10. Поэты-Пророки и Поэты-Жизнелюбцы
Сначала я по твоей ссылке прочитала статью о стихах давно мною любимого Николая Зиновьева (Нина Роженко Верба). Теперь я размышляю над твоей миниатюрой «О поэтах»...
Скажешь, что я себе опять «сотворила кумира» из Александра Сергеевича, но я сразу предупреждаю, что лично для меня он и в вопросе о пессимизме-оптимизме поместился в счастливой золотой середине (здоровой, реалистической, жизнеспособной):
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
Когда у меня был последний урок в моём любимом выпуске-2006, я попросила ребят: «Можете забыть всё, что я вам рассказывала на уроках литературы все эти годы, но обещайте мне, что запомните на всю оставшуюся жизнь эти строчки Пушкина. Вспомните их, когда у вас будут трудности, когда вам будет плохо… А будет не только хорошо – ведь в жизнь уходите…» Обещали вспомнить.
Нынче многие современные поэты (талантливые, с Божьим даром несомненным!) впали в совершенное уныние-отчаяние от того, что «совершается дома»… Тургенев так и писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?» Однако цитируем до конца: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» То есть Тургенев в окончательное уныние не позволял себе впадать именно потому, что был русский язык, данный великому народу. Так ведь они, великий язык и великий народ, и сейчас есть, почему же нынче Поэты-Пророки впадают в совершенное отчаяние?
Впрочем, на этот вопрос могут ответить только они сами. А я хочу написать тебе о том, почему мне всё меньше хочется читать гневные обличительные стихи...
Когда-то я по-настоящему «заболела» такими стихами: книги Поэтов-Пророков из рук не выпускала, на всё смотрела через призму их строчек, ну, одним словом, "сотворила кумиров". Была наказана за сотворение кумиров длительным периодом уныния и депрессии. Божий дар в Поэтах-Пророках есть, огромный, но я уверена, что этот "Божий дар" самими поэтами искажён. Нельзя жить, видя одни мерзости. И нельзя себя над этими мерзостями возносить, отделяя от «сермяжного народа» и паря над ним в недосягаемой высоте...
Я вот что думаю. Горький потому Горький, что не научился вкушать Сладкое ( а кто виноват, надо было самоучкой постигать, если жизнь обманывала, ведь смог же он самоучкой пройти «университеты»). В любом "разочарованном" всегда прячется "бес-сильный". В гремящих обличительно-пророческих стихах я уже совсем не вижу света, потому я предпочту читать стихи Поэтов-Жизнелюбцев – для сохранения душевного здоровья.
Почему не называю конкретно Пророков и Жизнелюбцев? Ты их знаешь сам, а вешать «ярлык» на человека я не имею права – это только моё мнение, что такой-то и такой-то относятся к Пророкам, а иной-другой – к Жизнелюбцам. Бывает, напишет поэт много стихов, целый цикл, а потом в одном стихотворении отразится весь, с потрохами, сильнее, чем в целом цикле и даже сборнике ( ВЯ в шутку говорит «сброднике»)))).
Прочитала вот я стихотворение Николая Колычева «АД». Внимательно вчитывалась в каждую строчку. Вспомнила тот период, когда книга «Гармония противоречий» буквально была у меня настольно-постельной книгой. (И, между прочим, в ней жизнеутверждающих, добрых, счастливых стихов – превеликое множество есть).
Конечно, поэт в новом стихотворении совершенно не сгущает краски – так оно и есть, явь всё больше напоминает ад. Но! Но… Вот Н. Колычев пишет:
Я видел сон, казавшийся мне явью.
С тех пор мне стала явь казаться сном.
Прошу, разубеди меня, земля моя,
Скажи - во сне я в месте был ином.
……………
... Я видел сон, казавшийся мне явью.
Но это был лишь сон, совсем не явь.
Ведь это так? Прошу, скажи, земля моя...
Но, почему в ответ молчит земля?
А земля молчит, потому что сама ждёт утешения, потому что сама хочет Радости и Света…
Всё верно, ни с одной строчкой не поспоришь, написано потрясающе талантливо, строчки болевые и весомые, поэт эти строки выстрадал нутром, излил из души, это не шёпот – крик души…
Там всюду путь - и ни одной дороги,
Там всюду переправы - без мостов.
Там страшный город...
Лишь один из многих
В большой стране подобных городов.
Тот город, многоротье врат отверзнув,
В нутро своё, в погибельный живот,
Опустошая бедную окрестность,
Засасывал блуждающий народ.
