Как мне крупно повезло и о другом

30 лет назад мне крупно повезло- я остался в живых. То что было написано в рассказе Архангельск, Талаги, Ту-134А CССР - 65084, 9октября 1984года подробнейшим образом описывает те волнующие 14,5 минут того счастливого полёта. Кто-то восхищённо писал о том, что мы герои, даже модель 65084 подарили за книгу и мою подпись. Кстати, это была максимальная цена за Книгу.
Так вот сообщаю, что героизма тут никакого не было, а была просто работа, направленная на успешное завершение полёта. Я так думаю.
А вот дальше любопытно:
- Ну, ребята, сверлите дырки, ордена получать будете, - встретил нас комэска.
А потом:
Если нас награждать, то инженеру сидеть (в тюрьме) Поэтому, решили дело закрыть.
Вот этот момент очень интересный. Запомните его хорошенько.
Потом, летал я безо всяких громких событий, работал по плану и безо всяких лётных происшествий, что потом даже дали знаки 5000,7000 и 10000 часов безаварийного налёта. Так радостно я летал лет 10. А потом пошло начиная 1994 года. Из Книги  копирую:
Стажёр на борту и я трачу на его образование кучу своей энергии. Мы уже летим обратно, и я обращаю внимание на зарядный ток аккумулятора, который был много выше нормы. Тепловой разгон, подумал я и выключил его от греха подальше. В Архангельске был такой случай и его вовремя не заметили. * Произошло вскипание аккумулятора, легкий взрыв сорвал лючок и экипаж быстро сел от разгерметизации и пожаров на вынужденную посадку на аэродроме вылета.
У нас всё кончилось хорошо, правда, об этом событии никто не записал в бортовой журнал. В бортовом журнале записывают, как правило, те специалисты, в чей компетенции отказ происходит или по договорённости с бортмехаником. Бортмеханик сказал, что запишет, но забыл это сделать, а я не проконтролировал. Ушли в отпуск. Самолёт передали на другой рейс. И уже новый экипаж замечает, что аварийных источников электроэнергии - аккумуляторов нет.
Кто виноват – получается, что мы. Задержка рейса, а это ЧП. В общем,  как сказали инженеры, я сделал всё правильно, и меня можно было бы даже наградить, если бы мы всё записали. Прошло два года…
Дело летом было. Летим мы как-то в Тюмень. Прошло 35минут полёта и всё хорошо. Даже гроз нет.
Подлетаем к Белозерску, Проверяю электросистему и вижу, что ток зарядки аккумуляторов начал расти и на все мои попытки этот ток уменьшить, этот ток растёт всё равно. Ясное дело - тепловой разгон, было, проходили. Я и выключил их вообще. Рассказал нашему механику тот случай, несколько лет назад и полетели мы без аварийных источников электроэнергии. До Тюмени долетели без приключений и там нам даже их заменили на аккумуляторы фирмы Varta, которые стояли на Тюменских самолётах и не имели теплового разгона.
Прилетели домой, доложили, записали. Механик наш Александр, с которым мы ещё долго летали, даже к Папе пошёл, сказать какой я молодец. Я если честно, очень надеялся, что это ускорит процесс моего прихода на Международные Линии (но я не просил Сашу идти к Папе).
Скоро состоялся разбор всего отряда. Приватизировать нас хотели Чубайсисы и другая всякая рвань.
Пулково зарабатывать хорошо стало и для всей этой кодлы запахло бабками не мерянными, а по сему через главного своего пахана, решили они свою долю забрать. Отстоял нас Демченко Борис Григорьевич, и под аплодисменты, переходящими в овации сказал “Приватизации не будет!“
