Толстой сегодня
и предтеча христианского возрождения.
На гениальной личности и жизни
Л. Толстого лежит печать какой-то
особой миссии.
Н.А.Бердяев, 1912 г
7 (20) ноября 1910, станция Астапово, Рязанская губерния, Российская империя)...
Сегодня дата ухода из земной жизни Льва Николаевича Толстого хмурым ноябрьским днём.
Эту смерть ждали, на нее надеялись как на избавление русского народа от антихриста во плоти. Церковные иерархи молили Господа о ниспослании смерти писателю. Московская газета «Новости дня» от 14 июля 1908 года на передовой полосе поместила молитву Иоанна Кронштадтского. Она звучала так: «Господи, умиротвори Россию ради церкви Твоей, ради нищих людей Твоих, прекрати мятеж и революцию, возьми с земли хулителя Твоего, злейшего и нераскаянного Льва Толстого и всех его горячих последователей…».
.
Я мог бы пропустить дату, если бы не услышал на одном радиоканале, который я довольно часто слушаю. Дату отметил ведущий, к которому я, признаюсь, питаю далеко не добрые чувства. И всё же надо отдать должное, - хоть и недобрым словом, но упомянул, тогда как повсюду было молчание.
Но было бы наивно ожидать от этого человека, ксенофоба , эрпэциста и глашатая военщины, что-либо, отличное от официозной пошлятины: «Льва Толстого знают как талантливого писателя, но мало знают о его религиозных заблуждениях, как еретика, на опасность ереси которого в течение десяти лет указывал св. Иоанн Кронштадтский. Толстой не признавал возможность прихода Иисуса Христа в теле, не признавал воскресения из мёртвых, а понимал только, как растворение и слияние всеобщее. Но к концу жизни он хотел раскаяться, но к нему не допустили святителя Варсанофия….: «Хоть он и лев, но не смог разорвать дьявольское кольцо…» - было сказано, не без ядовитой ухмылки, в заключение.
Минуло два года после100 летнего юбилея со дня смерти графа Льва Николаевича Толстого.
Хотя юбилея фактически не было. Какие-то жалкие упоминания , тихо, без церемоний. Может это и хорошо. Как-то не вписывается он в современное общество «при виде того, что совершается дома».
Он по-прежнему неудобен как для власти, так и для церкви.
Ну, а как иначе? Лев Толстой – противник государства с его насилием и патриотизмом, и он же – противник лжехристианства с его насилием и патриотизмом тоже.
ОН - СТРАШНЫЙ ВРАГ ХРИСТИАНСТВА… - так писал молодой Бердяев, тот Бердяев, который в известной статье «Духи русской революции», подверг Толстого уничтожающему бичеванию, нанося удар за ударом с каким-то эстетическим удовольствием, даже остервенением, будто имел к нему свои особые счёты.
Похоже, это была дань времени, - тогда на Льве Толстом, как на груше, отрабатывали боксёрское искусство полемики многие начинающие и многообещающие философы и писатели. Пинков было намного больше, чем похвалы. «Меня бьют со всех сторон, - писал Толстой, - если точно я живу /не отчасти/ по воле Бога, то безумный, больной мир не может одобрять меня за это. И если бы одобрял, то я перестал бы видеть и искать волю Бога. Таково было Твоё благоволение» .
… И ПРЕДТЕЧА ХРИСТИАНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Что это? Парадокс? – Нет.
Уже поздний Бердяев писал:
Л. Толстой был великим пробудителем уснувшей совести. Он требовал, чтобы люди, верующие в Бога, жили и действовали иначе, чем в Бога не верующие. Он был ранен тем, что христиане, люди, верующие в Бога, живут и устраивают свои дела на земле так, как будто бы Бога нет, как будто бы не было Нагорной проповеди. И христиане, как и нехристиане, живут по закону мира, а не по закону Бога.
Павел Флоренский, православный философ и священник, писал: Но нет Бога в нашей догматике. И небезосно-вательно заметил Л.Толстой, что многие верятне в догматы, а в то, что в них надо верить. Омертвевшая пустая форма не несёт в себе внутренней правды и потому является идолом.