………………………………
А им вещали, строго брови хмуря,
Два карлика, возросшие во власть,
Что это всё от водки и от курева
И рабской несознательности масс.
Там больше ни во что уже не верили,
Там не хотели женщины рожать,
Там плакать и смеяться не умели,
Любя истошно выть и нервно ржать.
Опасливые, жадные, недужные,
Скрывая себялюбие и злость,
По праздникам все в церковь шли на службу,
Без Веры, так, - авось спасёт Христос.
Сухим касаньем губ иконы трогали,
Не ведали, что счёт закончен лет.
И нет давным-давно над ними Бога.
И Родины давно под ними нет...
И вот читаю я эти талантливые обличительные стихи – и вижу над всей этой грязью поэта, который из народа вышел и ушёл так далеко, что до меня уже свет, от него исходящий, не дойдёт… Ибо я в этой мерзости, там, то есть здесь, а он сверху смотрит на меня - глупую, грешную, одураченную властями и соблазнённую земными радостями…
(Помнишь, кстати, речь о снах шла? У меня так: если я себя вижу во сне в гуще событий – это один сон, а если во сне я за событиями только наблюдаю – это уже совсем другое…)
Плохо, мерзко… Пророки плачут над Россией и ждут Мессию… А мне, живущей в таёжном тупике, а не в столицах-городах, в медвежьем углу, который власти бросили вымирать или вымерзать, всё-таки кажется, что обличительная поэзия должна к народу какой-то другой стороной повернуться, не отрываться от этого непутёвого, незначительного мужичья, а внутренний свет ему дать… Но я не пророк, я именно хочу жить в радости…
И вот тут я слышу гневные возгласы Поэтов-Пророков: «Как? Вы хотите радоваться, когда Россия во мгле? Когда столько вокруг мерзости? Когда плачут дети, брошенные пьяницами-родителями? Когда чиновники миллиардами воруют народные деньги?» И я робко оправдываюсь: «Да, но… У меня такая короткая земная жизнь… А Бог за уныние накажет – точно знаю… «Всегда радуйтесь» – этому Апостол не зря учил. РАДУЙТЕСЬ! Ибо спасение души приходит в радостном принятии Божьей воли, ибо радующийся – способен давать Свет…» А Поэты-Жизнелюбцы громко смеются и говорят: «На Радость не набросите уздечку…» Или: « Товарищ, верь…» И я откладываю в сторону стихи Обличителей, потому что Вдохновители мне в моём унынии таёжного тупика нужнее… Да, должны быть Пророки, но и Жизнелюбцам дайте слово… А лучше, если эти качества будут счастливо совмещаться в одном…
Я когда-то в пылу внутренней полемики с обличительной поэзией написала стишок, а потом его удалила. А вот вспомнила сейчас о нём. Стишок, конечно, несовершенный ( а может ли у несовершенства быть совершенство? мне ведь Творец не диктует, мне Муза, взбалмошная дамочка, диктанты устраивает)))), но ты мои рассуждения поймёшь… (Кстати, твои мысли о вишерских охотниках я вполне разделяю…)
Плачут поэты и пьют свою чашу горькую,
силясь народ из пустыни духовной вытолкнуть…
Сеять «разумное, доброе, вечное» сколько им?!
Камень Сизифов на гору никак не вытянуть…
Крики поэтов о Родине иллюстрированы
пьяной мужицкою речью многоэтажною…
Только… всё ли обезображено в подлунном мире,
под солнцем исполосовано злом и загажено?
Нищенкой жалкой, обречённой на смерть калекою,
спящей беспробудно, страна из столицы видится…
Но... в деревне кочеты до сих пор кукарекают,
пахнет Русью и русским духом пока в провинции…
Тянется там заботливо-бережно народ к земле,
ходит в поле скотина и не иссякла вода в колодцах…
Не оплакивайте Россию... Пусть недороды семь лет,
горсть зерна для посева в России всегда найдётся…
Впрочем, скоро «конец света», так спор между Пророками-Обличителями и Жизнелюбцами-Созидателями сам собою и разрешится)))) Шучу)))) У меня сейчас за окошком «буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя»… И ещё кромешная темень полярной ночи… Но Солнце и лето не исчезли от того, что я их нынче, временно, не вижу.)))
Свидетельство о публикации №212120900351
Прочитал несколько замечательных Ваших очерков-статей. И вот решил остановиться на этой публикации, так как проблема, что поставлена Вами в данной публикации, серьезная и актуальная.
Но, позвольте, приведу некоторый критический анализ, касательно постановки проблемы, что Вами затронута.
