Рецензия на «На приём к духовному фельдшеру» (Протодиакон Сергий Шалберов)

Здравствуйте, многоуважаемый отец Сергий! Вы верно выразились, назвав диакона духовным фельдшером! Он как бы духовно диагностирует человека, помогает выявить его мировоззренческие проблемы, указать путь духовного лечения, просто одарить добрым советом или тёплым словом. Обычно люди, приходящие в храм, видят прежде всего священника, а диакон находится на втором плане, может быть, от того, что в Богослужении он в основном помогает иерею и не взаимодействует с прихожанами напрямую. Много нового узнал из статьи об истории диаконского служения, а образование нигде не помеха, хотя христианские добродетели и вера первичны.
Хорошо, если в церкви клир с крепкой верой и призванием, тогда и приход за ними тянется, и дела ладятся. С мудрым и благочестивым диаконом священнику служить легче. После прочтения статьи проникся к Вам ещё большим уважением.
Спаси Вас Господи!
С сердечным теплом,

Вадим Лившиц   09.11.2015 23:42     Заявить о нарушении
Благодарю вас, дорогой Вадим – утешили! Ведь мы, дьяконы – вымирающее сословие. К сожалению и священноначалие, и церковная молодежь ныне смотрит на дьяконство, как на некую переходную форму к священническому сану, как на не слишком приятную, но необходимую временную обязанность. Я пытался привлечь внимание к этой проблеме (http://proza.ru/2012/03/03/1235), но церковная реформация пока касается лишь верхов.

Много чего из этого интервью не вошло в узкие колонки православной газеты, вычеркнутое нахмуренным редактором. Давно с неустанным вниманием вглядываюсь я в сюжеты, рождаемые собственным опытом дьяконского служения, и только мало-по-малу появляются у меня некоторые намеки на мысли о влекущем ко Господу инстинкте вифлиемских пастухов, который должен обитать в душе каждого диакона. Прежде всех принесенное Христу поклонение пастухов, напоминает нам, что евангельское благовестие первым приходит к тем, которых мир унижает и пренебрегает ими. Грязная и не престижная работа пастуха была наименее почетной в древнем Израиле. Так и дьяконское служение в Церкви тоже зачастую высокомерно считается чем-то пренебрежительно-второстепенным и не заслуживающим высочайшего внимания.

И в то же время простое, склонное к смирению и мужественное сердце пастуха, готовое бороться за свое стадо, билось в груди царя Давида, величайшего библейского поэта и музыканта. Не поэтому ли заходящие на службу люди, очарованные царственным величием протодиакона, иногда принимают его за главного в церкви? Одно для меня ясно, что дьяконское служение неразрывно связано с простой радостью духовного детства, что седой грузный протодиакон - это человек, до гроба сохраняющий очарование первых встреч ребенка с Богом. И поэтому пугает меня синодальная установка, что только посредством семинарского богословского образования можно сделаться истинным пастырем - человеком евангельской жизни. Без простоты, смирения и чистоты сердца такая практика сама по себе отдаляет от правильного духовного устроения и обрекает на вечное искание Истины. На самом деле диаконами могут быть все самые обычные люди, которые приняли радостную весть о Христе и стали заботливыми пастухами других людей. Пусть же дьяконы постоянно напоминают нам своей жизнью и служением, что только для нищих сердцем открывается Царство Небесное!

Мир и благодать да будет с вами, дорогой Вадим!

Протодиакон Сергий Шалберов   11.11.2015 20:20   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Протодиакон Сергий Шалберов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Вадим Лившиц
Перейти к списку рецензий по разделу за 09.11.2015