К 500-летию Реформации. Уроки истории

                Протестантам посвящается...      

У каждой страны  свои представления о месте и роли отечества в историческом процессе, у каждой нации - завышенная самооценка, у каждой партии свои известия и своя правда, а у каждой христианской конфессии своя история христианства. Это отчетливо заметно на примере истории Реформации, у которой есть две версии: протестантская и католическая. Они отличаются не только интерпретацией событий, но и подбором фактов. Хочется верить, что разночтения и недомолвки продиктованы трогательной заботой о здоровье единоверцев: меньше знаешь - крепче спишь.

Поскольку мудрость приносит много печали, а познания умножают скорбь, нужно выбирать, что важнее: истина или душевный комфорт.

Комфортно праздновать День Реформации, который быстро становится всепротестантским праздником: попели, поели и разошлись…  а читать некоторые произведения Лютера больно и обидно: невольно задумываешься, откуда в нем столько ненависти, граничащей с садизмом, тупого бахвальства и пошлости?
 
Напрашивается резонный вопрос: а зачем читать Лютера, если у нас есть Евангелие? Зачем вникать во всякие кальвинизмы, арменианизмы, анабаптизмы и прочие дела давно минувших дней?

         Затем,  что и вы, и я именуемся гордым именем Протестант. Правда, мне уже как-то не хочется. И День Реформации я тоже не праздную.  Потому что Реформация это война, у которой были свои экономические и политические предпосылки, а для того, чтобы вернуться к истокам христианства, вовсе не обязательно устраивать резню длиной в полтора столетия.  Да и сам возврат, похоже, так и не состоялся. Иначе протестантская церковь не выглядела бы так разрознено, противоречиво и в то же время амбициозно.

Многие наши проблемы родом из Реформации: сепаратизм, нелепая, но упорная вера в пророков, вещающих «волю Божию» идущую вразрез Писанию, тупики учения о предопределении… У протестантов никогда не было и нет до сих пор единой точки зрения о крещении, причастии, спасении, дарах Святого Духа, Троице, пасторском служении.  В последнее время появилась новая головная боль - именование верующих прихожанами, замена покаяния механическим повторением универсальной «молитвы грешника», явление самопровозглашенных «апостолов»,  «духовное покровительство», построенное по принципу криминального «крышевания», передача ключевых должностей по наследству… У многих прорезалась трепетная нежность к рясам и крестам, а также уверенность в непогрешимости и неприкосновенности «помазанников»   -  верный признак того, что как конфессия  мы вовсе не стоим на месте, а дружно продвигаемся… назад.

Говоря о конце света и своем втором пришествии, Христос неожиданно сказал: « Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле?» Много боли, никакого оптимизма…

        Почему же христианство оказывается подверженным разложению и распаду?  Беда в том, что во все времена авторитет лидеров оказывается выше авторитета Писания, а традиция выше истины. Многое из того, к чему мы так привыкли, создано по мотивам Божьего Слова и видоизменено до потери первоначального смысла. Библия используется нечестными людьми как инструмент поддержания власти, манипуляции человеческим сознанием и насилия над личностью, ею оправдывают неблаговидные поступки и даже преступления.  Из Библейских цитат можно слепить все, что душе угодно. Яркий современный пример - теология процветания, возводящая корень всех зол в христианскую добродетель. Как ни странно, но и это заблуждение пришло к нам из далекого прошлого. Согласно учению Кальвина, признаком предопределения ко спасению служит финансовое благополучие. К этой доктрине подставлены подпорки из Ветхого Завета. Неважно, что теория не подтверждается полным Библейским учением, что Евангелие говорит совершенно другое,  всегда находятся люди, для которых их собственное мнение намного дороже истины. Лжеучители паразитируют на духовной лени слушателей: тот, кто не хочет изучать Писание и думать самостоятельно, обязательно увязнет по уши в какой-нибудь очередной ереси или просто засохнет на корню.