1) Если к Вашему тексту подойти с точки зрения философской критики, то можно поставить вопрос: а верно ли тАк ставить проблему, как в виде дихотомии или антиномии (т.е. как "или-или", "Поэты-Пророки и/или Поэты-Жизнелюбцы").
Но если проблема уже поставлена таким образом, то возникает вопрос о личном Восприятии Текста Поэтов. Т.е. верно ли мы воспринимаем Смысл Текста или вкладываем в некий Текст Поэта свои собственные смыслы-интерпертации, исходя из личного мирочувствия и восприятия-понимания Текста Другого. Т.е. вопрос стоит о верном восприятии образа текста другого.
Вопрос: верно ли ставить проблему чисто антиномически, как, например, Вы говорите: "...спор между Пророками-Обличителями и Жизнелюбцами-Созидателями..."? А есть ли этот спор, если исходить не из надуманной проблемы, как, например, спор между пессимистами и оптимистами, а если исходить из конкретного восприятия образа человека-поэта? Ведь, разве один и тот же человек-поэт (Пушкин, Гоголь, Достоевский) не может быть одновременно и пророком-обличителем, и жизнелюбцем-созидателем.
Т.е. я хочу сказать, что Жизнь человека-поэта намного духовно насыщеннее и богаче, чем теоретические построения, как "биографии о человеке" или попытки сведения Жизни человека к логически-теоретическим формулам.
2) И, по-моему, Ответ на постановку проблемы в сей публикации дан в другом Вашем очерке, как:
"Этапы духовной зрелости А. С. Пушкина
Валентина Яроцкая
Этапы духовной зрелости А. С. Пушкина. На уроке литературы.
"...Вера Пушкина… Христианское мировоззрение? Пушкин и церковь? Пушкин и христианский аскетизм? Возможно ли даже предположить о совмещении жизнерадостного, полного гармонии пушкинского мира с самоограничением и самоотречением христианства? Был ли Пушкин христианином? Правильно ли мы понимаем значение слова «христианство»? Что это – отречение от радостей жизни или радостное восприятие мира, который вечен, как сама душа? Верил ли Пушкин в бессмертие души?
На эти вопросы, волнующие тех, кто соприкасается с творчеством Поэта, и приходится отвечать учителю литературы. Главный урок, который получаем мы, изучая духовный опыт Поэта, будет заключаться в осознании способности человека к самосовершенствованию, покаянию, в его способности преодолевать свои заблуждения.
Пушкина в полной мере можно назвать нравственной личностью, потому что он был способен преодолевать свои заблуждения через покаяние, был действительно человеком гармоничным. Замечательна оценка духовной биографии поэта, данная архиепископом Камчатским и Сеульским Нестором ( Анисимовым ) в 1937 году: «Его мятущаяся, его многогранная душа, как в зеркале, отразила всю полноту русской души, и самый жизненный путь его, исполненный то нравственных падений, то высочайших взлётов духа, - так ярко отображает исторический путь нашей Родины, которой одинаково близки и глубокие пропасти, и высочайшие вершины духа».
В одном из ученических сочинений я прочитала размышление о том, почему русский народ раз и навсегда назвал Пушкина своим Поэтом: «Чтобы слиться с народом, надо разделять его верования. Общая вера – одна из причин проникновения в души людей»..." (Валентина Яроцкая).
Так ведь, это и есть тот Путь творчества Ф.М.Достоевского, который шёл вслед духовно-творческому Пути А.С.Пушкина, если исходить из слов самого Федора Михайловича, как:
«Пушкин есть пророчество и указание…»
(Ф.М. Достоевский)
«А ведь это образ! Образ и символ: тысячу раз прав Лермонтов,
сказавший: «История души человеческой, хотя бы самой
мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории
целого народа», – прав, но ещё более был бы прав, если бы
сказал, что даже в истории отдельной души одного человека
отражается порой история души всего народа…»
(Ф.М. Достоевский)
И разве Пророчества А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского в одном лишь "обличении", разве в творческом Пути Поэтов не было Созидания и жизнелюбия? А в чем именно это "пророчество и указание", про которое говорит Ф.М.Достоевский в знаменитой "Пушкинской речи" (8 июня 1880 года).
И верно ли и глубоко ли мы, дети России (и как говорит Н.А.Бердяев: "мы - дети Достоевского"), восприняли Пророчество и Указание Поэтов-Пророков??? Вот вопрос.
И Вопрос этот для нас (поколений 20-го и 21-го веков) не менее актуален, чем в те времена, когда этот Вопрос поднял и поставил Достоевский в "Пушкинской речи", как Взгляд из глубины в грядущее России.
