Рецензия на «Толстой сегодня» (Владимир Дьяченко)

Начнём с того, что сам Лев Николаевич не был уж такой овечкой... Да и бросить вызов на дуэль было делом какого-то бретёрства с его стороны в молодые годы... Вспоминая только эпизод с Тургеневым, когда Лев Николаевич, нелестно отзываясь о чувствах Ивана Сергеевича к одной особе, жившей в то время за границей, узнав, что последний требует с Некрасова свой гонорар за опубликованный роман, а тот его уже промотал, и отдать не в состоянии, что вызвало некоторое раздражение со стороны Тургенева, то только основываясь на этом самом раздражении и то что Тургенев, по его мнению подкаблучник, не замедлил вызвать оного на дуэль. Я уж молчу о его кутежах, в подробностях описанных им самим.

Конечно, хорошо рассуждать о Боге и справедливости, когда сам свою жизнь провел в противоположном направлении, а под старость лет заняться нравоучениями, когда на подобное уже сам неспособен, как говорят, чтоб не мозолило глаз. Когда поднимаете личность Льва Николаевича, надо хорошо знать -- что и кого поднимаете, а главное зачем? А иначе сам Лев Николаевич может так двинуть, своим жизнеописанием -- мало не покажется. Не надо лепить Агница Божьего из того, кто им не являлся, даже близко... А то что говорят, вроде как хотел покается -- да не такой он был человек, что бы перед попом шапку ломать. Человек высоких моральных принципов, убеждённый в том, во что он говорит, иначе бы и не получались такие романы... Жаль только одно, что к этому пришёл он на склоне своих лет. А вспоминая его Севастопольские рассказы, об обороне Севастополя:

"Вы понимаете, что чувство, которое заставляет работать их, не есть то чувство мелочности, тщеславия, забывчивости, которое испытывали вы сами, но какое-нибудь другое чувство, более властное, КОТОРОЕ СДЕЛАЛО ИЗ НИХ ЛЮДЕЙ, так же спокойно живущих под ядрами, при ста случайностях смерти вместо одной, которой подвержены все люди, и живущих в этих условиях среди беспрерывного труда, бдения и грязи. Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина. И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, -- ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ".

Так хотелось бы спросить, какое чувство, по мнению Льва Николаевича, делает из человека -- человека?

Стоит наверное упомянуть, что слово "патриотизм" во времена Льва Николаевича подразумевалось несколько в ином смысле, как и иной был смысл строя и порядка, который тогда существовал в самом государстве. Не стоит приравнивать "патриотизм" времён Льва Николаевича, к тому понятию, что под ним подразумевается теперь... Да и сам народ был несколько другого уложения, мировоззрения да и имел несколько отличительные понятия о тех или иных вещах, что теперь явны, сквозь прожитые столетия, эпохи революции и войн, как Гражданской, так и Великой Отечественной.

Алексей Кесарь Цыганков   23.07.2015 17:03     Заявить о нарушении
Начнём с того, что надо читать всего Толстого.
Он считал патриотизм главным источником зла и многие работы посвятил, чтобы это обосновать.

«Сдача Порт-Артура огорчила меня, мне больно. Это патриотизм. Я воспитан в нём и не свободен от него так же, как не свободен от эгоизма личного, от эгоизма семейного, даже аристократического, и от патриотизма. Все эти эгоизмы живут во мне, но во мне есть сознание божественного закона, и это сознание держит в узде эти эгоизмы, так что я могу не служить им! И понемногу эгоизмы эти атрофируются.»

