Как ковался фашистский меч

1. Договор в Рапалло.

В 1992 году вышла книга Юрия Дьякова и Татьяны Бушуевой с громким названием "Фашистский меч ковался в СССР ".

Между тем, уже само название книги Дьякова и Бушуевой – "Фашистский меч ковался в СССР. Красная Армия и Рейхсвер. Тайное сотрудничество. 1922–1933. Неизвестные документы" – некорректно и заставляет усомниться в добросовестности её авторов.

 В самом деле, 1922–1933 годы – это время Веймарской республики, Гитлер пришел к власти лишь в 1933 году. Ни один из приведенных в книге документов не указывает на помощь Сталина Гитлеру и НСДАП.

С чего началось сотрудничество Советской России и Германии?
На Генуэзской конференции (1922 год) в городе Рапалло (Италия) побеждённая Германия и Советская Россия подверглись остракизму со стороны стран-победительниц в Первой Мировой войне. 

На Германию были наложены громадные репарации;  с Советской России страны Антанты потребовали вернуть царские долги и долги Временного правительства, принять на себя ответственность за все убытки от действий как Советского, так и предшествующих ему правительств или местных властей, а также вернуть иностранным владельцам все национализированные предприятия.

Естественно, что глава российской дипломатической миссии Г. В. Чичерин не согласии с такими кабальными условиями и заключил с представителями Германии договор о восстановление дипломатических и торгово-экономических связей между двумя государствами.

Де-юре договор не содержал секретных военных соглашений, но военное сотрудничество можно было осуществлять через немецкие частные фирмы.

Так, фирма «Крупп» помогла советской стороне наладить производство гранат и снарядов.
В 1922 г. было заключено соглашение с фирмой «Юнкерс». Германская сторона выделила «Юнкерсу»  600 млн. марок. Советская сторона предоставляла право на постройку и оборудование авиазаводов в Филях (Москва) и в Харькове для производства самолетов и авиамоторов. К 1925 году было построено 170 самолетов фирмы «Юнкерс».

Неплохой подарок отсталой Советской России от немецкого народа!

В середине 1920-х годов на советской территории были созданы такие совместные объекты, как авиационная школа в Липецке, танковая школа в Казани и две аэрохимические станции – под Москвой (Подосинки) и в Саратовской области под Вольском.

Наивно было бы думать, что это мы в 1920-е годы учили немцев премудростям танкового дела и боевого применения авиации. Дело обстояло с точностью до наоборот.

Если в Германии обязательное среднее образование было введено ещё в 1871 году, то в России накануне революции свыше 70% взрослого населения оставалось неграмотным. В 1913 году высшие учебные заведения Российской империи окончили 10 тыс. человек, в том числе всего лишь 1800 инженеров.
Так кому у кого следовало учиться и кто кого мог чему-либо научить?

В Самарской области в 1927 году на паритетных началах русской и немецкой сторонами было построено предприятие по совместным химическим опытам  (она же – школа химической войны для советских военных) — «Томка». В  1933 г. оно было ликвидировано.

Благодаря такому сотрудничеству Красная Армия сумела создать собственные химические войска, организовать научные исследования и испытания, наладить производство средств химического нападения и защиты. Значительно пополнились арсеналы химического оружия
Продукция данного предприятия в ходе войны не была востребована.


2. Липецкая авиационная школа.


Липецкая авиашкола была создана в 1925 году на базе имеющегося аэродрома. Немецкая сторона несла основные расходы (в среднем, 2 млн. марок ежегодно) и обеспечивала авиашколу самолётами и боеприпасами. Стоимость горючего, поставляемого советской стороной, оплачивали немцы.

Руководителем школы был немецкий офицер, обучение вели немецкие инструкторы по немецким программам. Курс обучения составлял 5 – 6 месяцев. Обслуживающий персонал школы (до 300 человек) был смешанным – русским и немецким. В целях соблюдения секретности немецкие специалисты ходили в гражданской одежде или в советской форме без знаков различий.

Первые 50 самолётов – «Фоккер Д-XIII» - были закуплены Германией в Нидерландах. Позднее в Липецк прибывали и другие типы самолетов, приобретённые Германией.

Кроме тренировочных полетов, советские и немецкие летчики упражнялись в стрельбе из пулеметов по конусам-мишеням, буксируемым за самолетом, проводились учебные бои истребителей, ночные полеты. На полигоне отрабатывалась техника бомбометания.

Для немцев (также за их счёт) были построены казармы, для офицеров - трёхэтажный жилой дом с коммунальными квартирами и даже казино.

В 1933 году авиационная школа в Липецке была закрыта по инициативе Германии. Немцы оставили в безвозмездное пользование советской стороне имущество, по их подсчётам,  на сумму в 2,9 млн. германских марок.

За восемь лет существования авиашколы в Липецке  в ней было обучено или переподготовлено 120 немецких лётчиков-истребителей и 100 наблюдателей.

Для сравнения: к 1932 году Германия сумела подготовить в своих нелегальных военных авиашколах около 2000 будущих пилотов люфтваффе.

Вопреки мифу, Г. Геринг в Липецке не обучался.  Будучи активным участником знаменитого «пивного путча» 1923 года, Геринг после его подавления  бежал за границу, был заочно осужден германским судом и объявлен государственным преступником.  Таким образом, его появление на объекте, официально курируемом рейхсвером, представляется невозможным.

Советская сторона получила уникальную возможность подготовить около 200 высококлассных авиационных специалистов (лётчиков и механиков), ознакомиться с новинками немецкого авиастроения на своей территории и изучать германский опыт боевого применения авиации.

