Протодиакон Сергий Шалберов - написанные рецензии

Рецензия на «Илья Муромец» (Владимир Басаргин)

Илья Муромец – самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома. Большинство знает о нем лишь то, что запомнилось им с детства из былин и сказок, и часто бывают поражены сложностью и многозначностью этого образа. Над разрешением загадок, связанных с ним, уже почти два столетия бьются ученые разных специальностей, но тайны все же остаются...

Протодиакон Сергий Шалберов   21.11.2019 12:48     Заявить о нарушении
Рецензия на «О женах неверующих и мужьях служащих в Церкви» (Алексей Малышев Сказитель)

Отречение от духовных идеалов, измена нравственным принципам - всегда огромная трагедия и личностный кризис! И – горе, если причиной отступничества стали женские чары: искусительная красота и страстное влечение плоти… По словам великого духовного учителя прп. Иоанна Лествичника: «Можно оставить одно добро ради другого большего добра. Так поступил свт.Григорий Чудотворец, который бегал мученичества не по страху, но для пользы спасаемых и просвещаемых под его руководством». Только такая святая жертвенность ради ближних может оправдать отречение от сана и нарушение монашеских клятв. А с другой стороны страшно подумать, сколько беды может распространиться в мире от одного недостойного священника, ложного монаха, сколько такой лжепастырь наполодит духовных калек! Горе тому, кто искусит малых сих – лучше уж тогда напересный крест снять… Поэтому, не зная истинных причин оставления сана, не следует скороспело судить – оставим сей суд Богу единому, уповая на Его милосердие… Однако отступивший в Великом, будет ли верен малой своей Церкви?

Но куда страшнее наказание для отступника душевными муками… Процитирую, для примера, отрывок из воспоминаний духовного писателя Сергия Фуделя: "...Помню, о. Владимир Криволуцкий мне рассказывал, как его однажды позвали причащать умирающего, который за много лет перед этим снял сан священника. “Когда я, - рассказывал о. Владимир, - поставил на столике у кровати дароносицу и все приготовил, умирающий вдруг чуть приподнял голову, точно потянувшись к столику и вдыхая запах святыни, сказал: “ Боже, Боже, чего я себя лишил!”

Плохо, если человек уходит от Божьего призвания, не сделав своего. Но можно попытаться доделать это и вне сана, и в браке – искуплением греха. Есть замечательный отечественный фильм «Грех. История страсти», в котором осмысливается отречение от сана, искупление и грех… Когда двое людей вступают в бракообщение, чтобы помочь друг другу в спасении, а если один из супругов не помогает, а то и прямо мешает другому в его духовном восхождении, то семейная лодка будет бросаема мирскими волнами вплоть до кораблекрушения, особенно если один из супругов действует в противовес законам Церкви. И, если кто-то из супругов, обременен культом сиюминутного страстного наслаждения, желанием обладать предметом любви, то это на самом деле обман, это любовь к себе, к тому как тебя любят – ведь истинная Любовь «не ищет своего…»(1Кор.13:5) Да и первая заповедь «возлюби Бога твоего всем сердцем, всею душою, и всею крепостию своею»(Мф.22:37) в действительности означает, что только черз Бога-Человека можно принять человека.Только влюбившись в Бога можно влюбиться в человека, а не наоборот, потому что только тогда догадываешься, что в человке не только тело, но в человеке – Бог.

Вот как проблему христианского выбора любви решил некий ныне уже немолодой служитель Престола Божия. Незадолго до рукоположения, к нему, уже женатому, в душу, как свежий ветер в распахнутое окно, ворвался обольстительный образ милой, доброй и рассудительной женщины. Но любой союз с ней стал бы каноническим препятствием к священному служению, эгоистическим предательством брачных клятв и прямым нарушением седьмой заповеди. После долгих мучительных колебаний, поездок к духоносным старцам, и наложенной ими ептимьи, был сделан единственно правильный выбор – любовь к Богу выше всех земных привязанностей.И, парадоксально, что спустя многие и многие годы, любовь к его земной женщине никуда не ушла, но очистившись от всего плотского, стала безгрешной и радостной, питая его светом великой милующей любви ко всем людям. И он выразил это святое чувство в мудрых и прекрасных стихах:

Кончается любовь, летит прозрачным пухом,
Как с дерева, цветка - щекочущий озноб.
Я дух перевожу и постепенно Духом
Спокойным становлюсь, прижав к лазури лоб.

Я знаю, что скажу, откроюсь - не сегодня,
Немного погодя, но именно, как есть:
Теперь я не с тобой, - у Алтаря Господня,
И глаз тебе моих, как раньше, не прочесть.

