Рецензии на произведение «Лена Ковалева. Что такое интерес?»

Рецензия на «Лена Ковалева. Что такое интерес?» (Дискуссионный Клуб Прозы)

Разрешите сказать пару слов.
Первое, позволю себе напомнить, есть психологический закон: весь склад индивидуальности каждого данного человека выражается в его интересах. А интересов у человека существует миллион.
Один из них - интерес к чтению. Этот интерес появляется в самом раннем детстве, когда ребенку показывают книжку с картинками. И пошло-поехало... Научившись грамоте, человек принимается читать. Книга - величайший воспитатель человека. Это - божественный дар, запечатленные слова. Но! Если книга не интересна, ребенок ее не будет читать, забросит. Поэтому великие мастера литературы умели возбудить к своим произведениям интерес. По мере взросления человека и развития его сознания, его личности, его интерес структурируется, приобретает все новые и новые ветви качества. Интерес читать те или иные произведения согласно своим наклонностям (интересам) уже может поддерживаться не столько сюжетом, но и другими смысловыми нагрузками текста. Но любой читатель невольно, непроизвольно отдаст предпочтение занимательной форме повествования, мастерству пишущего, так что я, как Вы понимаете, сторонник интересной литературы (при всей её многогранности).

Вадим Бережной   10.05.2013 10:47     Заявить о нарушении
Вадим, спасибо за размышления – и простите за задержку с ответом.

«Любой читатель невольно, непроизвольно отдаст предпочтение занимательной форме повествования, мастерству пишущего». Согласна с Вами, даже если забыть о разнице во вкусах и о размытости понятия «мастерство» - ну право дело, кому придёт на ум читать неинтересное?!

Но в эссе речь шла немного о другом. В нём утверждалось, что интерес не может быть основным критерием оценки качества литературного произведения.

Лена Ковалёва   09.05.2013 00:56   Заявить о нарушении
Абсолютно верно! Только интересы бывают разные. Если есть интерес проанализировать мысли, содержащиеся в скучнейшем и сложнейшем тексте, то интересующийся всё равно будет читать и анализировать, конспектировать и препарировать текст, чтобы найти в изучаемом тексте то знание, к которому исследователь имеет интерес.

Вадим Бережной   10.05.2013 10:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лена Ковалева. Что такое интерес?» (Дискуссионный Клуб Прозы)

"Самый увлекательный детективный рассказ мы прочитаем максимум один раз."
А ведь это паразитная рифма, критики!
Это по форме. А по содержанию, так настоящая литература ничуть не зависит от жанра. И в детективе классическом, и в той же фантастике порой заложены такие мысли, что постоянно читателя к себе возвращают.
Если он тоже настоящий.

Лев Раскин   15.03.2013 05:55     Заявить о нарушении
Да, это правда. Задача литературы (тактическая) в том и есть, чтобы не зависеть от жанра. Жанр это - форма, сосуд... Я бы сказал, что жанр,форма, это то, что позволят общество и то, что, собственно, и рождает литературу. Можно бы было высказать свое мнение по вопросу кратко и четко, но вот общество востребует жанра, желает сюжета, хочет помучаться... Вот вам и литература. Настоящая. Согласен с Вами, Лев.

Хельги Нордкап   16.03.2013 23:55   Заявить о нарушении
Всем привет:)

Насчет "настоящая литература ничуть не зависит от жанра" - можно поспорить. Например, можно привести примеры жанров, в которых даже талантливо написанный текст не может расчитывать на звание "настоящей литературы" в жестком смысле: фанфик, проза написанная детьми, байки, анекдоты. Во-вторых, можно привести примеры жанров, в которых текст скорее будет отнесен к "настоящей литературе": скажем, "детектив в классических традициях", но написанный сегодня, пройдет незамеченным, а вот психологический триллер с элементами детектива может вызвать резонанс. Тут все просто: мы живем во времена синтетической литературы, когда новое появляется только на стыке жанров. А для "настоящей литературы" (в смысле, для новой, а не ставшей класикой) обязателен элемент новизны.

Всего,
БК

Дискуссионный Клуб Прозы   18.03.2013 05:56   Заявить о нарушении
Насчет "настоящая литература ничуть не зависит от жанра" - можно поспорить.(c)
Ну тут опять нужно определяться с терминологией тогда. Я в принципе имею в виду качество, а есть еще коммерческий успех. Успех не однозначно зависит от "настоящести". Бывает так, что не в то время, не в том месте...Или жанр уже и так распух от классиков...Но занятое место не отнимает у литературы право называться настоящей.

