Рецензии на произведение «10. Поэты-Пророки и Поэты-Жизнелюбцы»

Рецензия на «10. Поэты-Пророки и Поэты-Жизнелюбцы» (Валентина Яроцкая)

Здравствуйте, Валентина!

Прочитал несколько замечательных Ваших очерков-статей. И вот решил остановиться на этой публикации, так как проблема, что поставлена Вами в данной публикации, серьезная и актуальная.
Но, позвольте, приведу некоторый критический анализ, касательно постановки проблемы, что Вами затронута.

1) Если к Вашему тексту подойти с точки зрения философской критики, то можно поставить вопрос: а верно ли тАк ставить проблему, как в виде дихотомии или антиномии (т.е. как "или-или", "Поэты-Пророки и/или Поэты-Жизнелюбцы").
Но если проблема уже поставлена таким образом, то возникает вопрос о личном Восприятии Текста Поэтов. Т.е. верно ли мы воспринимаем Смысл Текста или вкладываем в некий Текст Поэта свои собственные смыслы-интерпертации, исходя из личного мирочувствия и восприятия-понимания Текста Другого. Т.е. вопрос стоит о верном восприятии образа текста другого.
Вопрос: верно ли ставить проблему чисто антиномически, как, например, Вы говорите: "...спор между Пророками-Обличителями и Жизнелюбцами-Созидателями..."? А есть ли этот спор, если исходить не из надуманной проблемы, как, например, спор между пессимистами и оптимистами, а если исходить из конкретного восприятия образа человека-поэта? Ведь, разве один и тот же человек-поэт (Пушкин, Гоголь, Достоевский) не может быть одновременно и пророком-обличителем, и жизнелюбцем-созидателем.
Т.е. я хочу сказать, что Жизнь человека-поэта намного духовно насыщеннее и богаче, чем теоретические построения, как "биографии о человеке" или попытки сведения Жизни человека к логически-теоретическим формулам.

2) И, по-моему, Ответ на постановку проблемы в сей публикации дан в другом Вашем очерке, как:

"Этапы духовной зрелости А. С. Пушкина
Валентина Яроцкая

Этапы духовной зрелости А. С. Пушкина. На уроке литературы.
"...Вера Пушкина… Христианское мировоззрение? Пушкин и церковь? Пушкин и христианский аскетизм? Возможно ли даже предположить о совмещении жизнерадостного, полного гармонии пушкинского мира с самоограничением и самоотречением христианства? Был ли Пушкин христианином? Правильно ли мы понимаем значение слова «христианство»? Что это – отречение от радостей жизни или радостное восприятие мира, который вечен, как сама душа? Верил ли Пушкин в бессмертие души?
На эти вопросы, волнующие тех, кто соприкасается с творчеством Поэта, и приходится отвечать учителю литературы. Главный урок, который получаем мы, изучая духовный опыт Поэта, будет заключаться в осознании способности человека к самосовершенствованию, покаянию, в его способности преодолевать свои заблуждения.
Пушкина в полной мере можно назвать нравственной личностью, потому что он был способен преодолевать свои заблуждения через покаяние, был действительно человеком гармоничным. Замечательна оценка духовной биографии поэта, данная архиепископом Камчатским и Сеульским Нестором ( Анисимовым ) в 1937 году: «Его мятущаяся, его многогранная душа, как в зеркале, отразила всю полноту русской души, и самый жизненный путь его, исполненный то нравственных падений, то высочайших взлётов духа, - так ярко отображает исторический путь нашей Родины, которой одинаково близки и глубокие пропасти, и высочайшие вершины духа».
В одном из ученических сочинений я прочитала размышление о том, почему русский народ раз и навсегда назвал Пушкина своим Поэтом: «Чтобы слиться с народом, надо разделять его верования. Общая вера – одна из причин проникновения в души людей»..." (Валентина Яроцкая).

