Шанель номер пять или тайна зеленой комнаты

За ужином Актрисы не было. Ну, кем же еще, если не актрисой, могла быть эта высокая стройная женщина с мечтательным лицом и толстой косой пшеничного цвета, подпрыгивающей на спине при каждом шаге. А как было прекрасно ее шелковое струящееся платье: переливчатое длинное, почти до лодыжек, с широким серебристым поясом вокруг тонкой талии.
Она всегда сидела за столиком одна и почти ничего не ела. Зато любила смотреть в окно. А Полина любила смотреть на нее. Смотрела она преданно и влюбленно. Актриса однажды заметила это и улыбнулась Полине в ответ. Ах, если бы эту улыбку можно было сорвать как цветок, поставить в вазу, целую неделю любоваться и вдыхать аромат, а затем засушить и вечно хранить меж страниц любимой книги.
- А ну ешь давай, ворона! И так кожа да кости! – резкий мамин окрик выдернул Полину из мечтаний. – С хлебом!
Мама тоже, наверное, красивая – только волосы у нее короткие кудрявые и похожи на тонкую медную проволоку. И у нее нет такого чудесного платья, как у Актрисы.
Полина силилась припомнить, в каком фильме она эту Актрису видела, но название ускользало, как рыбий малек на мелководье.
А сегодня весь день столик пустовал. Может быть, ее срочно вызвали на съемки или кинопробы? Или выступать в этом… Кремлевском зале? А может быть тот рыжий мужчина с дурацкими длинными усами, который пару раз подсаживался к ней за стол, увез ее?
- Кисель тоже, - напоминает об ужине мама.
Но Полина все смотрит на пустующий столик и едва не плачет. Как жаль, что она не знает, где Актриса живет! Почему она ни разу не догадалась проследить за ней, чтобы узнать, в каком корпусе санатория та остановилась. Полина видела Актрису исключительно в столовой и лишь один раз в санаторном парке – та одиноко сидела на скамейке возле фонтана, курила и что-то записывала в тетрадку. Наверное, работала над ролью.

- Понь! Ты идешь? – это Колян подскочил к Полине, взъерошенный, запыхавшийся. Наткнулся на мамин взгляд. – Драссьтетьмарин!
- Куда? – глядя на носки обшарпанных сандалий, буркнула Полина.
- Как куда? На концерт! Я выступаю, разве не помнишь? – и гордо выпятил живот. – Мне надо пораньше подойти.
Ну, конечно, как она могла забыть про концерт: сегодня, на открытой эстраде, после ужина. Где же Актрисе быть, как не там! Эх, надо было платье надеть, а то и в самом деле, как мальчишка в этих своих шортах. И коленки ободранные.

