Крещатик. Новые времена Часть 1

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И РЕВОЛЮЦИЯ

       1 августа 1914 года Россия вступила в Первую мировую войну. Тогда еще никто не называл эту войну «мировой», но все понимали, что это – «великая война». Почти во всех европейских странах начало войны встретили с настоящим воодушевлением С энтузиазмом приветствовали начало войны и в Киеве.
 
        Однако вскоре, война стала давать себя чувствовать даже в таком, далеком от фронта городе, как Киев. На улицах  появилось много нищих, калек, раненых и дезертиров. По улицам, иногда, проходили колонны военнопленных.

         В 1915 году Крещатик пережил первый удар, когда возникли большие трудности с хлебом, чего Киев никогда прежде не знал. Было запрещено выпекать и продавать в пределах Киева торты и пирожные.
17 сентября 1916 года, в день Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (по старому стилю) Крещатик впервые увидел настоящую очередь ; с давкой, ажиотажем, волнениями и криками. На этот раз, в городе не хватало сахара, поэтому все бросились штурмовать кондитерские «Франсуа», «Семадени» и «Жорж». В тот день с прилавков сметали все подчистую: торты, шоколад, коробки конфет.

В начале 1917 года к сахарному прибавились и другие кризисы ; мучной, мясной, транспортный, топливный (керосин, дрова).

О событиях Февральской революции и об отречении Николая II - в Киеве узнали только 1 марта 1917 года — так как все телеграммы и сообщения на эту тему задерживались по приказу главного начальника военного округа генерал-лейтенанта Ходоровича и коменданта города генерала Медера.

3(16) марта в Киеве немедленно началось формирование новых органов власти. Однако, в отличие от российских городов, в Киеве возникло не двоевластие, а «троевластие», так как на политической арене появилась, помимо либерального Исполкома и радикального Совета, также Центральная Рада.
4 марта в Киеве, на собрании ряда социалистических партий была образована Центральная Рада, которая потребовала предоставления Украине территориально-национальной автономии, а получив отказ, провозгласила её независимость.


3(16) марта в Киеве немедленно началось формирование новых органов власти. Однако, в отличие от российских городов, в Киеве возникло не двоевластие, а «троевластие», так как на политической арене появилась, помимо либерального Исполкома и радикального Совета, также Центральная Рада.
4 марта в Киеве, на собрании ряда социалистических партий была образована Центральная Рада, которая потребовала предоставления Украине территориально-национальной автономии, а получив отказ, провозгласила её независимость.
16 марта 1917 года многотысячная демонстрация на Думской площади
под лозунгами «Долой самодержавие!» «торжественно» сбросила с пьедестала памятник Петру Столыпину.Перед этим, над памятником состоялся «народный суд», а для сноса было использовано сооружение, напоминающее виселицу.
 
Осенью 1917 года в Киеве развернулась борьба за власть- вплоть до уличных боев. Победила Центральная Рада, которая 20 ноября провозгласила Украинскую Народную Республику. Президентом ее стал известный украинский историк - МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ ГРУШЕВСКИЙ (1866 -1934)

В течение 1918–1921 годов Киев неоднократно переходил из рук в руки. Его попеременно занимали «державники» гетмана Павла Скоропадского, петлюровцы, большевики, белогвардейцы, белополяки.

Вот как описывает Киев того времени Илья Эренбург: « Менялись правительства, порядки, флаги, даже вывески. Город был полем гражданской войны: громили, грабили, убивали, расстреливали...Киев напоминал обшарпанный курорт, переполненный до отказа. Киевляне терялись среди беженцев с севера. Крещатик был первым этапом русской эмиграции.... Были здесь и сиятельные петербургские сановники, и пронырливые журналисты, и актрисы кафе-шантанов, и владельцы доходных домов, и заурядные обыватели..Каждый день открывались новые рестораны, паштетные, шашлычные, казино с азартными играми, театры миниатюр, кабаре. На Крещатике, возле городской Думы спекулянты предлагали желающим германские марки, австрийские кроны, фунты, доллары.»