Так ведь, это и есть тот Путь творчества Ф.М.Достоевского, который шёл вслед духовно-творческому Пути А.С.Пушкина, если исходить из слов самого Федора Михайловича, как:

«Пушкин есть пророчество и указание…»
(Ф.М. Достоевский)

«А ведь это образ! Образ и символ: тысячу раз прав Лермонтов,
сказавший: «История души человеческой, хотя бы самой
мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории
целого народа», – прав, но ещё более был бы прав, если бы
сказал, что даже в истории отдельной души одного человека
отражается порой история души всего народа…»
(Ф.М. Достоевский)

И разве Пророчества А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского в одном лишь "обличении", разве в творческом Пути Поэтов не было Созидания и жизнелюбия? А в чем именно это "пророчество и указание", про которое говорит Ф.М.Достоевский в знаменитой "Пушкинской речи" (8 июня 1880 года).

И верно ли и глубоко ли мы, дети России (и как говорит Н.А.Бердяев: "мы - дети Достоевского"), восприняли Пророчество и Указание Поэтов-Пророков??? Вот вопрос.

И Вопрос этот для нас (поколений 20-го и 21-го веков) не менее актуален, чем в те времена, когда этот Вопрос поднял и поставил Достоевский в "Пушкинской речи", как Взгляд из глубины в грядущее России.

Валентина, Вы замечательно-поэтически говорите, что:
"У меня сейчас за окошком «буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя»… И ещё кромешная темень полярной ночи… Но Солнце и лето не исчезли от того, что я их нынче, временно, не вижу.)))" (Валентина Яроцкая).

Именно! вот это - "Но Солнце и лето не исчезли от того, что я их нынче, временно, не вижу.)))" (Валентина Яроцкая).

Именно, может и мы, также временно, не видим Солнце в сердцах Поэтов, замечая в них лишь и только мрак "кромешной тьмы", которую они обличают???
Может вглядеться глубже в потаенные сердца Поэтов и может увидим тогда нечто иное, как светлое и вечное?..

Так ведь и Поэты-Пророки сквозь мрак туч и тьму метафизическую вИдели Свет Солнца, вИдели Свет и призывали к Свету, зов сердца Поэтов устремлен к Вечному, к Свету, к Солнцу Мира-Правды.

Например, вот так:

"Образ, бережно хранимый"
"Душа моя
Хранит ли образ незабвенный?"
(А.С. Пушкин)

«И выстраданный стих, пронзительно-унылый,
Ударит по сердцам с неведомою силой…»
(А.С. Пушкин)

«Пройдёт он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет»
(А.С. Пушкин)

«Скорбию ангела загорится наша поэзия и, ударив-
ши по всем струнам, какие ни есть в русском че-
ловеке, внесёт в самые огрубелые души святыню…»
(Николай Гоголь)

«Вся Россия – один человек. Нигде в других землях Европы не представлялся образ человека в таком величии, близком к патриархально-библейскому»
(Николай Гоголь)

«Ему надо понять, что у него есть крылья, поднимающие его над бездной, что если бы не было этих крыльев, он никогда и не поднимался бы в высоту и не видал бы бездны. Ему надо поверить в свои крылья и лететь туда, куда они влекут его… Солнце приводит к жизни только тех, в ком зародилась уже жизнь…» (Л.Н.Толстой «О жизни»)

«А знать, что есть солнце, – это уже вся жизнь…» (Ф.М.Достоевский)

«Ты солнце истиннаго твоего человека…» (Григорий Сковорода)

«Ты поднимаешь поверженных», и не падают те, кого Ты возвысил»
(Бл. Августин «Исповедь»)

«Ты коснулся меня, и я загорелся о мире Твоём»
(«Исповедь» Бл. Августин)

«Человек есть тайна... я занимаюсь этой тайной,
ибо хочу быть человеком"
(Ф.М. Достоевский)

"ПУТЕМ ЗЕРНА.
Проходит сеятель по ровным бороздам.
Отец его и дед по тем же шли путям.
Сверкает золотом в его руке зерно,
Но в землю черную оно упасть должно.
И там, где червь слепой прокладывает ход,
Оно в заветный срок умрет и прорастет.
Так и ДУША МОЯ ИДЕТ ПУТЕМ ЗЕРНА:
Сойдя во мрак, умрет - и оживет она.
И ты, МОЯ СТРАНА, и ты, ее народ,
Умрешь и оживешь, пройдя сквозь ЭТОТ ГОД, -
Затем, что мудрость нам единая дана:
Всему живущему идти ПУТЕМ ЗЕРНА"
(В.Ф. Ходасевич "Путем зерна" (1917)).