Синяя раковина эстрады подсвечена изнутри желтым. Перед сценой полукругом ряды скамеек. Народу собралось пока немного.
- Интересно, что она будет делать? Петь? Или стихи читать? А может танцевать? – гадала Полина и вытирала потные ладошки о подол майки.
Прибывал народ, рассаживался. Худая женщина, похожая на пуделя, с длинным лицом и высокой прической со сцены поздравила всех с хорошей погодой, завершением санаторной смены и объявила открытие концерта. Полина вытянула шею – сейчас, совсем скоро….
Вот выступил хор старичков и старушек с песней про реку-Волгу, скакала с обручами какая-то девочка в синем купальнике, и один обруч у нее все время укатывался за кулисы, три мальчика с матросскими воротничками танцевали «Яблочко». Выступил и Колян – сыграл на балалайке. Сидел посреди сцены на низкой скамеечке, нога на ногу, серьезный, в большой черной кепке с бумажной гвоздикой, клетчатой рубашке и лаптях. Костяшками пальцев сосредоточено лупил по струнам: све-тит ме-сяц, све-тит яс-ный!
- Над сто-ло-вой, над – кол-бас-ной, - про себя подпевала Полина, еле сдерживая рвущийся изнутри смех.
Со сцены Колян ушел, неуклюже шаркая лаптями.
Полина тоже могла бы выступать, петь под баян песню из мультика: в небе туча хмурится, хмурится, хмурится… Скоро грянет гром. Ну и так далее, вплоть до того, как «из тумана в туфельках тишина придет». Но в последний момент выступать передумала, и на ее место взяли девочку, которая читала стихи. Но стихи – это совсем несерьезно…
Актриса так и не появилась. Ни на сцене, ни среди зрителей – Полина отчаянно крутила головой во все стороны, вскакивала, задевая локтями сидящих рядом. Даже пару раз выбегала в проход.
- Девочка, прекрати! – шипели на нее.
Затем был небольшой перерыв, а во втором отделении выступал какой-то фокусник-гипнотизер. Сначала ходил между скамеек со зрителями, по очереди подносил к носу желающих платок и просил представить запах.
Заказывали кто ландыш, кто тройной одеколон, кто армянский коньяк. Молодой женский голос из задних рядов прозвенел колокольчиком: миллион алых роз. Полина вздрогнула, затем подскочила, стала вертеть головой. Может, Актриса? Нет, не она… Увы!
- Духи «Шанель номер пять», - пропела сидящая спереди женщина в соломенной шляпе. Ее жирная спина в крупный синий горох почти загораживала Полине сцену.
- О! Изысканный вкус! – поспешил к ней фокусник. И манерно щелкнул пальцами перед ее вздернутым, похожим на свиной пятачок носом. - «Шанель номер пять» - раз! «Шанель номер пять» - два! «Шанель номер пять» - три!
И поднес к лицу женщины скомканный носовой платок. Манжета рубашки, торчащая из-под черного рукава фрака, была затертой и нечистой. Из-под манжеты торчали редкие черные волоски.
- О.. да! – воскликнула дама в шляпе и откинула голову назад.
По рядам прокатился шепоток.
- Дура… ты же не знаешь, как пахнут эти духи, - громко зашипел даме на ухо ее спутник, такой же жирный и тоже в шляпе.
- Как не знаю?! – закудахтала тетка. - Люська из Москвы привозила. Из «Березки».
А фокусник уже поднялся на сцену и по желанию стал вызывать к себе людей, заставлял их загадывать слово, а сам отгадывал. Затем просил слово записать на бумажке и тоже его отгадывал, а еще определял будущее по почерку.
- Человек, написавший слово «станция» имеет способности к технике…Возможно он станет инженером или…
Полине скучно. Она понимает, что чудесной девушки в шелковом платье она так и не дождется.
- Пошли отсюда, - потянул за рукав невесть откуда выскочивший Колян. Уже переодевшийся – в сандалиях и ситцевой кепке. – Фигня какая-то…
- Мам, мы гулять! – девочка чмокнула маму в щеку.
- Только недолго! И ни с кем чужим не говори!
В санаторном парке уже включили фонари, хотя небо еще совсем светлое, и оранжевое солнце еще мелькает между сосен и подмигивает.
 - Балалайка - это дедушкина блажь, - на ходу объясняет Коля. – На следующий год меня папа в бокс запишет. – И для наглядности запрыгал вокруг Полины, поочередно выбрасывая вперед кулаки.
Полина в ответ тоже сжала кулаки и размахнулась.
- Ты чо… совсем больная? Я же шутил… - заскулил Колька, потирая щеку.

Девчонок Полининого возраста в санатории мало. И с ними играть неинтересно. Что это такое – наряжают кукол и водят их друг к другу в гости. Или воображают, что куклы эти их дети, которых надо пеленать, кормить с ложечки и шлепать по попе. Или еще глупее – соберутся где-нибудь на веранде, листают книжку или журнал, и как увидят картинку с принцессой или красивой девушкой, тут же накрывают ладонью, пронзительно крича при этом: Я! Я! Я! Смысл игры в том, чтобы закрыть картинку самой первой.
С мальчишками куда интереснее: можно ловить кузнечиков и заставлять их драться, можно лазить по деревьям, можно в футбол играть, можно клянчить в столовой хлеб и печенье, но самое замечательное - это играть в лошадок.
 Возле самого обрыва, с которого открывает чудесный вид на водохранилище, есть деревянная танцплощадка, обнесенная высокими перилами. Так вот, если сесть верхом на эти перила лицом к реке, когда впереди ничего, кроме неба, кусочка земли и где-то на горизонте берега в дымке, то очень легко вообразить, будто скачешь на лошади. Ветер раздувает волосы, ноги болтаются в воздухе, грудь рвет от восторга, облака несутся тебе навстречу, липнут к разгоряченному лицу летучие семена цветущих трав, а впереди, буквально в двух шагах – обрыв, а внизу шумит-перекатывается вода. А девчонки говорят, что верхом на перилах сидеть вредно – от этого детей не будет. Вот дуры! Потому, что им ни за что не понять, как это поверить в то, что под тобой горячий конь, который готов ринуться в бездну, лететь, перебирая в воздухе тонкими ногами, упасть в воду, а затем вынырнуть на самой середине реки. Словно в фильме…
Фильм. Актриса.
- Коль… а ты не знаешь? Не видел… - неуверенно начинает Полина.
- Чего? – вздрагивает мальчик.
- Да ладно, ничего…

