О книге Е. Додолева - А. Градский. The Голос -

 Перед тем, как начать читать эту книгу, решил вспомнить, когда впервые услышал песни Александра Градского…

Давно это было, но точно помню, что первой была песня «Синий лес», которую Александр исполнял в составе своей теперь уже легендарной группы «Скоморохи» в одной из программ радиостанции «Юность». Была такая станция в 70-х годах, которая вещала в вечернее время на волнах главного радио. Потом были песни «Жил был я», «Испания», рок-опера «Муха цокотуха»… Талант Градского уже тогда был очевиден, и голос поражал своей силой и диапазоном. Потом он вел, кажется, еженедельную (или ежемесячную?) программу «Хит-парад» на той же станции, в которой часто звучали неизвестные широкой аудитории песни… Ещё позднее был ошеломительный успех фильма А. Кончаловского «Романс о влюблённых» с музыкой Градского (Киндинов плюс Коренева в главных ролях.) Дальше – диск «Стадион» с целым цветником знаменитых артистов – от Пугачёвой до Камбуровой и Ярмольника. Дальше за творчеством Градского уже не следил, переключив внимание на других талантливых. Благо их тогда появилось множество.

Какие песни в исполнении Градского для меня лучшие? Пожалуй, самые известные – «Как молоды мы были», «Песня о друге» и «Южная прощальная».

Не могу не отметить, что книга матёрого журналиста Евгения Додолева читается очень легко (особенно первая половина) и, что называется, «держит». Это её главное достоинство. Удачны структура, вёрстка, шрифт…  Много любопытных фотографий. С первых строчек понимаешь, что автор давно лично знаком с героем книги и располагает многим интересными фактами не только творческой, но и личной жизни Александра Градского. Уже в самом начале в разделе «От автора» Додолев подчёркивает незаурядность своего героя и его весомую роль в карьере многих знаменитых сегодня музыкантов. И делает это словами самого Градского:

« …Женя Хавтан, которого я направил на работу в Московскую областную филармонию, где приняли его программу, которую не должны были принять тоже предпочитает это не помнить… Вот и Пугачёву я на работу принимал в «Весёлые ребята»… По моей инициативе лауреатами Госпремии стали Игорь Бутман, Елена Камбурова, Давид Тухманов… Изумительной Изабелле Юрьевой «пробил» Премию Президента… Как-то давно мы с Лёвой Лещенко неплохо выпили, и он сказал «Если бы тебя много показывали, мы все должны были бы застрелиться».

Последнее высказывание сегодня во многом потеряло свою актуальность. После показа по ТВ «придуманного голландцами и обкатанного в Европе» шоу «Голос», «раскрученности» А. Градского в телеэфире могут позавидовать даже «короли попсы» Киркоров и Басков.

В своей книге Е. Додолев год за годом прослеживает творческий и жизненный путь Александра Борисовича. Много интересных откровений. Вот, к примеру, объяснение его любви к тёмным очкам:

«Сначала в этом было подражание – мне очень нравился актёр Збигнев Цыбульский, а он был в тёмных очках. Вдобавок у меня с семи лет сильная близорукость. И потом есть одна интересная вещь – когда ты смотришь отсюда, изнутри, то изображение ненамного темнее, оно почти такое же. То есть ты- то видишь всё, а твои глаза не видны. Мне, наверное, всегда хотелось отгородиться от других людей».

       По-журналистски смачно Додолев подробно описывает как, где и в какой связи Градский первым придумал сленговые слова «совок» и «журналюга». А также как родились известные строчки:

«Да, мы не ждали перемен, И вам их тоже не дождаться.
Но надо, братцы, удержаться От пустословия арен
И просто самовыражаться, Не ожидая перемен».

       Кроме творческой биографии много места в книге уделяется взаимоотношениям Градского с властями, его умению ладить со всеми. Вот что говорит на эту тему Александр Борисович:

« Вопрос не в том, что якобы боюсь поссориться с начальством. Многие из тех, кто сейчас рулит в правительстве и ездит на работу в Кремль, когда-то пробирались на наши с Андрюшей Макаревичем концерты через окна туалетов. Это факт. Речь не об индульгенции или охранной грамоте, скорее о возможности спокойно жить и работать… Повторяю, лично у меня нет поводов для протеста… Зачем зря жужжать, если ты не пчела?»

