Подражайте вере их...
наших, которые пропо-
ведовали вам слово
Божие и, взирая на кончину
их жизни, подражайте
вере их". (Библия).
- Война... Мало кто вернулся в наше село с той многолетней сечи целым и невредимым. Больные, калеки, женщины и дети восстанавливали разрушенное хозяйство. Тяжело жили: работа в колхозе - дня-ночи не знали; голод; из одежды - одни обноски и те, шитые-перешитые, латанные-перелатанные...
Так, начинала Варвара Петровна свой бесхитростный рассказ о послевоенном лихолетье.
- Всем трудно было, не только простым работягам. Взять учителей. Такие же голодные, полураздетые. Но с какой самоотдачей относились они к своим
обязанностям! После уроков занимались с отстающими, не требуя никакой дополнительной оплаты, вечерами ходили по домам учеников, бросивших учёбу, ради того, чтобы помочь содержать семью, оставшуюся без кормильца. Возвращали их в школу, помогали догнать в учёбе одногодков.
А медикам как доставалось! И наше село, тянувшееся на семь с лишним километров, и несколько соседних, были на попечении одного единственного врача, двух-трёх фельдшеров, да нескольких медсестёр. По бесконечным вызовам из конца в конец округи ходили они пешком. Очень ценили и уважали учителей и медиков все жители и, заметив их издали, кланялись...
Неожиданно Варвара Петровна обрывает рассказ, смотрит вдаль поверх очков, потом, убедившись, что её внимательно слушают, продолжает.
- Но заметь: и колхозники, и врачи с учителями - это всё были труженики в законе...
Заметив усмешку в ответ на неожиданно прозвучавшее "блатное" выражение, тоже улыбается и поясняет свою мысль.
- Вне закона была религия, хотя что-то и говорилось о свободе вероисповедания. А всё же, в нашем селе церковь действовала, хотя и ходили в неё люди с оглядкой, побаиваясь.
Служил в ней священник - огромного роста, обширный такой, тушистый. Длинные смоляные волосы он стягивал шнурком и хвостом перекидывал на спину. Такие же чёрные борода и кустистые брови делали его облик и вовсе незаурядным.
Своего жилья у батюшки не было. С многочисленной семьёй обитал он на постое в избушке на отшибе, у подножия крутого обрыва, спускавшегося к реке. Ежедневно, а иногда и по нескольку раз в день, поднимался он по склону, отправляясь в церковь на службу или исполнять многочисленные требы.
К этому времени у меня уже трое детей были. Любочку я окрестила вовремя, а с младшими не могла собраться в церковь - не во что было их одеть прилично случаю. И откладывать никак не могла - двухмесячный Вася был очень болезненным, боялась, умрёт некрещёным.
Пошла я к священнику. Даже в страшном сне такого не увидишь. Была глубокая осень. Дожди размыли глину на огромном косогоре, который никак нельзя было обойти. Трава уже вся втоптана в жижу и не могла быть опорой скользившим ногам. Несколько раз я падала и так съехала бы по разверзшейся хляби до низу, если бы не редкие кусты, за которые я цеплялась, как за единственное спасение.
У полуразвалившейся хибарки стояла толпа народа. Люди ждали своей очереди войти в дом батюшки, чтобы позвать его на неотложную требу. Некоторые пришли к матушке. Они со слезами говорили ей, что их умирающий родственник попросил хоть капельку варенья, перед смертью покушать... Им матушка никогда не отказывала. В малюсенькую рюмочку клала она три вишенки и чайную ложечку сиропа... После рюмочку возвращали батюшке в храме.
Я не выдержала, спросила: почему так мало-то?
- Где же на всех набраться? А умирающему только и надо было, что губы помазать...
Наконец, и моя очередь подошла. В маленькой комнатке было на удивление опрятно и уютно. Детишки были заняты чтением, рисованием, самые маленькие играли тряпичными куклами. Матушка - внешне подстать батюшке - рукодельничала и следила, чтобы дети вели себя тихо.
Батюшка внимательно выслушал меня, спросил:
- А есть ещё на вашей улице некрещёные дети?
- Чуть не в каждом доме, батюшка. У всех одна беда - одеть не во что и заплатить тебе нечем. Наш заработок почти за весь год так и остался в тетрадке у бригадира в виде трудодней.
С минуту батюшка раздумывал.
- Ну, вот что. Обойди каждый дом, где есть некрещёные дети, созови их в свою избу. Я приду и окрещу всех. Да скажи родителям, чтоб не беспокоились: никакой платы я с них не возьму.
Назначил батюшка день. Собрались соседи в нашей избе, всем места хватило. А крёстными ребятишкам со всей нашей улицы стали мои мать с отцом...
Вот так радел батюшка о своём приходе!
* * *
Столько лет прошло... Варвару Петровну давно схоронили. Но, нет-нет, да и придёт на память тот её рассказ. И решила я обратиться к нашему батюшке с просьбой освятить квартиру. Батюшка очень охотно выслушал меня, убеждал, что святить надо не один раз и навсегда, что это таинство очень важно для жизни и проводить его необходимо хотя бы раза два в год.
Очень довольная, я стала готовиться к такому великому важному делу, не забывала и о душЕ...
Настал этот день!.. Батюшка так и не приехал, хотя и разъезжает на великолепной иномарке...
Как-то, в великий пост, на полосе одной газеты я увидела фоторепортаж с конкурса красавиц. Перед полуобнажёнными будущими "мисс" - представительное жюри, в центре - тот протоиерей!.. Где же ему до моей "скучной" требы, она так и осталась забытой...
Свидетельство о публикации №214020301422
Эдуард Тубакин 12.11.2021 05:00 Заявить о нарушении
Но мне сын так говорит: любой батюшка ведёт
к Богу, а не от Бога...
Я думаю - разными путями.
Патриарх Кирилл, когда ещё не был патриархом
и вёл свою передачу на телевидении, сказал на жалобы:
священники - люди со своими слабостями.
Если вам не нравится этот священник,
идите к другому.
Наверное, это правильно: других-то он, этот священник,
устраивает.
Вам Божьей помощи,
Дарья Михаиловна Майская 12.11.2021 10:33 Заявить о нарушении
Эдуард Тубакин 12.11.2021 11:46 Заявить о нарушении