Первый фестиваль

      Приятно поделиться добрым воспоминанием и хорошим впечатлением. В субботу 14 сентября этого года в Пустыньке поблизости от места, где когда-то была усадьба Толстого, состоялся первый международный фестиваль Козьмы Пруткова.
      Горожан повезли на автобусе от метро «Московская» и в пути поэты с писателями наговорились всласть, особенно в хронической пробке у поворота на Колпино. Часам к двум на тропе от автобуса к полевой кухне нас в костюмах той эпохи  встречали представители хозяев и снабжали программкой. Кто хотел, мог в группе «В КОНТАКТЕ» узнать всё заранее, кто сторонится виртуальной жизни, читал с листа, ободряясь чудным ароматом гречневой каши, не оставлявшим равнодушными даже сытых. Поскольку автор из интернетзависимых и об ожидаемых событиях имел представление, двинулся прямо к каше, но программку прихватить не забыл.

      До парада литературных мистификаций, имевшего быть с двух до трёх часов дня, самая сплочённая группа литераторов была замечена в очереди к полевой кухне. И каша того стоила! Под навесами на столах жаждущих ожидал чай, квас и пиво. У запасливых было с собой, конечно, но и тут таился  сюрприз: попытки выявить в запасах что-нибудь, кроме виски, не увенчались. Объяснение этому фестивальному феномену ещё дадут, вероятно, грядущие поколения, но... продегустировав всё, что заметил, автор определил однозначно: во фляжках и пластиковой таре был только этот напиток – виски. При этом ни одной стандартной бутылки в поле зрения не определилось ни разу, кроме пивного пластика, конечно. Уже улучшая самочувствие светлым нефильтрованным, автор в первый раз за этот особый день подумал, что нетленный дух Козьмы Пруткова тут присутствует. Хотелось искусства и добавки каши, но до самого обеда было только искусство. Зато много!

      Место проведения от печальных толстовских руин отделяло метров сто. Кочковатый пустырь выкосили, подсохшие обрезки стеблей неистребимого борщевика оказались удобны для тушения окурков. На десятой части гектара организовался круг палаток и тентов для отдельных действ. Курящие выбегали из палаток и резво возвращались к процессам.
 
      Почва с её неровностями и сорняковыми пеньками ощущалась всей стопой через подошвы летней обуви отчётливо, а погода порадовала таким ясным бабьим летом, что подозревать дух Козьмы в сговоре со стихиями было уместно. Если вообразить себе это кольцо палаток перстнем, то роль адаманта исполнила любовно устроенная эстрада. Там выступали самые важные гости, пел наши и болгарские песни ансамбль и там же вручали награды.
 
      На полпути от центра фестивального круга до руин казачество жарило шашлык. Областных жителей чистым воздухом не удивишь. Для выходцев из каменных джунглей, не пожелавших утонуть в наших питерских болотах, симфония природной свежести и аппетитных запахов в сочетании с творческим ропотом, доносящимся из палаток, с гомоном говорунов в рассредоточенных по полю компаниях и с речами выступающих в той палатке, где концентрировался твой главный интерес... Понимаете, эта особая комбинация смыслов, звуков, видов и запахов – настоящий праздник!
 
      Кровососущих из палаток изгнали особыми излучателями, мощности усилителей хватало, чтобы несколько десятков слышали своего выступающего чётко, но фон не ускользал. И когда на эстраде в чтецах и музыкантах наступала пауза, талантливый гитарист наигрывал соло из ранних Pink Floyd, а душа рвалась ввысь...

      По этой ссылке услышите то же, что и мы тогда, но на сцене играли без слов и только акустику из самого начала.

http://grooveshark.com/#!/s/Wish+You+Were+Here/4Zl0G3?src=5

      Было волшебно и удивительно по-прутковски. Название песни обычно переводят, как «Рады, что вы тут». Один шутник в далёкие советские времена утверждал, что смысл названия: «Вам бы туда попасть»... По следующей ссылке можно послушать весь альбом:

http://grooveshark.com/#!/album/Pink+Floyd/8564046

      Если кто-то скажет, что дух Козьмы не любит ранний Pink Floyd, не верьте злослову! Теперь точно любит.

      С двух до трёх часов по плану было общение с нашей группой изданий и презентация очередного номера возродившегося журнала «Ленинград». Как ни жаль, но о «Параде мистификаций», о встрече с А. Могучим и С. Носовым и о встрече с представителями литературных объединений Ленинградской области на базе лито «Мгинские мосты» впечатлений не имею – интересное происходило одновременно. Вот уж воистину, если ты не виртуальный, быть тебе рабом времени и пространства.
 