Библия - книга многоплановая, полная аллегорий и пророчеств, способная совместить в одном предложении несколько  смысловых уровней. Здесь, как в рисовании  - нужно почувствовать большую форму,  и потом с ней непременно согласуются все детали, до самых мелких, все станет на свои места и будет выглядеть красиво и гармонично. Если же идти от частного к целому - обязательно запутаешься, нарушатся пропорции, все исказится, не закомпонуется и получится ерунда. Нужно понять главное, и все многообразие начнет открываться шаг за шагом, расти, складываться в стройное и цельное учение, объяснять себя, отвечать на вопросы. В этом процессе участвуют двое - человек и Бог.  Для того, чтобы быть христианином, не нужно никакого учителя, кроме Христа.

Просто постучите, вам обязательно откроют. Так обещал Господь.

Проблемы начинаются там, где между Богом и человеком возникает посредник. В системе новозаветних отношений такой человек не предусмотрен - в нем нет никакой необходимости, более того, с тех пор, как завеса в храме разорвалась надвое, эта должность упразднена окончательно. Тем не менее, всегда находятся оригиналы, претендующие на эксклюзивный пропуск в Небесную Канцелярию, в самое что ни на есть Святое Святых. Там они получают особые откровения и поручения передать человечеству нечто новое, чего нет в Библии. Некоторые даже прогуливаются под руку с Богом-Отцом, вызывая почтительную зависть у ангелов. На тех, кто никогда по-настоящему не каялся, а  Писание изучал в обзоре или в чужом толковании, это обычно производит неизгладимое впечатление. Люди, не рожденные свыше, принимают любого духа за Духа Святого.  Вот здесь бы очень пригодился печальный опыт Реформации, но у нас не принято говорить о Мюнстерском царстве и его лжепророках. Эта темная и кровавая страница истории повествует о том, чем может закончиться слепая вера в чужие откровения. Людей, домoгающихся неограниченной власти над другими на основании  якобы пережитого ими мистического «духовного» опыта, хватает и в наше время. (Вспомним хотя бы Дэвида Кореша). «Полеты во сне и наяву», личные «беседы со Христом», сопровождающиеся получением особых полномочий - симптомы одержимости нечистыми духами.(Или религиозного психоза, кому как больше нравится).

  «По отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада», - предупреждал современников Павел из Тарса.  Бездомный и бессемейный апостол язычников, все  имущество которого составляли кожаные книги и одеяло, зарабатывал на хлеб своими руками. Трудящийся достоин пропитания, - говорил он.- Кто не работает, тот и не ешь.   В отличие от  Павла, освобожденные парторги от религии отнюдь не собираются  как-то ограничивать свои материальные потребности: они хотят всего, много и сразу. Наивно полагать, что кто-то из них ограничится тарелкой супа. Но вот беда: на Евангелии в его подлинном смысле ничего не заработаешь. Даже свечку копеечную, и ту не продашь. Царство Христа не от мира сего. Оно не вписывается  в контекст греховных общественных отношений.
 
Но что же делать, если кушать хочется, а работать лень?

        Откорректировать учение и заставить его работать на себя.

        Надо сказать, что в этом отнюдь не Божьем деле достигнуты определенные успехи. В религиозном бизнесе вращаются миллионы. Уровень и стиль жизни «служителей» потрясает роскошью и размахом. Дело в том, что между законодательством и христианской этикой есть нейтральная полоса, где и делаются деньги: многие неэтичные деяния совершенно законны.