После собрания, уже на выходе из зала, к нему подошёл наш штурман Смирнов, удивлённый тем, что я то безобразие вовремя заметил и предотвратил событие, которое даже могло быть нерадостным.
Меньше, чем через месяц на всех самолётах уже были установлены новые аккумуляторы.
Все мы выполняли свою работу и меньше всего думали о наградах. Я уже отлетался и работал на земле, когда происходит героическая посадка в Ижме, когда в результате того же теплового разгона по отказывало всё навигационное оборудование.
Тепловой разгон, это когда уровень электролита(жидкость в аккумуляторе ниже установленного уровня или нагрузки непомерно большие по различным причинам )
Как следствие теплового разгона, температура батареи повышается, что влечёт за собой вероятность выделения дыма, короткого замыкания и даже взрыва выделенного кислорода и водорода.
15 января 1990 года недалеко от Свердловска, под Первоуральском в чистом поле из-за теплового разгона сел на вынужденную посадку Ту-134. Из 71 находящемся на борту человека 27 погибли, а самолёт разрушился…
Именно поэтому, каждые полчаса необходимо проверять электросистему и в случае теплового разгона, т.е. когда зарядный ток выше нормы и не снижается, их просто выключить. Три несложных действия проверить, подумать, выключить при необходимости.
И вот после той геройской посадки 7.09.10 в Ижме весь экипаж наградили.
Потом, отказ локатора был. На взлёте с грозами. Подробно описано в рассказе   Wissen ist Macht! Знание- Сила!  Вот тут повезло всем!
-что был я
-что автобус опоздал на мост, когда теплоход Александр Суворов пролётом ошибся 5 июня 1983 года.
-что Берта Николаевна именно в тот день нам дала то, что потом жизнь спасло, сказав, что этого нет в Руководстве по Лётной Эксплуатации и я то запомнил.
Уже позднее моя будущая жена вернувшись из Германии привезла плакатик, маленький мальчик стоит рядом с молодой женщиной, точнее её ногами и смотрит вверх, а внизу надпись “Wissen ist Macht!”
В общем, всё перечисленное повлияло на меня так, что даже я не летаю 10 лет и Ту-134 поискать надо, а я помню, что нужно поменять предохранитель номер 5!
Вот такие отказы у меня были и я с ними справился.
А как награждают в гражданской авиации?
Два близких мне человека оба Капитаны.
Один вылетал из Греции, а двигатель отказал позже, над Украиной. За его спиной сидело около трёх сотен людей. Тогда он представил, как мне было страшно 9/10/84. Посадил самолёт в Минске.
До сих пор награда не нашла героя, да и вряд ли найдёт.
Другой мой знакомый друг рассказывал, как отказало всё пилотажно-навигационное оборудование. Но он уже простился с жизнью, и уже было не очень страшно.
Ему удалось посадить самолёт и все остались живыми. С ним я тоже летал и про него было написано, что нервная система обнаруживалась у него только на медкомиссии врачами-неврологами.(Без Командира) Наградили? Он произнёс те же слова, что и после нашего комэски “Если нас награждать, то инженеру сидеть (в тюрьме) Поэтому, решили дело закрыть.” Там одно соединение было не законтрено, поэтому со временем оно и вылетело из соединения. А тот мастер был в годах и провести  остаток жизни в тюрьме было бы негуманно.
Вот так. За четверть века моих полётов орденами не награждали никого и никогда. Зато на пятом году пенсии только за посадку в Ижме. Оказалось, что Медведев  Дмитрий Анатольевич пошёл на поводу испуганных пассажиров.
Однако, все мы выполняли свою работу и меньше всего думали о наградах.

