Выставка Бурлящий Бурлюк

      Впервые выставка  Давида Бурлюка, одного из основоположников футуризма, теоретика и пропагандиста нового направления, художника, поэта, критика,  открыта в ГММ на основе    фонда музея.  На выставке представлены  рукописные материалы, автографы, живопись и графика, фотографии, книги, журналы «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), Нью-Йорк, издаваемые супругами Бурлюк  с 1930 по 1967 годы.    В экспозиции   также каталоги, буклеты, пригласительные билеты, афиши и программы, относящиеся к неукротимой деятельности этого творческого человека.
     Не случайно,   выставка осуществлена именно  в ГММ В.В. Маяковского, т.к.  «отец русского футуризма» был другом Маяковского и первооткрывателем его как поэта.
     В автобиографии «Я сам» Владимир Маяковский о встрече с  Давидом Бурлюком   писал: «В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая. Я стал задирать. Почти задрались… У Давида – гнев обогнавшего современников мастера, у меня пафос социалиста, знавшего неизбежность крушения старья.  Родился российский футуризм». Далее описана реакция Бурлюка на первое, прочитанное Маяковским стихотворение: «Да вы же гениальный поэт!».   Применение ко мне такого грандиозного и незаслуженного эпитета обрадовало меня. Я весь ушел в стихи. В этот вечер совершенно неожиданно я стал поэтом.   …Всегдашней любовью думаю о Давиде. Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Бурлюк сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги.  Ходил и говорил без конца. Не отпускал ни на шаг. Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать не голодая».
    Бурлюк в 1910 году организовал кубофутуристическую группу «Гилея», к которой  несколько позже   примкнул и  В.В. Маяковский.   На выставке мы видим     фотографию 1913 года, на которой  группа  кубофутуристов «Гилея»: независимые,  задорные!   
     В 1913-1914 годах футуристы во главе с Бурлюком и, конечно, Владимир Маяковский, как один из главных участников,  осуществляют турне по городам России, выступая с   чтением стихов и лекций. Афиши, программы  этого периода представлены на выставке
      В 1914 году выходит из печати книга В. Маяковского «Владимир Маяковский»,  трагедия с иллюстрациями Д. и В. Бурлюков и этой книге нашлось место в экспозиции.   Около шестидесяти книг мы видим на выставке. Книги футуристов завораживают яркими неповторимыми иллюстрациями художников Д. Бурлюка. А. Лентулова, Н. Кульбина, О. Розановой и др.
     На выставке представлены пять живописных работ Д. Бурлюка, относящихся, в основном,  к раннему периоду  творчества и отражающие многогранность его творческих исканий. Так, пейзаж «Михалево (около Тишково)», 1910-е г.  Х.м.  выполнен в импрессионистском стиле.  «Семейный портрет» - кон 1910- нач.1920-х. Х.м.  – это кубофутуристический  «взрыв», со смещением ракурсов и пересечением плоскостей,  в духе принципа  «сдвинутой конструкции», которую пропагандировал Бурлюк.   
    Тесное общение В. Маяковского с  Д. Бурлюком было прервано отъездом Бурлюка из страны, сначала в Японию, затем в Америку.
   Следующая их встреча состоялась в Нью-Йорке в 1925 году во время поездки В. Маяковского по Америке, которая была организована не без помощи  Бурлюка.  На выставке это нашло отражение и в книгах, и статьях, и в фотографиях. 
     В каталоге   выставки «Давид Бурлюк»,  М. 2009  приведено письмо                Д. Бурлюка от 30 февраля 1957 года к А.С. Езерской,  директору  БММ, в котором он пишет: «В 1925 году в САСШ – В.В. Маяковский, просматривая мои работы, писанные в Японии – выбрал  для себя 2: «Японка садит рис» (многорукое движение) и молодая японка с ребенком за спиной (обе в модерном стиле). Маяковский предпочитал такой стиль. Не известно ли Вам их местонахождение». Музей делает комментарий: «Местонахождение картин в настоящее время неизвестно». Пишу об этом в надежде, что кто-нибудь откликнется. Вдруг,  кому-нибудь известно их местонахождение. В свое время  Д. Бурлюк  обращался в музей  с просьбой  обменять  более поздние его полотна на   ранние, но  ему в этом  было отказано. В каталогах выставок, проходивших в США, две выше названные картины не появлялись.
