На приём к духовному фельдшеру

Все знают, как беднеет церковная служба, когда в ней не участвует диакон, — а такое, к сожалению, не редкость в маленьких храмах, в деревнях, в глубинке… И всё-таки Литургия совершается и там и не считается при этом неполной или не вполне действительной. Так в чём же заключается духовная сущность диаконского сана? Некогда митрополит Антоний Сурожский сказал такие мудрые слова: «Диакон — это мирянин в священном сане». А что говорят наши петербургские диаконы? Мы пригласили для беседы трёх заслуженных церковнослужителей — протодиакона Сергия Шалберова из Свято-Троицкого Измайловского собора, диакона Андрея Лещика из храма «Кулич и Пасха» и диакона Игоря Хлынова из храма свв. Царственных Страстотерпцев в Сологубовке.

О. Сергий Шалберов: — К сожалению, диакон часто рассматривается малосведущими людьми как случайный участник богослужения. В нём-де и надобности большой нет: мол, диаконство — это просто переходная ступень к священнослужению, на которой не следует долго задерживаться. Функция диакона рассматривается как артистически-театрально-декоративная. Диакон-де — музыкальный работник: что-то вроде кантора в синагоге или муэдзина в мечети. Это совершенно неверно. Роль диакона как музыкального руководителя богослужения очень велика… Но в древнехристианские времена диаконство считалось воплощением милосердной любви Церкви к людям. Диаконство — это служение ближним! Но такое понятие у нас почти утеряно. Почти; а вот у католиков, к примеру, диаконство вообще сошло на нет…

О. Игорь Хлынов: — Справедливо отец Сергий сказал, что диакон в древней Церкви нёс не только литургическое служение, но и посещал людей, помогал им чем мог… Ведь для чего вводился институт диаконства? Чтобы «пещись о столах», как было сказано апостолами. И ходили диаконы по людям… А с чем они ходили? С Евхаристией. Они давали людям Причастие!.. Такова была практика древней Церкви — без священников. А знаете ли вы, что в Американской Православной Церкви и до сих пор диаконы так причащают? Да, они в храме стоят в ряд со священником, держа в руках Чашу, — и так же, как священник, причащают народ. И, по-моему, это возвышает диаконское служение, приближает его к той изначальной роли, какую оно занимало в древней Церкви.

— В последнее время в нашей Церкви появляется всё больше учёных диаконов, обладающих солидным бого-словским образованием, научными степенями, преподающих в духовных академиях, пишущих богословские трактаты… Чем объясняется это нынешнее движение диаконов в «большое богословие»? И вообще: зачем диаконам солидное академическое образование? Ведь на ходе Литургии оно отражаться не будет…

О. Андрей Лещик: — Но так же и о священниках можно сказать: имеет он два или три образования — в Литургии это незаметно, — только в проповеди. Но ведь и диакон может сказать проповедь!..

О. Сергий Шалберов: — Вот отец Игорь Хлынов — доктор богословия. Я слышал его проповеди в храме у о. Александра Захарова. Сам отец Александр не раз говорил при мне, что слова отца Игоря просто великолепны, куда лучше, чем у многих священников. И почему бы не давать диаконам читать проповеди? — это хорошая практика.

О. Андрей Лещик: — Я бы так сказал: совсем не обязательно каждому диакону иметь учёную степень, но быть человеком образованным непременно нужно — хотя бы для того, чтобы глубоко понимать смысл Литургии, в которой он участвует. Но есть вещь и более важная, чем образование, —
 это жизненный опыт. Зачем он нужен? По-моему, так: как бы ни менялась миссия диакона, одно было неизменным — он всегда был помощником священника. Он сослужил священнику, со-работал ему!.. Вы понимаете, как это не просто: сделать так, чтобы два человека работали, как один! Для этого нужно иметь мудрое сердце, — а мудрость приходит не сразу… Зато, когда такое соработничество достигнуто, служба выстраивается совсем иначе, — она начинает по-настоящему звучать. Ведь диакон должен настраивать свою душу не только вверх, к Богу, но и к людям — воодушевлять их молитвенным настроем ектении. Ектению нельзя просто так оттарабанить, — это грех большой. Но и молиться по-настоящему — труд великий. И вот когда диакон со священником служат в одно дыхание, — сразу другой ключ появляется!..

