Любить себя
Свидетельство о публикации №214033102125
Однако, когда естественная любовь к себе принимает гипертрофированные формы, она очень скоро перерождается в страсть - эгоизм, самолюбие, себялюбие, гордость. "Самолюбие есть искажение любви по отношению к самому себе"(свт.Игнатий Брянчанинов). Гордый человек непременно эгоист, который ставит себя выше других, хотя он может не понимать этого и не чувствовать. Отсюда следует: он не может по-настоящему сочувствовать, сострадать и любить, потому что все эти чувства требуют самопожертвования ради другого. Поэтому нечуткость и равнодушие к людям и являются тем критерием, когда в душе зарождается самолюбивая страсть. Человеку свойственно приукрашивать и оправдывать свои поступки и мысли , поэтому заметить грань этого опасного душевного перелома самому практически невозможно - именно из-за такого человеческого свойства большинство из нас давно находится "за пределом"...
Протодиакон Сергий Шалберов 12.06.2015 11:30 Заявить о нарушении
Ирина Нармонтене 05.07.2015 13:25 Заявить о нарушении
И Господь подобно вам говорит : «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». (Мф.7,6). Однако перед этими словами Христос наставляет: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5,42), и при этом не оговаривается никаких особых условий, критериев людей, достойных помощи. Не говорится о том, что человек должен быть трезвым, адекватным, чтобы он не обманывал. Говорится лишь о том, что мы должны помочь, проявить свою любовь и заботу о ближнем.
То, что заставляет человека проявлять милость, должно быть мило сердцу его, идти из глубины его души, и, осознаваясь разумом, ничего не требовать взамен, памятуя от том, что такое самопожертвование должно быть истинно конструктивным, т.е. и с любовью, и с разумением. Способов помочь человеку множество - можно помочь материально, физически, советом, но лучший способ помочь - это взрастить в своей душе любовь. К любому просящему, пусть даже это профессиональный негодяй или явный алкоголик с хорошими, светлыми мыслями о них, тем самым накапливая любовь и радость в своей душе, и делясь этими чувствами с окружающими. Это и есть любовь к людям, которая исцеляет в первую очередь собственную душу. А когда от собственной души изойдет сияние, то и все вокруг, включая злодеев и пьяниц, будут обретать божественную радость в его лучах.
Но чтобы это чудо преображения души состоялось нужно вспомнить заповедь: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф.7,1-2). То есть признать кого-то свиньёй, не заслуживающей святыни любви, есть уже суд, суждение и осуждение. Именно так поступают те, кто предлагает помощь на определённых условиях. Накормлю, но только, если ты не будешь пьян. Вылечу, но только, если ты не будешь материться и т.п. Неосуждение основывается на способности различать святыню человеческой души - как свою, так и чужую, и почитать ее, а вовсе не на способности различать свинское в человеке. Святыню бросает свиньям тот, кто видит в окружающих свиней и не видит свинского в себе. Лишенный силы прощения лишен и силы любви. Осуждение – всегда путь в одинокое безлюбовье; забота о другом, каков бы он ни был – выход из одиночества. Только вот гордое самолюбование мешает нам увидеть своё одиночество. А всего-то надо поменять табличку на своей душе с «закрыто» на «открыто». Убрать пугало с порога, не пугать и не пугаться никого…
И тогда душа наша смягчится и мы почувствуем сострадание и любовь к падшим и ощутим в сердце своем блаженную тишину всепрощения...
Протодиакон Сергий Шалберов 16.07.2015 16:52 Заявить о нарушении
Ирина Нармонтене 16.07.2015 20:08 Заявить о нарушении
Поэтому рай и ад – вовсе не натуралистические фрески Микеланджело о Страшном Суде, это - состояния нашей души по отношению к Богу. Так Писание учит, что Царство Божие – это духовное состояние, не географическое понятие и не физическое положение, а духовное состояние: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17). И поскольку указано: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:20-21), то верна и альтернатива, что адские муки - тоже наше внутреннее состояние. Наши грехи и страсти подобны тлеющим уголькам, способным разгореться в адское пламя, нестерпимо жгущее душу в вечности - это и есть огненная геенна. То есть суть вечных мучений не в том, что грешники наказаны Богом по нелюбви к ним, а потому, что они сами оказались неспособны к любви. Не в гневном отвержении оступившихся суть мучений, а в их личном отвержении Бога и обращенной к ним Его любви. Действительно, как находиться в Раю тому, кто не любит Бога и ничего не сделал для того, чтобы явить эту любовь в собственной жизни? Это станет для настоящим мучением, адом.
Чтобы лучше понять это, представьте себе горького пропойцу, у которого с похмелья "трубы горят", на блестящем праздничном концерте филармонического оркестра, посаженного с заботливой любовью впереди всех а первом ряду партера. Что он будет чувствовать? Безусловно - адские муки! Именно в этой способности (или неспособности) души заключается суть и адских страданий, и райского блаженства...
А о личном доверии сердечной подсказке нужно всегда памятовать, что и сердце может быть загрязнено самоуспокоительной сладостью мнимого духовного совершенства в самодостаточном жизненном комфорте, ибо сказано Господом: «Блажены ЧИСТЫЕ сердцем, ибо те Бога узрят» (Мф.5:8). . Св. Варсонофий Великий предупреждал: "Если сердце твое день и ночь с БОЛЕЗНИЮ не будет искать Господа, ты не можешь преуспеть".
Желаю же вам, дорогая Ирина, мудрой сердечной разборчивости в поисках духовного совершенства...
Протодиакон Сергий Шалберов 31.07.2015 13:30 Заявить о нарушении
Ирина Нармонтене 27.10.2015 17:32 Заявить о нарушении