10. Поэты-Пророки и Поэты-Жизнелюбцы

   Ответ на:http://www.proza.ru/2012/12/09/299

      Сначала  я по твоей ссылке прочитала статью  о стихах давно мною  любимого Николая Зиновьева (Нина Роженко Верба). Теперь я размышляю над твоей миниатюрой «О поэтах»...
       Скажешь,  что я  себе опять «сотворила кумира» из Александра Сергеевича, но я сразу  предупреждаю,  что  лично для меня  он и  в вопросе о пессимизме-оптимизме  поместился   в счастливой  золотой середине (здоровой, реалистической,  жизнеспособной):
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.

       Когда  у меня  был последний  урок в моём любимом выпуске-2006,  я  попросила ребят: «Можете  забыть  всё,  что я  вам рассказывала  на уроках литературы все эти годы, но  обещайте мне,  что запомните   на всю оставшуюся жизнь  эти строчки Пушкина. Вспомните их,  когда у вас  будут  трудности,  когда вам   будет плохо… А  будет не  только  хорошо –  ведь в   жизнь уходите…»  Обещали вспомнить.

      Нынче  многие современные поэты  (талантливые, с  Божьим  даром несомненным!) впали в совершенное уныние-отчаяние от  того, что «совершается   дома»…  Тургенев так и писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?»  Однако цитируем до конца: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»  То есть Тургенев в окончательное уныние не позволял себе впадать именно потому, что  был  русский  язык, данный  великому народу.  Так ведь они, великий язык и великий народ,  и сейчас есть, почему  же  нынче Поэты-Пророки  впадают в  совершенное отчаяние?

       Впрочем, на  этот вопрос могут ответить только они сами. А  я  хочу  написать тебе о том, почему  мне всё меньше  хочется читать  гневные  обличительные  стихи...

       Когда-то я  по-настоящему «заболела»  такими стихами:  книги  Поэтов-Пророков из рук не выпускала, на всё  смотрела  через призму их строчек, ну,  одним словом, "сотворила кумиров". Была наказана за сотворение  кумиров  длительным  периодом уныния  и депрессии.  Божий дар  в Поэтах-Пророках есть,  огромный,  но я уверена, что этот "Божий дар" самими поэтами  искажён. Нельзя  жить, видя  одни мерзости. И нельзя  себя над  этими  мерзостями возносить, отделяя от «сермяжного народа» и паря над ним в недосягаемой высоте...
 
      Я  вот что думаю. Горький потому Горький, что не научился вкушать Сладкое ( а кто виноват, надо  было самоучкой постигать, если  жизнь обманывала,  ведь смог  же он  самоучкой  пройти «университеты»). В  любом   "разочарованном" всегда  прячется  "бес-сильный". В гремящих  обличительно-пророческих  стихах   я уже  совсем   не вижу света,  потому  я  предпочту  читать  стихи Поэтов-Жизнелюбцев  –  для  сохранения  душевного здоровья.

       Почему не называю конкретно  Пророков и Жизнелюбцев? Ты их  знаешь сам, а вешать «ярлык» на человека  я не имею права – это только моё мнение,  что  такой-то и такой-то  относятся к Пророкам, а иной-другой – к Жизнелюбцам.  Бывает,  напишет поэт много стихов, целый  цикл, а потом в одном  стихотворении отразится  весь,  с потрохами,  сильнее,  чем в  целом  цикле и  даже сборнике ( ВЯ в шутку говорит «сброднике»)))).

       Прочитала вот я   стихотворение Николая Колычева «АД». Внимательно вчитывалась в каждую строчку. Вспомнила тот период, когда  книга «Гармония противоречий» буквально была у меня  настольно-постельной  книгой. (И, между прочим, в ней  жизнеутверждающих, добрых, счастливых стихов – превеликое множество есть).