И ещё: ведь диакон в храме не только в богослужениях участвует. Зачастую к нам после службы приходят люди со своими вопросами, со своими бедами… Нужно уметь говорить с ними, а в таких случаях необходимы и образование, и жизненный опыт.

О. Игорь Хлынов: — Недавно Святейший сказал, что все диаконы непременно должны иметь семинарское образование. Сейчас это обязательно.

О. Сергий Шалберов: — Диаконство — это не исполнительство, не актёрство, — это молитва! А чтобы была молитва, нужно иметь особое образование — но не просто знать Евангелие, а жить по нему. Потому что можно наизусть выучить Евангелие, а жить по своим страстям. И люди прекрасно это почувствуют. Людей не обманешь, у них душа чуткая. У нас для диаконов главный критерий — музыкальность, — чтобы голосок был… Но, как говорится, «где голосок, там и бесок». Нет, в первую очередь в диаконе должна быть любовь к людям. Надо сердцем чувствовать, как люди стоят в храме, как они ждут молитвы, надо уметь поднять их на эту молитву. Но самое главное — быть среди народа, не прятаться за алтарной оградой.

О. Игорь Хлынов: — Я недавно читал Феофана Затворника и нашёл у него изумительную мысль: если ты себя не приучил к послушанию, то и не думай о монашестве, а тем паче о священстве. Не думай! Не готов ты ещё! Это и к диаконам относится. Нам нужно почаще обращаться к Святым Отцам: они очень много полезного дают. Я тут взялся за серьёзное изу-чение Феофана Затворника — это такой кладезь!.. А послушание для диаконов — это в том числе и служение людям, к чему они были с древних времён призваны. Но надо сказать, что не все диаконы хотят разговаривать с людьми… Боятся ответственности. В этом смысле я всегда радовался, наблюдая за отцом Сергием: люди к нему подходят, как к священнику. Действительно: людей-то не обманешь. А у отца Сергия есть такая черта — отцовство. Люди чувствуют: да, это отец — несмотря на то, что он диакон, а не батюшка. Меня это поразило!

О. Сергий Шалберов: — У меня такая ассоциация возникает: диакон — это церковный фельдшер. Вы подумайте: почему у нас состояние медицины такое плачевное? Потому что нет младшего медицинского персонала должной квалификации. Раньше в каждой деревне был фельдшер, который всегда мог перевязать, занозу вытащить, отправить в больницу. То же самое и в Церкви: я считаю себя церковным фельдшером. Фельдшер — это прежде всего диагност. Посмотрел на человека опытным взглядом: ага, тут духовная заноза — это я и сам вытащить могу; а тут налицо духовный вывих — его лучше передать хирургу, то бишь опытному священнику; а этот совсем плох! — ему нужна интенсивная терапия в виде частых исповеди и Причастия, а не то — в морг, то есть в преисподнюю… И мы, церковные фельдшеры, должны сразу видеть, к какому именно специалисту направить духовно болящего: ведь у каждого нашего батюшки свои дарования. Кто-то умеет указать на скрытые грехи, кто-то способен утешить в горе, кому-то особенно доверяют старики, к кому-то тянется молодёжь… Диакон должен понимать это и не перепутать, направляя людей к священнику.

— Одно из главных служений диакона — чтение Евангелия. Что чувствует диакон, когда читает Писание не для себя, а для народа?

О. Сергий Шалберов: — Я считаю, что когда читаешь Евангелие, нельзя читать холодно — пусть чётко, красиво, но холодно. Это, наверное, неправильно. Вот, например, на Крестовоздвижение читаем о крестных страданиях Христа — ну как можно произносить такие слова безучастно, когда ты сам всей душой чувствуешь страдания эти!.. Есть у меня любимое Евангелие: на Великий Четверг, на Великую Пятницу, когда длинные, составные Евангелия читают, — я после этих Евангелий долго в себя прийти не могу. С трудом возвращаюсь на землю — как будто ты сам сораспинался Господу.