      Известная поэтесса, мемуарист и переводчик НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА ТЭФФИ так описывала тогдашний Киев:«Улицы кишат новоприезжими. Группы в самых неожиданных сочетаниях: актриса из Ростова с московским земцем, общественная деятельница с балалаечником, сын раввина с губернатором, актерик из кабаре с двумя старыми фрейлинами...»

       «Бежали журналисты, московские и петербургские (продажные, алчные, трусливые). Кокотки. Честные дамы из аристократических фамилий. Их нежные дочери, петербургские развратницы с накрашенными карминовыми губами. Бежали секретари директоров департаментов, юные пассивные педерасты. Бежали князья и алтынники, поэты и ростовщики, жандармы и актрисы императорских театров... И все лето и все лето напирали и напирали новые»,- читаем у Михаила Булгакова в романе «Белая гвардия».

20 января 1917 года приехал в Киев брат жены Гашека Ярмилы, офицер русской армии Ярослав Майер и привез фотографию сына Риши. Гашек расчувствовался, и они пошли на Крещатик. Зашли в известное кафе Семадени, где собирались офицеры и куда вход нижним чинам был запрещен. Гашек сел за стол. Он был возбужден и вел себя эксцентрично. Сидевший в кафе генерал потребовал, чтобы Майер вывел своего компаньона. Гашек не подчинился. Начался скандал. Не обошлось без полиции. Гашек был задержан и отправлен для содержания под арестом в Борисполь в чехословацкий запасный батальон.

НОВЫЕ ВРЕМЕНА-НОВЫЕ ПАМЯТНИКИ

В феврале 1919, на Крещатике 2 находилась советская комендатура Киева, которую возглавлял Николай Щорс. Тот самый, про которого композитор Матвей Блантер и поэт Михаил Голодный сложили песню: « Щорс идет под знаменем — красный командир.»
  6 февраля 1919 года, на шпиле городской Думы Архангела Михаила сменила красная звезда.
В апреле 1919 года, был снесён монумент Александру II. Все металлические части были отправлены на переплавку, а постамент стал использоваться, как элемент декоративного оформления входа в Пролетарский сад.
В 1919 году день 1 Мая впервые в Киеве отпраздновали по высшему государственному разряду – с шумом, помпой, массой украшений и парадом. На Крещатике, на «столыпинском» пьедестале установили гипсовый бюст Карла Маркса, на нынешней Европейской площади – посередине клумбы, установили бюст Тараса Шевченко.
 
       Когда город заняли войска генерала Антона Ивановича Деникина, они бюст Карла Маркса убрали, а Шевченко не тронули, а вот поляки, летом 1920 года, гипсового Кобзаря уничтожили.

         Тогда же,1 мая 1919 год, на Царской площади, переименованной властями в площадь III Интернационала, на постаменте установили, изготовленную из фанеры восьмиметровую фигуру красноармейца в будёновке, шинели и с винтовкой в руках. Это произведение называлось памятником «Красноармейцу- защитнику народных масс».
Через четыре года фанеру убрали и планировали соорудить на этом месте монумент Октябрьской Революции, но этого так и не произошло.

        В деловой записи художника Климента Николаевича Редько (1897-1956), который в 1919-1920 годы занимался в студии Александры Экстер, картина проделанной к этому дню работы дана со знанием дела: «Смотрю и мысленно отмечаю изменившееся лицо Киева. У городской Думы еще не убран опрокинутый памятник убитому Столыпину, с шеи бронзовой статуи не снята толстая петля. Предпринята сложная работа по снятию с высокого шпиля над крышей Думы золотого архангела Михаила. Взгляд отмечает исчезновение памятника Александру II. Сметена с площади и статуя Ольги. Шумно, под революционные песни и музыку прошел этот первый праздник».

