Трагедия российского флота

К началу 20-го века Российской империи, стремившейся к расширению своего влияния на Дальнем Востоке, удалось вытеснить Японию из Китая. Еще в 1897 г. она приобрела у китайского правительства в аренду сроком на 25 лет базу для своего Тихоокеанского флота - незамерзающий Порт-Артур (бывший китайский порт Люйшунь) вместе с расположенным в Желтом море Квантунским полуостровом. В Корее российскому правительству также удалось взять под контроль стратегически важные территории. Однако императорская Япония, вступившая на путь индустриального развития в начале 70-х годов 19-го века, быстро превращалась в одну из сильнейших в военном отношении мировых держав и не собиралась «сидеть сложа руки».

27 января (9 февраля) 1904 года японский флот без объявления войны, под покровом ночи внезапно атаковал находившиеся на внешнем рейде Порт-Артура корабли I-й Тихоокеанской эскадры, что и привело к развязыванию русско-японской войны. В тот же день подвергся нападению находившийся в корейской бухте Чемульпо новейший российский крейсер «Варяг», который вместе с канонерской лодкой «Кореец» героически выдержал бой с целой японской эскадрой и был затоплен экипажем.
 
Наш лучший адмирал С.О.Макаров после нападения японцев был назначен главнокомандующим Тихоокеанским флотом. Однако 31 марта (13 апреля) 1904 г., вскоре после вступления в права главнокомандующего, он трагически погиб при подрыве флагманского броненосца «Петропавловск» на японской мине (так считается официально) рядом с Порт-Артуром, а другого, равного ему стратега и флотоводца в России не было. Пользуясь ослаблением нашего флота, японцы вскоре беспрепятственно высадили сухопутный десант в Корее и на Квантунском полуострове, а затем развернули военные действия против России в Северном Китае и осадили Порт-Артур с материка.

На помощь заблокированной в Порт-Артуре I-й Тихоокеанской эскадре в августе 1904 года из Кронштадта была направлена вокруг Африки II-я Тихоокеанская эскадра под командованием адмирала Рожественского, но, пока она шла через три океана, российские армия и флот терпели одно поражение за другим. 20-го декабря 1904 года (2 января 1905), генерал Стессель сдал японцам еще способный к сопротивлению Порт-Артур, и базировавшаяся там I-я Тихоокеанская эскадра была уничтожена. А в феврале 1905 года, во время генерального сражения в Северном Китае, российская армия, которой командовал генерал Куропаткин, потерпела поражение под Мукденом.

В мае 1905 года эскадра адмирала Рожественского под 38 вымпелами появилась в Восточно-китайском море и направилась прямо во Владивосток, поскольку в Порт-Артуре спасать было уже некого. Эта армада, в которой вместе с новейшими быстроходными кораблями с мощной артиллерией шли, преимущественно, устаревшие и тихоходные, слабо вооруженные корабли, а также миноносцы и транспортные суда, была последней надеждой на перелом в неудачном для России ходе войны с Японией.

К Владивостоку эскадра адмирала Рожественского имела возможность пройти только через один из трех проливов, ведущих в замкнутое Японское море, где ее как раз и могли поджидать корабли противника, оснащенные радиостанциями системы Маркони. Учитывая крайнюю утомленность экипажей 8-месячным переходом, ограниченность ресурсов, отсутствие в пути серьезных тренировок и учебных стрельб, нашей эскадре было бы крайне опасно ввязываться в генеральное сражение с мощным японским флотом, не отрывавшимся от своих баз. И, все-таки, адмирал Рожественский, по каким-то своим соображениям, из всех путей прорыва во Владивосток выбрал пусть и наиболее короткий, но самый опасный для его эскадры Цусимский пролив, где встреча с главными силами японского флота была наиболее вероятна.
 
Принимая такое решение, адмирал Рожественский должен был обеспечить и жесткие меры предосторожности, однако он всего лишь так притормозил ход своей эскадры, чтобы избежать начала прямого столкновения с японцами в «несчастливое», по его мнению, 13-е число, «забыв» об остальном. Так, в ночь с 13-го на 14-е мая, во время приближения российской эскадры к Цусимскому проливу, нашими моряками почему-то не соблюдался режим радиомолчания и полного затемнения огней. А около 7 утра, когда на горизонте появился первый японский корабль и надо было срочно ставить радиопомехи, лишающие его связи, этого тоже сделано не было, хотя российские радиостанции системы Попова были на порядок мощнее японских. В результате, к 9 утра на горизонте появился уже целый отряд японских военных кораблей, а к часу дня, когда российская эскадра едва успела пройти середину Цусимского пролива, ее на расстоянии порядка 7 километров поджидали на выходе главные силы японского флота. Уклониться от боя стало невозможно и спорадические перестрелки к 2 часам дня 14 (27) мая 1905 года начали перерастать в генеральное Цусимское морское сражение, ставшее кульминацией всей русско-японской войны.