        Конечно,  поэт  в  новом  стихотворении совершенно не  сгущает краски – так оно и есть, явь  всё  больше напоминает  ад. Но! Но… Вот Н. Колычев пишет:
Я видел сон, казавшийся мне явью.
 С тех пор мне стала явь казаться сном.
 Прошу, разубеди меня, земля моя,
 Скажи - во сне я в месте был ином.
……………
... Я видел сон, казавшийся мне явью.
 Но это был лишь сон, совсем не явь.
 Ведь это так? Прошу, скажи, земля моя...
 Но, почему в ответ молчит земля?
      А земля молчит, потому что сама  ждёт  утешения,  потому  что сама хочет  Радости и Света…

      Всё верно, ни с одной строчкой не поспоришь, написано  потрясающе талантливо,   строчки  болевые и   весомые, поэт  эти строки выстрадал нутром, излил  из  души,  это  не  шёпот –  крик  души…
 Там всюду путь - и ни одной дороги,
 Там всюду переправы - без мостов.
 Там страшный город...
 Лишь один из многих
 В большой стране подобных городов.

 Тот город, многоротье врат отверзнув,
 В нутро своё, в погибельный живот,
 Опустошая бедную окрестность,
 Засасывал блуждающий народ.
………………………………
 А им вещали, строго брови хмуря,
 Два карлика, возросшие во власть,
 Что это всё от водки и от курева
 И рабской несознательности масс.

 Там больше ни во что уже не верили,
 Там не хотели женщины рожать,
 Там плакать и смеяться не умели,
 Любя истошно выть и нервно ржать.

 Опасливые, жадные, недужные,
 Скрывая себялюбие и злость,
 По праздникам все в церковь шли на службу,
 Без Веры, так, - авось спасёт Христос.

 Сухим касаньем губ иконы трогали,
 Не ведали, что счёт закончен лет.
 И нет давным-давно над ними Бога.
 И Родины давно под ними нет...

         И вот  читаю я эти  талантливые  обличительные стихи  –  и вижу над всей  этой грязью  поэта, который  из народа вышел и ушёл  так далеко,  что  до меня  уже свет, от него исходящий, не  дойдёт… Ибо я в этой мерзости, там, то есть здесь, а он сверху  смотрит на  меня  - глупую, грешную,  одураченную  властями и  соблазнённую земными радостями…

       (Помнишь, кстати, речь о снах шла?  У меня так: если  я  себя вижу во сне  в гуще  событий – это один сон, а если во сне я за событиями только  наблюдаю   – это  уже совсем  другое…)

        Плохо, мерзко… Пророки плачут над Россией и ждут  Мессию… А мне, живущей в таёжном тупике, а не в столицах-городах, в медвежьем углу,  который власти  бросили вымирать или вымерзать, всё-таки  кажется,  что  обличительная  поэзия  должна к народу  какой-то  другой стороной  повернуться,  не отрываться от этого непутёвого, незначительного мужичья,  а внутренний свет ему  дать… Но я не пророк, я  именно  хочу жить в радости…

        И вот тут  я  слышу гневные возгласы  Поэтов-Пророков: «Как? Вы  хотите радоваться, когда Россия во мгле? Когда  столько вокруг  мерзости? Когда   плачут  дети, брошенные пьяницами-родителями? Когда  чиновники миллиардами  воруют народные  деньги?» И  я  робко оправдываюсь: «Да, но… У меня  такая  короткая  земная  жизнь… А Бог  за уныние накажет –   точно знаю… «Всегда радуйтесь» – этому Апостол не  зря учил. РАДУЙТЕСЬ!  Ибо  спасение души  приходит в радостном принятии Божьей  воли, ибо  радующийся –  способен давать Свет…» А Поэты-Жизнелюбцы   громко смеются и  говорят: «На Радость не набросите уздечку…» Или: « Товарищ, верь…»  И  я    откладываю в сторону  стихи  Обличителей, потому  что   Вдохновители  мне в  моём  унынии   таёжного тупика нужнее… Да,   должны  быть Пророки, но и Жизнелюбцам дайте  слово… А лучше, если  эти  качества будут  счастливо совмещаться в одном…