      Наша палатка была полна. Говорили о недавнем юбилее журнала «Вокзал», о славном и скорбном прошлом «Ленинграда» и возвращении журнала к жизни, о школе для юных дарований в Аничковом. Поэт и прозаик Антон Погребняк прочитал одну из лучших миниатюр редактора поэтических страниц журнала «Вокзал» Оли Туркиной, поэт Николай Неронов читал один из лучших стихов постоянного автора представлявшихся журналов Елены Качаровской. То, что нормальные мужики взялись озвучить написанное от женского лица – тоже было по-прутковски. Сами попробуйте, увидите, как это сложно, если не кривляться и не пародировать. И им удалось!
      Особый интерес вызвал рассказ о школе для младших. Слава литературного объединения, живущего в стенах бывшего Дворца пионеров, и так велика, но живой разговор о том, как помогать юным и как не ранить – это специально, как пиар-экспромт, не срежиссируешь. Желающих выступить хватало, никакой предварительной записи не велось, ощущение литераторского «джэма» одаривало радостью. И тут виртуальный Козьма нам ещё раз улыбнулся. Олег Чабан поведал о критике, Сергей Шаповалов показывал третий номер «Ленинграда» и описал, как воспринимали тот, первый, в блокадных окопах, авторы представляли не столько себя любимых, сколько коллег и издания. Критическое высказывание гостя, имеющего репутацию серьёзного поэта, не сбило приятного настроя, но потом он представил свои личные достижения и после чтения имперского стиха образ Пруткова показался присутствующим самой своей чеширской улыбкой. Никто Козьму не увидел, но многие ощутили.
      Учителя из Никольского интересовались, почему в названии журнала «Другие Люди» две большие буквы. Роман Всеволодов, уважаемый «папенька» и «Вокзала», и «Других Людей» объяснил.  Это концептуально. Многие никому не известные и нигде не печатавшиеся авторы в этих журналах обретают имя и путь. Не в том дело, что есть ЭТИ и ДРУГИЕ, а в том, что другие после журнала перестают быть безликими. Другие и Люди становятся именами собственными. Иногда публикация меняет судьбу автора. Должен заметить, невидимый Прутков ухмыляться под такие речи и не подумал. Он был романтичен и задумчив.
      Туманная, как сырое утро в нашем городе, концепция журнала «Вокзал» – тоже вполне по-прутковски. Как бы англичане ни гордились тайной первейшего клона планеты, его условно называют Шекспир, даже если предполагают авторство сверхталантливого вельможи. И кто кому маска, кто кому покровитель – вопрос, на который ответа уже не будет. Это же и не клон в  привычном понимании, ибо были реальные люди со спорными свойствами. Создать виртуальную личность большого масштаба с весомым творческим багажом, да ещё и втроём... Как это по-нашему! С первых номеров журнал «Вокзал» принимал тексты, а автор имел право вообще не появляться в поле зрения редактора и коллегии. Не придавалось значения именам и репутациям. Всё говорил текст. Произведения Пруткова долго воспринимались, как плоды трудов реальной личности, но... Мы же знаем, как было! Сейчас знаем. «Вокзал», будто в память о Козьме, изначально принял право автора на транзит и анонимность. Произведение важно, псевдоним или паспортное имя – нет. Если бы творчество Толстого и Жемчужниковых было бы ничтожным, хоть Козьмой Шекспирычем назвали бы, а затея бы кончилась ничем.
 
      Начиная поход, уносим ли мы с собой вокзал, когда вагон двигается и всё началось? Или в памяти образ, воспоминание уже отличается от скрупулёзно исполненного снимка вокзала и остывающий след путешественника – всё, что оставил человек позади, а впереди у пассажира цель. Путь, прибытие, открытая карта... А помнит ли вокзал нас? Что это за место, где кто-то побывал однажды, а кто-то бывает часто, но все хотели одного и того же? Есть ли биоэнергетическая субстанция, учитывающая нас, пополняемая нами? Как-то не верится в односторонний процесс – с закрытыми глазами мы без особых проблем вспомним множество вокзалов, а они нас... Нет? Пальцев на руках не хватит, чтобы сосчитать авторов, помнящих журнал и имеющих в душе его образ. А «Вокзал» их помнит? Даже тех, кого не существовало, кто был не воплощённым автором, а ипостасью, одним из слепков с ума и фантазии реального человека с совсем другим именем или без имени, а только с псевдонимом, присвоенным в сети придуманной личности. Но у этого генетического брата или сестры Пруткова были произведения и было важно позволить встретиться читателю и тексту. Как пассажиру с дорогой! Без вокзалов и поездов притопывать на месте и кричать «чух-чух, ту-ту!» можно сколько угодно. Пока фонтан не иссякнет...