        У этой нейтральной полосы свое богословие, которое только называется христианским. Здесь проповедуется о том, что благочестие служит для прибытка, а желающие обогащаться исполняют волю Божию, здесь обещают исцеление ваших финансов, только посейте сверх сил, отдайте последнее…

        Использование психологического давления  перед сбором «добровольных» пожертвований уже вошло в неписаный канон протестантских ритуалов. И «верные» несут в клювиках заработанное потом и кровью, созидая своими руками нехилое материальное благополучие «помазанника». Если «служитель», покупающий рысаков по полмиллиона долларов, все еще просит пожертвований у безработных и домохозяек на собственное «служение», это бессовестно, но не попадает ни под одну статью Уголовного кодекса. Увлеченные льстивыми словами, мы забываем, что Евангелие учит помогать нуждающимся, а не сдирать с них последнюю рубашку. Для помощи ближним не нужны посредники: просто оглянитесь по сторонам, протяните руку соседу, однокласснику. Добрые дела и проповедь Евангелия это не профессия, а Божие поручение каждому из нас. Трудиться своими руками и уделять нуждающемуся должны все без исключения.
   
   Пятьсот лет тому назад Мартин Лютер восстал против продажи индульгенций. В те времена в обмен на деньги людям обещали прощение грехов. Сейчас им обещают здоровье,  финансовое благополучие и решение всех проблем. Подход тот же самый: торговля Божией благодатью. Но это уже не католики…

  Лютер, начавший со страстного обличения сребролюбия служителей католической церкви, в последствии безбедно проживал в экспроприированном у неприятеля монастыре, перешедшем в его личное пользование.  Что же произошло? Католическая церковь в союзе с феодалами грабила народ, а протестанты с теми же феодалами - католическую церковь. Материальные ценности, накопленные ненасытным духовенством, поменяли хозяев.

         Реформация никак не изменила положения крестьян. Никто не собирался облегчать их участь, обращать внимание даже на самые умеренные  и обоснованные Писанием требования, какими были «Двенадцать статей». Это и послужило толчком к началу крестьянской войны. «Их (крестьян) нужно бить, душить и колоть тайно и открыто, так же, как убивают бешеную собаку»… Чьи это слова? Папы римского? Отнюдь. Отца Реформации Мартина Лютера. Человек, не знакомый с трудом, никогда не будет сочувствовать бедному. Поэтому из дикого вепря, ворвавшегося в католический виноградник, пламенный революционер от религии превратился в жирного борова, утверждающего, что «вино и женщин не любит только дурак». Конец Лютера был бесславным. Кровавыми были и плоды его учения, но современные протестанты не взирают на кончину дней и прочие мелочи жизни своих наставников. Авторитет человека снова возвышается над Священным Писанием и простым здравым смыслом.

Немногим известна печальная история антитринитарианина Сервета. Этот человек не понимал, как Бог может иметь три ипостаси. Попытка вступить в дискуссию с прославленным протестантским богословом Жаном Кальвином закончилась для несчастного  сожжением на медленном огне. До настоящего времени кальвинисты всех мастей стараются перевести это (к слову сказать, не единственное) преступление Кальвина в сферу культурной относительности: мол, что ж поделаешь, так тогда было принято… Странное дело, еретик Сервет во всей этой жуткой истории выглядел, как христианин:  накануне казни, уже зная, что обречен и помилован не будет,  просил у Кальвина прощения за то, что огорчил его лично, а Кальвин, вооруженный правильным пониманием Троицы, простить свою жертву отказался. Мол, нет тут ничего личного, гори себе ясным пламенем во имя Отца и Сына и Святого Духа.
 
Знание богословия означает не так много, как мы думаем. Пробелы в теории восполнить намного легче, чем отсутствие стыда и совести. Христианина всегда можно узнать по плодам Духа Святого: в отличие от даров их невозможно подделать. Христианин может быть младенцем, который еще не дорос до понимания сложных вопросов, но он не может быть негодяем и вероломным лжецом.
 
Кальвинизм - это не только размытое и невнятное учение о предопределении, имеющее несколько разновидностей, это еще и жестокосердный  контроль над паствой в форме предписаний во что и как одеваться, какую музыку слушать, в котором часу укладываться спать и проч. Кальвинизм - это система слежки и доносительства. Это жестокое подавление инакомыслия. Именно такая атмосфера царила в Женеве в славные времена Жана Кальвина, прекрасный, но сильно идеализированный образ которого запечатлен в благодарных сердцах большей половины современных протестантов. «Если вы не предопределены ко спасению, можете всю жизнь простоять на коленях, умоляя Бога о прощении, ничего все равно ничего не получится, - обнадеживает слушателей современное радио. И сразу же после этого:  - Спасибо, что позвонили и поделились своей проблемой…» Старые беззакония возвращаются на круги своя. Сколько кальвинизм не модернизируй, а суть все равно вылазит наружу: у жестокого человека и Бог жестокий.