На пятачке возле одноэтажного деревянного корпуса собрались почти все. Сидят на позеленевшей от сырости бетонной тумбе: Сережка, Максим, Марат. Еще какой-то веснушчатый, в рубашке-ковбойке. Полина среди мальчишек своя.
- Мне сегодня в городе новый пистик купили. С пульками, - хвастает Максимка. – Давайте в войнушку…
- Чур я за наших! – одновременно вскидывают руки все. Кроме самого младшего, трехлетнего Артемки, Максимкиного братика. Тот сидит на бордюре и проводит эксперимент – зачерпывает сандалией мелкий гравий, а затем медленно высыпает обратно. Наклонив голову, прислушивается к шороху. Занятие мальчишке нравится.
- Горе ты мое, - с интонацией взрослого журит его восьмилетний Максимка.

Полина сидит в засаде и думает об Актрисе – вдруг та все же пришла на концерт. Интересно, одна или с тем дядькой? И стала бы она писать записки фокуснику, чтобы узнать будущее? А вдруг… вдруг… В животе похолодело – она больше никогда не увидит ее. И всю оставшуюся жизнь Полина будет укорять себя за то, что так и не узнала ее имени и названий фильмов, так и не попросила у нее фотографии с подписью.
- Понька… иди су-уда…только бырее, - из-под куста послышался хриплый голос Марата.
Низкие заросли шиповника и пируса затянуты густой паутиной, и в ней сидят серые мелкие паучки. Паучков Полина боится, но еще больше боится показаться трусихой. Втянув голову в плечи, зажмурившись, гусиным шагом она передвигается в сторону зарослей. Едва не вскрикивает, когда колючая ветка пребольно хлестанула по лицу.
- Смотри, они все на балконе, - шепчет в самое ухо Марат, едва не касаясь его губами. Губы у него вечно в каких-то болячках. – Что делать будем? Может из рогатки пульнуть?
Полина пожимает плечами. Смотрит, как на балконе Максим, Сережка и тот новенький рыжий, прильнули к окну и вглядываются внутрь комнаты.
- Чо там у них? – удивляется Марат.
- Пацаны, айда сюда! - шепотом зовет с балкончика Максимка и машет.
 Ребята покидают свои посты. Полина тоже бежит вместе со всеми.
- А девчонкам нельзя, - встает на пути Колян, грубо хватает ее за руку и, глядя под ноги, негромко произносит: Рано тебе такое смотреть.
- Чего? – возмущенно выдергивает руку Полина.
- Нельзя тебе туда, - повторяет Колян и легонько толкает Полину в плечо.
- Поль, иди отсюда. А… - разводит руки Сережка. – Иди по-хорошему….
- Вот придурки! Подумаешь, чего я там не видала!? – возмущенная девочка топает ногой.
- Тихо ты! – хором шикают на нее мальчишки.
 - Вот еще! – фыркает Полина. – Больно надо смотреть! Это когда взрослые голые друг на друге лежат? Фу! Гадость! Сами и смотрите! Придурки!

