Лена Ковалева. Что такое интерес?

             - Почему тебе нравится эта книжка?
             - Она интересная!



Не только дети считают интерес основополагающим фактором настоящей литературы. Разве может быть плохим то, что вызывает моё живое участие, прочно приковывает внимание, завладевает мыслями, заставляет сопереживать, не отпускает до поздней ночи? Или наоборот, если я с первых же абзацев то и дело зеваю и отвлекаюсь, стоит ли называть подобную тягомотину хорошей литературой?

На первый взгляд такая точка зрения выглядит вполне логичной: ясно, что никто не станет добровольно читать неинтересное, уж разве что это необходимо для каких-то специфических целей. Но у нас разговор о литературе художественной, и чтение из-под палки в данной области для зрелого человека – нонсенс.

Однако при некотором размышлении сразу же возникает вопрос: почему нам интересно одно, соседу по подъезду другое, а профессору филологии Гарвардского университета – совсем третье?
А следом вспоминается тот самый роман, который мы читали до рассвета  и не могли остановиться, хотя и понимали, что чушь он на самом деле, ерунда, на которую жалко тратить время, но ерунда настолько увлекательная, что бросить читать было тоже невозможно. И мы стыдились себя, сердились даже, но всё равно читали дальше и закончили книгу в рекордные строки, в ущерб всем прочим обязанностям и удовольствиям.

Нами руководил интерес. И нам было за себя стыдно, потому что интерес заставил нас употребить ненастоящую литературу. Так, бывает, ешь чипсы или изюм в шоколаде – и не можешь остановиться, хотя прекрасно знаешь, что вредные, что толстеешь от них, желудок портишь, а всё равно ешь, пока пачка  не закончится. С книгой происходит то же самое, и потому возьмусь утверждать: интерес не является важнейшим компонентом художественного произведения, и уж тем более объективным критерием его оценки.

Во-первых, интерес всегда субъективен. Один мой знакомый рассказывал, что вместо романов читает по вечерам атлас по анатомии, мол, это ему намного интереснее. Да что далеко ходить за примерами, интересное в восемнадцать, уже не очень интересно в тридцать; что возбуждало внимание в девятнадцатом веке, потеряло актуальность в нашу эпоху. Интерес субъективен и склонен притупляться со временем.

Во-вторых, он напрямую связан с пониманием: мне не интересно то, что я не понимаю, и наоборот. Потому интерес  можно развить, что всегда и происходит в процессе обучения. Мне не интересны «Отцы и дети»  до тех пор, пока талантливый педагог не научит меня анализировать и разбирать по полочкам характеры и действия, не покажет взаимосвязь с эпохой и тогдашними настроениями – тогда мне станет интересно в этом контексте дочитать роман до конца. В процессе обучения определённое усилие над собой неизбежно, зато в качестве награды изначально неинтересное станет вдруг увлекательным и стоящим потраченных сил. Интерес можно вызвать, тем самым меняя наше восприятие произведения.   

Идём далее. Интерес основан на сопереживании герою или ситуации, на погружении в историю, которую мы внезапно начинаем воспринимать как нашу собственную или как чрезвычайно близкую. Ситуация завладевает нашим вниманием, эмоциями, стремлениями, мы стремимся к её разрешению, мало обращая внимание на происходящее вокруг. Мы готовы пролистывать страницы с описаниями, часто высокой художественной ценности, если только они не относятся непосредственно к действию, не ускоряют приближение развязки. В момент такого чтения нет места для переживаний эстетического толка, как при созерцании картины, нет, мы увлечённо следим за происходящим – ожидая, предугадывая, разочаровываясь, радуясь – и не успокаиваемся до тех пор, пока не завершится действие.

Это и есть главный недостаток интереса, который мешает ему стать критерием для определения настоящего искусства. Интерес конечен и недолговечен, его можно утолить, и тогда  на смену ему придёт знание. Нельзя бесконечно часто восхищаться доказательством теоремы Пифагора, хотя в первый раз её доказательство и было нам интересным. Интерес – всегда любопытство, жажда нового, желание прийти к цели, узнать, что будет дальше.
Когда же мы перечитываем любимый роман, то делаем это уже не из-за интереса, а из-за… И тут моё второе утверждение: из-за  желания удовлетворить потребность в Прекрасном, удовлетворить своё эстетическое чувство.