Хельги Нордкап   19.03.2013 16:02   Заявить о нарушении
Правильно, Хельги!
От жанра зависит всецело только коммерческий успех литературы не настоящей, но весьма настойчивой.

Лев Раскин   19.03.2013 18:58   Заявить о нарушении
Я вот тут, признаться, разные жанры пробую для эксперимента, но реакция сугубого большинства естественна и одна и та же - не формат.

Лев Раскин   19.03.2013 19:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лена Ковалева. Что такое интерес?» (Дискуссионный Клуб Прозы)

Лена, привет:)

Хотел было просто ответить, но за обедом случился разговор с коллегой о кулинарных особенностях японской кухни, и в результате нарисовалась небольшая статейка:) Уже повесил рядом с твоей.

Всего,

Беспощадный Критик   01.03.2013 09:23     Заявить о нарушении
Привет, Андрей!

Из японской кухни знаю только суши, а теперь ещё и умами :)

Лена Ковалёва   01.03.2013 20:47   Заявить о нарушении
Лена, привет:)

Ну, умами это не совсем японская кухня:) Просто японцы первыми этот вкус обнаружили в научном смысле. А вот ты не представляешь, как жаль, что мы из японской кухни знаем только суши:( Японская кухня очень разнообразная и необычная, особенно горных регионов. Всякие лесные овощи: корень лопуха, корень лотоса, папаратник, грибочки всякие:) А какие тут соления! Одна ботва редиса чего стоит:) Палчики оближешь:)

Всего,

Беспощадный Критик   05.03.2013 13:21   Заявить о нарушении
Знаю, что от завара корня лопуха волосы крепнут. Это, если полоскать.
А что, после полоскания эти корни есть можно?!

Очень "всёжрущие" эти япошки. Фиг я их в гости приглашу! Чё мне потом, в голых стенах обитать?!

Анн Диа   05.03.2013 15:55   Заявить о нарушении
Не дрейфь, Анн! Нормальные они:) Это ты их просто с китайцами перепутала - вот те горазды все съесть, и скоро так и поступят:)

Всего,

Беспощадный Критик   05.03.2013 17:39   Заявить о нарушении
Ну, надо кого-то хотя бы зелёнкой метить, кодировать на "свой-чужой".

Анн Диа   05.03.2013 18:34   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лена Ковалева. Что такое интерес?» (Дискуссионный Клуб Прозы)

Здравствуй, Лена
В который раз убеждаюсь, что возникающие дискуссионные вопросы каждый раз требуют переформулирования. Отталкиваясь от “интересности” литературы, мы незаметно переходим к проблеме соотношения формы и текстового содержания в искусстве вообще. Искусства на то и разные, что каждое воздействует на человека по своим каналам. Можно поговорить о разных функциях полушарий мозга, но это и так все знают. Восприятие музыки, наверное, никто не будет связывать с интересом – таковы особенности этого искусства. Хотя, впрочем, меня в детстве -помню – очень интересовали именно текстовые подробности сюжета Лебединого Озера и папа подробно рассказывал мне историю. Но это детское и самое первое восприятие.
Особенность литературы в том, что в ней соотношение логических и чувственных возможностей жанра весьма сбалансировано. Поэтому именно литература может предложить пищу как для разума, так и для чувств. И разная литература предлагает разное. И читатели разные. Те, для кого первичен интерес, выбирают свои книги. Те, кто больше доверяет чувствам, - свои. То есть, каждому – свое, как говорили латиняне…
Ты вскользь затронула вопрос многослойности текстов и это кажется мне интересным. Действительно глубина текстов разная и она вовсе не характеризует их художественные достоинства. Просто разная и все тут. Знать предысторию текстов и авторские мысли о них весьма полезно и это знание может сильно изменить восприятие многослойного текста. Мы, например, привыкли читать детям Сказки Пушкина и читаем их, совершенно не задумываясь о том, что это вовсе не сказки про петушков и шамаханских цариц, а глубокие историко-социальные памфлеты , напичканные политическими аллюзиями своего времени. Скучный “Дон Кихот” – глубокая социальная сатира , философская и психологическая аллегория, да в нем еще и завуалировано присутствует биография самого Сервантеса. Это невозможно понять просто из чтения. Чтобы это понять, нужно или быть современником и земляком Сервантеса , или много читать о самом тексте.
Мы традиционно сдержано улыбаемся над “Ревизором” и со снисходительным непониманием смотрим на современников Гоголя, которые зачитывали и засматривали пьесу до дыр. А все и просто , и сложно – в образе Хлестакова Гоголь вывел своего друга и благодетеля – Пушкина и каждая реплика Хлестакова вызывала дружное ржанье в салонах именно потому, что она была до боли узнаваема. Сам Пушкин любил пьесу именно из-за того, что в ней все для него было – личное. Но для нас-то – нет…
Ты упомянула о живописи. Удачный пример с “Весной” Ботичелли. Да, действительно можно любоваться легкими движениями Граций, женственностью Флоры, божественной красотой Венеры…Но не следует забывать и то, что живопись 15 века несла в себе огромный логический заряд и кроме формы, безусловно прекрасной, за ней стоит и текст. Эта картина, базируясь на поэмах Овидия и Лукреция, сама является текстовой поэмой или мировоззренческим трактатом. Но для этого надо знать этот текстовый слой. Кроме сюжета в изобразительном искусстве того времени огромное место занимал и символ. Каждый жест, каждый цветок, каждый поворот головы – послание и оно читается. Читается двусмысленно, но читается. И картины этих мастеров тоже надо читать, а не просто так любоваться красотой. Что толку рассматривать “Меланхолию” Дюрера, если не знаешь значения всех знаков на этой гравюре? Что можно сказать? Красиво? Здорово?
Ну и потом читатель, зритель – он разный. И воспринимает искусство разными центрами. Так что если кто-то ищет в текстовом искусстве (литературе, кино, театре) интерес, это вовсе не говорит о его ограниченности. Просто человеку необходим интерес. Что в этом плохого? Главное – чтобы каждый понимал усеченность своего восприятия и не занимал воинствующих позиций, допускал, что само искусство шире, чем возможности отдельного реципиента.
Вот как-то так…)))