 


Рецензии
"7 сентября 2010 года в селе Ижма Ижемского района состоялась аварийная посадка самолета Ту-154, выполнявшего рейс по маршруту Удачный (Якутия) – Москва. Она оказалась удачной благодаря мастерству и профессионализму экипажа, а также верности своему долгу, начальника вертолетной площадки Ижмы Сергея Сотникова"... -строки из статьи.
Так это были Вы??? Сажали самолет в Ижме?

Иоанна Максимова   26.08.2023 19:51     Заявить о нарушении
Именно поэтому, каждые полчаса необходимо проверять электросистему и в случае теплового разгона, т.е. когда зарядный ток выше нормы и не снижается, их просто выключить. Три несложных действия проверить, подумать, выключить при необходимости.
И вот после той геройской посадки 7.09.10 в Ижме весь экипаж наградили.
На Ту-134 это выполняет штурман, на Ту-154-б/инженер. Он не проверил...

Поправкин   26.08.2023 23:43   Заявить о нарушении
Это было чудо! Не преуменьшайте своих заслуг! Я хорошо помню эти новости из всех ящиков. Да люди чуть не рыдали от восхищения, что есть-есть порох в пороховницах!

Экипаж пассажирского лайнера, которому жить осталось всего нечего, РАЗГЛЯДЕЛ этот забытый неиспользуемый аэродром и хладнокровно выполнил на страх и риск аварийную посадку! Неиспользуемый аэродром не мог бросить и содержал в порядке влюбленный в небо простой русский "Ваня", который ЗНАЛ, что аэродромов ненужных не бывает...
Это подвиг...
Это такое счастье было узнать из новостей, какие у нас люди!
Примите искреннее восхищение! БРАВО! Для меня большая честь беседовать с Вами...

Иоанна Максимова   27.08.2023 08:44   Заявить о нарушении
Я ещё работал в брифинге. Б/и того рейса надо было в тюрьму сажать. А когда он стаканчиком с водой перед камерами стоял... Совесть была. От награды отказался. Профессионально объясняю.
б/и нарушил РЛЭ, что и привело к тому, что произошло. Штурман ЗНАЛ о том аэродроме.(я на Севере когда летал требовали чтобы ИЗБЫ на картах были на случай вынужденной посадки и самолёт с красными крыльями старались давать. Внизу 10600... в рисунках. Мои рисунки, говорят, очень хороши) Командир и проверяющий были на высоте. Обесточивание и при этом рабочая моторика. Испуганные пассажиры, восторг от возможности жить. В общем, принцип. Электросистема делится на основную, резервную и аварийную. Основная и резервная не отличаются вообще. Но если вдруг (маловероятно) откажет основная и резервная, то есть АВАРИЙНАЯ. К ней подключены ТОЛЬКО жизненно необходимые потребители. Тот б/и и РЛЭ не выполнял и матчасти не знал. Как я писал у меня было два тепловых разгона без геройско-героических посадок как в Ижме. 9 октября меня мои поздравляют со вторым Д.Р., но самый страшный для меня случай описан Wissen ist Macht! Знание- Сила!

Поправкин   27.08.2023 13:46   Заявить о нарушении
Про все заморочки я поняла. Журналисты все преподнесли как- о Боже мой, и вдруг они ( летчики) увидели аэродром! Ну хорошо, что на картах нанесено.Верю, что пассажиры ОБРАДОВАЛИСЬ.Они ВАС на руках должны были вынуть!!! Надеюсь, Ваш опыт вошел в историю методичек, и летчики учатся на ошибках... Здоровья и всего самого доброго! Буду читать, смотреть рисунки, писать. С чувством признательности! Только вот с датой не совсем поняла! И здесь журналисты! Так когда это произошло - 09 октября?

Иоанна Максимова   27.08.2023 17:01   Заявить о нарушении
Вот так получилось, что 10600 или третий закон Ньютона(сила действия равна силе противодействия)Третий закон Ньютона и есть моя болезнь. В Книге нет!!! Я произнёс роковую для меня фразу " Да, вы летать тут не умеете!" Фраза оказалась началом моего конца. Меня убивали долго. Лет 5. Мне казалось, что отлетав на Севере и имея 1 класс(высший)и не имея "лапы" я всё равно пробьюсь. Я уже летал в Пулково и знал английский. Но правильно говорили, что лапы нет, считай калека. Книга... Вы почитайте о результатах. и поймёте от чего Книга. Было 3000 книг. Продавались 2007-2019. о писательстве и книгоиздательстве написано об этом непонятном явлении.

Поправкин   28.08.2023 10:29   Заявить о нарушении
Точно, "лапы нет, считай калека!" Я это по себе очень хорошо знаю. Эх, небо! Я рисую немного, но живопись - масло. Не с детства, как у Вас- "хорошо рисующий мальчик без образования" )), а тоже вдруг пошло. Всегда рада Вам. Рада, что много читать есть что.

Иоанна Максимова   28.08.2023 20:09   Заявить о нарушении
http://proza.ru/2010/10/11/432 -единственный случай, когда повезло.

Поправкин   25.02.2024 12:05   Заявить о нарушении
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.