В них влага полных рек, иных миров скольженье,
Двух ласточек игра и Божья благодать.
Теперь мне ни к чему твое отображенье
Держать перед собой и все им заслонять.

Ты только не скорби по поводу разлуки,
Ведь у земных разлук свой привкус высоты...
От сердца отвожу ладонь, раскинув руки,
И пробую обнять весь мир, где есть и ты...

Протодиакон Сергий Шалберов   27.10.2019 10:17     Заявить о нарушении
Рецензия на «Пьяный мышонок» (Фаина Нестерова)

Редкие женщины не заходятся визгом при виде безобидного мышонка!
И еще реже встречаются те, которые их любят...
У меня тоже есть незамысловатая "мышиная" история, только вот мышка сосем не простая.
Да и сама история с "двойным дном"...
http://proza.ru/2012/04/18/1559

Протодиакон Сергий Шалберов   12.10.2019 10:38     Заявить о нарушении
Уважаемый отец Сергий!
Я уже читала эту Вашу изумительную работу
и оставила свой отклик. Но ведь снова все
перечитала.Вы своими уже первыми предложе-
ниями подкупаете читателя : Ваше видение и
описание природы настолько глубоко и краси-
во, что уже невозможно оторваться.

Как филолог задумываюсь, где же корни Ваше-
го красноречия - хороший учитель, образова-
ние, начитанность,интеллигентная семья?
Что бы ни было, Вам дано писать.И это здо-
рово!

Привязавшись к своему мышиному королю, Вы так
и не угостили его горилкой. Один мой хороший
знакомый архитектор так же подружился в своей
художественной мастерской с крысой,которая жи-
ла где-то под полом.Так они всегда вдвоем тра-
пезничали и выпивали.Крыса получала стабильно
порцию хмельного в пробке от бутылки и веселень-
кая отправлялась в свои покои.

Да, все растения и животные,как люди : они наде-
лены каким-то своим понятием. Растения реагируют
страхом на появление человека,ранее оборвавшего,
ну скажем, цветочек с данного стебелька.Это под-
тверждено многими опытами.
Часто удивляюсь, как насекомые или совсем мелкие
животные чувствуют доброту и по-своему реагируют.
Смотрю на даче у меня маленькая ящерка "растеклась"
(я не оговорилсь) на солнышке. Видимо, загорает. Я
срываю маленькую, тоненькую травинку и чешу ей спи-
нку. А она и не думает убегать. Ей нравится.

На клумбе под окном целую неделю транзитом жил шмель.
Все ночевал на одном и том же цветке (есть такой цве-
ток -"Веселые ребята"). Утром встаю - опять тут! Подо-
шла и пальцем тихонько глажу его по спинке. Он тут же
отреагировал - поднял вверх две ножки.Видимо,поздоро-
вался и продолжал сидеть. Это ли не удивительно?!

Вчера возвращаюсь домой и вижу тощую собаку, роющуюся
в траве. Я ей сказала, чтобы она шла за мной. Не очень
далеко был магазин. Она дошла со мной до магазина.Я ей
сказала, чтобы она меня ждала.Купила ей сардельку, вы-
хожу - ждет. Разломила на три дольки. Протягиваю руку,
а собака не подходит ближе 2-х метров : вот как любит
людей! Вот в таких отношениях мы с флорой и фауной. Ис-
требляем все вокруг себя...

Фаина Нестерова   12.10.2019 14:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сердитая Лиза» (Фаина Нестерова)

Ой, дорогая Фаина! Да у вас здесь целый зверинец!
Сразу вспомнил старца Паисия Святогорца, который гворил: "У меня в келье не только птицы, но и все животные, приходящие туда – шакалы, зайцы, ласки, черепахи, ящерицы, змеи, – насыщаются от преизлияния моей любви, насыщаюсь и я, когда насыщаются они, и все вместе, «зверие и вси скоти, гад и и птицы пернаты» (Пс.148,10) «хвалим, благословим, поклоняемся Господеви»".

Протодиакон Сергий Шалберов   12.10.2019 10:02     Заявить о нарушении
Да, отец Сергий, у меня всю
жизнь в квартире зверинец.
Если хотите улыбнуться (кто-
то улыбается, кто-то хохочет),
прочтите про моего наглого зай-
ца и змей. И эти звери жили в
моей квартире.
Однажды, возвращаясь с работы,
я везла в 3-хлитровой банке оче-
редную змею.В трамвае было чело-
век семь.Тишина.Люди сидят рос-
сыпью.Никаких разговоров.И вдруг
пьяненький мужчина, обращаясь ко
мне, громко говорит: "Женщина!Вы-
ходите за меня замуж!" Пассажиры
дружно захохотали.Мужчина подсел
недалеко от меня и стал рассказы-
вать о своих достоинствах. Достал,
словом. Мне надоело. Я ему говорю:
"Мужчина, если Вы не оставите меня
в покое,я сейчас выпущу на Вас вот
этого зверя!"и достаю банку со зме-
ей.Он вскочил и убежал в конец трам-
вая.Пассажиры опять хохочут. Прошло
минут пять, и "веселый" пассажир кри-
чит сзади :" Женщина! Я согласен же-
ниться на Вас даже со змеей"!
Пассажирам было нескучно - просмотре-
ли по дороге кинокомедию.
А вот в моей миниатюре "Змеиные ноги"
жанр совсем другой - трагикомедия.