Владимир Дьяченко   23.07.2015 18:12   Заявить о нарушении
Владимир, по-меньшей мере странно с вашей стороны цитировать дневник Льва Николаевича, и совсем не понимать -- для чего пишутся дневники? Некоторые, скажу вам по секрету, утверждают -- что для самооценки или саморазвития, возможно для заметок о чём то, но никак не для проповедей и уж тем более не для продвижения в массы своих идей. Не надо путать дневник, который вы можете вести на Прозе во всеобщее обозрение, и тот дневеник, что ведут для личных записей. Хоть вы и процитировали часть записи, позволю себе процитировать всю запись, запись того дня полностью, и уж если вы настаеваете на верности одного из утверждении упомянутых в тот день, то, наверное, не будите против и против другого, упомянутого в этой же записи,-- повторяю: запись сделанна Толстым в один день

Вот следствено и сам текст:
Нынче 31 декабря 1904. Ясная Поляна. Все это время одолевает какая-то слабость. Кажется, сердце. Нет ни малейшего нежелания уйти (умереть). Одно: инерция движения жизни, мысли: как будто на быстром ходу остановился, и неловко и даже больно. Пытался писать «Единое на потребу», только напутал, ничего не вышло. Пытался продолжать воспоминания. Тоже плохо.

За эти дни вышло мое письмо к Николаю II. Чертков напечатал по переданному мною согласию через Душана. Мне было неприятно. Если бы против меня были приняты меры какие бы ни были, чем жесточе, тем лучше, это было бы мне приятно, но мне кажется, что я поступил неделикатно по отношению Николая II и Николая Михайловича*. Мне было особенно неприятно потому, что я все эти дни в грустном (не недобром и не недовольном, но грустном) настроении от состояния тела. Как всегда, вспомнил все, что надо в этих случаях: 1) что было и забыл (это ничтожно), 2) что бывает настоящее горе (тоже не действует), 3) что это призыв к усилию, к тому, чтобы поступить как можно лучше, 4) что если это сделает, что обо мне люди будут дурно думать, то это-то и хорошо.

Записать надо:

[…] 3) Как легко избавиться от споров! Споры всегда только оттого, что хочешь быть прав, не хочешь признать своей ошибки перед людьми. А как легко сказать: впрочем, может быть, я ошибаюсь (цапли). И не только сказать, но и подумать. Решаются вопросы не в спорах, а в расследовании с самим собою, когда сам себе возражаешь всеми силами. Если в споре хорошо возражают, не спорь, а с благодарностью прими к сведению возражение и обдумай его один, сам с собою. Так легко: а может, я ошибаюсь.

4) Сдача Порт-Артура огорчила меня*, мне больно. Это патриотизм. Я воспитан в нем и несвободен от него так же, как несвободен от эгоизма личного, от эгоизма семейного, даже аристократического, и от патриотизма. Все эти эгоизмы живут во мне, но во мне есть сознание божественного закона, и это сознание держит в узде эти эгоизмы, так что я могу не служить им. И понемногу эгоизмы эти атрофируются. […]
Из записи видно, что Толстого удручает, что против него не было предпринято никаких мер, и при этом он желает мер более крутых, со стороны власти -- ему бы это было даже приятно, потому что ему кажется, что он не делекатно поступил с Николаем II. То есть за свою неделикатность он ожидал бы наказания, но так, как такового не последовало, он приходит к следующим выводам, последний мз которых гласит:

"что если это сделает, что обо мне люди будут дурно думать, то это-то и хорошо".

Не хотите ли воспользоваться этим советом писателя из дневника, раз берёте один совет себе на вооружение, то как-то можно и второй приусугубить... Да мало того, что берёте, да ещё несёте его в массы, не задумываясь к чему или к кому обращена эта запись... Могу вам предложить несколько вариантов на выбор для того, чтоб люди начали думать о вас дурно -- как выражается Лев Николаевич -- и вам сразу станет хорошо!

Алексей Кесарь Цыганков   23.07.2015 20:31   Заявить о нарушении
Алексей, зачем Вы уводите в сторону. Я понимаю, Вы, чтобы проверить мою цитату в контексте, нашли в поисковике и радуетесь, - вот я его сейчас прижучу!