Полина обиделась. В носу защипало, будто от быстро выпитого стакана газировки. Сглотнула набежавшие слезы, шумно задышала. Подумаешь! Тоже мне, секреты! Загребая сандалиями мелкий гравий на узкой тропинке, шустро потопала прочь в глубину санаторного парка. Изредка навстречу шли люди, то парами, то поодиночке. Вероятно, возвращались с концерта. Раза два или три ее кто-то окликнул, но Полина, не поднимая головы, резко замахала руками.
Ноги будто сами принесли ее к парковой эстраде. Концерт уже закончился, огни были погашены, и сцена-раковина темнела на фоне наивно-лилового неба и темных силуэтов сосен, словно разверстая пасть огромного чудовища. «Море, море - мир бездонный…» - пело из динамиков на столбах.
Полина вышла из-за кустов и оказалась напротив сцены, возле третьей от нее скамейки. А на первой, спинами к девочке, сидели двое мужчин. Сидели полусогнувшись, перебирая или раскладывая что-то перед собой. Один из незнакомцев был в полосатой майке, второй в белой рубашке с закатанными рукавами.
- Думаешь, я ее не уговаривал? – басил здоровяк в майке. – Только что на коленях не ползал. Вот как!
- Она женщина своеобразная, ты сам знаешь, - негромко, но внятно отвечал ему второй. По голосу Полина узнала фокусника.
- Спросить или убежать? – мелькнуло в голове.
Предательски хрустнула галька под ногой. Мужчины разом обернулись.
- Батюшки, кто к нам пожаловал? Никак принцесса? - это действительно был фокусник, но уже не такой парадный, как два часа назад. – Ищешь кого? Ну-ка, подойди.
- Угу, - буркнула Полина и нерешительно сделала несколько шагов.
- Не бойся. Мы с Николаем Вадимычем тебя не обидим. Верно Коль?
- Верно, - подтвердил его товарищ.
 Между фокусником и мужиком в тельняшке на расстеленной газете - бутылки с пивом, кружочки огурца и огромный копченый лещ.
- Ну? И чего мы тут потеряли? – заглядывая в лицо Полине, спросил Николай.
Вблизи он похож на пирата. Волосы у него длинные, почти до плеч, светлые усы спускаются до подбородка, а во рту сверкает золотой зуб. И что Актриса в нем нашла?
Полина тревожно улыбается, мысленно спорит с собой: спросить или нет.
- Вы это… Ну, может, знаете… - собирается с духом Полина. - Она такая высокая, красивая... Наверное, актриса.
- Актриса? А в каком кино снималась твоя актриса? Или в каком спектакле играла? спросил фокусник.
- Вы фокусник, вы и отгадывайте! – неожиданно для самой себе выдала девочка.
- Ну вот, ежки-матрешки, здрасьти-приехали! – хлопнул в ладоши тот. - Ты уж загадала, так загадала… На вот, угощайся, и пододвинул к Полине газету с лещом.
Полина замотала головой и отстранилась.
- Ну нет, никакой актрисы мы не знаем, а вот погадать… Это, пожалуй, можем. Ладошку-то дай! – настойчиво попросил фокусник и пододвинулся к девочке.
Вблизи его большое лицо напоминало морду бульдога с оттянутыми веками. Изнанка век розовая в красной сеточке. Словно загипнотизированная, Полина протянула вперед кулак. Мужчина мягко взял ее за запястье, несильно надавил на сжатые пальцы, заставив тем самым кулак раскрыться. Ладони у него были настойчивые, но мягкие.
 - Э-э-э… девица… - зацокал он языком, близоруко вглядываясь в ее ладонь. Ты что же у нас, стихи сочиняешь?
 - Не-е-е-т…- испугано заблеяла Полина.
- А на руке написано, что сочиняешь…
- Это вы все сочиняете! – с досадой вскрикнула Полина, вырвала ладошку, резко отскочила и побежала прочь.