Хельги Нордкап   28.02.2013 10:42     Заявить о нарушении
Дорогой Хельги, пока нет Лены, встряну я. Вот здесь ты погорячися:
"Что толку рассматривать “Меланхолию” Дюрера, если не знаешь значения всех знаков на этой гравюре? Что можно сказать? Красиво? Здорово?"
Толк от живописи всегда есть и неважно, знаешь ли ты смысл предметов на гравюре, последовательность их расположения и, вообще, кто это сидит там в задумчивости...Неважно! Потому что можно идти от обратного - сначала увидеть эту гравюру (или любое другое произведение живописи), полюбоваться ею просто так, бессмысленно, а потом уж и начать поиск ответов на вопросы, которые возникли(если возникли). Кстати, вот эти вопросы и есть интерес. Так что по поводу того, что живопись не вызывает интерес, я поспорила бы:)
Привет всей честной компании,

Мнемозина   28.02.2013 12:33   Заявить о нарушении
Прошу пардону за потерянные буковки в комменте.

Мнемозина   28.02.2013 12:34   Заявить о нарушении
Если понимать интерес расширенно, как ты, то - ты права. Но все-таки интерес бывает тогда как минимум двух видов:
1. Интересно как. Что же будет дальше?
2. Ни фига не понятно, но есть подозрение...надо бы подразузнать о предмете.
Согласись, Тань, - это два разных интереса, две разных мотивации.

Хельги Нордкап   28.02.2013 23:25   Заявить о нарушении
Соглашусь, но упорствую, что все одно - это интерес, что бы он ни повлек за собой - удовольствие от созерцания или вопросы.

Мнемозина   01.03.2013 00:03   Заявить о нарушении
Здравствуй, Хельги.

Тема непростая, однозначных или непреложных мнений у меня нет – ищу, нащупываю, радуюсь новому пониманию и возможности обменяться мыслями с интересными собеседниками. И конечно же я не собиралась никого уличать в «ограниченности» )))

Дело осложняется отсутствием точных формулировок. Говоря об интересе, я подразумевала в первую очередь «положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему» (Википедия). Грубо говоря, чтобы удовлетворить мой интерес о времени действия в тексте, достаточно сказать «поздняя осень», а не тратить впустую столько слов:

Обвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит...
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Еще на ветви шелестит.
Чем многограннее, многослойнее текст – тем больше у него шансов стать интересным для разнообразных читателей с различными потребностями и ожиданиями. Если же интерес заслоняет все остальные грани – перед нами наверняка поделка-однодневка, которая потеряет свою привлекательность по прошествии времени или после того, как мы узнаем всё возможно новое об объекте интереса.
И наоборот. Вот ты правильно говоришь: мы сегодня не понимаем и половины из Дон Кихота. Но! Не смотря на это, его читают из поколения в поколение, находя другой, каждый раз разный и часто сугубо индивидуальный интерес. Изначальная предпосылка, этот главный «интерес» современников Сервантеса забылся, а художественная ценность текста осталась, потому что не в интересе она. Вернее даже не так: интерес – это слово-индикатор, за которым стоит нечто аморфное и у каждого своё, а используем мы его как якобы общее для всех понятие.