      До четырёх часов планировались мастер-классы, встреча с Константином Мелиханом, с художниками-карикатуристами и чуть позже творческий вечер Владимира Стоянова (Болгария), но мы всё пропустили. У нас в палатке был мастер-класс автора афоризмов писателя О’Санчеса. И тут дух Пруткова нас не оставил без авантюры! Поблизости скромно прогуливалась китайская делегация. Грех было не пригласить их и поспели они аккурат к афоризму: «Даже китайцы не могут подделать индийское кино!» Готов спорить, писатель это сделал не нарочно – просто совпало. Да? А вот довольная физия незримого покровителя фестиваля свидетельствовала, что бывают только непознанные закономерности! Но несомненным перлом дня было сверхлаконичное: «ИНЦЕСТ С КОЗОЙ». Это настолько в лоб, но так изящно и настолько про козлов двуногих, что... Ну, нет слов. Только аплодисменты! Жаль было отпускать писателя. Назвал он действо «Ближе к слову» и все присутствующие приблизились. Козьма свидетель!

      А вот и кульминация. С половины шестого в желтовато-красноватых красках подкрадывающегося заката приступили к торжественному – состоялось награждение победителей конкурса Козьмы Пруткова от «Литературной газеты» и награждение лауретов Международного фестиваля Козьмы Пруткова 2013. Тра-да-да-даммм!!! Фанфары!!!
      За успехи в создании пьес медаль и сопутствующее получил Роман Всеволодов. Не только аплодисменты. Были приветственные клики и видно было, что от души. Радостно шумела молодёжь из Аничкова, а солидняк просто хлопал. Выкрикнуть что-то бодрящее и поздравительное хотелось и мне, но в группке седовласых и полысевших мы просто улыбались и аплодировали. Медаль лауреата за публицистику получил Сергей Шаповалов. Я бы добавил номинацию «За подвижничество» и дал бы ещё. Но о медали с ликом Козьмы я потом ещё скажу. В конце.
      Награждалось больше десятка талантливых и послуживших пером отечеству, но всех перечислять не буду. После вручений было горячее у полевой кухни, вольное общение и весёлый фестивальный бардак. Было тепло душевно и уезжать не хотелось. Телесно было тоже тепло и многие провели день в рубашках, а солнышко нас приветствовало. Ехать подано было уже около восьми. На закате становилось прохладно, но не градусы и скука увели с поля. Подустали. Насыщенный день был. И хороший.

      Шутки кончились. Давным давно мещанство стало сословием и внесло в культуру империи нечто, сподвигшее Толстого, уже известного и даже маститого, побороться с тупняком и пошлостью. Субкультура прислуги была своеобразным клоном культуры господ. Ухудшенная копия? Да, кладите кальку на холст и срисуйте «Утро стрелецкой казни» или «Богатырей» специально для оклеивания сундука, сбацайте на гармошке с балалайкой шлягерочек из Чайковского. Если образование и склонность позволит, писните слезоточивое танго или душещипательный романс под титры «ДОМА-2». О прозе просто промолчим. Конечно, при скромном даре и без образования даже частушки по-шариковски получиться могут хуже кабацких. Как ни киркорься, как ни пугачись, а дозвездиться до классика шансы не очень, разве что пшикнешь на манер бракованной петарды. Вот только борьба с омещаниванием со времён появления незабвенного Козьмы Пруткова не осадила мещанскую культуру на подобающее место. И пошлая версия империи даже в нынешней постсоветской мутации так тиражирует помпезную серость, что мещанская кажется победившей, а бывшая культура и на статус субкультуры не очень-то тянет. Или?..

      Когда смотрел на медаль с ликом Пруткова, показалось, подмигнул мне бронзовый Козьма. И было в его плутоватой усмешке что-то типа намёка и совета. Даже два совета: НЕ СКИСАЙ и НАЧНИ С СЕБЯ!


Рецензии
Спасибо! Очень интересно.
Считается, что Хармс, Введенский, Олейников были родоначальниками русского абсурдизма в литературе. Но вот, пожалуйста, Прутков - чем не абсурд? Да и Пушкин в "Истории села Горюхина" за сто лет до родоначальников. И и гоголевский "Нос"...
Всего доброго!