Больно бил по икрам летящий из-под сандалий гравий, хлестали по разгоряченному лицу гибкие ветки, бешено колотилось о ребра сердце. Остановилась девочка только тогда, когда резь в левом боку стала невыносимой. Некоторое время стояла, слегка наклонившись, успокаивая дыхание. Затем зашагала медленно и устало.
 Прошла мимо клумбы, сделанной в виде пятиконечной звезды. От клумбы густо и приторно пахло маттиолой и душистым табаком. Запах стоял над клумбой как густой туман, и его можно было раздвигать руками. В кустах негромко, будто нехотя вскрикивал сверчок. Полина села на бордюр, положила голову на колени.
Чуть поодаль, возле фонарного столба темнело что-то круглое. Это был еж. Он деловито тыкался носом в бордюр и возмущенно пофыркивал. Полина подошла, осторожно потрогала ежа по колючему горбику.
- Ежик-ежик, ты все знаешь, скажи мне, где ее искать? Никто-никто не знает, где она. И всем наплевать, – пожаловалась ежу Полина.
Луна спелая и крутобокая висела прямо над клумбой. Казалось, что достаточно подпрыгнуть, чтобы коснуться ее прохладного шершавого, как яблоко, бока.

Мама была в бешенстве. Резко распахнула перед девочкой дверь в комнату, грубо втолкнула внутрь. Несколько раз резко взмахивала правой рукой, будто готовясь ударить девочку.
- Где была, сволочь? Опять где-то шарахалась! Я же говорила, гуляй рядом с корпусом, чтобы я тебя видела!
- Да мы с пацанами… это… мы ежа поймали. Играли с ним. – Сама не очень-то веря в сочиненное на ходу, отвечала Полина.
- Три часа?!
- Чего три часа?
- Тебя три часа не было! Как только с вами этот еж не сдох! А я волнуюсь. Сколько раз вокруг корпуса оббежала. На площадке этой вашей была. И возле сцены, хорошо хоть мужики эти сказали, что тебя видели. Хотела уже по громкой связи объявить, что ты пропала! Вот позору-то не оберешься! Все дети как дети! И Колька твой дома давно!
Полина стояла, вжавшись в стену, ждала, пока мать остынет. Мама вспыльчивая, нервная, но отходчивая. Надолго ее гнева не хватит.
- Марш умываться!
Полина сопя стянула майку, надела ситцевый халатик, цапнула с подоконника щетку и пасту.
Уборная и душевые располагались в конце длинного, загибающегося буквой Г коридора. Возле последней, ближайшей к уборной двери, девочка неожиданно остановилась, словно кто-то ее позвал. Не голосом, а как бы мыслью.
Девочка огляделась, затем подошла ближе, осторожно подергала ручку и приложила ухо к замочной скважине. Изнутри раздавался тонкий будто скрип. Словно что-то покачивается. И тонкий тревожный аромат сочился из-за двери.

Ночью было неспокойно. Полина несколько раз просыпалась, то от комариного зуда, от резкого стука, от множества тревожных голосов, а то и от грохота собственного сердца, которое стало таким огромным, что не помещалось в груди и норовило выскочить через рот, отчего сбивалось дыхание.
- Спи! Чего разгулялась! - шипела на нее мать, тряся шишковатой в бигудях головой
 Всё суетливо ходили по коридору туда-сюда люди. Пытались говорить вполголоса, но срывались даже на крик.
- Куда! Куда тащишь-то!
Заскрипела дверь. Хлопнула. Пронесли мимо что-то тяжелое и длинное. Или снится все?
Утром Полина заметила на двери таинственной комнаты приклеенную бумажку с синим шлепком печати. Ни запаха, ни скрипа уже не ощущалось.

После завтрака вся компания была в сборе. Пацаны снова приняли Полинку в свой круг.
- Ладно, пошли с нами… - нехотя пригласил Колян и протянул ей сухую исцарапанную ладошку. – Только, чур, не визжать и не плакать! Ну, и самой собой, - мальчик понизил голос, - взрослым ни слова! ПонЯла?

Высокий и худой Сережка встал на подоконник и, просунув в форточку руку, открыл задвижку. Тяжелая, в обшарпанной краске оконная створка поддалась на удивление легко.
- Только быстро и тихо, - скомандовал Марат. - Я на шухере.