        В 1922 году, советская власть в соответствии с планом монументальной пропаганды, на Советской (Думской) площади, на месте памятника Петру Столыпину вновь установила памятник Карлу Марксу скульптора Иосифа Чайкова. Памятник был своеобразен: на пьедестале, решенном в кубистических формах, стояла вполне реальная фигура основоположника революционного учения, зачем-то принявшего наполеоновскую позу (рука за бортом сюртука).

Этот жест вскоре обрел для киевлян особый смысл. И, по-скольку Крещатик стал улицей Воровского, острословы тут же пустили крылатую фразу: «Маркс стоит на Воровской улице и прячет свой капитал в карман пиджака».
 
Не менее резко о памятнике высказался Михаил Булгаков в книге «Киев-Город»:«Слов для описания чёрного бюста Карла Маркса, поставленного перед Думой в обрамлении белой арки, у меня нет. Я не знаю, какой художник сотворил его, но это недопустимо. Необходимо отказаться от мысли, что изображение знаменитого германского учёного может вылепить всякий, кому не лень.»
Памятник простоял лет десять. И, можно представить удивление киевлян, когда в одно летнее утро 1933 года они увидели на месте классика научного коммунизма свежее пятно асфальта. Маркс таинственно исчез.

       В 1936 году перед принятием сталинской конституции на площади III Интернационала произошли существенные изменения. Постамент памятника Александру все-таки был разобран, вход в бывший Купеческий сад облагородили широкой лестницей, в центре которой установили памятник Иосифу Сталину. Перед ним устроили каскад фонтанов. Памятник был выполнен из бетона, поскольку планировалось создание грандиозного монумента. Ну, а площадь, разумеется, переименовали в площадь Сталина.

        Новая власть меняла не только названия улиц и площадей, но и все то, что так или иначе могло напоминать о прежнем времени.
Великолепные кинотеатры Антона Шанцера были национализированы и переименованы в 1-е, 2-е и так далее «Госкино», хотя они еще долго держали марку лучших в стране, а в народе их по-прежнему называли кинотеатрами Шанцера. Правда, позднее, кинотеатр «Корсо» (угол Крещатика 30 и Прорезной) стал называться- «Спартак», располженный в «Малом пассаже» (Крещатик 34) превратился в кинотеатр «Новости дня», а кинотеатр на Крещатике 38, в 30-е годы был переоборудован под первый в Киеве звуковой кинотеатр, который стал носить имя Карла Маркса.

       Здание «Малого пассажа» при новой власти почти не изменило свой профиль. Здесь, как и прежде, находились популярные магазины, хотя в бывшем магазине московского Торгового дома «Перлов и наследники» Сергея Васильевича Перлова,в котором можно было преобрести «высшего сорта» чай, кофе и какао - разместилась «Столовая национальных блюд».

      


Рецензии
Милый автор...спасибо за ту СОЧНОСТЬ о-п-и-с-а-н-и-я исторических-перевертышей и в названии улиц и в поведении людей... надеюсь что все вновь ВСТАНЕТ на СВОИ МЕСТА и когда-то ОСТАНОВЯТСЯ ИНЫЕ ПОКОЛЕНИЯ в э-д-а-к-о-м перевертывании ИСТОРИИ и ФАКТОВ которых уже ну никак не изменить а просто надо РАЗУМНО да ПРИНЯТЬ и ПОНЯТЬ да не повторять ОШИБОК которые ПОТОМ уж никак не исправить...удачи в творчестве..милости прошу на м-о-ю страничку заходите...буду рада....

Наталья Рахматуллаева   15.01.2014 15:03     Заявить о нарушении
Милая Наталья, спасибо за внимание. К сожалению, в наше время, всё снова переворачивается, и не всегда в лучшую сторону. Ибо история учит, что никого ничему не учит.
Успехов и здоровья!

Влад Каганов   17.01.2014 07:52   Заявить о нарушении