Разговор со сводящей с ума Тишиной

    …или Остров Бесконечности

    Кто пережил это, тот знает – нет ничего тяжелее, чем по-настоящему искренний разговор с самим собой. Он настолько тяжел, что большинство людей всеми силами избегают даже мысли об этом. Выражается это по-разному - от неадекватной активности «вовне» (практически по любому поводу и без повода, особенно с появлением интернета), до заболевания шизофренией, когда внутри человека появляется некая «самостоятельная» вторая реальность, с которой начинается самодостаточное привычное общение как «не с собой».

    Все учения, затрагивающие истинную природу самости человека, предупреждают, что глубинное самопознание опасно для искателя. Ведь он уподобляется человеку, который сидя на стуле с приподнятыми ногами (т.е. опираясь на собственное же сознание) пробует досконально изучить этот «стул», разбирая его на детали. Понятно насколько велик при этом риск «упасть» или не собрать стул хотя бы в прежней архитектуре. Чувствуя эту опасность скорее подсознательно, на уровне инстинкта, человек старается избегать её любыми способами.

    Однако парадокс человеческой жизни заключается в том, что без самопознания теряется смысл жизни. Жизнь превращается в вечный бег от самого себя через постоянный поиск дел и даже проблем, а также дурманящих сознание удовольствий, пусть это и грозит наступлением болезней. «Высший пилотаж» на этом пути заключается в бездумном фанатичном погружении в религию, растворении в ней. Правда Бог при этом вместо квинтэссенции мудрости и мироздания превращается в символического или физического идола для поклонения.

    При этом есть, как известно, и классический, самый распространенный способ решения проблемы смысла жизни – дети. Но их рождение и традиционная забота о них на самом деле есть ни что иное, как перекладывание на следующее поколение тех проблем, которые не смогли разрешить родители.

    Дети, в конечном итоге, оказываются встроенными в следующую жизненную модель: жизнь понимается как процесс избегания страданий и получения удовольствий; при этом окружающий мир, людей и своё тело человек воспринимает как источник и инструмент для удовольствий. Дети исполняют также и важнейшую миссию - придание жизни высокого смысла, а фактически её оправдания. Само собой через детей решаются и более прагматичные проблемы. Такие как структурирование времени (чем и когда заниматься) и «страховка» на случай болезни или старости.

    Выпадение из этой парадигмы смыслов воспринимается как катастрофа, вплоть до повода для суицида. Очень часто иллюзия решенного смысла жизни исчезает вместе с вырастающими и начинающими самостоятельную жизнь детьми.

    Но рано или поздно человек остается один на один с Истиной в своей душе, а чаще всего с её отсутствием – Пустотой. Именно она в виде Тишины и Бесконечности порождает тотальный ужас, от которого человек старается сбежать, иначе можно сойти с ума или умереть физически, что по сути одно и то же. И здесь неизбежно встает самый трудный и загадочный вопрос Смысла жизни, а на самом деле сущности человека.

    Во все времена были те немногие, кто находил Путь на котором обретался смысл Жизни. Однако настали новые уникальные Времена. О них, как о «конце Света» предсказано многими пророчествами. Суть новых времен заключается в том, что ВПЕРВЫЕ за всю историю существования человечества появилась возможность ДЛЯ ВСЕХ раскрыть и познать сущность природы Человека, почувствовать её проявление на самом себе. Далеко не всем это оказывается под силу… О чем речь?

    Сотни, тысячи лет важнейшим условием развития, а, следовательно, и могущества человека была ИНФОРМАЦИЯ. Знание о том, ЧТО, КАК и КОГДА делать относительно хозяйственных работ, построек, войн, земных и морских путей и многого другого. Именно в этом кроется основа феномена уважения и почитания стариков, как не только источника мудрости, но и живых носителей жизненно важной прагматической информации. К этой же сфере относились возможности читать и писать, сочинять музыку, совершенствоваться в науке, искусствах.

    Всё это открывали или устные знания или книги, которые еще недавно имели огромную значимость, а порой и соответствующую стоимость. Стоит отметить, что самой высокой оценки заслуживали библиотеки в которых наряду с престижной классикой были словари, энциклопедии и различные справочники. Всё это рухнуло с приходом в жизнь Интернета...

    Рубеж тысячелетий ознаменован переходом к условиям общедоступной СВЕРХИНФОРМИРОВАННОСТИ большинства цивилизованного населения Земли. И вдруг стало очевидным, что информационное изобилие ни только не послужило взрывному интересу к занятиям наукой, искусством, то есть росту и развитию КУЛЬТУРЫ, а наоборот, стало источником её очевидного краха и деградации.

    Человечество уподобилось обществу времен заката Римской Империи. Но, если тогда варвары разрушители Рима были на границах Империи, то теперь они надвигаются ИЗНУТРИ самих людей, в виде необузданной ненасытности к удовольствиям, всё обесценивающему «равенству», торжеству идеалов и ценностей «маленького человека», пришествие которого предсказал гениальный Фридрих Ницше.

    Создается впечатление, что идет разрушение духовных ценностей, определяющих сущностное отличие Человека от животных. Но проявлено это уже не в виде абстрактного краха гуманистических или религиозных истин и правил, а в виде массовой угрозы психическому, то есть душевному здоровью огромного числа людей.

