в долгу не останусь, если их отпустите! Сегодня уже поздно, приходите завтра, я вам ставриды тихоокеанской пару коробок отгружу! (Между прочим, это 60 кг нетто!). В общем, отстоял я своих обалдуев. Строгие милиционеры отпустили нас с миром, напоследок погрозив увесистыми кулаками и пообещав с утра подъехать за рыбой. Я взял обоих штурманцов за шкирки и поспешил выпихнуть за пределы проходной во внутрь порта.
Ночь была лунной, ярко светили портовые фонари, снег хрустел под ногами и настроение у нас было не самое паршивое! Так мы прошли метров сто. Вернее, прошли они, а я их эти «метров сто» протолкал в сторону судна, слушая  постоянное «Виктор Александрович, всё нормуль,  мы и по трапу сами взойдём!».
Позади раздался вой сирены и милицейский уазик юзом влетел в сугроб, обогнав нас метров на пять. Из него выскочили те же самые милиционеры, скрутили моих подопечных и положили их в тот же сугроб мордами вниз рядом с уазиком. Я стоял в недоумении. Милиционеры обыскали обоих и вытащили у Сергея из-под пальто резиновую милицейскую дубинку!
- Это б…. Табельное б…Оружие б….!!! – орал один из милиционеров, тряся СЧ за грудки.
- Мужик, всё нормуль!- Серёга улыбался счастливой улыбкой,- если это табельное оружие, какого хрена ты варежку раззявил, а? Какой же ты мент? Не мент ты, а сторож табельного оружия. Причём хреновый сторож!
Я бы на месте милиционера тоже обиделся, хоть Сергей и верно расставил акценты даже находясь не в самом оптимальном состоянии организма.
В общем, забрали их в каталажку. Утром ездил выкупать за стабильные деревянные рубли по прейскуранту сто рублей за особь. Ну и рыбки десять коробов (300 кг нетто) отстегнуть пришлось.
Второй случай произошёл, когда я уже был дублёром капитана на том же т/х «Сангарский Пролив».
Мы зашли на выгрузку в бразильский порт Сантос, где простояли около десяти дней. Мне было скучно – ни за что не отвечаю, только футболы с утра до вечера по телевизору смотрю. В город не очень тянет. С одной стороны - жара, с другой – не очень спокойно на улицах города, могут и по голове стукнуть, и ограбить, или оба варианта в одном флаконе… Поэтому и сидел сиднем, переживая за бразильский футбол.
У нас по корме ошвартовался учебный корабль ВМФ США с огромным количеством курсантов на борту. Ну, ошвартовался и бог с ним! Но курсанты присмотрели у нас на корме спортивную площадку, построенную по моим чертежам пару лет назад и пришли в восторг к моей неописуемой гордости. А чего? Я ведь тоже человек, хоть и дублёр капитана! И капитанскому дублёру ничто человеческое не чуждо! Поэтому я сидел в каюте и неописуемо гордился! О чём это я?
Ах, да! Так вот, несколько курсантов пришли к нам на судно и попросили у капитана разрешения поиграть в баскетбол на нашей площадке. Она, площадка, небольшая, всего четырнадцать метров в длину, да семь в ширину. Ну и в высоту шесть…
Тогда у нас в СССРе уже конверсия началась и демократия с плюррализмом вовсю грызлись, вот капитан и разрешил с барского плеча, так сказать. Я бы не разрешил. Хотя бы потому, что мы - хомо советикус по воспитанию, но русские по широте души, а это всегда настораживает...
И зачастили к нам кадеты после рабочего дня. То между собой играют, то наши пацаны им холку намылят. Даже смешно – американцы  ребята здоровые, а наши, как уродились. Но ни разу американцы нас баскетбол не обыграли! Не вру! Наверное, наши хорошую текиллу пили.