Сегодня в интернете о Толстом можно узнать всё, если не полениться. Размещены все его религиозные труды. Нельзя Толстого давать на откуп всякой обшмыге, которая раньше обслуживала КПСС, а теперь РПЦ.
Лев Толстой писал, что, по сравнению с нынешними фарисеями, древние фарисеи кажутся наивными детьми. Наши фарисеи намного изощрённее древних в искусстве лгать.
От себя добавлю, что древние фарисеи-первосвященники не могли переступить порог и войти во дворец к Пилату, боясь осквернить себя.
А наши обслуживают государственную машину, машину насилия, действуя заодно с ней, в обнимку с ней, называя это симфонией.
Некоторым, если не сказать многим, нравится слушать эту симфонию.
Патриарх будто соревнуется с президентом в лицемерии. А это требует искусства.
Межконфессиональных разногласий с тех пор меньше не стало, и вопрос Толстого о понимании евангельского учения на более высоком уровне, где они стали бы второстепенными, не отпал. Мало того, он созвучен духу нашего времени, с его стремлением к выявлению объединяющего в противовес разъединяющему. И таких вопросов, остающихся актуальными и в наше время, у Толстого было много.
Он был честным богоискателем и высказывал свои сомнения открыто. Это были большей частью сомнения из разряда вечных, которые могут возникнуть во все времена и у всякого трезвомыслящего человек. Как, например, сомнения в чудесах, возможности знания Божьего промысла, абсолютной истинности догм, святости икон, книг и отдельных личностей.
Свидетельство о публикации №213112400436
Конечно, хорошо рассуждать о Боге и справедливости, когда сам свою жизнь провел в противоположном направлении, а под старость лет заняться нравоучениями, когда на подобное уже сам неспособен, как говорят, чтоб не мозолило глаз. Когда поднимаете личность Льва Николаевича, надо хорошо знать -- что и кого поднимаете, а главное зачем? А иначе сам Лев Николаевич может так двинуть, своим жизнеописанием -- мало не покажется. Не надо лепить Агница Божьего из того, кто им не являлся, даже близко... А то что говорят, вроде как хотел покается -- да не такой он был человек, что бы перед попом шапку ломать. Человек высоких моральных принципов, убеждённый в том, во что он говорит, иначе бы и не получались такие романы... Жаль только одно, что к этому пришёл он на склоне своих лет. А вспоминая его Севастопольские рассказы, об обороне Севастополя:
"Вы понимаете, что чувство, которое заставляет работать их, не есть то чувство мелочности, тщеславия, забывчивости, которое испытывали вы сами, но какое-нибудь другое чувство, более властное, КОТОРОЕ СДЕЛАЛО ИЗ НИХ ЛЮДЕЙ, так же спокойно живущих под ядрами, при ста случайностях смерти вместо одной, которой подвержены все люди, и живущих в этих условиях среди беспрерывного труда, бдения и грязи. Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина. И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, -- ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ".
Так хотелось бы спросить, какое чувство, по мнению Льва Николаевича, делает из человека -- человека?
Стоит наверное упомянуть, что слово "патриотизм" во времена Льва Николаевича подразумевалось несколько в ином смысле, как и иной был смысл строя и порядка, который тогда существовал в самом государстве. Не стоит приравнивать "патриотизм" времён Льва Николаевича, к тому понятию, что под ним подразумевается теперь... Да и сам народ был несколько другого уложения, мировоззрения да и имел несколько отличительные понятия о тех или иных вещах, что теперь явны, сквозь прожитые столетия, эпохи революции и войн, как Гражданской, так и Великой Отечественной.
Алексей Кесарь Цыганков 23.07.2015 17:03 Заявить о нарушении
Он считал патриотизм главным источником зла и многие работы посвятил, чтобы это обосновать.
«Сдача Порт-Артура огорчила меня, мне больно. Это патриотизм. Я воспитан в нём и не свободен от него так же, как не свободен от эгоизма личного, от эгоизма семейного, даже аристократического, и от патриотизма. Все эти эгоизмы живут во мне, но во мне есть сознание божественного закона, и это сознание держит в узде эти эгоизмы, так что я могу не служить им! И понемногу эгоизмы эти атрофируются.»