Комната, стены которой были выкрашены зеленой краской, была чуть просторнее, чем у Полины. Палас с дощатого пола убран, матрац на кровати поставлен на бок, дверцы пустого шкафа распахнуты. На фанерном днище кровати шариковой ручкой корявые буквы: «Сдеся жыли Оля и Катя с Арзомаса».
- Вот здесь она и висела, видите крючок на потолке? – с видом знатока рассказывал Колян, показывая пальцем на люстру.
- Кто? – раздалось сразу несколько голосов.
- Ну эта… Не знаю, короче. Слушайте… Шея длинная, ногами почти до пола достает.
- А зачем она повесилась? – спросил с балкона Марат.
- Откуда я знаю? И качается… Из стороны в сторону. И лица не видно, волосы его закрывают.
- А у нас сосед по даче повесился, в прошлом году, - обыденно произнес Максимка. – Батя говорит, что пил много, вот и допился. На ремне повесился…

И вдруг Полину словно кто-то позвал. Даже схватил цепко за локоть и потянул прочь от окна к стоящему возле двери шкафу. Между стеной и задней стенкой шкафа - узкая щель. Полина зажмурилась, протянула руку и нащупала что-то шершавое и холодное. Сжала пальцы, потянула, резко выдернула. На свету только и успела разглядеть, что это тетрадь в черной клеенчатой обложке.
Но успел заметить находку и Максимка, рванул тетрадь на себя.
- Мое! Мое! – кричит Полина.
- Дай позырить-то!
- Чо там, а, ребя?
Тетрадь, взмахивая исписанными листами, тяжелой птицей оседает на пол. На развороте видны вклеенные картинки из журнала и какие-то размашистые красные буквы, прочесть которые из-за набежавших слез Полина не может.
- А… так это песенник! У сеструхи такой есть! – мельком вглянув на поверженную тетрадку, делает вывод Колян. – Вечно вы девчонки глупостями занимаетесь. Стишки всякие друг другу пишете.
- Ах ты, рыжая кобыла, ты зачем секрет открыла! – на ухо завопил Максимка.
- Да бери ты.. ладно. Сказано, не реветь…
Взбешенная Полина схватила тетрадь, сунула под майку. Затем резво вскочила на подоконник, ударив Маратика локтем по лицу, и дальше через резные балконные перила вниз – в затянутые паутиной кусты. И не обращая внимания ни на пауков, ни на боль в лодыжке  - прочь, прочь…
- Девчонка! – полетело вслед презрительное.

Тетрадь пахло тонко, свежо и еле уловимо. Так пахнет первый снег, так пахнут ландыши и тонкие стрелки первой травы, так, наверное, пахнут духи «Шанель номер пять», которые загадывала толстуха в шляпе.
Несколько мгновений девочка благоговейно гладила шершавую обложку, дергала пальчиком чуть подогнутый нижний уголок. Затем наугад открыла. Клетчатые листы исписаны крупным пляшущим почерком. Крючки, полукружья и палочки складываются в буквы, буквы в слова, а слова... Слова звучат уже где-то в голове. Тихие, нежные, как перезвон хрустальных колокольчиков в новогодней сказке.
И вроде не меньше ни песен, ни света.
Вчера я узнала - закончилось лето.
И вроде все также - озера и реки,
под смуглой ладонью дрожащие веки,
Все также беспечно дымлю сигаретой,
но ты мне напомнил - закончилось лето.
Может, прав Колян, и это просто песенник… или анкета. Девчонки в старших классах заводят такие тетрадки, где пишут разные глупые вопросы, а затем на них отвечают. Твои любимые цветы? С кем из мальчиков ты дружишь? Ты уже целовалась? А здесь напиши мне стишок. И какая-нибудь чушь, вроде «охотник любит белочку, а мальчик любит девочку».
А как неумелы - кружочки, крючочки,
звериной тропой подбираются строчки,
Немного безумной, немного поэта,
Как вдруг кто-то скажет - закончилось лето

И вдруг Полинка все поняла, увидела осознанно и будто наяву – как легкая ткань платья струится вокруг ног, и как Актриса - тонкая, полупрозрачная, подсвеченная заходящим солнцем, парит в воздухе, покачивается….
И вроде все в мире течет без обмана
И яблоки слаще, и гуще туманы.
Все также размеренно кружит планета,
Никто не заметил, как кончилось лето.


Рецензии
Творческие тонкие натуры неизбежно одиноки. Юная героиня встретила родственную душу. Очень понравился рассказ. Спасибо

Ива Столярова   15.05.2014 21:05     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.