И "если есть тьма, должен быть Свет" (В.Р. Цой)

Вопрос: разве Поэты-Пророки сквозь тьму не видели Свет и зов их творческого слова не был обращен к Свету, к Солнцу? А может быть мы не видим и не слышим потаенного зова сердца Поэта???

«А знать, что есть Солнце, – это уже вся Жизнь…» (Ф.М.Достоевский)

И сколько заКлючено Правды в слове Поэта?
И сколько наше сердце может вместить Правды слова Поэта?
Если Слово - это Ключ к Двери, а Дверь... и чтО там за Дверью?
И не стоим ли мы НА ПОРОГЕ у Двери, и не стучатся ли наши сердца в Дверь?..
И не ожидаем ли мы того Дня - КОГДА откроется Дверь?..

С уважением,

Бармин Виктор   05.05.2014 09:05     Заявить о нарушении
Виктор, союз "и" как раз подчёркивает необходимость и тех, и других, как в названии романа "Отцы и дети". Здесь не одно противопоставление или необходимость выбора, а именно соединение. Так союз "и" и называется - соединительный))) А написана статья-размышление по поводу именно современных поэтов, именно по поводу конкретного восприятия стихов читателем - не филологом, не философом... Наверное, у нас даже нет предмета для спора, потому что я вижу по Вашим цитатам, что мы с Вами единомышленники)))"Но Солнце и лето не исчезли от того, что я их нынче, временно, не вижу".))) Не надо раздирать читателя между Пророками и Жизнелюбцами, как не надо было Украину раздирать между Западом и Востоком. Увы, любители крайних взглядов никогда не поймут друг друга...
С уважением, Валентина.

Валентина Яроцкая   05.05.2014 15:47   Заявить о нарушении
Валентина, я понял Вас.
Конечно, мы говорили о разном: Вы о современных поэтах, я же о классиках Литературы. Но подразумеваем нечто единое и стремимся мы к одному Смыслу.

Спасибо и с уважением,

Бармин Виктор   05.05.2014 19:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «10. Поэты-Пророки и Поэты-Жизнелюбцы» (Валентина Яроцкая)

Валентина! Мне так понравилось Ваше эссе-рецензия!
Я думаю точно так же, но только сказать так, как Вы - не умею.
Спасибо Вам! Здорово!

Люся Иващенко   12.02.2013 01:13     Заявить о нарушении
Люся, спасибо Вам за понимание.
Если есть родство душ, то оно начинается с жажды Света и Жизни... Спасибо Вам.
С уважением, Валя.

Валентина Яроцкая   12.02.2013 06:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «10. Поэты-Пророки и Поэты-Жизнелюбцы» (Валентина Яроцкая)

Я думаю, что все для поэзии нужны, но у нас вот какая закавыка получается. Человек русский очень доверяет печатному слову. И вообще слову, а не делу, это ещё И.П. Павлов отметил ("Об уме вообще", "О русском уме"). А художественное произведение, да любое мне кажется - это ведь искажение. "Их жила - искажение. В картинке вырвав крайности, готовят обобщение - и скрылся факт в случайности". А читатель этому искажению начинает верить, как действительности а она ведь не такая - она разная. Интересно только, почему одни вырывают из реальности позитив, а другие - негатив, да ведь?

Тихонов   09.12.2012 13:26     Заявить о нарушении
Вот и я об этом: нужны, при этом лучше в одном флаконе: и Пророк, и Жизнелюбец ( это моё такое немудрёное мнение:)))) Ведь как неуютно жить Поэту-Пророку, когда он столько зла видит вокруг... А изменится ли мир, если поэты не будут если не греметь, как витии, то хотя бы силой иронии бороться со злом в себе и мире, их окружающем? Это я размышляю... Ответы на вопросы литературно-философские всегда неоднозначные. А твой вопрос о негативе и позитиве ( однобокости некоторых мировоззрений) - хорошая тема для размышлений. Я прошла школу уныния хорошую - сама от себя устала одно время:))))
Кстати, загляни одним глазком в письмо №15, про Л.И.:)))

Валентина Яроцкая   09.12.2012 14:00   Заявить о нарушении