Владимир Дьяченко 23.07.2015 18:12 Заявить о нарушении
Вот следствено и сам текст:
Нынче 31 декабря 1904. Ясная Поляна. Все это время одолевает какая-то слабость. Кажется, сердце. Нет ни малейшего нежелания уйти (умереть). Одно: инерция движения жизни, мысли: как будто на быстром ходу остановился, и неловко и даже больно. Пытался писать «Единое на потребу», только напутал, ничего не вышло. Пытался продолжать воспоминания. Тоже плохо.
За эти дни вышло мое письмо к Николаю II. Чертков напечатал по переданному мною согласию через Душана. Мне было неприятно. Если бы против меня были приняты меры какие бы ни были, чем жесточе, тем лучше, это было бы мне приятно, но мне кажется, что я поступил неделикатно по отношению Николая II и Николая Михайловича*. Мне было особенно неприятно потому, что я все эти дни в грустном (не недобром и не недовольном, но грустном) настроении от состояния тела. Как всегда, вспомнил все, что надо в этих случаях: 1) что было и забыл (это ничтожно), 2) что бывает настоящее горе (тоже не действует), 3) что это призыв к усилию, к тому, чтобы поступить как можно лучше, 4) что если это сделает, что обо мне люди будут дурно думать, то это-то и хорошо.
Записать надо:
[…] 3) Как легко избавиться от споров! Споры всегда только оттого, что хочешь быть прав, не хочешь признать своей ошибки перед людьми. А как легко сказать: впрочем, может быть, я ошибаюсь (цапли). И не только сказать, но и подумать. Решаются вопросы не в спорах, а в расследовании с самим собою, когда сам себе возражаешь всеми силами. Если в споре хорошо возражают, не спорь, а с благодарностью прими к сведению возражение и обдумай его один, сам с собою. Так легко: а может, я ошибаюсь.
4) Сдача Порт-Артура огорчила меня*, мне больно. Это патриотизм. Я воспитан в нем и несвободен от него так же, как несвободен от эгоизма личного, от эгоизма семейного, даже аристократического, и от патриотизма. Все эти эгоизмы живут во мне, но во мне есть сознание божественного закона, и это сознание держит в узде эти эгоизмы, так что я могу не служить им. И понемногу эгоизмы эти атрофируются. […]
Из записи видно, что Толстого удручает, что против него не было предпринято никаких мер, и при этом он желает мер более крутых, со стороны власти -- ему бы это было даже приятно, потому что ему кажется, что он не делекатно поступил с Николаем II. То есть за свою неделикатность он ожидал бы наказания, но так, как такового не последовало, он приходит к следующим выводам, последний мз которых гласит:
"что если это сделает, что обо мне люди будут дурно думать, то это-то и хорошо".
Не хотите ли воспользоваться этим советом писателя из дневника, раз берёте один совет себе на вооружение, то как-то можно и второй приусугубить... Да мало того, что берёте, да ещё несёте его в массы, не задумываясь к чему или к кому обращена эта запись... Могу вам предложить несколько вариантов на выбор для того, чтоб люди начали думать о вас дурно -- как выражается Лев Николаевич -- и вам сразу станет хорошо!
Алексей Кесарь Цыганков 23.07.2015 20:31 Заявить о нарушении
Должен Вам сказать, что Толстой-мыслитель, в отличие от нас, писал дневники для потомков, и очень тревожился, что могут «сгореть», не дойдя до читателя. «Дневник – это я сам» - писал он. И в нем самые ценные мысли, которые он стремился запечатлеть, и очень сокрушался, когда обнаруживал потерю записи на каком-либо обрывке бумаги.
Так что позвольте мне с Вами не согласиться.
По поводу остальных записей, сделанных в этот же день, - они никакого отношения не имеют к моей цитате, совсем из другой оперы.
Вы не согласны с утверждением Толстого, что патриотизм является злом и противоречит христианству?
Да или нет?