Валентина, Вы замечательно-поэтически говорите, что:
"У меня сейчас за окошком «буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя»… И ещё кромешная темень полярной ночи… Но Солнце и лето не исчезли от того, что я их нынче, временно, не вижу.)))" (Валентина Яроцкая).
Именно! вот это - "Но Солнце и лето не исчезли от того, что я их нынче, временно, не вижу.)))" (Валентина Яроцкая).
Именно, может и мы, также временно, не видим Солнце в сердцах Поэтов, замечая в них лишь и только мрак "кромешной тьмы", которую они обличают???
Может вглядеться глубже в потаенные сердца Поэтов и может увидим тогда нечто иное, как светлое и вечное?..
Так ведь и Поэты-Пророки сквозь мрак туч и тьму метафизическую вИдели Свет Солнца, вИдели Свет и призывали к Свету, зов сердца Поэтов устремлен к Вечному, к Свету, к Солнцу Мира-Правды.
Например, вот так:
"Образ, бережно хранимый"
"Душа моя
Хранит ли образ незабвенный?"
(А.С. Пушкин)
«И выстраданный стих, пронзительно-унылый,
Ударит по сердцам с неведомою силой…»
(А.С. Пушкин)
«Пройдёт он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет»
(А.С. Пушкин)
«Скорбию ангела загорится наша поэзия и, ударив-
ши по всем струнам, какие ни есть в русском че-
ловеке, внесёт в самые огрубелые души святыню…»
(Николай Гоголь)
«Вся Россия – один человек. Нигде в других землях Европы не представлялся образ человека в таком величии, близком к патриархально-библейскому»
(Николай Гоголь)
«Ему надо понять, что у него есть крылья, поднимающие его над бездной, что если бы не было этих крыльев, он никогда и не поднимался бы в высоту и не видал бы бездны. Ему надо поверить в свои крылья и лететь туда, куда они влекут его… Солнце приводит к жизни только тех, в ком зародилась уже жизнь…» (Л.Н.Толстой «О жизни»)
«А знать, что есть солнце, – это уже вся жизнь…» (Ф.М.Достоевский)
«Ты солнце истиннаго твоего человека…» (Григорий Сковорода)
«Ты поднимаешь поверженных», и не падают те, кого Ты возвысил»
(Бл. Августин «Исповедь»)
«Ты коснулся меня, и я загорелся о мире Твоём»
(«Исповедь» Бл. Августин)
«Человек есть тайна... я занимаюсь этой тайной,
ибо хочу быть человеком"
(Ф.М. Достоевский)
"ПУТЕМ ЗЕРНА.
Проходит сеятель по ровным бороздам.
Отец его и дед по тем же шли путям.
Сверкает золотом в его руке зерно,
Но в землю черную оно упасть должно.
И там, где червь слепой прокладывает ход,
Оно в заветный срок умрет и прорастет.
Так и ДУША МОЯ ИДЕТ ПУТЕМ ЗЕРНА:
Сойдя во мрак, умрет - и оживет она.
И ты, МОЯ СТРАНА, и ты, ее народ,
Умрешь и оживешь, пройдя сквозь ЭТОТ ГОД, -
Затем, что мудрость нам единая дана:
Всему живущему идти ПУТЕМ ЗЕРНА"
(В.Ф. Ходасевич "Путем зерна" (1917)).
И "если есть тьма, должен быть Свет" (В.Р. Цой)
Вопрос: разве Поэты-Пророки сквозь тьму не видели Свет и зов их творческого слова не был обращен к Свету, к Солнцу? А может быть мы не видим и не слышим потаенного зова сердца Поэта???
«А знать, что есть Солнце, – это уже вся Жизнь…» (Ф.М.Достоевский)
И сколько заКлючено Правды в слове Поэта?
И сколько наше сердце может вместить Правды слова Поэта?
Если Слово - это Ключ к Двери, а Дверь... и чтО там за Дверью?
И не стоим ли мы НА ПОРОГЕ у Двери, и не стучатся ли наши сердца в Дверь?..
И не ожидаем ли мы того Дня - КОГДА откроется Дверь?..
С уважением,
Бармин Виктор 05.05.2014 09:05 Заявить о нарушении
С уважением, Валентина.
Валентина Яроцкая 05.05.2014 15:47 Заявить о нарушении
Конечно, мы говорили о разном: Вы о современных поэтах, я же о классиках Литературы. Но подразумеваем нечто единое и стремимся мы к одному Смыслу.
Спасибо и с уважением,
Бармин Виктор 05.05.2014 19:48 Заявить о нарушении