Рецензия на «10. Поэты-Пророки и Поэты-Жизнелюбцы» (Валентина Яроцкая)
Здравствуйте, Валентина! Прочитал несколько замечательных Ваших очерков-статей. И вот решил остановиться на этой публикации, так как проблема, что поставлена Вами в данной публикации, серьезная и актуальная. Но, позвольте, приведу некоторый критический анализ, касательно постановки проблемы, что Вами затронута. 1) Если к Вашему тексту подойти с точки зрения философской критики, то можно поставить вопрос: а верно ли тАк ставить проблему, как в виде дихотомии или антиномии (т.е. как "или-или", "Поэты-Пророки и/или Поэты-Жизнелюбцы"). Но если проблема уже поставлена таким образом, то возникает вопрос о личном Восприятии Текста Поэтов. Т.е. верно ли мы воспринимаем Смысл Текста или вкладываем в некий Текст Поэта свои собственные смыслы-интерпертации, исходя из личного мирочувствия и восприятия-понимания Текста Другого. Т.е. вопрос стоит о верном восприятии образа текста другого. Вопрос: верно ли ставить проблему чисто антиномически, как, например, Вы говорите: "...спор между Пророками-Обличителями и Жизнелюбцами-Созидателями..."? А есть ли этот спор, если исходить не из надуманной проблемы, как, например, спор между пессимистами и оптимистами, а если исходить из конкретного восприятия образа человека-поэта? Ведь, разве один и тот же человек-поэт (Пушкин, Гоголь, Достоевский) не может быть одновременно и пророком-обличителем, и жизнелюбцем-созидателем. Т.е. я хочу сказать, что Жизнь человека-поэта намного духовно насыщеннее и богаче, чем теоретические построения, как "биографии о человеке" или попытки сведения Жизни человека к логически-теоретическим формулам. 2) И, по-моему, Ответ на постановку проблемы в сей публикации дан в другом Вашем очерке, как: "Этапы духовной зрелости А. С. Пушкина Валентина Яроцкая Этапы духовной зрелости А. С. Пушкина. На уроке литературы. "...Вера Пушкина… Христианское мировоззрение? Пушкин и церковь? Пушкин и христианский аскетизм? Возможно ли даже предположить о совмещении жизнерадостного, полного гармонии пушкинского мира с самоограничением и самоотречением христианства? Был ли Пушкин христианином? Правильно ли мы понимаем значение слова «христианство»? Что это – отречение от радостей жизни или радостное восприятие мира, который вечен, как сама душа? Верил ли Пушкин в бессмертие души? На эти вопросы, волнующие тех, кто соприкасается с творчеством Поэта, и приходится отвечать учителю литературы. Главный урок, который получаем мы, изучая духовный опыт Поэта, будет заключаться в осознании способности человека к самосовершенствованию, покаянию, в его способности преодолевать свои заблуждения. Пушкина в полной мере можно назвать нравственной личностью, потому что он был способен преодолевать свои заблуждения через покаяние, был действительно человеком гармоничным. Замечательна оценка духовной биографии поэта, данная архиепископом Камчатским и Сеульским Нестором ( Анисимовым ) в 1937 году: «Его мятущаяся, его многогранная душа, как в зеркале, отразила всю полноту русской души, и самый жизненный путь его, исполненный то нравственных падений, то высочайших взлётов духа, - так ярко отображает исторический путь нашей Родины, которой одинаково близки и глубокие пропасти, и высочайшие вершины духа». В одном из ученических сочинений я прочитала размышление о том, почему русский народ раз и навсегда назвал Пушкина своим Поэтом: «Чтобы слиться с народом, надо разделять его верования. Общая вера – одна из причин проникновения в души людей»..." (Валентина Яроцкая). Так ведь, это и есть тот Путь творчества Ф.М.Достоевского, который шёл вслед духовно-творческому Пути А.С.Пушкина, если исходить из слов самого Федора Михайловича, как: «Пушкин есть пророчество и указание…» (Ф.М. Достоевский) «А ведь это образ! Образ и символ: тысячу раз прав Лермонтов, сказавший: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа», – прав, но ещё более был бы прав, если бы сказал, что даже в истории отдельной души одного человека отражается порой история души всего народа…» (Ф.М. Достоевский) И разве Пророчества А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского в одном лишь "обличении", разве в творческом Пути Поэтов не было Созидания и жизнелюбия? А в чем именно это "пророчество и указание", про которое говорит Ф.М.Достоевский в знаменитой "Пушкинской речи" (8 июня 1880 года). И верно ли и глубоко ли мы, дети России (и как говорит Н.А.