Рецензия на «Любить себя» (Ирина Нармонтене)

Если человек не знает любви к себе - как он может полюбить других?
Однако, когда естественная любовь к себе принимает гипертрофированные формы, она очень скоро перерождается в страсть - эгоизм, самолюбие, себялюбие, гордость. "Самолюбие есть искажение любви по отношению к самому себе"(свт.Игнатий Брянчанинов). Гордый человек непременно эгоист, который ставит себя выше других, хотя он может не понимать этого и не чувствовать. Отсюда следует: он не может по-настоящему сочувствовать, сострадать и любить, потому что все эти чувства требуют самопожертвования ради другого. Поэтому нечуткость и равнодушие к людям и являются тем критерием, когда в душе зарождается самолюбивая страсть. Человеку свойственно приукрашивать и оправдывать свои поступки и мысли , поэтому заметить грань этого опасного душевного перелома самому практически невозможно - именно из-за такого человеческого свойства большинство из нас давно находится "за пределом"...

Протодиакон Сергий Шалберов   12.06.2015 11:30     Заявить о нарушении
Я понимаю, что Ваши рассуждения опираются на основы христианской морали. Однако я не поддерживаю идеи о самопожертвовании, поскольку считаю их лишёнными здравого смысла. Попытаюсь сейчас доказать свою точку зрения. В мире не бывает ничего случайного, поскольку мир сотворён Богом. Если случается какая-то беда - значит, кто-то согрешил. Мудрый понимает, что грешник должен пройти через наказание, иначе он никогда не изменит своё отношение к жизни, а стало быть, не спасётся. В таком случае жертвовать собой ради избавления грешника от кары можно считать проявлением невежественности, поскольку подобные жертвы всё больше развращают лиходеев. Опять же я не нахожу справедливым, когда за отпетых негодяев принимает на себя страдания невинный, достойный и чистый человек. Разве разумно было бы до такой степени проникнуться любовью к диким животным, чтобы добровольно пойти в лес, чтобы там отдать себя на растерзание? Так и возвышенным, просветлённым личностям нет дела до того, кто как расплачивается за свои дела, даже если их ровное отношение ко вселенским процессам кому-то кажется гордостью. Ну не отдают бриллианты по цене стекляшек на откуп разным мошенникам, сами посудите здраво.

Ирина Нармонтене   05.07.2015 13:25   Заявить о нарушении
Дорогая Ирина!

И Господь подобно вам говорит : «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». (Мф.7,6). Однако перед этими словами Христос наставляет: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5,42), и при этом не оговаривается никаких особых условий, критериев людей, достойных помощи. Не говорится о том, что человек должен быть трезвым, адекватным, чтобы он не обманывал. Говорится лишь о том, что мы должны помочь, проявить свою любовь и заботу о ближнем.

То, что заставляет человека проявлять милость, должно быть мило сердцу его, идти из глубины его души, и, осознаваясь разумом, ничего не требовать взамен, памятуя от том, что такое самопожертвование должно быть истинно конструктивным, т.е. и с любовью, и с разумением. Способов помочь человеку множество - можно помочь материально, физически, советом, но лучший способ помочь - это взрастить в своей душе любовь. К любому просящему, пусть даже это профессиональный негодяй или явный алкоголик с хорошими, светлыми мыслями о них, тем самым накапливая любовь и радость в своей душе, и делясь этими чувствами с окружающими. Это и есть любовь к людям, которая исцеляет в первую очередь собственную душу. А когда от собственной души изойдет сияние, то и все вокруг, включая злодеев и пьяниц, будут обретать божественную радость в его лучах.

Но чтобы это чудо преображения души состоялось нужно вспомнить заповедь: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф.7,1-2). То есть признать кого-то свиньёй, не заслуживающей святыни любви, есть уже суд, суждение и осуждение. Именно так поступают те, кто предлагает помощь на определённых условиях. Накормлю, но только, если ты не будешь пьян. Вылечу, но только, если ты не будешь материться и т.п. Неосуждение основывается на способности различать святыню человеческой души - как свою, так и чужую, и почитать ее, а вовсе не на способности различать свинское в человеке. Святыню бросает свиньям тот, кто видит в окружающих свиней и не видит свинского в себе. Лишенный силы прощения лишен и силы любви. Осуждение – всегда путь в одинокое безлюбовье; забота о другом, каков бы он ни был – выход из одиночества. Только вот гордое самолюбование мешает нам увидеть своё одиночество. А всего-то надо поменять табличку на своей душе с «закрыто» на «открыто». Убрать пугало с порога, не пугать и не пугаться никого…
И тогда душа наша смягчится и мы почувствуем сострадание и любовь к падшим и ощутим в сердце своем блаженную тишину всепрощения...

