Моя память

   Воспоминания...  Они, как живые существа, приближаются, окружают, лишают покоя, не дают сосредоточиться даже на очень важном в эту минуту деле, заставляют шаг за шагом пережить давно минувшее событие, которое сегодня не стало бы для тебя даже мало-мальски значимым... Воспоминания выхватывают, возрождают кусочек жизни, чувств.

   Я люблю посиделки с моими давними верными подружками. На столе нет обилия
еды и питья, но всё так вкусно, красиво, соответствует вкусу и состоянию
заседающих.

   Но, как в песне: не за огонь люблю костёр - за тесный круг друзей!
За их неспешные рассказы, под которые и посмеяться, и погрустить, и просто
благодатно провести время одинаково хорошо.

   "Вот я вижу себя маленькой девочкой, ученицей начальных классов",-
начинает свой рассказ наша любимица Нина. - Наступает Праздник Праздников  -  Светлое воскресение Христово. В доме всё выскоблено, вымыто. Занавески, накидки на подушках, покрывала на кроватях и скатерти топорщатся - так сильно они накрахмалены.

   Мама ставит и ставит в русскую печь чугунки, формы, сковороды, жаровни... Не в силах понять, как это всё там размещается, заглядываю за заднюю стенку печи - нет ли там сквозного отверстия.  Заметив это, мама улыбается.

   И вот Великая Суббота. По улице потянулись группы женщин. Все они нарядные, в
руках завязанные в белые платки, узлы с куличами и праздничной снедью, предназначенной для освящения в храме.

   Входит бабушка, мамина мать:
   -Всё у тебя готово? - обращается она к маме, - пойдём.

   - Нина пойдёт, - неожиданно для меня сказала мама и поднесла мне объёмистый
и довольно тяжёлый белый узел.

   Бабушка, ни слова не говоря, вышла из комнаты, я за ней. На улице мы присоединились к группе женщин, среди которых был соседский мальчишка Федюшка Фомин. В руках у него был такой же узел. Я шла, испытывая огромное опасение: однажды моя одноклассница на школьной перемене очистила и съела крашенное яйцо. То ли наш учитель это в окошко увидел, то ли кто ему донёс. На уроке он долго её отчитывал. Девочка стояла, низко опустив голову. Луч солнца через окно упал на её лицо и капавшие и стекавшие по её щекам слёзки искрились и сверкали, как драгоценные камешки...

   Скорым шагом мы приближались к храму. Дорога к нему проходила мимо дома ... директора школы. И он стоял на улице. Увидев учеников, то есть, нас с Федюхой, он спросил:
   -Как фамилии? В каком классе учитесь?

   Взрослые остановились, но молчали. Я ответила. Директор велел мне вернуться домой. Бабушка взяла мой узел. Федюшка тоже назвал себя, но на требование вернуться - заартачился:

   - Меня мать послала, а я матрю слухаюсь - и пошёл, не оглядываясь, к храму.

   Придя домой, я рассказала маме о случившемся. Она, как ни в чём не бывало, продолжала заниматься своими делами - ну, вернули и вернули, ничего страшного, видимо, подумала она.

   Остаток этого дня, воскресенье и начало понедельника я медленно умирала в ожидании позорной разборки перед классом, а может и перед всей школой. И была уверена - пощады не будет.

   Дело кончилось выпуском школьной сатирической "Колючки", на полосе которой (хронический второгодник и сроду не носивший ни пионерского галстука, ни школьной формы) в красном галстуке, в огромной форменной фуражке, на коленях перед иконами осенял себя крестным знамением... Федюшка. Меня в номере не было.

   Школьники смотрели, читали скучную подпись: такой-то ученик, из такого-то класса... и молча, не то чтобы без смеха, как в таких случаях бывает, даже без улыбок, расходились.

   По сей день я испытываю отголоски мук той, маленькой себя, находившейся почти двое суток, как теперь бы сказали, в длящемся стрессе, а по-настоящему, в ужасе ожидания расправы.