О. Андрей Лещик: — А для меня очень важен тот отрывок, который читают на Богородичные праздники. «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отъимется от нея» (Лк.10,41—42). Когда я это произношу, я сдерживаюсь изо всех сил, чтобы не разрыдаться. И конечно, я тоже стараюсь читать не сухо, но привнести в чтение некую окраску. Диаконское служение состоит в том, чтобы нести службу, держать её, давать молитве крылья.

О. Игорь Хлынов: — А для меня любимое (если можно так сказать) Евангелие — это слова Господа о блаженствах. Каждый раз нахожу в этом перечислении новый смысл, каждый раз такие глубины открываются, что дух захватывает. «…Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся…» (Мф.5,4—6).

Вопросы задавал Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ

"Православный Санкт-Петербург", №12, 2012


Рецензии
Здравствуйте, многоуважаемый отец Сергий! Вы верно выразились, назвав диакона духовным фельдшером! Он как бы духовно диагностирует человека, помогает выявить его мировоззренческие проблемы, указать путь духовного лечения, просто одарить добрым советом или тёплым словом. Обычно люди, приходящие в храм, видят прежде всего священника, а диакон находится на втором плане, может быть, от того, что в Богослужении он в основном помогает иерею и не взаимодействует с прихожанами напрямую. Много нового узнал из статьи об истории диаконского служения, а образование нигде не помеха, хотя христианские добродетели и вера первичны.
Хорошо, если в церкви клир с крепкой верой и призванием, тогда и приход за ними тянется, и дела ладятся. С мудрым и благочестивым диаконом священнику служить легче. После прочтения статьи проникся к Вам ещё большим уважением.
Спаси Вас Господи!
С сердечным теплом,

Вадим Лившиц   09.11.2015 23:42     Заявить о нарушении
Благодарю вас, дорогой Вадим – утешили! Ведь мы, дьяконы – вымирающее сословие. К сожалению и священноначалие, и церковная молодежь ныне смотрит на дьяконство, как на некую переходную форму к священническому сану, как на не слишком приятную, но необходимую временную обязанность. Я пытался привлечь внимание к этой проблеме (http://proza.ru/2012/03/03/1235), но церковная реформация пока касается лишь верхов.

Много чего из этого интервью не вошло в узкие колонки православной газеты, вычеркнутое нахмуренным редактором. Давно с неустанным вниманием вглядываюсь я в сюжеты, рождаемые собственным опытом дьяконского служения, и только мало-по-малу появляются у меня некоторые намеки на мысли о влекущем ко Господу инстинкте вифлиемских пастухов, который должен обитать в душе каждого диакона. Прежде всех принесенное Христу поклонение пастухов, напоминает нам, что евангельское благовестие первым приходит к тем, которых мир унижает и пренебрегает ими. Грязная и не престижная работа пастуха была наименее почетной в древнем Израиле. Так и дьяконское служение в Церкви тоже зачастую высокомерно считается чем-то пренебрежительно-второстепенным и не заслуживающим высочайшего внимания.

И в то же время простое, склонное к смирению и мужественное сердце пастуха, готовое бороться за свое стадо, билось в груди царя Давида, величайшего библейского поэта и музыканта. Не поэтому ли заходящие на службу люди, очарованные царственным величием протодиакона, иногда принимают его за главного в церкви? Одно для меня ясно, что дьяконское служение неразрывно связано с простой радостью духовного детства, что седой грузный протодиакон - это человек, до гроба сохраняющий очарование первых встреч ребенка с Богом. И поэтому пугает меня синодальная установка, что только посредством семинарского богословского образования можно сделаться истинным пастырем - человеком евангельской жизни. Без простоты, смирения и чистоты сердца такая практика сама по себе отдаляет от правильного духовного устроения и обрекает на вечное искание Истины. На самом деле диаконами могут быть все самые обычные люди, которые приняли радостную весть о Христе и стали заботливыми пастухами других людей. Пусть же дьяконы постоянно напоминают нам своей жизнью и служением, что только для нищих сердцем открывается Царство Небесное!

Мир и благодать да будет с вами, дорогой Вадим!

Протодиакон Сергий Шалберов   11.11.2015 20:20   Заявить о нарушении