Самый увлекательный детективный рассказ мы прочитаем максимум один раз. По второму разу не интересно. Зато на «Весну» Боттичелли не устанем смотреть годами, с каждым разом находя всё новое и новое удовольствие.

Вот и ещё один аргумент против интереса как важнейшей составляющей настоящего искусства: большинству видов искусств интерес не свойственен вообще.

Мы любуемся картиной, обходим вокруг скульптуры, слушаем музыку, смотрим балет – и нигде нами не движет интерес! Даже в театр мы идём не для того, чтобы узнать – задушит или таки не задушит в этот раз Отелло Дездемону. Или уже совсем рядом: разве ради интереса читаем мы стихи? Интерес как один из компонентов произведения присущ кроме литературы разве что ещё только киноискусству. 

Нет, в искусстве вообще и в художественной литературе в частности мы ищем не интерес, а свою мечту о прекрасном. Именно ради эстетического наслаждения мы открываем книгу снова и снова. И какой из видов этого наслаждения мы ищем в ней сегодня, не столь важно. Жажда прекрасного толкает художника  на создание шедевра, жажда прекрасного толкает к искусству и нас: на поиски эстетических переживаний.


Конечно, глупо было бы утверждать, что интерес в литературе – момент вовсе ненужный и избыточный. Учитывая специфику литературы как повествовательного жанра, мы понимаем, что автору нужен субстрат, основа, на которой он выстроит то, ради чего собрался писать. Художнику тоже нужен холст для отображения своего уникального видения прекрасного, но нам не придёт в голову судить картину по качеству холста. Интерес в художественном тексте – как поднос, преподносящий нам эстетическое блюдо. Он может быть сам по себе произведением искусства, а может быть грубо сколочен из досок, он может исказить, подпортить или приукрасить наше впечатление от обеда, но сам обед он заменить не сможет никогда.

Ответная статья: Что такое умами? http://www.proza.ru/2013/03/01/546


Рецензии
Разрешите сказать пару слов.
Первое, позволю себе напомнить, есть психологический закон: весь склад индивидуальности каждого данного человека выражается в его интересах. А интересов у человека существует миллион.
Один из них - интерес к чтению. Этот интерес появляется в самом раннем детстве, когда ребенку показывают книжку с картинками. И пошло-поехало... Научившись грамоте, человек принимается читать. Книга - величайший воспитатель человека. Это - божественный дар, запечатленные слова. Но! Если книга не интересна, ребенок ее не будет читать, забросит. Поэтому великие мастера литературы умели возбудить к своим произведениям интерес. По мере взросления человека и развития его сознания, его личности, его интерес структурируется, приобретает все новые и новые ветви качества. Интерес читать те или иные произведения согласно своим наклонностям (интересам) уже может поддерживаться не столько сюжетом, но и другими смысловыми нагрузками текста. Но любой читатель невольно, непроизвольно отдаст предпочтение занимательной форме повествования, мастерству пишущего, так что я, как Вы понимаете, сторонник интересной литературы (при всей её многогранности).

Вадим Бережной   10.05.2013 10:47     Заявить о нарушении
Вадим, спасибо за размышления – и простите за задержку с ответом.

«Любой читатель невольно, непроизвольно отдаст предпочтение занимательной форме повествования, мастерству пишущего». Согласна с Вами, даже если забыть о разнице во вкусах и о размытости понятия «мастерство» - ну право дело, кому придёт на ум читать неинтересное?!

Но в эссе речь шла немного о другом. В нём утверждалось, что интерес не может быть основным критерием оценки качества литературного произведения.

Лена Ковалёва   09.05.2013 00:56   Заявить о нарушении
Абсолютно верно! Только интересы бывают разные. Если есть интерес проанализировать мысли, содержащиеся в скучнейшем и сложнейшем тексте, то интересующийся всё равно будет читать и анализировать, конспектировать и препарировать текст, чтобы найти в изучаемом тексте то знание, к которому исследователь имеет интерес.

Вадим Бережной   10.05.2013 10:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.