Поэт В. Маяковский в творчестве художника С. Мител
С. Мительман так сказал об этом направлении: "Возвращаясь к проблеме нонконформизма, следует сказать, что это, прежде всего, - личностное качество художника, вопрос его мировоззрения и творческой независимости. Так было всегда, не только в 20 веке. Величайшим нонконформистом был Питер Брейгель Старший, удивлявший своих современников и потомков независимостью ума, личным прочтением и оригинальностью трактовок общечеловеческих легенд и мифов". И еще: "Нонконформизм - это неприятие и неподчинение господствующей идеологии, это нежелание находиться на службе у кого бы то ни было".
Савелий был участником ряда крупных выставок: Международной федерации в Манеже, Объединения "Экология" и "Памяти жертв сталинизма" в ЦДХ на Крымском Валу, "Золотая кисть" 1997, 1998, 1999 гг. Манеж, ЦДХ. Его персональные выставки, проходившие в выставочных залах Москвы 1990-2001 гг. всегда вызывали интерес зрителей. Были и зарубежные выставки в г. Гданьске и Барселоне.
Работы С. Мительмана есть в галереях и частных коллекциях 30 стран мира, в Государственном центральном музее современной истории России, в коллекции галереи "Союз Творчество", в Музее Маяковского.
Его яркое творчество поразило меня острым взглядом на нашу жизнь и историю страны. Взгляд очень неравнодушного человека! Страдающего и счищающего накипь. Именно "Счищая накипь" и назвал С. Мительман свой автопортрет 1995 года.
В этой статье хочу показать отношение художника к творчеству Владимира Маяковского. Но прежде надо сказать, что к образу поэта обращались многие художники: А. Дейнека, П. Келин, Н. Соколов, Б. Коржевский , И. Бройдо и т. д.
Первым, сразу после ухода из жизни В. Маяковского, галерею портретов поэта открыл Давид Бурлюк - "отец русского футуризма". В 1930 году, получив трагическое известие о смерти своего друга, Давид Давидович посвящает ему выпуск журнала "Цвет и рифма", издаваемого Д. Бурлюком в Нью-Йорке, и рисует тушью на бумаге свою версию гибели поэта - "Смерть Маяковского". Мне этот лаконичный образ напоминает космический аппарат, запущенный в будущее, но не исключено, что Давид Давидович имел в виду что-то другое.
Савелий Мительман в своём творчестве несколько раз обращается к В. Маяковскому и написал пронзительные слова о поэте: «Лично мне фигура Маяковского видится в ряду величайших поэтов-бунтарей мира следом за Данте, Байроном, Ницше. Такие гиганты появляются в переломные эпохи и сами собой означают коренные сдвиги в мировой истории и культуре. Если же рассматривать Маяковского в рамках своей эпохи, то он представляется мне живой эмблемой русского авангарда с его мессианскими идеями, экстремизмом, устремленностью в будущее. Хотя значение его грандиознее, ибо творчество (не поэзия в традиционном смысле, которая оказалась «пресволочной штуковиной»), включающее в себя основные направления тогдашнего модернизма: футуризм, экспрессионизм, сюрреализм – творчество это гиперболично, безмерно, запредельно. Но этого мало. Творец, создавший эпос своей эпохи, протянул свой «Бруклинский мост» и в наше время».
Мительман создает живописные комментарии к тетраптиху поэта "Облако в штанах". Нет, это не иллюстрации к поэме, это сотворчество, пронизавшее живопись Савелия Мительмана цитатами и репликами из "Облака в штанах", поэмы, написанной двадцатидвухлетним Владимиром Маяковским обнаженными нервами и душой. Савелий Мительман своими оголенными нервами связал трагическое видение В. Маяковского с нами зрителями и кажется, что картины его искрят от высокого напряжения. Небо на всех полотнах С. Мительмана, посвященных В. Маяковскому, в красных заревах, отзывается на слова поэта: "На небе, красный, как марсельеза, вздрагивал, околевая, закат".
Как невозможно описать словами стихию или музыку, так и невозможно описать картины Савелия Мительмана. Глядя на эти полотна, волна стихии захлестывает нас и невозможно дышать. Хочу представить некоторые полотна художника, посвященные В. Маяковскому.
"Тринадцатый апостол", 1983, холст, масло. Тринадцатый апостол - именно так поэт предполагал назвать свою поэму, но цензура не пропустила название, и мы узнали "Облако в штанах". У Маяковского в поэме: "Я, воспевающий машину и Англию, /может быть, просто, /в самом обыкновенном Евангелии /тринадцатый апостол".
На лице поэта в изображении художника гримаса ужаса. "Людям страшно - у меня изо рта /шевелит ногами непрожеванный крик" - это в поэме.
"Когда я абсолютно спокоен", 1983, холст, масло. С. Мительман изобразил поэта в желтой блузе. У Маяковского в поэме: "Хорошо, когда в желтую кофту /душа от осмотров укутана!" и дальше: "... но я не могу быть спокойней. / Смотрите - /звезды опять обезглавили и небо окровавили бойней!"
И действительно страшно смотреть: на портрете этот остановившийся взгляд, как выстрел направленный на нас - пугает. "Господа! /Любители /святотатств, /преступлений, /боен, - /а самое страшное /видели -/лицо мое, /когда /я /абсолютно спокоен? /И чувствую - /"я" /для меня мало, /кто-то из меня вырывается упрямо".
"Звезда Маяковского", 1990, холст, масло. Путь поэта это путь на голгофу. Обреченность в фигуре и лицо, на котором "Скоро криком издерется рот". Кажется, слышим голос поэта: "Я, /осмеянный у сегодняшнего племени, /как длинный /скабрёзный анекдот, /вижу идущего через горы времени, /которого не видит никто".
Глядя на это полотно невольно вспоминаешь строчки из поэмы: "Мама! /скажите сестрам, Люде и Оле, /Ему уже некуда деться" и прощального письма: "Мама, сестры и товарищи, простите, - это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет"
"Портрет Владимира Маяковского", рисунок, на котором изображено лицо мужественного человека трагической судьбы.
Поэт заканчивая поэму "Облако в штанах", воскликнул: "Эй, Вы! /Небо! /Снимите шляпу! /Я иду!"
Свидетельство о публикации №214041200012
Захотелось почитать Маяковского и поискать картины Мительмана
С уважением
Валерий Короневский 17.05.2014 13:05 Заявить о нарушении
Ирина Юлина 17.05.2014 20:01 Заявить о нарушении