         Я когда-то   в пылу  внутренней полемики с обличительной  поэзией написала стишок, а потом  его удалила. А вот вспомнила   сейчас о нём. Стишок, конечно, несовершенный  ( а  может ли  у  несовершенства  быть совершенство? мне ведь Творец не диктует, мне Муза,  взбалмошная  дамочка,  диктанты устраивает)))), но ты  мои  рассуждения   поймёшь… (Кстати,  твои мысли о   вишерских охотниках я вполне  разделяю…)
          
Плачут поэты и пьют свою  чашу горькую,
силясь народ из пустыни  духовной вытолкнуть…
Сеять «разумное, доброе, вечное» сколько им?!
Камень  Сизифов  на гору никак не вытянуть…

Крики  поэтов о Родине иллюстрированы
пьяной мужицкою  речью  многоэтажною…
Только…  всё ли обезображено в подлунном мире,
под солнцем исполосовано злом и загажено?

Нищенкой жалкой, обречённой на смерть калекою,
спящей  беспробудно, страна из столицы видится…
Но... в деревне кочеты до сих пор кукарекают,
пахнет Русью и русским духом пока в провинции…

Тянется там  заботливо-бережно  народ к земле,
ходит в поле скотина и не иссякла вода в колодцах…
Не оплакивайте Россию... Пусть недороды семь лет,
горсть зерна для посева в России всегда найдётся…

         Впрочем, скоро  «конец света», так   спор   между Пророками-Обличителями и  Жизнелюбцами-Созидателями сам  собою  и разрешится))))  Шучу)))) У меня сейчас  за окошком   «буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя»… И ещё кромешная темень полярной ночи… Но Солнце и лето  не исчезли от того,  что я  их  нынче,  временно,   не вижу.)))


Рецензии
Здравствуйте, Валентина!

Прочитал несколько замечательных Ваших очерков-статей. И вот решил остановиться на этой публикации, так как проблема, что поставлена Вами в данной публикации, серьезная и актуальная.
Но, позвольте, приведу некоторый критический анализ, касательно постановки проблемы, что Вами затронута.

1) Если к Вашему тексту подойти с точки зрения философской критики, то можно поставить вопрос: а верно ли тАк ставить проблему, как в виде дихотомии или антиномии (т.е. как "или-или", "Поэты-Пророки и/или Поэты-Жизнелюбцы").
Но если проблема уже поставлена таким образом, то возникает вопрос о личном Восприятии Текста Поэтов. Т.е. верно ли мы воспринимаем Смысл Текста или вкладываем в некий Текст Поэта свои собственные смыслы-интерпертации, исходя из личного мирочувствия и восприятия-понимания Текста Другого. Т.е. вопрос стоит о верном восприятии образа текста другого.
Вопрос: верно ли ставить проблему чисто антиномически, как, например, Вы говорите: "...спор между Пророками-Обличителями и Жизнелюбцами-Созидателями..."? А есть ли этот спор, если исходить не из надуманной проблемы, как, например, спор между пессимистами и оптимистами, а если исходить из конкретного восприятия образа человека-поэта? Ведь, разве один и тот же человек-поэт (Пушкин, Гоголь, Достоевский) не может быть одновременно и пророком-обличителем, и жизнелюбцем-созидателем.
Т.е. я хочу сказать, что Жизнь человека-поэта намного духовно насыщеннее и богаче, чем теоретические построения, как "биографии о человеке" или попытки сведения Жизни человека к логически-теоретическим формулам.

