Интернет! Всё ли так просто? Версия 1

                «До сих пор человек мучился вопросами, на которые               
                не было ответов; теперь, благодаря компьютерам,
                мы стоим под градом ответов, на которые нет
                вопросов…»
                Питер Устинов               

                О психологических проблемах использования сети Интернет в образовании

          Компьютер и Интернет – это инструменты, которые постепенно начинают жить своей жизнью и порождают целый ряд проблем: организационных, психологических, финансовых и др. Одна из этих проблем -   информационная.
Проблема переизбытка информации стоит сейчас чрезвычайно остро, не менее остро, чем ее недостаток. Знание всегда дает власть тем, кто им владеет и умеет пользоваться, с этим утверждением трудно не согласиться.  Но избыток доступных данных, если их больше, чем в состоянии переварить сознание человека, служит, к сожалению, причиной снижения качества его мышления, а, значит,  снижает качество принимаемых  им решений.
          Информационная перегрузка – это реальность нашей цивилизации, нашего времени. Поэтому «информационная революция», как и предшествовавшие ей «аграрная» и «индустриальная» революции, сама по себе не решает всех стоящих перед обществом проблем. Снимая одни проблемы, она порождает новые. «Несмотря на избыток информации, а может быть, отчасти и вследствие этого избытка, - пишет А.И. Солженицын, - Запад испытывает серьезные трудности в определении причин, порождающих современные события». За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить «Эшелон» - глобальную систему сбора  информации обо всем и ото всюду, реализованную в США, и глубокое разочарование в ее эффективности, после известной трагедии 11 сентября 2001 года.  Д. Эамон в своей статье [1] замечает: «Я встречал множество людей, которые потеряли способность мыслить, запутавшись во множестве доступных им фактов».
          Это касается не только области политики, но и образования, техники и науки (вот где, казалось бы, лишние знания никогда не мешают!). Интереснейшее замечание делает по этому поводу соратник С.П.Королева, член-корреспондент академии наук СССР, профессор Б.Е. Черток [2]: «Инженеры, проектировавшие «Молнию-1» (первый советский спутник связи) в начале шестидесятых годов, стали уважаемыми учеными, имеющими многочисленных учеников. Но ни они сами, ни их ученики теперь, в девяностые годы, не решили бы подобной задачи без десятков персональных компьютеров и парка мощных машин вычислительного центра, без отработки системы на аналого-цифровых моделях! В то время никто не помышлял о таких возможностях».
          Впрочем, изобретатель центробежного регулятора для паровой машины Уатт владел математикой в пределах четырех действий, а первые паровозы Стефенсона, развивающие скорость до 50 км/ч, создавались в начале 19 века даже без использования логарифмической линейки. В 20 веке теория центробежных регуляторов и паровозостроения описана в столь многих книгах и обросла таким математическим аппаратом, в которых, будь живы сами изобретатели, они не скоро разобрались бы.          
          Проблема – знать многое или необходимое, актуальна сегодня как никогда. При этом следует иметь в виду, что она не является порождением эпохи Интернета. Библия, столь древний источник, утверждает: «Во многой мудрости много печали, и умножающий познания умножает скорбь». И оттуда же процитируем слова Апостола Петра: «В рассудительности проявите воздержание…», то есть, в нашем понимании, поиск нового знания – это хорошо, но нельзя этим ограничиваться, когда-то, надо и дело начинать.
           Обладая неуемным желанием постичь все вокруг, Сенека (ок. 4 до н.э. – 65 н.э.) писал: «Лучше знать лишнее, чем ничего не знать»,  и, ощущая ограниченность любых, даже гениальных человеческих возможностей, Сократ (470 - 399 до н.э.) восклицал: «Я знаю, что я ничего не знаю!». Не менее известный человек в мировой культуре, Эсхил (ок. 525 – 426 до н.э.),  был куда более осторожен: «Мудр тот, кто знает нужное, а не многое».
Нам ближе утверждение Эсхила, чем Сократа, потому что влияние, с каждым днем расширяющегося, потока информации на человеческое сознание и поведение далеко не однозначно: «Чтобы творить, нужно знать что-то о предмете творчества, не слишком мало и не слишком много, когда легко затеряться в обилии своих знаний», писал Вацлав Гавел  (р.1936) – известный в кругах мировой общественности политик, и не менее известный, но, конечно, в более узких кругах европейских интеллектуалов, чешский писатель, драматург и журналист. Английский поэт Томас Элиот (1888 – 1965), лауреат Нобелевской премии 1948 г., в своей работе «Голос из камня», с нескрываемой тоской, восклицал: «Где наши знания, затерявшиеся в потоке информации?  Где наша мудрость, утонувшая в море знаний?».
Избыток информации негативно влияет на процесс мышления и воображения. По мнению И.В. Гете (1749 – 1832): «Точно знают, только когда мало знают. Вместе со знанием растет сомнение». На наш взгляд, это утверждение имеет двоякий смысл. С одной стороны, сомнение делает процесс поиска нового, более точного знания, бесконечным, а, поэтому, не всегда результативным, но, с другой стороны, следуя этому утверждению можно позволить себе из благих побуждений наложить ограничения на процесс познания, т.е. спровоцировать само удовлетворенное невежество. Через много лет после И.В.Гете, об этом, похоже, хотя тоже не безоговорочно, писал академик Д.С.Лихачев (1906 – 1999): «Увеличение знаний о явлении, ведет иногда к уменьшению его понимания».