   Психические заболевания и расстройства приобретают угрожающий характер массовых эпидемий. На первое место выходят различные виды паранойи ("паранойя" - умопомешательство — психическое расстройство, характеризующееся систематическим бредом, манией величия и преследования, переоценкой собственных суждений, склонностью к подозрительности и разоблачительности, конфликтности и сутяжной борьбе, интерпретационной деятельности и конструированию спекулятивных систем), стресс, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения и другие.

    Можно много рассуждать о социальных и экономических причинах этого. Но, на самом деле, важнейшей причиной всех этих расстройств и заболеваний стало нарастающее противоречие между сущностью человеческой природы и тем образом жизни, который ведет подавляющее большинство людей.

    Сказано, что всё, что от Бога просто. Подлинная, божественная мудрость жизни заключена в языке, на котором мы говорим. Специалисты знают, что язык живет своей почти мистической самостоятельной жизнью. Зачастую он сохраняет в себе те смыслы и истины, о которых люди даже не задумываются.

    Как называются люди подверженные психическим заболеваниям? Душевно больные люди. То есть люди у которых больна не просто нервная система или еще что-то, а Душа. Наличие в человеке Человеческой Души и отличает его от животных, она и составляет сущность Человека. Но в чем заключается смысл жизни? О нем и пойдет речь далее...
 
продолжение - "О тайне смысла Жизни" (http://www.proza.ru/2015/02/03/1698)


Рецензии
Мне нравиться манера исполнения ВАШИХ трудов: невероятно сложнейшие проблемы человечества, выражаете, удивительно простым, доступным для многих, понятным языком. НО!
Проблема МЫСЛИТЕЛЕЙ, ФИЛОСОФОВ, РЕЛИГИОЗНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ, в том, что у них НЕТ МЕЖДУ СОБОЙ ПОЛНОГО " МИРА ПОНИМАНИЯ".
Причина в том, что ПОНЯТИЕ " ДУХ" они НЕ ВОСПРИНИМАЮТ как СУЩНОСТЬ.
Для многих, понятие "ДУХ" является ТОЛЬКО абстрактным нравственным понятием.

Всех людей, что объединяет? МАТЕМАТИКА!
В математике НЕ возможно Одно понятие ПОДМЯТЬ ПОД СЕБЯ ДРУГИМ ПОНЯТИЕМ, хоть мир перевернётся.

Почему тогда Люди, выражая Понятия: ПРАВДА, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, РЕАЛЬНОСТЬ, ИСТИНА при выражении своих мыслительных идей, постоянно ГРЕШАТ: ПОДМИНАЯ в хаосе ЭТИ ПОНЯТИЙНЫЕ СЛОВА? Да потому-что, до сих пор для человечества нет " НЕЧТО" ЦЕМЕНТИРУЮЩЕГО": СПОСОБНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ "ДУХА" предметов физ. природы...

Пикасо   27.02.2018 13:22     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваш отзыв, Пикасо. Несколько слов относительно Вашего замечания об отсутствии "мира понимания" у мыслителей и прочих. Скажу сразу, что такого "единомыслия" не возможно в силу ряда объективных причин. Самая важная из них заключается в том, что человек относящий себя к цеху философски мыслящих людей отличается от остальных использованием такого метода как "рефлексия". Говоря просто - это способность пропускать воспринимаемые проблемы через призму собственного ума, который в тоже время сам является постоянным объектом исследования и совершенствования. Увы, все мы приходим в этот мир несовершенными, хотя иначе мы бы здесь и не появились, а были подобны ангелам либо иным существам и жили бы в иных мирах и измерениях. Сравнивая философское знание с математикой стоит помнить, что и в математике всё хорошо ровно до тех пор пока они не начинают задавать себе вопросы - например, что такое ЕДИНИЦА, а что такое ТОЧКА, как их можно измерить? То есть всегда есть некие базовые "крайние" понятия, которые используются по умолчанию без дополнительных уточнений. Сюда же относятся так называемые "постоянные", которые не имеют никакого постоянства в своем числительном выражении, уходя в ряды бесконечных периодов... Всё в математике не так просто, как кажется, и споры свои там тоже ведутся.
Науки, затрагивающие такие упомянутые Вами понятия как ПРАВДА, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, РЕАЛЬНОСТЬ, ИСТИНА куда сложнее, чем объекты математического анализа. Поскольку они затрагивают не мир измеряемых пропорций и отношений, а СОДЕРЖАНИЕ жизни Человека, со всем его несовершенством, добрыми и злыми наклонностями. То есть мир СУБЪЕКТИВНЫЙ. Поверьте на слово, что в научной философской среде тоже есть сообщества - школы, в которых среди их членов нет никаких противоречий, где все придерживаются единого мнения относительно употребляемого понятийного аппарата. Но это уже отдельная тема. То, что касается "духа" предметов, то есть и такие философские направления, которые изучают мир под таким углом зрения.
На мой взгляд, в конечном итоге, важно то, чтобы через различные искания люди совершенствовались нравственно, становились добрее к себе и окружающему миру. А путь к этому у каждого человека свой. Что хорошего возможно в такой ситуации? Только то, чтобы по мер сил и возможностей делиться с людьми своим опытом, стараясь делать свои знания максимально доступными для понимания других.
Всего Вам наилучшего.

Азамат Джанымбей   27.02.2018 15:06   Заявить о нарушении
ДА!
Оказывается ВЫ не только МАСТЕР слова,
Но, и отличный дипломат.
Жаль что я ВАМ ( человеку, Кантовского философского образования) НЕ смог основную " МЫСЛЬ ИДЕЮ" правильно ПЕРЕДАТЬ.

Пикасо   27.02.2018 17:42   Заявить о нарушении