2) И, по-моему, Ответ на постановку проблемы в сей публикации дан в другом Вашем очерке, как:

"Этапы духовной зрелости А. С. Пушкина
Валентина Яроцкая

Этапы духовной зрелости А. С. Пушкина. На уроке литературы.
"...Вера Пушкина… Христианское мировоззрение? Пушкин и церковь? Пушкин и христианский аскетизм? Возможно ли даже предположить о совмещении жизнерадостного, полного гармонии пушкинского мира с самоограничением и самоотречением христианства? Был ли Пушкин христианином? Правильно ли мы понимаем значение слова «христианство»? Что это – отречение от радостей жизни или радостное восприятие мира, который вечен, как сама душа? Верил ли Пушкин в бессмертие души?
На эти вопросы, волнующие тех, кто соприкасается с творчеством Поэта, и приходится отвечать учителю литературы. Главный урок, который получаем мы, изучая духовный опыт Поэта, будет заключаться в осознании способности человека к самосовершенствованию, покаянию, в его способности преодолевать свои заблуждения.
Пушкина в полной мере можно назвать нравственной личностью, потому что он был способен преодолевать свои заблуждения через покаяние, был действительно человеком гармоничным. Замечательна оценка духовной биографии поэта, данная архиепископом Камчатским и Сеульским Нестором ( Анисимовым ) в 1937 году: «Его мятущаяся, его многогранная душа, как в зеркале, отразила всю полноту русской души, и самый жизненный путь его, исполненный то нравственных падений, то высочайших взлётов духа, - так ярко отображает исторический путь нашей Родины, которой одинаково близки и глубокие пропасти, и высочайшие вершины духа».
В одном из ученических сочинений я прочитала размышление о том, почему русский народ раз и навсегда назвал Пушкина своим Поэтом: «Чтобы слиться с народом, надо разделять его верования. Общая вера – одна из причин проникновения в души людей»..." (Валентина Яроцкая).

Так ведь, это и есть тот Путь творчества Ф.М.Достоевского, который шёл вслед духовно-творческому Пути А.С.Пушкина, если исходить из слов самого Федора Михайловича, как:

«Пушкин есть пророчество и указание…»
(Ф.М. Достоевский)

«А ведь это образ! Образ и символ: тысячу раз прав Лермонтов,
сказавший: «История души человеческой, хотя бы самой
мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории
целого народа», – прав, но ещё более был бы прав, если бы
сказал, что даже в истории отдельной души одного человека
отражается порой история души всего народа…»
(Ф.М. Достоевский)

И разве Пророчества А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского в одном лишь "обличении", разве в творческом Пути Поэтов не было Созидания и жизнелюбия? А в чем именно это "пророчество и указание", про которое говорит Ф.М.Достоевский в знаменитой "Пушкинской речи" (8 июня 1880 года).

И верно ли и глубоко ли мы, дети России (и как говорит Н.А.Бердяев: "мы - дети Достоевского"), восприняли Пророчество и Указание Поэтов-Пророков??? Вот вопрос.

И Вопрос этот для нас (поколений 20-го и 21-го веков) не менее актуален, чем в те времена, когда этот Вопрос поднял и поставил Достоевский в "Пушкинской речи", как Взгляд из глубины в грядущее России.

Валентина, Вы замечательно-поэтически говорите, что:
"У меня сейчас за окошком «буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя»… И ещё кромешная темень полярной ночи… Но Солнце и лето не исчезли от того, что я их нынче, временно, не вижу.)))" (Валентина Яроцкая).

Именно! вот это - "Но Солнце и лето не исчезли от того, что я их нынче, временно, не вижу.)))" (Валентина Яроцкая).

Именно, может и мы, также временно, не видим Солнце в сердцах Поэтов, замечая в них лишь и только мрак "кромешной тьмы", которую они обличают???
Может вглядеться глубже в потаенные сердца Поэтов и может увидим тогда нечто иное, как светлое и вечное?..

Так ведь и Поэты-Пророки сквозь мрак туч и тьму метафизическую вИдели Свет Солнца, вИдели Свет и призывали к Свету, зов сердца Поэтов устремлен к Вечному, к Свету, к Солнцу Мира-Правды.