Как-то раз ко мне в каюту буквально на четвереньках вползает старпом и впереди себя свой живот толкает. Я его еле в чувство привёл. А приведя, услышал рассказ и понял, что только чудом нам удалось избежать ядерного конфликта. И чего смешного-то???
Сергей был на вахте и, всвязи с этим, на руке у него красовалась повязка вахтенного офицера (синяя с белой полосой по центру). К нему подошли трое кадетов, как только закончилась очередная игра. Надо сказать, что жара в тот день была особенно невыносимой.
-Хэллоу, сэр!
-Привет, бойцы!
-Ту хот тудэй, изн ит? (Сегодня очень жарко, не правда ли?)
-А чего я «хоть»? Я в порядке! Это вам наподдавали за милую душу! Скажите спасибо, что только в баскетбол! Я бы на своём сторожевике навёл бы тут шороха!
-Ду ю хаве сам дринк? Вери сорсти!(Нет ли у вас чего-нибудь попить? Жажда замучила!)
Ну, «дринк» любой нормальный советский моряк во все времена понимал, а Сергей мало того, что был командиром сторожевика, но он так же был и хлебосольным человеком. Всвязи со вторым обстоятельством он пригласил их к себе в каюту. В каюте включил чайник.
-Чай, бойцы, самое лучшее средство от жажды! На себе всю жизнь проверяю.
Кадеты с ужасом смотрели, как Сергей  прямо в стаканах заваривает чай и на плавающие в стаканах чаинки.
-Ти? Ту хот! Вай ти? (Чай? Очень горячо! Почему чай?)
-Да что я вам «хоть»? Вот заладили! – и Сергей достал еще три гранёных стакана и плеснул каждому по половине чего-то прозрачного, - вперёд, гардемарины!
Все трое, глядя на Сергея, залпом употребили, как им показалось, воду. Увы, это был спирт. Точнее, шило. Абсолютно неразведённое! Глаза у заморских будущих вояк вылезли из орбит, все трое замахали длиннющими руками, прямо, как во время игры в баскетбол. А Сергей любезно пододвинул им стаканы с чаем, который они, будучи людьми дисциплинированными, сразу же и проглотили. Тут уже не только глаза, но и языки у янков повываливались наружу. Тут их старпом и застал: американцы в позах «замри», а Сергей сидит и чаёк прихлёбывает.
-Ты что, охренел? – это старпом.
-Ой, блин, и вправду промазал!- это уже Сергей, - я им в чай лимон не положил!
Выжили кадеты. Даже подружились с Сергеем, но воду потом с собой приносили.
Или чего у них там? Кока-кола? Впрочем, какая разница? Куда там кока-коле против нашего шила?


04.12.2012
Скагеррак, переход Алесунд-Клайпеда


Рецензии
Здравствуйте, Виктор!
Люди разные есть и в ВМФ, и в МРХ, и в разных пароходствах с компаниями судоходными, и в рыбацком флоте...
Я вот сам из ВМФ, ушел по идейным соображениям после развала страны. Сам себе организовал конверсию, обучение стоит не три копейки, Вы же знаете, пришлось поработать на берегу. Начинал в подменном экипаже научного флота погоды, чисто для стажа, просто там числился, пока учился на различных курсах, потом ушел, когда получил все необходимые морские документы и паспорт моряка, что было очень непросто в те годы для опального офицера-запаса. Мне с выдачей обычного гражданского паспорта то тянули полгода, гражданство не давали, хотя я всю жизнь прожил на территории современной России. Но прорвался на торговый флот, правда на суда типа река-море, но это даже было интереснее. Как-то сдал вахту ночью старпому, по утру проснулся, а в иллюминаторе, метрах в 40 от судна, коровы на берегу Дона пасутся... В первый раз было очень неожиданно, потом привык. Или расхождение в пяти-десяти метрах, очень нервно, но так у них, речников, в порядке вещей...
