Рецензия на «Лена Ковалева. Что такое интерес?» (Дискуссионный Клуб Прозы)

Здравствуй, Лена
В который раз убеждаюсь, что возникающие дискуссионные вопросы каждый раз требуют переформулирования. Отталкиваясь от “интересности” литературы, мы незаметно переходим к проблеме соотношения формы и текстового содержания в искусстве вообще. Искусства на то и разные, что каждое воздействует на человека по своим каналам. Можно поговорить о разных функциях полушарий мозга, но это и так все знают. Восприятие музыки, наверное, никто не будет связывать с интересом – таковы особенности этого искусства. Хотя, впрочем, меня в детстве -помню – очень интересовали именно текстовые подробности сюжета Лебединого Озера и папа подробно рассказывал мне историю. Но это детское и самое первое восприятие.
Особенность литературы в том, что в ней соотношение логических и чувственных возможностей жанра весьма сбалансировано. Поэтому именно литература может предложить пищу как для разума, так и для чувств. И разная литература предлагает разное. И читатели разные. Те, для кого первичен интерес, выбирают свои книги. Те, кто больше доверяет чувствам, - свои. То есть, каждому – свое, как говорили латиняне…
Ты вскользь затронула вопрос многослойности текстов и это кажется мне интересным. Действительно глубина текстов разная и она вовсе не характеризует их художественные достоинства. Просто разная и все тут. Знать предысторию текстов и авторские мысли о них весьма полезно и это знание может сильно изменить восприятие многослойного текста. Мы, например, привыкли читать детям Сказки Пушкина и читаем их, совершенно не задумываясь о том, что это вовсе не сказки про петушков и шамаханских цариц, а глубокие историко-социальные памфлеты , напичканные политическими аллюзиями своего времени. Скучный “Дон Кихот” – глубокая социальная сатира , философская и психологическая аллегория, да в нем еще и завуалировано присутствует биография самого Сервантеса. Это невозможно понять просто из чтения. Чтобы это понять, нужно или быть современником и земляком Сервантеса , или много читать о самом тексте.
Мы традиционно сдержано улыбаемся над “Ревизором” и со снисходительным непониманием смотрим на современников Гоголя, которые зачитывали и засматривали пьесу до дыр. А все и просто , и сложно – в образе Хлестакова Гоголь вывел своего друга и благодетеля – Пушкина и каждая реплика Хлестакова вызывала дружное ржанье в салонах именно потому, что она была до боли узнаваема. Сам Пушкин любил пьесу именно из-за того, что в ней все для него было – личное. Но для нас-то – нет…
Ты упомянула о живописи. Удачный пример с “Весной” Ботичелли. Да, действительно можно любоваться легкими движениями Граций, женственностью Флоры, божественной красотой Венеры…Но не следует забывать и то, что живопись 15 века несла в себе огромный логический заряд и кроме формы, безусловно прекрасной, за ней стоит и текст. Эта картина, базируясь на поэмах Овидия и Лукреция, сама является текстовой поэмой или мировоззренческим трактатом. Но для этого надо знать этот текстовый слой. Кроме сюжета в изобразительном искусстве того времени огромное место занимал и символ. Каждый жест, каждый цветок, каждый поворот головы – послание и оно читается. Читается двусмысленно, но читается. И картины этих мастеров тоже надо читать, а не просто так любоваться красотой. Что толку рассматривать “Меланхолию” Дюрера, если не знаешь значения всех знаков на этой гравюре? Что можно сказать? Красиво? Здорово?
Ну и потом читатель, зритель – он разный. И воспринимает искусство разными центрами. Так что если кто-то ищет в текстовом искусстве (литературе, кино, театре) интерес, это вовсе не говорит о его ограниченности. Просто человеку необходим интерес. Что в этом плохого? Главное – чтобы каждый понимал усеченность своего восприятия и не занимал воинствующих позиций, допускал, что само искусство шире, чем возможности отдельного реципиента.
Вот как-то так…)))

Хельги Нордкап   28.02.2013 10:42     Заявить о нарушении
Дорогой Хельги, пока нет Лены, встряну я. Вот здесь ты погорячися:
"Что толку рассматривать “Меланхолию” Дюрера, если не знаешь значения всех знаков на этой гравюре? Что можно сказать? Красиво? Здорово?"
Толк от живописи всегда есть и неважно, знаешь ли ты смысл предметов на гравюре, последовательность их расположения и, вообще, кто это сидит там в задумчивости...Неважно! Потому что можно идти от обратного - сначала увидеть эту гравюру (или любое другое произведение живописи), полюбоваться ею просто так, бессмысленно, а потом уж и начать поиск ответов на вопросы, которые возникли(если возникли). Кстати, вот эти вопросы и есть интерес. Так что по поводу того, что живопись не вызывает интерес, я поспорила бы:)
Привет всей честной компании,

Мнемозина   28.02.2013 12:33   Заявить о нарушении
Прошу пардону за потерянные буковки в комменте.

Мнемозина   28.02.2013 12:34   Заявить о нарушении
Если понимать интерес расширенно, как ты, то - ты права. Но все-таки интерес бывает тогда как минимум двух видов:
1. Интересно как. Что же будет дальше?
2. Ни фига не понятно, но есть подозрение...надо бы подразузнать о предмете.
Согласись, Тань, - это два разных интереса, две разных мотивации.

Хельги Нордкап   28.02.2013 23:25   Заявить о нарушении
Соглашусь, но упорствую, что все одно - это интерес, что бы он ни повлек за собой - удовольствие от созерцания или вопросы.

Мнемозина   01.03.2013 00:03   Заявить о нарушении
Здравствуй, Хельги.

Тема непростая, однозначных или непреложных мнений у меня нет – ищу, нащупываю, радуюсь новому пониманию и возможности обменяться мыслями с интересными собеседниками. И конечно же я не собиралась никого уличать в «ограниченности» )))

Дело осложняется отсутствием точных формулировок. Говоря об интересе, я подразумевала в первую очередь «положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему» (Википедия). Грубо говоря, чтобы удовлетворить мой интерес о времени действия в тексте, достаточно сказать «поздняя осень», а не тратить впустую столько слов:

Обвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит...
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Еще на ветви шелестит.
Чем многограннее, многослойнее текст – тем больше у него шансов стать интересным для разнообразных читателей с различными потребностями и ожиданиями. Если же интерес заслоняет все остальные грани – перед нами наверняка поделка-однодневка, которая потеряет свою привлекательность по прошествии времени или после того, как мы узнаем всё возможно новое об объекте интереса.
И наоборот. Вот ты правильно говоришь: мы сегодня не понимаем и половины из Дон Кихота. Но! Не смотря на это, его читают из поколения в поколение, находя другой, каждый раз разный и часто сугубо индивидуальный интерес. Изначальная предпосылка, этот главный «интерес» современников Сервантеса забылся, а художественная ценность текста осталась, потому что не в интересе она. Вернее даже не так: интерес – это слово-индикатор, за которым стоит нечто аморфное и у каждого своё, а используем мы его как якобы общее для всех понятие.

Точно так же и с картинами ранних мастеров. Они – шарады, рассказы, их нужно в первую очередь читать. Читать с ходу мы разучились, но на некоторые не устаём смотреть все равно, потому что чтение послания не имеет к художественной ценности картины никакого отношения. К тому же есть и другие картины. Вот купишь ты «Подсолнухи» Ван Гога (те, что в Мюнхенской галерее, самая лучшая версия), повесишь на стену и будешь любоваться год, десять лет, пятьдесят лет. Какой тут интерес? Ты их уже наизусть знаешь, а смотришь всё равно…

Ну и ещё о книгах. Самый главный вопрос: для чего мы перечитываем некоторые книги по сотне раз? Другие – самые увлекательные, из-за которых ночи не спали, развязки ждали – такие мы не перечитываем. Перечитываем хорошо знакомые, заранее радуемся тому, что будет на следующей странице. Нет, тут не интерес, тут … что?
Опять же, как ты и говоришь, интерес можно возбудить. К примеру, я терпеть не могу фэнтези, все эти гномы, эльфы и прочая чушь, в руки никогда не брала. И вот недавно прочла «Властелина колец». И все потому, что узнала о Толкиене и о его видении романа. Оказалось, он писал не увлекательные приключения орков и хоббитов, а (по его словам) эссе о лингвистической эстетике! Создавал мир для разработанных им языков.
Или же интерес можно наоборот отбить. У меня есть ряд книг, об авторах которых я просто боюсь читать, боюсь разлюбить, разрушить очарование от текста.

Лена Ковалёва   01.03.2013 20:25   Заявить о нарушении
Из всех твоих вопросов я, пожалуй, пока остановлюсь на перечитывании. Сам я редко перечитываю. Потому что читаю медленно (по слогам))) и очень много нечитаного вообще. Но часто беру любимую книгу и с любого места...
Знал я одну девушку, которая никогда не шла в кино на новый фильм, пока ей не расскажут подробно содержание. Теперь я ее понимаю. Просто ее мало занимал именно интерес, а интересовало погружение. А чтобы с гарантией погрузиться, ей нужно было знать подробности сюжета заранее. Каждому - выходит - свое.
Я вот часто пересматриваю любимые фильмы и с каждым разом получаю все большее удовольствие - я уже не переживаю сюжетные коллизии, для меня нет неожиданностей, но я смакую детали.
Говорят, что нехудожественную книгу чтобы усвоить - надо перечитать три раза. Первый - по диагонали, чтобы оценить в целом, второй - подробно, чтобы определить мелкую структуру вопроса и третий - уже выборочно, останавливаясь на тех деталях, которые тебе важны. Про художественную - не знаю. Но перечитывать фрагментарно любимую книгу -для меня удовольствие.
Я это все к чему...Для кого как - а для меня вначале первичен интерес. Скучную книгу ведь я не буду читать. А вот потом - все большее значение приобретает эстетика. Есть разные этапы внимания искусству. И вначале (для меня) - интерес. Но после первого прочтения он уже сдуется и вот тут уже действительно работают эстетические нюансы...

Хельги Нордкап   01.03.2013 23:00   Заявить о нарушении
ЛИТЕРАТУРА от кого!?
От Дьявола или от БОГА-ИИСУСА ХРИСТА и в каком Процентном Соотношении?
В чем Преимущество ЛИТЕРАТУРЫ Человеческой перед БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Виктор Хажилов   18.03.2013 09:28   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Дискуссионный Клуб Прозы
Перейти к списку рецензий, написанных автором Хельги Нордкап
Перейти к списку рецензий по разделу за 28.02.2013