Фаина Нестерова   12.10.2019 13:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Божья пощечина» (Фаина Нестерова)

Любое гадание подразумевает, что мы отказываемся от ума, от совести, не хотим думать и делать ответственный выбор. То есть мы отказываемся от дарованной нам Богом свободы. Некоторые подвижники, действительно, находили нужный ответ в открытом как бы наугад Евангелии. Но они к этому готовились, долго постились, молились, прося Бога открыть им Свою волю. И поступали так только в особо сложных ситуациях — один, максимум два раза в жизни. Никто не превращал это в принцип. Потому что духовная жизнь — длинный и трудный путь, его не заменишь чудесами и гаданиями. А когда человек не хочет трудиться, то он ищет легких путей, ждет чудес, полагается на случай. Если человек искренне ищет Христа, стремится жить по Евангелию, то у него есть в Писании любимые, наиболее созвучные его душе места. И тогда нужно перечитывать именно эти отрывки и потом уже решать важные вопросы. Это и есть прямая связь с Богом, искреннее обращение к Нему за советом, и Господь подскажет верное решение. А открывая Библию наугад, мы полагаемся на слепой случай. По сути это ничем не отличается от гадания на картах, кофейной гуще и пр. Гадание на Библии, по меткому определению Ивана Ильина - есть "религиозная пошлость".

Протодиакон Сергий Шалберов   12.10.2019 09:34     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, отец Сергий.
Мне нечем Вам возразить, ибо я
полностью с Вами согласна,к че-
му и призываю всех в конце сво-
ей работы.

Здоровья Вам!

Фаина Нестерова   12.10.2019 09:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Спасут вера и любовь» (Вячеслав Абрамов)

Как говорил афонский старец Паисий, «нужно не вмешивать в свою жизнь логику, которая расшатывает веру - апостол Петр верою шел по волнам но, как только вмешалась логика, стал тонуть…» Логические помыслы неверия сомнения исходят от лукавого - Бог попускает их, чтобы увидеть наше стремление к совершенству, чтобы вера наша была усилена молитвой. Как апостолы просите Христа прибавить вам веру и умножить ее!
И, если человек идет по жизни с верой без сомнения и просит помощи Божией, то у него понемногу открывается духовное зрение – он начинает видеть, как с ним начинают происходить чудесные события: сначала маленькие, потом побольше, и вера его постепенно усиливается. Но такое умножение веры происходит, когда человек божественные тайны не трогает умом, а переживает в действительности. А для этого, чтобы опытно пережить тайны Божии надо иметь незлобие и простоту, т.е. некоторым образом вернуться в состояние до грехопадения. Этому препятствует предрасположенность к гордости. Если у человека нет соответствующего вере смирения, то Бог не станет действовать, потому что это не пойдет человеку на пользу….

Протодиакон Сергий Шалберов   06.10.2019 15:29     Заявить о нарушении
У многих человеков ум - как политик, все средства свои кладущий в борьбу за власть и повышение своего рейтинга. И зная это, всё равно идешь у него на поводу, полагая только его лучшим другом. А он ещё и хитрый ревнивец, и чем больше с ним дружески делишься, тем путанее твои пути. Спасибо Вам за наставление!

Вячеслав Абрамов   06.10.2019 19:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «Из сушняка эгоизма окунуться в любовь» (Вячеслав Абрамов)

Душа человеческая развивается по своим законам - мы все когда-то проходим через младенчество духовное. И часто бывает так, что усвоенная еще в «нормативном» детстве эгоистическая норма поведения продолжается и во взрослой жизни – отсюда же проистекает неуверенность в себе, психологическая зависимость, или наоборот, слишком высокая самооценка человека. Так начинается невидимая брань - борьба за сохранение памяти Божьей, и в результате часто совершается лукавая подмена Ревности Божьей ревностью человеческой, когда человек любит не «Бога в себе», а «себя в Боге». Уверенность в самом себе — это наш величайший и злейший враг. Нигде в Евангелии не написано, что надо верить в свой эгоизм. Оно призывает верить в то, что Бог может помочь. Люди извращают смысл евангельских слов - если кто-то верит в себя, то в этом есть либо эгоизм, либо беснование. А ведь настоящая любовь всегда жертвенна, она -готовность дарить себя, а не получать; ревность же эгоистичное чувство... Старец Паисий Афонский говрил:"Насколько мы забываем себя, настолько Бог помнит о нас"