Буковский Юрий 2   21.09.2013 16:23     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий Анатольевич.
На собственном сайте фестивального проекта, кажется, была хорошая статья. Там имелись мелкие технические огрехи, исправил, как мог.
Сама статья вот:

«Подобие Фиваиды, Пустынькой нарекаемое…»
Имение А.К.Толстого Пустынька и обстоятельства «рождения» Козьмы Пруткова

Отыщи всему начало, и ты многое поймешь…
Козьма Прутков

Семь греческих городов, как известно, оспаривали право называться родиной великого Гомера. Нешуточное соперничество идет и за высокое звание родины русского мыслителя и стихотворца Козьмы Пруткова. Порой местом рождения Пруткова называют имение А.К.Толстого Красный Рог Мглинского уезда Черниговской губернии (ныне Брянская область), где прошли детские годы писателя и куда он вернулся, оставив службу. По другому же утверждению, мыслитель явился на свет в деревне Павловка Елецкого уезда Орловской губернии (ныне Липецкой области), принадлежавшей богатому елецкому помещику Михаилу Жемчужникову – отцу поэта и драматурга Алексея Жемчужникова.

Тем не менее, на наш взгляд, есть на Руси замечательный и живописный уголок, который с не меньшими основаниями может именоваться родиной Козьмы Пруткова. Это усадьба Пустынька на речке Тосне, купленная матерью писателя Анной Алексеевной Толстой. Само название усадьбы заставляет вспомнить об уединенной молитвенной жизни, о сакральной созерцательности. В письме историку Н.И.Костомарову Толстой так называл свое имение: «Подобие Фиваиды, Пустынькою нарекаемое…» (Фиваида - регион в
Египте, где поселились раннехристианские монахи-отшельники). Алексей Константинович Толстой был глубоко верующим человеком, и эти духовно-мистические аналогии не могли не настраивать его на особый творческий лад.

Именно с Пустынькой, по нашему мнению, связаны самые ранние моменты яркой творческой жизни мыслителя, поэта и директора Пробирной Палатки Козьмы Пруткова.

Некоторые произведения, которые ныне выходят под именем Пруткова, лишь впоследствии были объединены в единый «прутковский» цикл. Так, в 1850 году соавторы Толстой и Жемчужниковы пишут водевиль «Фантазия», который на следующий год был поставлен на сцене Александринского театра. Свои имена авторы утаили от публики, подписав пьесу инициалами Y и Z .

Есть основания утверждать, что «Фантазия» была написана в имении Пустынька, которое было куплено у литератора А. Копьева – известного столичного острослова и драматурга, автора нескольких популярных комедий, в том числе «Обращенный мизантроп или Лебедянская ярмарка», «Что наше, тово нам и не нада».

Среди исследователей нет единодушного мнения, когда именно была приобретена Пустынька, хотя этот вопрос представляется принципиальным для определения точного места рождения Козьмы Пруткова. Есть важная подсказка для исследователя. Поскольку Алексей Данилович Копьев скончался 5 июля 1846 года, то следовательно Толстые стали хозяевами имения не позднее этого времени. (Покупка Пустыньки у единственного сына Копьева Юрия Алексеевича исключается, так как в старости отец проклял его и лишил наследства).

28 апреля 1850 года Алексей Константинович Толстой по высочайшему повелению был прикомандирован к сенатору князю Давыдову для ревизии Калужской губернии – поводом для этого послужил донос на губернатора Смирнова. Возведенные обвинения в итоге не подтвердились.
В ноябре 1850 года А.К. Толстой покинул Калугу и уехал в Санкт-Петербург. «Хотя он и объяснял свой отъезд болезнью вызвавшего его к себе Василия Перовского (дяди писателя – авт.) , но, по всей вероятности, одною из причин его возврата в Петербург были приготовления к постановке на Александринскую сцену «Фантазии» Козьмы Пруткова», – отмечает биограф писателя А.А.Кондратьев.

Водевиль «Фантазия» не был принят публикой, а кроме того – драматическое произведение вызвало неудовольствие присутствовавшего в театре императора Николая I. Первая постановка пьесы оказалась и последней. Как отмечают исследователи, «причина провала «Фантазии» на сцене Александринского и состояло в том, что ни публика, ни критика не восприняли пьесу как пародию. Ее сочли плохим водевилем. Публика не уловила юмора в отношении авторов к жанру».

Алексей Толстой был известен в литературных кругах с 1841 года, когда увидела свет фантастическая повесть «Упырь», то есть к созданию Козьмы Пруткова он пришел уже зрелым и состоявшимся автором. Идея приписать различные сатирические произведения, в том числе водевиль «Фантазия», одному лицу – Козьме Пруткову, – появилась у соавторов в 1853 году. Дальнейшая работа над сочинениями Пруткова шла в Петербурге и его окрестностях, о чем в старости Алексей Жемчужников рассказывал юному Ивану Бунину: «Мы, я и Алексей Константинович Толстой… жили вместе и каждый день сочиняли по какой-нибудь глупости в стихах, потом решили собрать и издать эти глупости, приписав их нашему камердинеру Кузьме Пруткову». В 1853 году к творческому союзу Алексея Толстого, Алексея и Владимира Жемчужниковых присоединился Александр Жемчужников.