Должен Вам сказать, что Толстой-мыслитель, в отличие от нас, писал дневники для потомков, и очень тревожился, что могут «сгореть», не дойдя до читателя. «Дневник – это я сам» - писал он. И в нем самые ценные мысли, которые он стремился запечатлеть, и очень сокрушался, когда обнаруживал потерю записи на каком-либо обрывке бумаги.

Так что позвольте мне с Вами не согласиться.

По поводу остальных записей, сделанных в этот же день, - они никакого отношения не имеют к моей цитате, совсем из другой оперы.

Вы не согласны с утверждением Толстого, что патриотизм является злом и противоречит христианству?

Да или нет?

Владимир Дьяченко   24.07.2015 08:25   Заявить о нарушении
Владимир, не замечать очевидного, у вас уже входит в привычку... Вы сами привели то, что сказал Толстой о дневниках "Дневник -- это я сам". Известно ли вам как христианину, я полагаю что вы христианин, что мысли человека, потаённые внутри, могут воздвигать в уме такое -- что если бы люди все поголовно могли их видеть, мир бы перестал существовать за два-три дня без всякого ядерного потенциала. Лев Николаевич только потому и заботился о дневниках, чтоб предстать перед потомками во всей своей красе, без всякой ретуши. В дневниках вы найдёте ещё не такие мысли -- а принимать их за убеждения писателя, было бы не только ошибкой, но и ещё каким-то слабоумием.

Вот даже вы, приняв одну запись -- тут же замахали руками от второй...
А чем они различаются?
Почему принимая одно вы отвергаете другое?
Напомнить вам слова Христа в связи с этим?

Теперь же о самом тексте, вами приведённом.
Вы мне привели текст, но не удосужились пояснить:
1 откуда он взялся?
2 цель его написания?
3 и кому, в главное для чего он был предназначен?

Вот если ответите себе на 2 и 3 вопросы, то поймёте, что Толстой был действительно огорчён сдачей Порт-Артура, да и по-другому и не могло и быть. Дети забывающие своё родство -- не долго живут в изобилии. То что он хотел в себе побороть -- являлось для него целью, сдача же Порт-Артура выступала в качестве средства к этой цели. Это так же как человек воспитывает силу воли -- видит вкусную пищу, но запрещает себе есть.

Вы говорите патриотизм не свойственен христианству -- дайте мне сначала определение своими словами, что вы именно подразумеваете под патриотизмом... И я дам вам ответ. Подкреплённый тем источником -- что вы принимаете за авторитетный, если не ошибаюсь -- это евангелие, которое видимо вы так же читаете не вдаваясь в саму суть вещей и понятий.

Алексей Кесарь Цыганков   24.07.2015 15:29   Заявить о нарушении
Алексей, Вы не ответили на мой единственный вопрос.

Ну,читайте тогда мой ответ на ваш вопрос. http://www.proza.ru/2014/02/19/1671

Владимир Дьяченко   25.07.2015 05:26   Заявить о нарушении
Владимир, я по-моему, выше говорил, что то, что подразумевается под словом "патриотизм" со времён Толстого претерпело некоторое изменение. Как я могу ответить на ваш вопрос -- да или нет, если я не знаю, что именно вы подразумеваете под словом "патриотизм", принять же это утвердительно или отрицательно без понимания самой сути -- так вы меня считаете за умственноотсталого? Или как это понимать с вашей стороны? Дайте сеачало опеделение того, с чем мне нужно согласиться или отвергнуть -- а потом уже и можно отвечать. Высказывания разных там ксюш лариных -- меня это мало впечатляет, это происходит от полной деградации как ума так и понятий, каковым пока я вас не считаю... Кстати, если перестаните путать понятия "насилия" и "патриотизма" -- может к чему-то осмысленному и придёте... Так как в русском языке за каждым понятием закрепленно определённое слово, если же приводится синоним к какому-то слову, то понятие хоть в малой мере но меняет свой оттенок и восприятие.

Я же написал, что дам ответ, если услышу определение того, что мне предлагается.