Протодиакон Сергий Шалберов   06.10.2019 15:21     Заявить о нарушении
Рецензия на «Печать смерти» (Александр Алатырев)

Счастье внутри нас - оно в ощущении дыхания нашей жизни. А человек, который хронически недоволен жизнью, подсознательно программирует себя на завершение страданий. Он уже практически мертв, а физическая смерть – лишь только логическое завершение духовного состояния...

Протодиакон Сергий Шалберов   28.09.2019 12:34     Заявить о нарушении
Интересное замечание. Спасибо.

Александр Алатырев   10.10.2019 16:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Об умирающем священнике» (Бурлаков Геннадий Анатольевич)

Почва всех человеческих беспокойств - страх смерти. А этот естественный страх теряет свою силу, когда постигается всеединство Вечного Бытия. Жизнь каждого человека есть непрестанное действие Божьего о нас попечения и водительства на нашем пути в Вечность. Но не всегда это кажется ясным, потому что заботы, печали и радости, из которых ткется ткань земной человеческой жизни мешают разглядеть её узор. Надо лишь открыть глаза души своей, и тогда ясно станет, что необъятный мир Жизни Вечной стучится к нам и с неутомимой настойчивостью Божественной любви напрашивается людям. И это есть Великое Всебытие, пусть и в непостигаемом пока для нас, зде пребывающих людей, виде. Есть связь ушедших и живущих - всё продолжается… И когда знаешь это, то неизбежность смерти легко принять, как продолжение жизни в целом. Страх смерти не преодолевается, а переодевается в праздничные одежды духовного ликования – не какими-то особыми способами и ритуалами, а дозреванием души – то есть сознательным и трудным додумыванием Смысла Жизни, от которого, увы, так часто хочется духовно ленивому человеку сбежать обратно в бездумье. Да, о жизни души вне тела можно только догадываться, но бесспорные факты бессмертия души у Церкви есть. Душа должна учиться в жизни прощанию с телом и принятию Пути с Богом. Когда же осознаешь Путь в Божественную Вечность как жизненную сверхзадачу, то основной ценностью становится радость Богопознания, восторг Духа. А ценность здоровья и прочих благ тогда делается относительной, вторичной и служебной...

Спасибо за пищу для духовных размышлений!

Протодиакон Сергий Шалберов   21.03.2019 17:33     Заявить о нарушении
Рецензия на «Трудная тема» (Борис Алексеев -Послушайте)

Благодарю вас, Борис - ваша "трудная тема" натолкнула на размышления...

Мне по долгу службы часто приходиться бывать на наших погостах: видел разное - и помпезные надгробия, и забытые могилы, и безвкусие, и бездушие, и кощунство. И все же кладбища я люблю - это одно из немногих мест, где удается хоть ненадолго перед гробом сдвинуть людей теснее в молитве, рассказать им, не умудренным словом Божьим, что погребение должно знаменовать не силу смерти, а победу жизни. Однако после молитвенного чина до того, как священник предаст тело земле, часто резким контрастом звучит надгробная речь кого-либо из родственников или знакомых. Редко когда услышишь при этом искренние слова - как правило, это вымученные дежурные фразы, набор словесных штампов. Особенно почему-то всегда вызывала досаду последняя, набившая оскомину, фраза "Пусть земля будет тебе пухом". Сердце не обманешь - спустя некоторое время от университетских филологов узнал, что на самом деле слова эти являются древнеримским проклятием покойному - язычники считали высшим бесчестьем, когда тело не покоится в земле:

Sit tibi terra levis, mollique tegaris harena,
Ne tua non possint eruere ossa canes.
Марк Валерий Марциал (40-104 гг.)

Пусть земля тебе будет пухом,
И мягко покрывает песок,
чтобы собаки могли вырыть твои кости

Впрочем и бросание монеток в свежевырытую могилу, чтобы "лучше лежалось", тоже дошло к нам из язычества - тогда это называлось "выкуп земли", да и гульбища на костях, водочные распития в "компании" с мертвыми - оттуда же...

Протодиакон Сергий Шалберов   08.11.2018 13:10     Заявить о нарушении
О. Сергий, благодарю за густую и ароматную реплику! Тема трудная и высокая одновременно. С уважением, Борис.

Борис Алексеев -Послушайте   08.11.2018 22:32   Заявить о нарушении