Начинал я 3-м, 2-м, потом СПК, быстро дорос до капитана (случай с грузом помог, сдал туркам 350 тонн гравия, как груз, металлолом, через весы и таможню, с помощью мятежных курдов, я им портрет дедушки Ленина задарил, там в порту как раз была забастовка, а они мне ночью помогли выкрутиться, пролетарии всех стран объединяйтесь!). Судовладелец был счастлив )))
Освоил, случайно, но удачно, специальность морского драфтсюрвейра, поработал какое то время, еще и по качеству груза (металлопроката)потрудился, даже как-то раз в Новороссийской морской Академии курс вел, приглашали остаться, но было далековато от дома.
Пригласили поработать лоцманом, сразу без стажировки (6 месяцев однако), ранее, будучи еще капитаном, много раз швартовался к самому опасному причалу порта Ейск в свежую погоду при прижимном ветре(морскому элеватору, там стойки погрузочных галерей, 4шт, очень близко, в 1 метре от среза причала, и нужно заходить с поворотом влево от створа на 90º, можно запросто снести, да еще в те годы акватория порта была сильно ограничена глубинами) без буксиров и портового лоцмана, капитан порта меня знал.
Затем, грянули очередные перемены и меня, опять же господин Случай (как-то я проводил шикарную моторную яхту по Азовскому морю с министром морского флота и олигархами от Керчи до Ростова-на-Дону, с заходами в Темрюк, Ейск, Таганрог и Азов) и я стал начальником региональной лоцманской службы, мне её пришлось создавать, в силу местных интриг, с ноля.
В лоцманской службе было 30 лоцманов, практически все капитаны дальнего плавания, в основном из рыбаков (среди них три капитан-директора с камчатских плавбаз) и торгового флота (ДВ пароходство), местные судоводители рыбаки и речники, были и два бывших военмора, а вот из МРХ не было никого, к сожалению. Проработал 5 лет, это было что-то с чем-то, мадридский двор отдыхает. Каждый год-полтора смена руководства, интриги и бесконечные распри между гос. морской администрацией и Росморпортом, из-за этого постоянные проверки ФСБ, ространснадзора, транспортной прокуратуры, службы капитана порта, да еще свои в Москве не дремлют, как смена руководства, или планово, так аудит. Надоело все, закрыл море на замок и ушел. Сейчас наслаждаюсь спокойной жизнью. Вот такой я военмор )))
С уважением,

Серёга Капитан   25.04.2019 14:27     Заявить о нарушении
Да, Сергей, потрепала Вас жизнь!
У меня всё было гораздо проще: мореходка, 45 суток ВМФ и затем "долгая дорога в дюнах". В мореходке на распределение шёл одним из первых, хотел остаться в Лиепайской Базе Океанрыбфлота, но представитель от ЛБОРФ сказал, что с удовольствием меня возьмут, вот только как минимум 2-3 года придётся матросом поработать, так как штурманов в конторе в избытке. Тут же представитель Рижской Базы Реффлота предложил поработать у них и я согласился. В те времена рыбаки получали очень хорошие зарплаты по сравнению с транспортниками и я потерял довольно много денег, однако сам того не подозревая сделал себе будущее. Потом наша РБРФ начала разваливаться и один из очень умных капитанов создал рижское отделение калининградского "Запрыбхолодфлота", куда перешли все транспортные рефрижераторы, ну, и меня переманили. Я к тому времени уже был старпомом и планов на капитанство никаких не имел. Почему, спросите Вы? По причине своего младого разгильдяйства
http://www.proza.ru/2013/04/17/1807
и отсутствия высшего образования http://www.proza.ru/2013/07/02/1670.
Потом, отработав 4 года капитаном на судах типа "Берингов пролив", ушёл под флаги и работал капитаном и три года старпомом на рефрижераторах за исключением 5 месяцев работы на балкере-костере. Костер... Всю Европу от Северной Ирландии и аж до Сицилии облазил...
Такие вот дела.
С уважением
ВР

Виктор Румянцев   25.04.2019 15:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.