Перечитывая Евгения Онегина

Знакомясь ранее с романом в стихах, ведомая учителем, первым делом обращала внимание на образы главных героев, на картины природы, народные гадания...

Перечитывая теперь, в электронной версии,   обращаю внимание и на детали времени, и на художественные  особенности  – «летучее творенье» поэта, написанное в стихах (ладно описания - диалоги Онегина и Ленского!);

и на даты выхода глав: Первая глава романа  «Евгений Онегин» * окончена 22 октября 1823 г. и опубликована 15 февраля 1825 с посвящением брату
Л. С. Пушкину; Вторая глава -  окончена 8 декабря 1823 г. и опубликована 20 октября 1826 года в Москве.

и на эпиграфы к главам, в которых сконцентрирована суть написанного: 
Первая глава: И жить торопится и чувствовать спешит. Кн. Вяземский.  Добавлен в издании 1833 г.

Вторая глава:  O rus!.. Hor.  О Русь! - «О, деревня!» Гораций.
И т.д.

Пространственно-временные рамки романа в какой-то мере становятся обозримыми.

Ранее выписывала в тетрадку строки поэта -  копирую теперь мышью понравившиеся, актуальные, на мой взгляд,  для дня сего строки ("К чему бесплодно спорить с веком? Обычай деспот меж людей".
Глава I, 25), а то и всю онегинскую строфу:

Когда прибегнем мы под знамя
Благоразумной тишины,
Когда страстей угаснет пламя
И нам становятся смешны
Их своевольство иль порывы
И запоздалые отзывы, —
Смиренные не без труда,
Мы любим слушать иногда
Страстей чужих язык мятежный,
И нам он сердце шевелит.
Так точно старый инвалид
Охотно клонит слух прилежный
Рассказам юных усачей,
Забытый в хижине своей.

ГлаваII, XVIII.

Живо представила себе посещение Онегиным театра: "Почетный гражданин кулис":

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
гл.I, XX

И образ поэта:

Прошла любовь, явилась Муза,
И прояснился темный ум.
Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум;
Пишу, и сердце не тоскует...
гл.II ,  LIX
 
Легко нахожу в инете объяснение не знакомых мне  слов, которые раньше, естественно, осталось без внимания, скользнул глазом в сноски и вперед. Но вот эти-то слова и вводят в эпоху.

Сколько прекрасных стихов, знакомых с детства, гармонично входит в ткань романа!

Брегет**, ямская карета , двойные фонари карет.

* Роман в стихах «Евгений Онегин» - одно из самых значительных произведений русской словесности. Пушкин работал над романом свыше семи лет:  с 1823 по 1831 гг.

** Breguet (Бреге) — марка швейцарских часов.
Легендарным швейцарским часам от Бреге уже более 200 лет.  Клиентами Дома Breguet были многие вошедшие в историю личности: король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта, Наполеон Бонапарт, герцог Веллингтон, Талейран, султан Османской империи,  русский царь Александр I, королева Виктория, сэр Уинстон Черчилль, Артур Рубинштейн...

Исключительное место компании Breguet в европейском культурном наследии связано с удивительной изобретательностью ее основателя А. Л. Бреге (1747-1823), установившего универсальные стандарты в часовом деле.

Абрахам Луи Бреге родился в Нёвшателе (Швейцария), но основную часть своей жизни провел в Париже.

В 1775 г. начинающий, но уже талантливый часовой мастер открыл в этом городе свой первый магазин часов. Во время французской революции Бреге переехал в Швейцарию, где создал новое современное часовое производство. Тем не менее в 1795 году он возвращается во Францию и восстанавливает свою мастерскую и начинает разработку собственного механизма для обычных часов и часов с репетиром.

В 1801 году Бреге начал постепенно осваивать новые рынки, и в первую очередь Россию, которая на тот момент была выгодным партнером. В результате в 1808 году в Санкт-Петербурге было открыто представительство «Русский дом Breguet».

Компания Breguet надолго пережила своего создателя. В 1999 году ее купила компания Swatch Group, и часы Breguet выпускаются до сих пор и пользуются заслуженным вниманием мировой элиты.

Иллюстрация Е. П. Самокиш-Судковской (из книги типографии товарищества Р. Голикеи А. Вольборг. Спб. Звенигородская 11. 1908 год).

Елена Петровна Самокиш-Судковская, рождённая Бенард (1863—1924) — русская художница, работавшая в технике масляной живописи и графики. Писала портреты и жанровые картины, но известна в основном как книжный иллюстратор. Широко известны её иллюстрации к роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин", а также к сказке Ершова "Конёк-горбунок".

Вместе с мужем (художник Николай Семенович Самокиш (1860—1944) — российский и советский художник-баталист и педагог украинского происхождения, работавший также в области анималистического жанра и книжной графики) участвовала в подготовке иллюстрированного издания "Мёртвых душ" Гоголя (типография А.Ф.Маркса, 1901). В одном из залов Витебского вокзала (в то время – Царскосельский вокзал), возведенного в 1901-1904 годах, стены украшены созданными ими панно, посвященными истории Царскосельской железной дороги.