     В книге Д. Бурлюка «Интересные встречи» М. 2005, с комментариями                Л.А. Селезнева на стр.121 дана черно-белая иллюстрация -  картина «Японка садит рис» (масло) с пометкой «собственность В.В. Маяковского». На стр.123 -  картина «Японки из-под Фудзи» (масло) с автографом Д.Бурлюка о том,  что картину «В.В. взял с собой в СССР в 1925 г. Ему очень эти картины нравились». Можно предположить, что картины могут быть  у наследников Лилии Юрьевны Брик или у какого-то коллекционера.
    Известно, что  Давид Давидович, этот, казалось бы,  уже типичный янки незадолго до Отечественной войны сделал попытку вернуться на родину, которую он покинул в 1920 году, но ему было отказано.  На выставке  есть переписка, относящаяся к этому периоду жизни Д.Бурлюка.
    Представляет интерес переписка по поводу приезда в СССР Давид Давидович Бурлюка с  женой Марией Никифоровной по приглашению Союза писателей в  1956 и в 1965  годах.
      Государственная библиотеки-музея В.В. Маяковского, что располагалась на Таганке,  принимала гостей из Америки.  Бурлюк прочитал  лекцию, записанную  на магнитофон Львом Шиловым, который сказал: «В его выступлении (Бурлюка) мне показалось особенно интересным то, как он читал стихи раннего Маяковского: явно повторяя авторскую интонацию». Эта запись сохранена.
     В  журнале   «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»,  N-Y.), № 33  была напечатана статья «Художник-модернист возвратился в Москву как гость» с фотографией: «Давид и Маруся Бурлюк около памятника Маяковскому, Москва. Маяковского переулок 15, Государственная библиотека и музей его имени, мая 7, 1956 года» (Фото Л. Шилова).
   Уникальна также фотография четы Бурлюков  среди сотрудников в уже несуществующей  сегодня Государственной библиотеке-музее В. Маяковского  на Таганке.
   После долгих лет забвения, начиная с  1995 года,  состоялись несколько выставок с работами Д. Бурлюка в Санк-Петербурге и Москве. В последнее время  в Москве можно было  увидеть одновременно, по крайней мере, на двух-трех выставках    полотна  Давида Бурлюка. В  Царицыно были  представлены картины из личных коллекций японского периода жизни художника: «Иокогама». 1921-1922, «Японец разделыващий рыбу». 1922. На выставке «Футуризм - радикальная революция»  Италия- Россия -  «Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского». 1916 и «Японского рыбака».1922.
    Просматривая каталог выставки «Футуризм - радикальная революция»  Италия- Россия, обратила внимание, что масса работ была представлена из фонда  ГММ В.В. Маяковского. Вот и подумала: не пора ли в  мемориальном здании в переулке Маяковского, в котором жил поэт и бывали его друзья футуристы, и где уже сохранялись эти уникальные фонды (1937-1972 годы), создать филиал ГММ   В.В. Маяковского, назвав, например, Музеем футуризма.
   Думаю, что можно найти место для фирмы, располагающейся  сегодня в этом здании, как до сих пор находили место для общества книголюбов и Корейского посольства, когда-то находившихся в этом помещении после закрытия в 1972 году  Библиотеки-музея В.Маяковского. 
                2009 г.
   
Фотографии:
   1. Давид и Маруся Бурлюк около   памятника Маяковскому, Москва. Маяковского переулок 15, Государственная библиотека и музей его имени, мая 7, 1956 года. ( Фотография из «COLOR  and RHYME»,  №33, 1957).
   2. Супруги  Бурлюк  среди сотрудников библиотеки-музея В.В. Маяковского, приезд в 1965 году.
   3. Пейзаж «Михалево (около Тишково»).  1910-е г.  Х.м.      
   4.   «Семейный портрет» - кон. 1910- нач.1920-х. Х.м.      


Рецензии
С интересом и удовольствием открыл для себя Ваше творчество. Спасибо! И успехов.
С уважением

Валерий Короневский   05.08.2013 18:51     Заявить о нарушении
Признательна Вам за отзыв. Для меня ценно, что этот интерес возник именно у Вас.

Ирина Юлина   05.08.2013 19:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.