          И.Бродский (1940 – 1996), поэт, лауреат  Нобелевской премии по литературе 1987 г., в своем интервью журналисту и литературному критику В.Волкову, высказался по этому поводу совершенно определенно: «Я то всей душой за то, чтобы все моментально узнавали обо всем. Но, с другой стороны, будучи ретроградом, я испытываю некоторые ностальгические эмоции. Потому что знаю по своему опыту, что чем меньше информации получает твой мозг, тем сильнее работает воображение».
          Всем кто тоскует по много знанию, следует иметь в виду, что избыток информации может оказать негативное влияние на уровень мотивации человека, снизить его активность, вызвать астенические эмоции. «Все как будто бы готово, а не достает толчка, веры в себя, недостает энергии незнания», мучаясь сомнениями, записал Л.Н.Толстой (1828 - 1910) в своем дневнике, перед началом работы над очередным романом – «Анна Каренина». Вспомним и слова А.И.Герцена (1812 – 1870): «Одна из отличительных характеристик нашего века состоит в том, что мы все знаем и ничего не делаем…..». Немецкий юрист и психолог Г.Гросс (1847 - 1915) предельно четко сформулировал суть возникающей при этом проблемы: «Избыток знания порождает недостаток желания».
           Позволим себе еще один пример не из области культуры. Уж кто как не известный всем или почти всем, легендарный инженер и предприниматель Г.Форд ценил информацию. Причем всякую, но только не ту, которая снижает поисковую активность человека.  Вот что пишет по этому поводу Г.Форд в своей книге «Моя жизнь и мои достижения» [10]: «В нашем производстве нет особой записи опытов, особенно неудавшихся. Иначе у нас скоро накопилась бы масса невыполнимых вещей. В этом заключается вред слишком добросовестной регистрации. Совершенно не логично предполагать, что опыт должен каждый раз не удаваться только потому, что произведенный известным лицом и известным способом он потерпел неудачу. Говорилось, что серый чугун не будет выливаться по нашему ценному методу, налицо имелся даже целый ряд неудачных опытов. Несмотря на это, мы делаем это сейчас». И дальше самое для нас главное: «Тот человек, которому это, наконец, удалось, или ничего не знал о прежних опытах, или не обратил на это внимания….Правильный путь опыта, правильный путь технического образования (подчеркивал Г.Форд), должны бы по праву расширять кругозор и ограничивать число невозможностей. К сожалению, это не всегда так. В большинстве случаев техническое образование и так называемый опыт служат лишь к тому, чтобы показать последствия неудач. Вместо того чтобы оценить подобные неудачи по их существу, они становятся оковами успеха. Приходит кто-нибудь, объявляет себя авторитетом или экспертом и говорит, что то или это невыполнимо, и целый ряд бессмысленных последователей начинает за ним повторять: «Это невыполнимо!»
          Мы постепенно начинаем понимать, что в первую очередь следует учитывать то, что в эпоху лавинообразного появления новой информации  главная задача образования состоит уже не в ее накапливании. Любой ученик шестого или седьмого класса знает раз в десять больше информации, чем Эразм Роттердамский в свою лучшую пору. Все большему числу специалистов из сферы образования становится понятным, что главная его цель – развитие и  интеграция всех способностей человека. Эта цель имеет мало общего со знанием конкретных фактов или умениями. И учитывая его личную близость к этой цели, мы до сих пор можем считать Эразма Роттердамского образцом образованного человека. Действительно, он верил как в непреложный факт во многое такое, что в последствии оказалось чепухой. Необычайно культурным человеком он был потому, что обладал способностью создать новую картину мира на основе знаний своей эпохи.
           Образованный человек собирает информацию в первую очередь для того, чтобы раскрыть новые связи в устройстве мира. Он также имеет представление о том, кто он такой и какое положение занимает по отношению к обществу. Он понимает значение традиции и осознает свою связь с прошлым, вместо того, чтобы преклоняться перед ним. В его арсенале имеется понятие о нравственности. Его устремления носят, по существу, творческий характер. Наконец, его представления об обществе – это результат критической оценки, для которой требуется мужество. Все это складывается в определенную систему, и, к сожалению, современная система образования с построением подобных систем в нашем сознании справляется плохо.
          Резюмируя наши историко-культурные изыскания, сошлемся на слова великого ученого современности – А.Эйнштейна (1879 – 1955), который великолепно совместил в своем высказывании и тоску по много знанию Сократа, и жажду мудрости, живших, в столь отдаленных друг от друга эпохах, Эсхила и Т.Элиота, сказав следующие слова: «Все должно быть настолько простым, насколько это возможно. Но ничуть не проще».