Алексей Кесарь Цыганков   25.07.2015 11:29   Заявить о нарушении
Алексей, я совершенно согласен с оценкой патриотизма Львом Толстым.
http://www.proza.ru/2015/03/17/1342
Для меня он остаётся таким как был.

Вы говорите,что сейчас он отличается,что он приобрёл другой оттенок. Будьте добры,
скажите же, наконец, чем он отличается сегодня от времён Толстого.

Владимир Дьяченко   25.07.2015 15:34   Заявить о нарушении
Владимир, создаётся впечатление, что вы сами не знаете во что верете: "я согласен с тем-то и тем-то, ещё я согласен с тем, а ещё с двумя десятками..." -- а своими словами не пробовали? Я так понимаю вы проживаете жизнь Льва Николаевича -- или свою?

И не надо путать понятия -- ещё раз... Толстой уже не изменится, то что он написал -- то написал. Можно вас спросить, вы когда пишите слово "мир", пишите его так же, как во времена Льва Николаевича -- "мiр", а вместо шкаф, наверное, "шкап", как было принято во времена Толстого. Читайте по слогам: понимание слова патриотизм изменилося, со времён Льва Николаевича. -- разве здесь говорится, что изменился сам Толстой.?

Алексей Кесарь Цыганков   25.07.2015 16:30   Заявить о нарушении
**Владимир, создаётся впечатление, что вы сами не знаете во что верете:**

Я так и не узнал во что Вы верЕте.

Жаль, что потерял много времени

Желаю приятных сновидений.

Владимир Дьяченко   26.07.2015 02:17   Заявить о нарушении
Во что может верить человек -- в истину, конечно!

А вот у вас как у патриота учения Толстого явно прослеживается, полное антимония ориентации понятий. Привязывая патриотизм к совершаемому насилию ав доходите совсем до абстрактного, провозглашая и оря с разных углов о сворей нелюбви к Родине, Отчизне. В то время как эти понятия скорее внутренние, чем внешние.. Именно производные слова от этих понятий и показывают это: Родина -- родное дитя, родная мать даже родная рубашка, купленная при случае в соседней лавке,-- всё то, что имеет отношение к родственности чувств и понятий. Поэтому когда полуумная ксюша ларина кричит, что она не любит Родину -- она этим самым провозглашает, что не любит как себя так и всё производное от себя, то что она делает, создает и даже то что ей нравится, с чем она чувствует свою родственную связь... Но мало этого она ещё при этом требует уважение к себе. Как сказал Христос, что человек посеет, то и пожнёт... Боюсь при такой самооценке -- мразь более подходящие определение... И уж точно это не человек -- а что делает человека человекам читайте выше... в приведенной цитате Толстого.

Алексей Кесарь Цыганков   26.07.2015 06:57   Заявить о нарушении
Поддерживаю автора! Сегодня именно такой духовный маяк для нашего общества как Лев Николаевич нужен.

Мачигов Альберт   24.09.2015 16:54   Заявить о нарушении
"верят не в догматы" - раздельно?)

Виктор Иванович Баркин   14.10.2015 08:23   Заявить о нарушении
Но нет Бога в нашей догматике. И небезосновательно заметил Л.Толстой, что многие верят не в догматы, а в то, что в них надо верить. Омертвевшая пустая форма не несёт в себе внутренней правды и потому является идолом. Носитель максимума духовной жизни это Сын Человеческий, Носитель идеальной человечности. Переживания Иисуса из Назарета есть мост, по которому догматика может перейти от земли на небо, от психологии к метафизике. Но этот переход осуществляется не сразу./Павел Флоренский

Владимир Дьяченко   14.10.2015 08:54   Заявить о нарушении
Господа, так вы дойдете до "последнего прибежища негодяя". Патриотизм - каждый человек понимает по-разному, но 100% не так, как фальшиво вещает пропаганда.)))) С уважением, В.И.

Виктор Иванович Баркин   14.10.2015 16:13   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Владимир Дьяченко
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алексей Кесарь Цыганков
Перейти к списку рецензий по разделу за 23.07.2015