Опытный японский главнокомандующий адмирал Хэйхатиро Того, имея большое численное превосходство японских боевых кораблей над российскими, разделил свои силы на несколько самостоятельно действующих отрядов, собираясь разъединять корабли противника и уничтожать их по одному с дальних дистанций. Эту задачу ему помогало решать новейшее японское взрывчатое вещество, прозванное «шимозой» (мелинит), а также преимущество его кораблей (многие их которых были новейшей постройки) в однородности состава, скорости, бронировании, слаженности экипажей, скорострельности и дальнобойности артиллерии, а также в количестве эсминцев и миноносцев.

Действие начиненных «шимозой» японских фугасных снарядов красочно представлено участником сражения писателем Новиковым-Прибоем в его знаменитом романе «Цусима». Он повествует там о героизме и самоотверженности большинства российских моряков, до конца выполнявших свой воинский долг под ураганным огнем противника. Причем, японские фугасы взрывались при столкновении с любым препятствием, даже с водой. Они сносили надстройки, поражали моряков тучей осколков и удушливым дымом, вызывали массовые пожары и оставляли в бортах перегруженных российских кораблей, сидящих ниже броневого пояса, огромные зияющие бреши, через которые с волнами неудержимо поступала морская вода. В то же время, российские бронебойные снаряды, заряженные пироксилином, могли быть наиболее эффективны лишь на средних и ближних дистанциях, на которые японцы противника сознательно не подпускали. Причем, значительная часть российских снарядов вообще не взрывалась (то ли из-за отсыревшего в тропиках пироксилина, то ли из-за тугих взрывателей) и пробивала японские корабли насквозь.

В отличие от японского главнокомандующего, адмирал Рожественский расставил все свои восемь эскадренных броненосцев (из которых лишь четыре были новейшими) в две кильватерные колонны, за которыми следовали броненосцы береговой охраны, крейсеры, миноносцы, вспомогательные суда, и повел эскадру на прорыв. По мнению большинства военных историков, именно в это момент сближения флотов у Зиновия Петровича Рожественского появился реальный шанс на приемлемый исход этого сражения. Дело в том, что адмирал Того увлекся перестроением своих эскадренных броненосцев, которых у японцев было не более шести, и в течение четверти часа, пока его лучшие корабли выполняли маневр, прозванный впоследствии «петлей Того», они были уязвимы для дальнобойной артиллерии противника.

Но адмирал Рожественский упустил этот «звездный час», потому что не отдал команду четырем своим новейшим броненосцам открыть дальнобойный огонь на поражение, а когда он такую команду потом, все-таки, просигналил, стрелять было бесполезно, поскольку японцы уже охватили голову российской эскадры.
Около двух часов дня адмирал Того приказал сосредоточить огонь своего флагманского броненосца «Микаса», а также других мощных кораблей на российском флагманском броненосце, и «Князь Суворов» накрылся сплошными разрывами фугасных снарядов. Через короткое время, при попадании в боевую рубку, был тяжело ранен осколками снарядов сам адмирал Рожественский и выведен из строя его штаб, а эскадренный броненосец получил массу повреждений, загорелся и вышел из кильватерного строя. После этого российской эскадрой до самого конца сражения уже почти никто не управлял, и она пыталась сохранять кильватерный строй лишь в силу морских традиций. Причем, возглавлявший вторую колонну эскадренный броненосец «Ослябя», под шквальным огнем противника тоже загорелся, вышел из кильватерного строя, а потом перевернулся и затонул.

Аналогичным образом, японцам удалось повредить, поджечь и утопить по одному почти все остальные броненосцы и самые мощные крейсеры нашей эскадры, пытавшиеся ее возглавлять. Строй российских боевых кораблей все более распадался, и под ударами японского флота остатки эскадры к ночи разделились на несколько самостоятельных отрядов и кораблей, пытавшихся уходить в разных направлениях. Под покровом темноты японские миноносцы старались добить торпедами поврежденные российские корабли, а к утру 15 (28) мая боевые действия уже практически заканчивались.