   Воспоминания, отпустите меня, ведь муки в детстве страшны неведением, отсутствием жизненного опыты, непониманием и невниманием взрослых, оставивших ребёнка без поддержки.

Муки в старости убийственны невозможностью изменить, исправить минувшее, сознанием несоответствия силе  мук содеянному...

   Мы сочувствовали нашей Нине, а самая добрая у нас Верочка сказала:
   - Ты вспомнила, рассказала и всё... Это ушло от тебя. Навсегда...
Живи спокойно. - И протянула Нине конфетку, как маленькой девочке.

   И, почему-то, все притихли, а некоторые заплакали.


Рецензии
Дорогая Дарья Михайловна, выражаю своё ОГРОМНОЕ спасибо в Ваш адрес. "Память- это сложный психический процесс, способность мозга хранить и воспроизводить информацию. Все люди рождаются с заложенной возможностью запоминать различные события. Но встречаются люди и с феноменальной фотографической памятью. Это действительно редкий дар. Такие люди могут запоминать огромное количество информации и воспроизводить эту информацию очень быстро. Можно предположить, что это сочетание генетического фактора и определенной тренировки в течении жизни У маленьких детей объём памяти значительно меньше, чем у взрослого человека, поэтому мы не помним, что происходило с нами в младенчестве. С годами человек может держать в голове всё большее количество различной информации
Бытует мнение, что у людей с возрастом память ухудшается, но на самом деле все зависит от самого человека. И в преклонном возрасте память может быть блестящей, при условии если человек ей пользуется, постигает, что-то новое. Это могут быть те же кроссворды, заучивание стихов, какие-то курсы, изучение иностранного языка и. т. д. Известно, что люди занимающиеся наукой и в солидном возрасте имеют прекрасную память. Но когда мы во власти сильных эмоций, спешим, или на нас давит груз обстоятельств, нас отвлекают, если мы поглощены другим делом и т. д. в таких условиях любая, даже самая лучшая, память будет давать сбой. Человеческая память - это не только умение запоминать, но и, как ни парадоксально это звучит, умение забывать ненужное. Процессы запоминания и забывания очень часто не поддаются нашему контролю. В течение своей жизни мы получаем огромное количество информации, однако болящую половину узнанного забываем, примирившись с тем, что феноменальная память • не наша сильная сторона При этом, учеными давно доказано, что человек пользуется лишь небольшим процентом возможного потенциала памяти, и предела для совершенствования собственных возможностей нет.

Александр Псковский   16.06.2018 17:18     Заявить о нарушении
Глубокоуважаемый Александр!
Здравствуйте! О памяти я многое читала.
Память - это раздел психологии. И, совершенно верно,
память необходимо тренировать, только тогда она
развивается, совершенствуется.

Вы сказали,что когда мы поглощены другим делом и т. д. в таких условиях любая, даже самая лучшая, память будет давать сбой.

Тут память вообще остаётся в стороне - для запоминания необходимы усилия,
участие в процессе как можно большего количества рецепторов, а они все
отвлечены, поэтому памяти и не касаются.

Неожиданно, но в сказке есть такое слово: мимодумно!

Вот что часто является отсутствием памяти.

Благодарю Вас. С уважением к Вам и глубокой благодарностью,

Дарья Михаиловна Майская   16.06.2018 17:37   Заявить о нарушении
Спасибо Дарья Михайловна!

Пасха- самый любимый праздник. Я вспоминаю, как мама готовила все к празднику и будила нас рано утром посмотреть на солнышко, как оно играет, переливается и радуется такому событию. Я сама видела этот необычный восход солнца в Пасху. У нас церкви рядом нет и мы не ходили в церковь, но если бы была, мой отец не остановил бы детей и провел бы в храм, не смотря ни на какие угрозы, он сам себе был власть всегда. И когда ему жаловались вдруг на детей ( кто-то кому-то рукав оторвал в куртке, баловались) он говорил: Рукав кому нужен, тот и пришьет. Оторвали, значит за дело. И к нему с жалобами не обращались. А церковь- святое и покушаться на нее не позволил бы, чтобы не стоило.

Валентина Яковлева   28.06.2018 01:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.