Протодиакон Сергий Шалберов   16.07.2015 16:52   Заявить о нарушении
Что-то не вполне получается в Вашей проповеди концы с концами совместить... Выходит, что Христос, не веля метать бисер перед свиньями, самый мало любящий оказывается среди христиан. Если же допустить, что сии слова должно трактовать по-Вашему: дескать, не судить, ибо тогда жемчуг свиньям придётся отдавать - то таким методом всё что угодно можно переиначить по-своему. Я предпочитаю руководствоваться внутренним чувством, совершая тот или иной поступок. Бог, как Вы сами знаете, ближе всего к человеку подходит через сердце. Так что если мне кто-то не по душе - значит нет Божьей воли для того, чтобы мне проявить любовь по отношению к недостойному. Как сказал однажды Христос в Галилее, когда ему предложили фарисеи в качестве зачёта исцелить какого-нибудь хромого или слепого, как то делал пророк Илия: "Много было хромых и слепых в Иудее, а Илия исцелил лишь одного". Остальные, видимо не были достойны исцеления. В Евангелии есть послания апостолов, там в одном месте я вычитала, что верующие во Христа получают право судить даже ангелов, не только простых смертных. Какие-то двойственные утверждения, противоречивые. Ведь осуждение - признак гордыни, однако везде про какие-то страшные суды написано. Бог если любящий, значит, он тоже никого судить не будет, разве не так? Стало быть, все попадут в рай, не зависимо от своих деяний в мире. Какой же тогда смысл заповеди соблюдать?

Ирина Нармонтене   16.07.2015 20:08   Заявить о нарушении
Да, уважаемая Ирина, сущность Божия есть любовь, но это не совсем точно, потому что сущность Божия непостижима и невыразима, она не может быть определена одним пусть и самым прекрасным человеческим словом. Бог есть любовь не в смысле сентиментальной жалости к падшему мирозданию. Бог есть Любовь и не в смысле безграничного снисхождения к любым нашим проступкам – Никому не заповедал Он поступать нечестиво, и никому не дал позволения грешить (Сир. 15: 20). Но Бог есть Любовь в том смысле, что дарует нам возможность принять участие в Его вечной Божественной жизни, для чего по любви к человеку пострадал во плоти за наши грехи – Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою (1 Ин. 3: 16). Этой возможностью является, как искренний отклик души, наша личная любовь к Нему, которая, если действительно обымает душу, становится активной силой, побеждающей грех.

Поэтому рай и ад – вовсе не натуралистические фрески Микеланджело о Страшном Суде, это - состояния нашей души по отношению к Богу. Так Писание учит, что Царство Божие – это духовное состояние, не географическое понятие и не физическое положение, а духовное состояние: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17). И поскольку указано: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:20-21), то верна и альтернатива, что адские муки - тоже наше внутреннее состояние. Наши грехи и страсти подобны тлеющим уголькам, способным разгореться в адское пламя, нестерпимо жгущее душу в вечности - это и есть огненная геенна. То есть суть вечных мучений не в том, что грешники наказаны Богом по нелюбви к ним, а потому, что они сами оказались неспособны к любви. Не в гневном отвержении оступившихся суть мучений, а в их личном отвержении Бога и обращенной к ним Его любви. Действительно, как находиться в Раю тому, кто не любит Бога и ничего не сделал для того, чтобы явить эту любовь в собственной жизни? Это станет для настоящим мучением, адом.

Чтобы лучше понять это, представьте себе горького пропойцу, у которого с похмелья "трубы горят", на блестящем праздничном концерте филармонического оркестра, посаженного с заботливой любовью впереди всех а первом ряду партера. Что он будет чувствовать? Безусловно - адские муки! Именно в этой способности (или неспособности) души заключается суть и адских страданий, и райского блаженства...

А о личном доверии сердечной подсказке нужно всегда памятовать, что и сердце может быть загрязнено самоуспокоительной сладостью мнимого духовного совершенства в самодостаточном жизненном комфорте, ибо сказано Господом: «Блажены ЧИСТЫЕ сердцем, ибо те Бога узрят» (Мф.5:8). . Св. Варсонофий Великий предупреждал: "Если сердце твое день и ночь с БОЛЕЗНИЮ не будет искать Господа, ты не можешь преуспеть".

Желаю же вам, дорогая Ирина, мудрой сердечной разборчивости в поисках духовного совершенства...

Протодиакон Сергий Шалберов   31.07.2015 13:30   Заявить о нарушении
Бог не постижим, какой же тогда смысл постоянно стремиться к его постижению?.. Вообще не понятно, откуда кто узнал, постижим Бог, или нет? К примеру, маленькому ребёнку невозможно постичь намерений своих родителей, однако, когда он вырастает, он может даже превзойти их в своих собственных намерениях. Замечу так же, что душа, как вечная, неразрывно связанная со всем сущим духовная искра, не испытывает никаких страданий. Страдает разум, одна из тонких форм материального воплощения. Сознание души отождествляясь с телом, воспринимает всё, что происходит с воплощённым телом за свои собственные злоключения. Получается как бы системная ошибка. Когда сознание отрешается от физической жизни тела, оно освобождается от страданий. Необходимо осознавать свою духовную природу, при том тело может жить своей жизнью, поскольку оно сотворено природой, является её частью. Природа как бы сдаёт тело в аренду душе. Понимание данного обстоятельства позволяет быть отстранённым наблюдателем даже при высокой степени активности физического тела. Бог внутри, это Я ЕСТЬ, или Жизнь.

Ирина Нармонтене   27.10.2015 17:32   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Ирина Нармонтене
Перейти к списку рецензий, написанных автором Протодиакон Сергий Шалберов
Перейти к списку рецензий по разделу за 12.06.2015