Чуть дальше Александр Градский объясняет, почему мысль об эмиграции никогда не приходила ему в голову:

«… Зарубежная публика всегда принимала меня хорошо, однако идеи уехать у меня никогда не было. Если бы была, я бы уехал. Но для меня наличие корней имеет большое значение: уезжаешь, а корни из чужой почвы не подпитываются. Вот и получается, что наша жизнь, бедная и неухоженная, мне милее, чем всё, что я видел за границей».

Замечу, что этот ответ очень похож на то, что говорили на эту тему В. Высоцкий и Б.Гребенщиков.

       Много места в книге уделяется бытовой стороне жизни Гения (именно так именует музыканта Додолев). Сколько и какие были жёны, сколько и от кого детей, как решает жилищные вопросы («Буду покупать детям квартиры. Метров по сто двадцать каждому»).

Короче, книга получилась очень содержательной и крайне любопытной со многих точек зрения.

         В заключение несколько ложек дёгтя. (Как говаривал герой известного фильма, – «Надо, Федя! Надо!»).

Первое.  Когда пишешь книгу об известном человеке есть большой соблазн, пользуясь случаем, подчеркнуть и собственную незаурядность и неслучайность появления в этом бренном мире. Как правило, авторы таких книг публикуют ненароком одну-две фотографии «себя любимого» в компании со своим героем. Евгений Додолев оказался «слаб» в этом отношении и опубликовал аж шесть(!) своих фото. (Это не считая множества мелких бытовых деталей книги, таких как - «мы с женой тем вечером просто бухали у Александр Борисыча дома»).

Второе.  Автор просто в восторге от Первого телеканала и от К.Эрнста лично («на Первом есть «шеф» от Бога»). Кстати, недавно и А. Макаревич назвал этот канал примером «качественного телевидения». На фоне того, что оба не скрывают давнюю дружбу с Генеральным продюсером, такие откровения вполне объяснимы. Мелькание Андрея Вадимыча и Александра Борисовича на Первом не оставляет сомнений в том, что эта любовь носит подозрительно взаимный характер. Нам остаётся лишь завидовать. А также смириться с тем, что целыми днями вынуждены смотреть на первой кнопке то игру в «поженимся», то в «миллионера» с узким кругом одних и тех же лиц, то всероссийское обсуждение событий на овощной базе и яйцеклетки А.Б.Пугачёвой, то двухсерийную мыльную оперу с семейством Александра Малинина в главной роли, то плачущих цыган на груди супер-ведущего неутомимого (и неугомонного) Андрея Малахова.

Что делать - вполне возможно, мы с Евгением Додолевым по-разному воспринимаем пошлость.

Третье.  Как-то А.П. Чехова спросили о том, почему в его книгах нет крепких выражений, с которыми каждому приходится сталкиваться в жизни. «Это ниже моего достоинства» - ответил великий писатель, который избегал мат не только в творчестве. (Не будем здесь говорить о христианстве, которое, мягко говоря, осуждает сквернословие в любых его проявлениях). О том, что нецензурные выражения не ниже достоинства Е. Додолева и А. Градского читателю разъясняется на нескольких страницах книги. Причём, подробно, подводя под это дело некую теоретическую базу. Зачем это надо было делать, мне совершенно не понятно.

      А книгу всё-таки почитайте. Рекомендую.








Другие материалы автора о музыке - http://www.proza.ru/avtor/tektonika&book=6#6


Рецензии
И книга, и отзыв о её герое кажутся однобокими. (См. Отцы и дети Русского рокаhttp://www.proza.ru/2015/11/24/1225)
Любопытно, за что Градского назвали отцом русского рока, и почему он отрёкся от этого звания.

Геннадий Гаврилов   26.11.2016 15:09     Заявить о нарушении
Поскольку не вполне ясно, кто является матерью русского рока, думаю, нет смысла искать его отца.)
Спасибо,Геннадий, что читаете и откликаетесь!
С уважением,

Сергей Горцев   26.11.2016 16:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.