           Я хочу закончить этот отрывок из большой статьи, опубликованной уже довольно давно, но до сих пор не потерявшей своей актуальности словами В.С. Высоцкого из его великолепного стихотворения "Мой Гамлет":

                Но гениальный всплеск похож на бред,
                В рожденьи смерть проглядывает косо.
                А мы все ставим каверзный ответ
                И не находим нужного вопроса.


Рецензии
Рад познакомиться,Владислав. Эта Ваша статья очень сильная, об этом все задумываются, но Вы продемонстрировали проблему четко и выразительно. Вопрос не простой, во многом спорный, непонятно чем это все закончится, точнее к чему это приведет. Конечно, появятся новые программы управления информационными потоками, люди научатся рациональнее работать с ними. Я вспоминаю свои первые познания в области ЭВМ (написал даже рассказик -"Глядя на телефон и компьютер"), теперь безнадежно отстал, даже все возможности своего айфона не знаю. А вот внуки разбираются - другое поколение.

С уважением,
Владимир

Владимир Кожин 3   02.04.2017 20:47     Заявить о нарушении
Наше с Вами понимание вопросов применения ЭВМ часто более полное и глубокое чем наших внуков - только пользователей гаджетов. Так что не будем считать возникшее от них отставание безнадёжным. Вопросов масса и отвечать придётся на них ещё очень долго. Сам процесс передачи и обработки информации ещё во многом непонят, а, если и понят, то на интуитивном уровне. Работы ещё очень много. Рад Вашему интересу. С уважением. Владислав.

Владислав Логинов   15.08.2017 04:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.