Например, вот так:

"Образ, бережно хранимый"
"Душа моя
Хранит ли образ незабвенный?"
(А.С. Пушкин)

«И выстраданный стих, пронзительно-унылый,
Ударит по сердцам с неведомою силой…»
(А.С. Пушкин)

«Пройдёт он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет»
(А.С. Пушкин)

«Скорбию ангела загорится наша поэзия и, ударив-
ши по всем струнам, какие ни есть в русском че-
ловеке, внесёт в самые огрубелые души святыню…»
(Николай Гоголь)

«Вся Россия – один человек. Нигде в других землях Европы не представлялся образ человека в таком величии, близком к патриархально-библейскому»
(Николай Гоголь)

«Ему надо понять, что у него есть крылья, поднимающие его над бездной, что если бы не было этих крыльев, он никогда и не поднимался бы в высоту и не видал бы бездны. Ему надо поверить в свои крылья и лететь туда, куда они влекут его… Солнце приводит к жизни только тех, в ком зародилась уже жизнь…» (Л.Н.Толстой «О жизни»)

«А знать, что есть солнце, – это уже вся жизнь…» (Ф.М.Достоевский)

«Ты солнце истиннаго твоего человека…» (Григорий Сковорода)

«Ты поднимаешь поверженных», и не падают те, кого Ты возвысил»
(Бл. Августин «Исповедь»)

«Ты коснулся меня, и я загорелся о мире Твоём»
(«Исповедь» Бл. Августин)

«Человек есть тайна... я занимаюсь этой тайной,
ибо хочу быть человеком"
(Ф.М. Достоевский)

"ПУТЕМ ЗЕРНА.
Проходит сеятель по ровным бороздам.
Отец его и дед по тем же шли путям.
Сверкает золотом в его руке зерно,
Но в землю черную оно упасть должно.
И там, где червь слепой прокладывает ход,
Оно в заветный срок умрет и прорастет.
Так и ДУША МОЯ ИДЕТ ПУТЕМ ЗЕРНА:
Сойдя во мрак, умрет - и оживет она.
И ты, МОЯ СТРАНА, и ты, ее народ,
Умрешь и оживешь, пройдя сквозь ЭТОТ ГОД, -
Затем, что мудрость нам единая дана:
Всему живущему идти ПУТЕМ ЗЕРНА"
(В.Ф. Ходасевич "Путем зерна" (1917)).

И "если есть тьма, должен быть Свет" (В.Р. Цой)

Вопрос: разве Поэты-Пророки сквозь тьму не видели Свет и зов их творческого слова не был обращен к Свету, к Солнцу? А может быть мы не видим и не слышим потаенного зова сердца Поэта???

«А знать, что есть Солнце, – это уже вся Жизнь…» (Ф.М.Достоевский)

И сколько заКлючено Правды в слове Поэта?
И сколько наше сердце может вместить Правды слова Поэта?
Если Слово - это Ключ к Двери, а Дверь... и чтО там за Дверью?
И не стоим ли мы НА ПОРОГЕ у Двери, и не стучатся ли наши сердца в Дверь?..
И не ожидаем ли мы того Дня - КОГДА откроется Дверь?..

С уважением,

Бармин Виктор   05.05.2014 09:05     Заявить о нарушении
Виктор, союз "и" как раз подчёркивает необходимость и тех, и других, как в названии романа "Отцы и дети". Здесь не одно противопоставление или необходимость выбора, а именно соединение. Так союз "и" и называется - соединительный))) А написана статья-размышление по поводу именно современных поэтов, именно по поводу конкретного восприятия стихов читателем - не филологом, не философом... Наверное, у нас даже нет предмета для спора, потому что я вижу по Вашим цитатам, что мы с Вами единомышленники)))"Но Солнце и лето не исчезли от того, что я их нынче, временно, не вижу".))) Не надо раздирать читателя между Пророками и Жизнелюбцами, как не надо было Украину раздирать между Западом и Востоком. Увы, любители крайних взглядов никогда не поймут друг друга...
С уважением, Валентина.

Валентина Яроцкая   05.05.2014 15:47   Заявить о нарушении
Валентина, я понял Вас.
Конечно, мы говорили о разном: Вы о современных поэтах, я же о классиках Литературы. Но подразумеваем нечто единое и стремимся мы к одному Смыслу.

Спасибо и с уважением,

Бармин Виктор   05.05.2014 19:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.