С января 1934 года на базе ликвидированного объекта стала действовать Высшая лётно-тактическая школа ВВС (ВЛТШ). 


3. Немецкая танковая школа в Казани.


Немецкая танковая школа, созданная на территории СССР, под Казанью, функционировала с 1929 по 1933 годы.

Строительство и оборудование школы потребовало затрат от немецкой стороны до 2 млн. марок (имущество, оставленное немцами после закрытия школы, было оценено в 1 млн. руб.).

Немцы брали на себя вопросы организации танковой школы, ремонт, перестройку и оборудование помещений. Они несли расходы по текущему содержанию танковой школы (оплата коммунальных услуг и электроэнергии, приобретение горючего, сырья, материалов, учебных пособий и др. ), а также по содержанию немецкого личного состава. Эти финансовые затраты были немалыми  (0,5 млн. марок в год). Советская сторона выделила для танковой школы технический состав для мастерских, рабочих и охрану.

Руководили школой немецкие офицеры, преподавателями (26 человек) также были немецкие специалисты; привлекались и советские инструкторы.

Для использования в центре из Германии были направлены 6 танков весом 23-тонны, оснащенных мотором BMW и 75-мм пушкой, и 3 танка весом 12 тонн с 37-мм пушкой.  Кроме этого, имелись 5 лёгких советских танка «МС-1» и танкетки британского производства «Карден-Ллойд», предоставленные советской стороной.
Одновременно в школе обучалось не более 12-15 человек.

За время работы центра всего было подготовлено около 250 танкистов, для немецкой стороны  - 30 офицеров.

Самым именитым из немецких офицеров, имевших непосредственное отношение к казанской «кузнице кадров», был Хайнц Гудериан, инспектировавший школу в мае 1932 года. В то время он являлся начальником штаба автомобильных войск рейхсвера.

По окончании работы центра в сентябре 1939 года (по инициативе Германии)  его имущество было передано  Казанскому пехотному училищу, которое позже было преобразовано в Казанское танковое училище.

Совместный проект оказался весьма полезным для Красной армии: помимо подготовки 250 советских танкистов, наши инженеры-конструкторы познакомились с чертежами, матчастью, результатами полевых испытаний  вражеских танков. В советских Т-24, Т-26, Т-35, БТ в последующем были применены немецкие наработки: подвеска, сварной корпус, стробоскопы, перископические прицелы, спаренные пулеметы.

Значение военного сотрудничества с Германией для Советского Союза трудно переоценить.
Начальник вооружений РККА  Уборевич И. П. в 1925 г. писал:

«Немцы являются для нас единственной пока отдушиной, через которую мы можем изучать достижения в военном деле за границей, притом из армии, в целом ряде вопросов имеющей весьма интересные достижения.

Сейчас центр тяжести нам необходимо перенести на использование технических достижений немцев... научиться строить и применять новейшие средства борьбы: танки, улучшения в авиации, противотанковые мины, средства связи и т. д... Немецкие специалисты, в том числе и военного дела, стоят неизмеримо выше нас».

Следует сказать, что рейхсвер параллельно имел тайные связи такого рода и с другими странами. Вот что докладывал наркому обороны Ворошилову в январе 1929 года находившийся в Германии в длительной командировке тот же И. П. Уборевич (в данный момент - комкор, то есть, командир корпуса) :

«... У меня имеется целый ряд фактов — заявлений отдельных офицеров, что немецкие офицеры имели длительный доступ в Америке для изучения постановки химического дела в Эдживском арсенале (1927 г.),  для изучения самых последних образцов танков осенью 1928 г.  и для изучения всех военных учреждений во время командировки осенью 1927 г. в Америку генерала Хайе.

Таким образом, нужно фиксировать, что достижения американской военной техники в широких размерах доступны рейхсверу.

Следующим источником нужно считать Англию, куда немецкие офицеры имеют доступ и к танковым манёврам, и к авиационным. Неплохое отношение по вопросам технического изучения военного дела у немцев и с Чехословакией».

На снимке: немецкие и советские офицеры в танковой школе в г. Казань.


Продолжение:

http://www.proza.ru/2013/01/11/983


Рецензии
СЕРГЕЙ!

32 тяжёлых четырёхмоторных бомбардировщика ан иван сикорского-это не есть отсталость.

может правильнее писать "разгромленной советской россии" поскольку уровень разрухи в 1925 был на порядок выше чем в 1915!
с покл нч!

Ник.Чарус   12.05.2013 10:38     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Ник!
Да я и не спорю. К началу ПМВ отсталость России не столь бросалась в глаза. Был большой военный флот, свои корабле-, моторо- и авиастроение.
Но, действительно, с окончанием Гражданской войны и мат. база были подорвана, и кадров, зачастую, не осталось. Что уж там о развитии науки и техники говорить, если рабочие и ИТР жили на пайку хлеба...
Всё было разбито, разрушено, начинать приходилось во многом с нуля.
У нас при царе и паровозы выпускались, но после гражданской их закупали в Швеции за золото.
Фильм смотрел об этом (лет 40 назад, не помните?). Эту оказию золота под огромной охраной отправили в Швецию.., но это была ложная партия - золота в ней не было, его отправили другим путём, чтобы отвести глаза. Боялись бандитизма, ограбления. Там такой детектив был...
А свои паровозы почему-то не могли построить.
С уважением - Сергей.

Сергей Малыгин   12.05.2013 12:49   Заявить о нарушении
с моторостроением было слабовато-у сикорского тоже английские виккерсы стояли по памяти...

читал что по выплавке стали в 22 подошли к уровню Екатерины Второй-отстали на 250 лет-собственно пмв для того и затевалась...
с покл нч!

Ник.Чарус   12.05.2013 18:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.