Унаследовав имение после смерти матери, Алексей Константинович Толстой часто жил и работал в Пустыньке, принимал здесь гостей, среди которых были А. А. Фет, П. Полонский, Н. И. Костомаров, И. А. Гончаров и многие другие. Знаменитое стихотворение Толстого «Колокольчики мои» было посвящено цветам, сорванным на берегу Тосны…

В 1862 году А.К. Толстой писал И.С.Тургеневу: «Стыдно будет, если не заедете в Пустыньку. Ведь это ровно ничего не значит: стоить только Вам взять билет до Саблина (вторая станция от Петербурга). Вы приедете в 1 час пополудни, а на другой день
можете выехать в Москву опять-таки в 1 час пополудни, а здесь много хорошего, а именно: рвы, потоки, зелень, комнаты с привидениями, хроники, старая мебель, садовник с необыкновенно крикливым голосом, древнее оружие, простокваша, шахматы…»

Имение Пустынька стало свидетелем трогательной любовной истории, изменившей жизнь Алексея Толстого. Сюда после смерти матери, противившейся браку сына, писатель привез Софью Андреевну Миллер, союзу с которой препятствовал также и затянувшийся бракоразводный процесс Софьи и полковника Миллера. «Софья Андреевна и ее родственники жили в Пустыньке, и Толстой, если даже был занят при дворе, уезжал туда при первой возможности. Дом на берегу Тосны был для него в то время значительно приятнее интимных вечером и семейных обедов в Петергофе и Царском Селе, куда он не имел возможности ввести свою подругу», - пишет биограф Толстого А.А.Кондратьев.

Годы, проведенные в Пустыньке, стали для А.К. Толстого счастливыми и плодотворными. Поэтому исследователь творчества писателя имел все основания назвать Пустыньку «поэтическим Парнасом». В Пустыньке царил дух Пруткова – атмосфера вечной игры, дружеского озорства и шутовства. Любопытные воспоминания о Пустыньке оставил Афанасий Фет, побывавший здесь в 1862 году. «Невзирая на самое разнообразное и глубокое образование, – вспоминал Фет, – в доме порой проявлялась та шуточная улыбка, которая потом так симпатически выразилась в сочинениях «Козьмы Пруткова». Надо сказать, что мы как раз застали в Пустыньке единственного гостя – Алексея Михайловича Жемчужникова, главного вдохновителя несравненного поэта Пруткова. Шутки порою проявлялись не в одних словах, но принимали более осязательную обрядную форму. Так, гуляя с графиней в саду, я видел в каменной нише огромную, величиною с собачку, лягушку, мастерски вылепленную из зеленой глины. На вопрос мой – «что это такое?» – графиня со смехом отвечала, что это целая мистерия, созданная Алексеем Михайловичем, который требует, чтобы другие, подобно ему, приносили цветов в дар его лягушке. Так я и по сей день не проник в тайный смысл высокой мистерии». Уже после смерти А.К.Толстого в Пустыньке гостил русский поэт и философ Владимир Соловьев.

Увы, имение Толстого не сохранилось до наших дней, как не осталось и фотоматериалов, позволивших нам хотя бы примерно описать внешний и внутренний вид Пустыньки, которая, по мнению частого гостя усадьбы критика А.В.Никитенко, представляла собой «нечто вроде роскошного замка». Но лучшим памятником Пустыньке могут служить гениальные произведения, написанные хозяином усадьбы и его гостями. Имение Пустынька по праву занимает достойное место в «литературной географии» усадеб русских писателей среди Михайловского и Ясной Поляны, Шахматова и Красного Рога.

Ирина Тарасова, Александр Беззубцев-Кондаков

1. Кондратьев А.А. Граф А.К. Толстой. Материалы для истории жизни и творчества. СПб., 1912. С. 27
2. Смирнов А. Козьма Прутков. Жизнеописание. СПб., 2010. С. 180
3. Кондратьев А.А. Граф А.К. Толстой. Материалы для истории жизни и творчества. СПб., 1912. С. 46
4. Трухин М.Д. А.К.Толстой и мир русской дворянской усадьбы. М., 2009. С.

Вроде бы, может пригодиться.
С уважением,

Выходец Из Арройо   25.09.2013 16:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.