Бердяев: "мы - дети Достоевского"), восприняли Пророчество и Указание Поэтов-Пророков??? Вот вопрос. И Вопрос этот для нас (поколений 20-го и 21-го веков) не менее актуален, чем в те времена, когда этот Вопрос поднял и поставил Достоевский в "Пушкинской речи", как Взгляд из глубины в грядущее России. Валентина, Вы замечательно-поэтически говорите, что: "У меня сейчас за окошком «буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя»… И ещё кромешная темень полярной ночи… Но Солнце и лето не исчезли от того, что я их нынче, временно, не вижу.)))" (Валентина Яроцкая). Именно! вот это - "Но Солнце и лето не исчезли от того, что я их нынче, временно, не вижу.)))" (Валентина Яроцкая). Именно, может и мы, также временно, не видим Солнце в сердцах Поэтов, замечая в них лишь и только мрак "кромешной тьмы", которую они обличают??? Может вглядеться глубже в потаенные сердца Поэтов и может увидим тогда нечто иное, как светлое и вечное?.. Так ведь и Поэты-Пророки сквозь мрак туч и тьму метафизическую вИдели Свет Солнца, вИдели Свет и призывали к Свету, зов сердца Поэтов устремлен к Вечному, к Свету, к Солнцу Мира-Правды. Например, вот так: "Образ, бережно хранимый" "Душа моя Хранит ли образ незабвенный?" (А.С. Пушкин) «И выстраданный стих, пронзительно-унылый, Ударит по сердцам с неведомою силой…» (А.С. Пушкин) «Пройдёт он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет» (А.С. Пушкин) «Скорбию ангела загорится наша поэзия и, ударив- ши по всем струнам, какие ни есть в русском че- ловеке, внесёт в самые огрубелые души святыню…» (Николай Гоголь) «Вся Россия – один человек. Нигде в других землях Европы не представлялся образ человека в таком величии, близком к патриархально-библейскому» (Николай Гоголь) «Ему надо понять, что у него есть крылья, поднимающие его над бездной, что если бы не было этих крыльев, он никогда и не поднимался бы в высоту и не видал бы бездны. Ему надо поверить в свои крылья и лететь туда, куда они влекут его… Солнце приводит к жизни только тех, в ком зародилась уже жизнь…» (Л.Н.Толстой «О жизни») «А знать, что есть солнце, – это уже вся жизнь…» (Ф.М.Достоевский) «Ты солнце истиннаго твоего человека…» (Григорий Сковорода) «Ты поднимаешь поверженных», и не падают те, кого Ты возвысил» (Бл. Августин «Исповедь») «Ты коснулся меня, и я загорелся о мире Твоём» («Исповедь» Бл. Августин) «Человек есть тайна... я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком" (Ф.М. Достоевский) "ПУТЕМ ЗЕРНА. Проходит сеятель по ровным бороздам. Отец его и дед по тем же шли путям. Сверкает золотом в его руке зерно, Но в землю черную оно упасть должно. И там, где червь слепой прокладывает ход, Оно в заветный срок умрет и прорастет. Так и ДУША МОЯ ИДЕТ ПУТЕМ ЗЕРНА: Сойдя во мрак, умрет - и оживет она. И ты, МОЯ СТРАНА, и ты, ее народ, Умрешь и оживешь, пройдя сквозь ЭТОТ ГОД, - Затем, что мудрость нам единая дана: Всему живущему идти ПУТЕМ ЗЕРНА" (В.Ф. Ходасевич "Путем зерна" (1917)). И "если есть тьма, должен быть Свет" (В.Р. Цой) Вопрос: разве Поэты-Пророки сквозь тьму не видели Свет и зов их творческого слова не был обращен к Свету, к Солнцу? А может быть мы не видим и не слышим потаенного зова сердца Поэта??? «А знать, что есть Солнце, – это уже вся Жизнь…» (Ф.М.Достоевский) И сколько заКлючено Правды в слове Поэта? И сколько наше сердце может вместить Правды слова Поэта? Если Слово - это Ключ к Двери, а Дверь... и чтО там за Дверью? И не стоим ли мы НА ПОРОГЕ у Двери, и не стучатся ли наши сердца в Дверь?.. И не ожидаем ли мы того Дня - КОГДА откроется Дверь?.. С уважением, Бармин Виктор 05.05.2014 09:05 Заявить о нарушении
Виктор, союз "и" как раз подчёркивает необходимость и тех, и других, как в названии романа "Отцы и дети". Здесь не одно противопоставление или необходимость выбора, а именно соединение. Так союз "и" и называется - соединительный))) А написана статья-размышление по поводу именно современных поэтов, именно по поводу конкретного восприятия стихов читателем - не филологом, не философом... Наверное, у нас даже нет предмета для спора, потому что я вижу по Вашим цитатам, что мы с Вами единомышленники)))"Но Солнце и лето не исчезли от того, что я их нынче, временно, не вижу".))) Не надо раздирать читателя между Пророками и Жизнелюбцами, как не надо было Украину раздирать между Западом и Востоком. Увы, любители крайних взглядов никогда не поймут друг друга...
С уважением, Валентина. Валентина Яроцкая 05.05.2014 15:47 Заявить о нарушении
Валентина, я понял Вас.
Конечно, мы говорили о разном: Вы о современных поэтах, я же о классиках Литературы. Но подразумеваем нечто единое и стремимся мы к одному Смыслу. Спасибо и с уважением, Бармин Виктор 05.05.2014 19:48 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |