Выставка Бурлящий Бурлюк
Не случайно, выставка осуществлена именно в ГММ В.В. Маяковского, т.к. «отец русского футуризма» был другом Маяковского и первооткрывателем его как поэта.
В автобиографии «Я сам» Владимир Маяковский о встрече с Давидом Бурлюком писал: «В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая. Я стал задирать. Почти задрались… У Давида – гнев обогнавшего современников мастера, у меня пафос социалиста, знавшего неизбежность крушения старья. Родился российский футуризм». Далее описана реакция Бурлюка на первое, прочитанное Маяковским стихотворение: «Да вы же гениальный поэт!». Применение ко мне такого грандиозного и незаслуженного эпитета обрадовало меня. Я весь ушел в стихи. В этот вечер совершенно неожиданно я стал поэтом. …Всегдашней любовью думаю о Давиде. Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Бурлюк сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Ходил и говорил без конца. Не отпускал ни на шаг. Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать не голодая».
Бурлюк в 1910 году организовал кубофутуристическую группу «Гилея», к которой несколько позже примкнул и В.В. Маяковский. На выставке мы видим фотографию 1913 года, на которой группа кубофутуристов «Гилея»: независимые, задорные!
В 1913-1914 годах футуристы во главе с Бурлюком и, конечно, Владимир Маяковский, как один из главных участников, осуществляют турне по городам России, выступая с чтением стихов и лекций. Афиши, программы этого периода представлены на выставке
В 1914 году выходит из печати книга В. Маяковского «Владимир Маяковский», трагедия с иллюстрациями Д. и В. Бурлюков и этой книге нашлось место в экспозиции. Около шестидесяти книг мы видим на выставке. Книги футуристов завораживают яркими неповторимыми иллюстрациями художников Д. Бурлюка. А. Лентулова, Н. Кульбина, О. Розановой и др.
На выставке представлены пять живописных работ Д. Бурлюка, относящихся, в основном, к раннему периоду творчества и отражающие многогранность его творческих исканий. Так, пейзаж «Михалево (около Тишково)», 1910-е г. Х.м. выполнен в импрессионистском стиле. «Семейный портрет» - кон 1910- нач.1920-х. Х.м. – это кубофутуристический «взрыв», со смещением ракурсов и пересечением плоскостей, в духе принципа «сдвинутой конструкции», которую пропагандировал Бурлюк.
Тесное общение В. Маяковского с Д. Бурлюком было прервано отъездом Бурлюка из страны, сначала в Японию, затем в Америку.
Следующая их встреча состоялась в Нью-Йорке в 1925 году во время поездки В. Маяковского по Америке, которая была организована не без помощи Бурлюка. На выставке это нашло отражение и в книгах, и статьях, и в фотографиях.
В каталоге выставки «Давид Бурлюк», М. 2009 приведено письмо Д. Бурлюка от 30 февраля 1957 года к А.С. Езерской, директору БММ, в котором он пишет: «В 1925 году в САСШ – В.В. Маяковский, просматривая мои работы, писанные в Японии – выбрал для себя 2: «Японка садит рис» (многорукое движение) и молодая японка с ребенком за спиной (обе в модерном стиле). Маяковский предпочитал такой стиль. Не известно ли Вам их местонахождение». Музей делает комментарий: «Местонахождение картин в настоящее время неизвестно». Пишу об этом в надежде, что кто-нибудь откликнется. Вдруг, кому-нибудь известно их местонахождение. В свое время Д. Бурлюк обращался в музей с просьбой обменять более поздние его полотна на ранние, но ему в этом было отказано. В каталогах выставок, проходивших в США, две выше названные картины не появлялись.
В книге Д. Бурлюка «Интересные встречи» М. 2005, с комментариями Л.А. Селезнева на стр.121 дана черно-белая иллюстрация - картина «Японка садит рис» (масло) с пометкой «собственность В.В. Маяковского». На стр.123 - картина «Японки из-под Фудзи» (масло) с автографом Д.Бурлюка о том, что картину «В.В. взял с собой в СССР в 1925 г. Ему очень эти картины нравились». Можно предположить, что картины могут быть у наследников Лилии Юрьевны Брик или у какого-то коллекционера.
Известно, что Давид Давидович, этот, казалось бы, уже типичный янки незадолго до Отечественной войны сделал попытку вернуться на родину, которую он покинул в 1920 году, но ему было отказано. На выставке есть переписка, относящаяся к этому периоду жизни Д.Бурлюка.
Представляет интерес переписка по поводу приезда в СССР Давид Давидович Бурлюка с женой Марией Никифоровной по приглашению Союза писателей в 1956 и в 1965 годах.
Государственная библиотеки-музея В.В. Маяковского, что располагалась на Таганке, принимала гостей из Америки. Бурлюк прочитал лекцию, записанную на магнитофон Львом Шиловым, который сказал: «В его выступлении (Бурлюка) мне показалось особенно интересным то, как он читал стихи раннего Маяковского: явно повторяя авторскую интонацию». Эта запись сохранена.
В журнале «Color and Rhyme» («Цвет и рифма», N-Y.), № 33 была напечатана статья «Художник-модернист возвратился в Москву как гость» с фотографией: «Давид и Маруся Бурлюк около памятника Маяковскому, Москва. Маяковского переулок 15, Государственная библиотека и музей его имени, мая 7, 1956 года» (Фото Л. Шилова).
Уникальна также фотография четы Бурлюков среди сотрудников в уже несуществующей сегодня Государственной библиотеке-музее В. Маяковского на Таганке.
После долгих лет забвения, начиная с 1995 года, состоялись несколько выставок с работами Д. Бурлюка в Санк-Петербурге и Москве. В последнее время в Москве можно было увидеть одновременно, по крайней мере, на двух-трех выставках полотна Давида Бурлюка. В Царицыно были представлены картины из личных коллекций японского периода жизни художника: «Иокогама». 1921-1922, «Японец разделыващий рыбу». 1922. На выставке «Футуризм - радикальная революция» Италия- Россия - «Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского». 1916 и «Японского рыбака».1922.
Просматривая каталог выставки «Футуризм - радикальная революция» Италия- Россия, обратила внимание, что масса работ была представлена из фонда ГММ В.В. Маяковского. Вот и подумала: не пора ли в мемориальном здании в переулке Маяковского, в котором жил поэт и бывали его друзья футуристы, и где уже сохранялись эти уникальные фонды (1937-1972 годы), создать филиал ГММ В.В. Маяковского, назвав, например, Музеем футуризма.
Думаю, что можно найти место для фирмы, располагающейся сегодня в этом здании, как до сих пор находили место для общества книголюбов и Корейского посольства, когда-то находившихся в этом помещении после закрытия в 1972 году Библиотеки-музея В.Маяковского.
2009 г.
Фотографии:
1. Давид и Маруся Бурлюк около памятника Маяковскому, Москва. Маяковского переулок 15, Государственная библиотека и музей его имени, мая 7, 1956 года. ( Фотография из «COLOR and RHYME», №33, 1957).
2. Супруги Бурлюк среди сотрудников библиотеки-музея В.В. Маяковского, приезд в 1965 году.
3. Пейзаж «Михалево (около Тишково»). 1910-е г. Х.м.
4. «Семейный портрет» - кон. 1910- нач.1920-х. Х.м.
Свидетельство о публикации №213072301068
С уважением
Валерий Короневский 05.08.2013 18:51 Заявить о нарушении
Ирина Юлина 05.08.2013 19:01 Заявить о нарушении