Кому нужна половинчатая история? Сусальный Лютер, позолоченный Кальвин,  обсыпанный  сахаром добряк Цвингли, которому стыдливо не припоминают повешенных и утопленных анабаптистов? Что еще должен сделать «герой веры» для того, чтобы мы наконец-то задумались о соответствии его поступков учению Иисуса Христа?  Нет такой протестантской кафедры из-за которой не прозвучало бы, что верующие такие же люди, как неверующие, а временами даже хуже, но тем не менее, спасены, водворены, посажены на небесах и пр. Обычно это происходит после того, как очередной «божий генерал» отчебучит что-нибудь неадекватное, вроде блуда в извращенной форме или хищения в особо крупных размерах… Удивительно, но от слов Иакова “все мы много согрешаем» всегда отрезают первую часть: «не многие делайтесь учителями»… 
 
Но у протестантов не учит только ленивый. Причем большинство учит отнюдь не Евангелию, а учениям о том и о сем (десятине, процветании, сеянии и жатве, созидающей силе слова, шагах веры, всеобщем исцелении и проч.). Воспевающие бабло бесстыдно смеются над бедностью, страданием и болезнью.  Разумеется, все попытки дать морально-этическую  оценку их действиям отнесены в разряд греховных. Усомниться в правильности предлагаемого учения означает «поднять руку на помазанника» - грех, который непременно влечет за собой смерть духовную и физическую, приравнивается к хуле на Святого Духа и не прощается ни в этом веке, ни в будущем.  На самом же деле Христос вовсе не запрещает делать выводы: " По плодам (делам) их узнаете их", - говорит Он Своим ученикам о грядущих духовных лидерах. Далее следуют два негативных примера: собирают ли с терновника виноград, а с репейника смоквы? Читателю предлагается ответить на этот вопрос самостоятельно.

К сожалению, у нас принято путать смирение с глупостью, трусостью и соглашательством. Мы терпеливо молчим, когда попирается истина, братолюбиво воздаем честь подлецам, жертвенно собираем деньги для вымогателей.  И все это не по доброте душевной, а по привычке никогда не судить начальствующих. Мы твердо знаем, что суд и расправа совершаются сверху вниз. Если у нас на глазах уничтожают наших братьев и сестер, значит, они во-время не смирились под крепкую руку «помазанника». Нам не приходит в голову, что ложное смирение приводит нас к соучастию в делах беззаконных, и что за это рано или поздно придется отвечать перед Богом. Не нужно становиться рабами человеков.

Кстати,  новомодное слово «помазанник» в переводе на язык Евангелия означает  Христос, а помазание - присутствие и действие Святого Духа.  Обещание « Се, Я с вами во все дни, до скончания века» остается неизменным. Христиане (конечно, мы говорим о верующих во Христа в Евангельском смысле этого слова) принадлежат Христу и не нуждаются в каких бы то ни было посредниках между ними и Богом. У нас уже есть Помазанник и Первосвященник. Его зовут Иисус.  Ветхозаветний обряд посвящения в служители скинии - всего лишь прообраз: омовение водой - покаяние, окропление кровью - искупление, помазание елеем - дар Святого Духа. Все это - этапы духовного освящения, которые проходит каждый  христианин.
 