В результате Цусимского сражения были потоплены три из четырех новейших российских броненосцев и еще 17 боевых кораблей, а 5 попали в плен. От преследования ушли и были интернированы в нейтральных портах 6 самых быстроходных российских кораблей, в том числе крейсер «Аврора». Прорваться во Владивосток удалось лишь быстроходному крейсеру «Алмаз» и двум миноносцам. Вместе с погибшими кораблями утонули около 5000 российских моряков, порядка 800 были ранены и около 6000 попали в плен.

А потери японцев, не считая массы повреждений от российских бронебойных снарядов, исчислялись всего лишь тремя потопленными миноносцами, порядка 500 человек ранеными и около 100 убитыми. За всю свою историю наш флот не знал такого сокрушительного поражения.

Когда до России дошли известия о «расстреле» эскадры Рожественского японским флотом в Цусимском проливе, все были просто в шоке. Это обостряло и без того революционную ситуацию в стране, а действия российской армии на суше без поддержки флота становились все менее эффективными.

И российскому правительству пришлось осенью 1905 года подписать при посредничестве США Портсмутский мирный договор, согласно которому Россия отдавала Японии Южный Сахалин, арендные права на Порт-Артур и Квантунский полуостров, а также отказывалась от зон влияния в Северном Китае и Корее. Однако это были сравнительно небольшие потери, поскольку они стали бы намного больше, если бы Япония не была уже истощена войной. Более всего пострадал тогда именно престиж России, ее монархии и правительства. По логике, за проваленную войну кто-то должен был нести ответственность, но морского министра Авена всего лишь отправили в «почетную отставку». Адмирала Рожественского, тяжелораненым попавшего в японский плен, судили и оправдали. Командиров плененных японцами устаревших российских кораблей судили, но заменили им расстрел заключением. Сдавшего Пор-Артур генерала Стесселя судили и тоже заменили расстрел заключением. А бездарный главнокомандующий сухопутных войск генерал Курапаткин избежал суда, отделавшись понижением в должности.

Расчеты большинства военных историков, говорят о том, что эскадра адмирала Рожественского была заведомо обречена на конечное поражение, даже если бы она частично и прорвалась во Владивосток. Но, тогда, кто и зачем ее туда посылал? Вряд ли это сделал сам царь Николай II, потому что ему лично проигранная война была не нужна, зато, в его окружении не все были патриотами, и геополитические враги России пользовались этим.

Во главе интриг, очевидно, стояла английская (а не малоопытная тогда еще японская) разведка, которая и стала настоящим «автором» сражения, прозванного в народе «Цусимой». США, Германия и Франция не решались идти против России, но Англия упорно искала наши слабые места и одновременно вооружала Японию, а такие бездарные полководцы и адмиралы, как Стессель, Курапаткин, и Рожественский волей-неволей «подыгрывали» ей. Все тогда было «устроено» именно так, чтобы мы войну с Японией выиграть не смогли, а только лишь истощили ее ресурсы. И мы, действительно, проиграли ту войну, а затем чуть не потеряли и собственную державу в нагрянувших бурях революций и войн.



Рисунок - коллаж автора

Мои произведения на сайте;
 
Тайна гибели адмирала Макарова - история и политика
http://www.proza.ru/2014/01/02/1481

Судьба пророков - мистика  http://www.proza.ru/2014/01/02/1251

Российский Леонардо - естествознание http://www.proza.ru/2014/01/02/963

210 лет российской кругосветке - история и политика http://www.proza.ru/2014/01/02/219

Колесо Фортуны – фэнтези   http://www.proza.ru/2014/01/26/2429

Нанороботы будущего – естествознание http://www.proza.ru/2014/01/24/2235

Тайна Черного Вигвама – мистика  http://www.proza.ru/2014/01/24/251

Неуловимая Троя – естествознание  http://www.proza.ru/2014/01/23/1894


Рецензии
удачи вам. интересно в рассказе описали про Цусиму.
с уважением:)

Николай Нефедьев   01.06.2019 05:17     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, уважаемый Николай, за эмоциональный отклик! Рад, что я не зря старался.

Александр Зинковский   01.06.2019 08:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.