Рецензии
Спасибо за затронутую тему.
Об "Онегине" в двух словах не скажешь.
А вообще, это идея: не пытаться написать монографию, комментарий к тексту, а просто отразить свои впечатления, своё знакомство с произведением.

Напишу здесь по поводу изучения в школе. Сейчас в программу входит в 9 и в 10 классе. Изучение романа в стихах разделено на два года. Там три часа, тут два часа: мелькнул - и пропало! А по уму надо бы текстуально изучать, комментированное чтение устраивая на уроке. Как моя мама, моя учительница литературы, нам читала и комментировала первую главу целиком, ибо всех этих Гомеров, Феокритов, сыра лимбургского живого, переимчивого Княжнина, вина кометы и проч. мы не знали. А зачем-то Пушкин об этом пишет, значит, это ему важно! Надо детям объяснять, детей вводить в мир романа. Детей надо вести по бурному морю русской литературы. Чтобы культурные традиции перенимали и проч.

Второе. Я на вступительном писала сочинение на шикарную тему: "Какие проблемы романа "Е.О" звучат для меня современно". Совершенно замечательная тема. Правда, я забыла проблему воспитания - это в педвуз-то поступала! Но ничего, сошло. Одна из пяти пятёрок при 400 поступавших. Так что "Онегин" способствовал моему поступлению.

И третье. Давно уже, в 2000 году, мы ходили на лекции по "Онегину", В.С.Непомнящий читал. Очень понравилось, что он рассказывал о том, что волновало Пушкина в период написания главы, что он ещё написал в то же время, читал сам текст плюс ещё и комментировал.

Наталья Ромодина   26.05.2014 22:18     Заявить о нарушении
"Там три часа, тут два часа: мелькнул - и пропало!" Как же разбирали на уроках, и я потом разбирала, комментировала, в эпоху вводила. Особенно поражает, если читать наизусть.

Я на вступительном писала "Психологизм Лермонтова в романе "Герой нашего времени". И получила пятерку. Смотрели как на чудо. Приятно вспомнить, счастливые времена.

Валентина Томашевская   28.05.2014 14:30   Заявить о нарушении
Сейчас мало часов на "Онегина" в школе. Не то, что раньше.

Наталья Ромодина   28.05.2014 22:49   Заявить о нарушении
ПУШКИНСКАЯ "ОСЕНЬ"
I
Родители рыдают в Интернете,
Что Пушкин устарел, учитель строг
И требует, чтоб выучили дети
Стихи, где восемь устаревших строк.
"Очей очарованье" устарело,
Зимы угрозы – устаревший слог,
Вся эта дряхлость лезет озверело
Из Пушкина – и сносит потолок!
А детям не способны их родители
Очей очарованье объяснить,
Словцо "багрец" (хотите, не хотите ли!..)
Не вдето в память, как в иголку нить.
Кому нужны такие муки ада,
Зачем учить такое барахло?..
Детей болванить Пушкиным не надо,
Его тысячелетье истекло!
И в ужасе от "вещего Олега",
Где "вещий" – от вестей, не от вещей,
Родительская требует телега
От Пушкина избавить, он – Кащей!
Какое там "очей очарованье",
Когда забыты смыслы этих слов,
И новое теперь образованье,
А пушкинская "Осень" – для козлов!..
II
Очей очарованье – дважды "оч"
В начале слов, и это – смыслозвуки,
И очень Пушкин!.. Ваши сын и дочь
Теперь не будут с Пушкиным в разлуке,
Он даст билет им вечный, проездной –
Туда, где очи не равны глазам с ресницами,
И ставку очную нельзя назвать глазной,
И очевидцы не зовутся глазовидцами.
Очнись, родитель возмущённый, твой словарь –
Не очень Пушкин!.. Это в детях поправимо,
Когда целует Пушкин их букварь
И шлёт подарки, пролетая мимо.
Подарки Пушкина, который нас любил,
И целовал, и никогда не бросит!..
Теперь успешный, правильный дебил
Детей от Пушкина избавить срочно просит.
III
Очей очарованье – наш пароль,
Гражданство речи, Пушкин – наш король
И соль земли, природной силы соль!..
Где соль утратит силу – нет природы,
Которая – не роль и не гастроль.
Поэтому так пресны переводы
Произведений Пушкина!.. Изволь
Перевести крупицу этой соли, –
Себе натрёшь ты мастерства мозоли,
Прихлопнув насмерть эту соль, как моль!
А мы – солёные, и в нас растворена
Крупица Пушкина, с младенческого сна,
Когда отец и мать читают сказки,
Отнюдь не пресные!.. И соль земли, она,
Даёт нам речь в голосовые связки, –
Так русской речи пушкинская соль
Купает нас в младенческой нирване.
И в самый худший день, в кровавой бане, –
Кто с нами?.. С нами Пушкин – наш король,
И наш пароль – очей очарованье!..

Юнна Мориц. Из книги "СквОзеро"
Официальный сайт.

Валентина Томашевская   20.10.2017 19:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.