Церкви Иисуса Христа не нужны реформы. Она состоит из тех, кто одним Духом крестился в одно Тело. Тайна сия велика. Но есть еще одна тайна - тайна великой блудницы, сидящей на звере.  Замена римского католицизма учением Лютера, Кальвина или Цвингли, такой же шаг вперед, как и замена отживших феодальных отношений капиталистическими. Мы поменяли князей церкви на бизнесменов от религии. Хрен редьки не слаще. Попытки представить отцов Реформации героями веры путем замалчивания неприглядных фактов, неосознанный механизм защиты: если с ними все в порядке, значит, и с нами тоже. Но, к сожалению, именно протестантам принадлежит позорное первенство в официальной поддержке нацизма, масонства и гомосексуализма.
 
Посмотреть правде в глаза бывает страшно. Может возникнуть много вопросов, ответить на которые будет очень непросто. Проще плыть по течению и удовлетворять духовные потребности посредством хорового пения и празднования всевозможных двунадесятых праздников, наподобие Дня Реформации...

        Но  жизнь - это река с непредсказуемыми поворотами. Иногда для того, чтобы спокойно воспевать религиозные песнопения, нужно одобрить безбожную политику правящей партии и без вреда для служения слить в гестапо пару-тройку  неблагонадежных «прихожан», не обладающих музыкальным слухом. Лютерано-кальвинистская каолиция под  названием Евангелическая церковь ( названия бывают так же обманчивы, как и внешность), единодушно поддерживала горячо любимого ими фюрера, послушно следуя антисемитскому учению Мартина Лютера.
 
Не думайте, что все это дела давно минувших дней, которые не могут повториться. И тем более, не думайте, что это не может коснуться вас. Времена искушений испытывают живущих на земле вне зависимости от национальности и вероисповедания.

   Следовать учению Иисуса Христа все так же непопулярно, как и две тысячи лет тому назад. Если кто-нибудь скажет вам, что желающие жить благочестиво  будут посажены в президиум, посоветуйте ему почитать второе послание Тимофею. Мысль поставить церковь во главе государства  принадлежит не Иисусу Христу, и даже не г-ну Ледяеву. Эту  якобы благочестивую идею пытались осуществить и католики, и протестанты. Ничего хорошего из этого не вышло и врядли когда-нибудь выйдет. Функции церкви и государства лежат в разных измерениях. К тому же, «государства» бывают разными и сотрудничество с некоторыми из них равносильно вероотступничеству.
 
Стремление во что бы то ни стало оказаться во власти и при делах - еще одно наследие Реформации. Деньги и власть ходят рука об руку, но это не Евангелие, a капитализм.

Власть развращает всех. В том числе революционеров и реформаторов.
 
Говорят, что история ничему не учит. Происходит этому потому, что греховная натура человека всегда сильнее логики и здравого смысла. Религиозное общество, живущее мирскими принципами - похотью плоти, похотью очей и житейской гордостью неизбежно снова и снова будет наступать на одни и те же грабли.

В истории христианства нет ничего хорошего : море крови, сплошные ереси…

История Церкви еще не прочитана, она пишется на небесах и называется просто - Книга Жизни.


В качестве иллюстрации использована средневековая французская миниатюра "Вавилонская блудница".
 


Рецензии
Здравствуйте, Марина!
Скажу сразу, что статья Ваша меня сильно впечатлила - и знанием предмета, и стилем изложения, и уровнем объективности. Нечасто критикам такой чувствительной сферы удается оставаться в пределах корректности.
Примерно те же вопросы я рассматриваю в статье "Человеческое, слишком человеческое" (http://www.proza.ru/2017/02/01/377) и тоже прихожу к выводу, что практика христианства (православного) далеко отклонилась от своих истоков.
Согласен с Вами и в том, что посредничество тоже (наряду с другими причинами) повинно в этом.
Но разве Основоположник не собирался создавать свою Церковь, не обещал Петру ключи от Царства Небесного, не поручал ученикам распространять Учение в массах?
Разве без евангелистов благая весть дошла бы до нуждающихся в ней?
На мой взгляд, все это - примеры посредничества, заложенного с самого начала.
Следующий вопрос относится к Вашему "дедуктивному" методу: "нужно почувствовать большую форму, и потом с ней непременно согласуются все детали". Было бы интересно узнать, как это - "почувствовать" - и не ошибиться, не сфантазировать. Исходя из моего опыта, при таком подходе "согласование" деталей сводится к некорректным скачкам из плана буквального в символический, к подмене фактов спекулятивными предположениями и объявления трудных мест "тайной великой".
По-моему, индуктивный подход честнее и строже.
И последнее. Не могу согласиться с Вашей оценкой человечества (в том числе - религиозного). Натура человеческая не греховна, а естественна и живет преимущественно здравым смыслом (в противном случае мы бы давно вымерли)
Именно здравый смысл и опыт подсказывают нам, что жизнь можно оптимизировать.
Религиозные учения - это важный способ оптимизации и он постепенно приносит свои плоды, смягчая нравы. По крайней мере, некоторые ученые утверждают, что уровень насилия в обществе ("на душу населения") медленно, но неуклонно снижается (см.,например, А. Назаретян "Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории")
С уважением,