Владимир Дьяченко 24.07.2015 08:25 Заявить о нарушении
Вот даже вы, приняв одну запись -- тут же замахали руками от второй...
А чем они различаются?
Почему принимая одно вы отвергаете другое?
Напомнить вам слова Христа в связи с этим?
Теперь же о самом тексте, вами приведённом.
Вы мне привели текст, но не удосужились пояснить:
1 откуда он взялся?
2 цель его написания?
3 и кому, в главное для чего он был предназначен?
Вот если ответите себе на 2 и 3 вопросы, то поймёте, что Толстой был действительно огорчён сдачей Порт-Артура, да и по-другому и не могло и быть. Дети забывающие своё родство -- не долго живут в изобилии. То что он хотел в себе побороть -- являлось для него целью, сдача же Порт-Артура выступала в качестве средства к этой цели. Это так же как человек воспитывает силу воли -- видит вкусную пищу, но запрещает себе есть.
Вы говорите патриотизм не свойственен христианству -- дайте мне сначала определение своими словами, что вы именно подразумеваете под патриотизмом... И я дам вам ответ. Подкреплённый тем источником -- что вы принимаете за авторитетный, если не ошибаюсь -- это евангелие, которое видимо вы так же читаете не вдаваясь в саму суть вещей и понятий.
Алексей Кесарь Цыганков 24.07.2015 15:29 Заявить о нарушении
Ну,читайте тогда мой ответ на ваш вопрос. http://www.proza.ru/2014/02/19/1671
Владимир Дьяченко 25.07.2015 05:26 Заявить о нарушении
Я же написал, что дам ответ, если услышу определение того, что мне предлагается.
Алексей Кесарь Цыганков 25.07.2015 11:29 Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2015/03/17/1342
Для меня он остаётся таким как был.
Вы говорите,что сейчас он отличается,что он приобрёл другой оттенок. Будьте добры,
скажите же, наконец, чем он отличается сегодня от времён Толстого.
Владимир Дьяченко 25.07.2015 15:34 Заявить о нарушении
И не надо путать понятия -- ещё раз... Толстой уже не изменится, то что он написал -- то написал. Можно вас спросить, вы когда пишите слово "мир", пишите его так же, как во времена Льва Николаевича -- "мiр", а вместо шкаф, наверное, "шкап", как было принято во времена Толстого. Читайте по слогам: понимание слова патриотизм изменилося, со времён Льва Николаевича. -- разве здесь говорится, что изменился сам Толстой.?
Алексей Кесарь Цыганков 25.07.2015 16:30 Заявить о нарушении
Я так и не узнал во что Вы верЕте.
Жаль, что потерял много времени
Желаю приятных сновидений.
Владимир Дьяченко 26.07.2015 02:17 Заявить о нарушении
А вот у вас как у патриота учения Толстого явно прослеживается, полное антимония ориентации понятий. Привязывая патриотизм к совершаемому насилию ав доходите совсем до абстрактного, провозглашая и оря с разных углов о сворей нелюбви к Родине, Отчизне. В то время как эти понятия скорее внутренние, чем внешние.. Именно производные слова от этих понятий и показывают это: Родина -- родное дитя, родная мать даже родная рубашка, купленная при случае в соседней лавке,-- всё то, что имеет отношение к родственности чувств и понятий. Поэтому когда полуумная ксюша ларина кричит, что она не любит Родину -- она этим самым провозглашает, что не любит как себя так и всё производное от себя, то что она делает, создает и даже то что ей нравится, с чем она чувствует свою родственную связь... Но мало этого она ещё при этом требует уважение к себе. Как сказал Христос, что человек посеет, то и пожнёт... Боюсь при такой самооценке -- мразь более подходящие определение... И уж точно это не человек -- а что делает человека человекам читайте выше... в приведенной цитате Толстого.
Алексей Кесарь Цыганков 26.07.2015 06:57 Заявить о нарушении
Мачигов Альберт 24.09.2015 16:54 Заявить о нарушении
Владимир Дьяченко 14.10.2015 08:54 Заявить о нарушении
Виктор Иванович Баркин 14.10.2015 16:13 Заявить о нарушении