Точно так же и с картинами ранних мастеров. Они – шарады, рассказы, их нужно в первую очередь читать. Читать с ходу мы разучились, но на некоторые не устаём смотреть все равно, потому что чтение послания не имеет к художественной ценности картины никакого отношения. К тому же есть и другие картины. Вот купишь ты «Подсолнухи» Ван Гога (те, что в Мюнхенской галерее, самая лучшая версия), повесишь на стену и будешь любоваться год, десять лет, пятьдесят лет. Какой тут интерес? Ты их уже наизусть знаешь, а смотришь всё равно…

Ну и ещё о книгах. Самый главный вопрос: для чего мы перечитываем некоторые книги по сотне раз? Другие – самые увлекательные, из-за которых ночи не спали, развязки ждали – такие мы не перечитываем. Перечитываем хорошо знакомые, заранее радуемся тому, что будет на следующей странице. Нет, тут не интерес, тут … что?
Опять же, как ты и говоришь, интерес можно возбудить. К примеру, я терпеть не могу фэнтези, все эти гномы, эльфы и прочая чушь, в руки никогда не брала. И вот недавно прочла «Властелина колец». И все потому, что узнала о Толкиене и о его видении романа. Оказалось, он писал не увлекательные приключения орков и хоббитов, а (по его словам) эссе о лингвистической эстетике! Создавал мир для разработанных им языков.
Или же интерес можно наоборот отбить. У меня есть ряд книг, об авторах которых я просто боюсь читать, боюсь разлюбить, разрушить очарование от текста.

Лена Ковалёва   01.03.2013 20:25   Заявить о нарушении
Из всех твоих вопросов я, пожалуй, пока остановлюсь на перечитывании. Сам я редко перечитываю. Потому что читаю медленно (по слогам))) и очень много нечитаного вообще. Но часто беру любимую книгу и с любого места...
Знал я одну девушку, которая никогда не шла в кино на новый фильм, пока ей не расскажут подробно содержание. Теперь я ее понимаю. Просто ее мало занимал именно интерес, а интересовало погружение. А чтобы с гарантией погрузиться, ей нужно было знать подробности сюжета заранее. Каждому - выходит - свое.
Я вот часто пересматриваю любимые фильмы и с каждым разом получаю все большее удовольствие - я уже не переживаю сюжетные коллизии, для меня нет неожиданностей, но я смакую детали.
Говорят, что нехудожественную книгу чтобы усвоить - надо перечитать три раза. Первый - по диагонали, чтобы оценить в целом, второй - подробно, чтобы определить мелкую структуру вопроса и третий - уже выборочно, останавливаясь на тех деталях, которые тебе важны. Про художественную - не знаю. Но перечитывать фрагментарно любимую книгу -для меня удовольствие.
Я это все к чему...Для кого как - а для меня вначале первичен интерес. Скучную книгу ведь я не буду читать. А вот потом - все большее значение приобретает эстетика. Есть разные этапы внимания искусству. И вначале (для меня) - интерес. Но после первого прочтения он уже сдуется и вот тут уже действительно работают эстетические нюансы...

Хельги Нордкап   01.03.2013 23:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лена Ковалева. Что такое интерес?» (Дискуссионный Клуб Прозы)

Спасибо, Лена, за тему и рассуждения, очень мне такое по душе, да и покопаться в вопросах и ответах не лишнее...
Что скажу. На мой взгляд, без интереса не бывает ничего, хоть интерес интересу и рознь: «один любит арбуз, другой свиной хрящик» (с). А вот как возникнет у читателя интерес – это требует серьезного расследования. Вполне возможно, это зависит от нескольких составляющих, например, от интонации, которую позволяет себе автор с первых строк. Потом - от набора слов и их сочетания в предложениях. Ну, а самое главное, конечно, от способности автора сразу завлечь в созданный им мир. В смысле: захочешь ли разглядывать его или равнодушно отвернешься, будет ли тебя волновать история героев или они тебе никто и звать никак.
Кратко - так. Но надо подумать еще. Не вечер и есть время и мысли.
С уважением,

Мнемозина   27.02.2013 23:59     Заявить о нарушении
Да, Таня, согласна с тобой: интерес вызывается у каждого из нас своим собственным, индивидуальным механизмом. Именно это и кажется мне загвоздкой: как же тогда на основе «интереса» судить о качестве текста?

Спасибо тебе!

Лена Ковалёва   01.03.2013 20:43   Заявить о нарушении