Томас Твин   07.07.2017 12:39     Заявить о нарушении
Добрый день, Томас. Для согласования деталей одной логики недостаточно. Необходимо доверие к изучаемому материалу. Без веры в Бога Библию понять невозможно. Существует некий порог, через который рационалист переступить не может, будь он хоть семи пядей во лбу. Мф. 11:25 именно об этом: утаил от мудрых,
открыл младенцам. Библия действительно многоплановая книга. Применительно к Ветхому Завету "скачки в символизм" часто оправданы. Многие ветхозаветные события имеют духовную проекцию. Об этом говорят и Христос, и апостолы. Например, Иоанна 3:14, Гал.4:22-26. Объявление непонятных мест "великой тайной"
меня никогда не устраивало ( впрочем, я не одна такая). Христос сказал ученикам по дороге в Гефсиманию, что пошлет им Духа Утешителя, который наставит их на всякую истину. Это и есть практическое христианство: если не понимаешь написанного, молись, и понимание придет. Происходит это по-разному, иногда даже сверхъестественным образом: вдруг, как бы ни с того, ни с сего, посреди каких-то
посторонних дел приходит озарение. Это то, о чем говорил Христос Никодиму: дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. (Иоан.3:8)
Честно говоря, вы очень удивили меня утверждением "некоторых ученых." Конечно, я не обладаю статистическими данными, но чисто визуально снижения уровня насилия как-то не наблюдается. Вместо этого понижается культурный и образовательный уровень, возрождается национализм, сознательно размываются границы между добром и злом. Исчезает профессиональная (и любая другая)этика. Кроме того, здравый смысл - весьма относительное понятие. Наверняка могут найтись люди, для которых оптимизация жизни может означать уничтожение половины человечества.

Спасибо за комментарий к статье. Я должна была поблагодарить вас сразу, но немного увлеклась.:)

Марина Беловол   08.07.2017 08:33   Заявить о нарушении
Очень приятно с Вами дискутировать, Марина. Вы тот редкий собеседник, который расхождения во взглядах не переводит в военные действия. Немаловажно и то, что Ваши познания и другое мироощущение, помогают мне лучше понять и прочувствовать весьма далекое для меня представление о мире (Если позволите, время от времени буду обращаться к Вам за консультациями)
В Вашем ответе много суждений, для меня важных, но не вполне очевидных или нуждающихся в уточнении. Сразу на все и не ответишь, поэтому пока приведу лишь свежий пример того, как можно использовать "скачки в символическое" для согласования деталей -
Жухария Безверхняя "Эпизод в Гефсимании" (http://www.proza.ru/2017/07/08/269)
С уважением,

Томас Твин   08.07.2017 12:03   Заявить о нарушении
Добрый день, Томас! Я прочла статью со "скачками". Это не христианство, а доморощенная эзотерика. В сети есть очень странные видео с "учением" этого автора.
Я обязательно отвечу на ваши вопросы (если, конечно, буду жива и знаю ответ :)).

Марина Беловол   10.07.2017 14:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.