Кто нас выводит в мастера

                Воспоминание о сопромате

                Да разве сердце позабудет
                Того, кто хочет нам добра,
                Того, кто нас выводит в люди,
                Кто нас выводит в мастера.
                Н.Добронравов

Авторы воспоминаний о достаточно удаленных временах, «возвращаясь к истокам», нередко вспоминают своих школьных учителей. Вполне закономерно  -  впечатления того этапа биографии наиболее яркие. Я тоже отдал дань воспоминаниям о школе, написав несколько работ, посвященных тому периоду жизни. А еще следовало бы вспомнить институт, давший специальность и определивший  всё или почти всё будущее.

Вуз, в котором прошла моя студенческая молодость – это Московский химико-технологический институт имени Д.И.Менделеева. Теперь он называется иначе и совершенно не похож на нашу alma mater второй половины пятидесятых. Только и осталось, что комплекс зданий на Миусской площади, а за проходной все совершенно другое. Некуда возвращаться; и это, наверное, в порядке вещей.

В описываемое время институт имел солидный научный потенциал. Два члена-корреспондента Академии наук СССР – Н.М.Жаворонков и А.Ф. Капустинский, основоположники полимерной науки И.П.Лосев и Г.С.Петров, автор солидной монографии по процессам и аппаратам химической технологии А.Г.Касаткин, электрохимик Н.А.Изгарышев, крупный специалист в области химической термодинамики М.Х.Карапетянц – вот далеко не полный перечень тех, у кого мы учились. Да и доценты, и старшие преподаватели, читавшие нам лекции – те тоже были не лыком шиты. Дать нам они могли очень многое; другой вопрос – взяли ли мы предлагаемое и лучшим ли образом распорядились полученным.

Но не об этом сейчас речь.
Конечно, главными в химико-технологическом институте были предметы, относящиеся к химии. Предметы механического цикла, такие как теоретическая механика, сопротивление материалов (сопромат), детали машин считались как бы второстепенными и преподавались в несколько «обезжиренном» объеме. Тот же сопромат – для сдачи экзамена достаточно было учебника Кинасошвили, предназначавшегося для техникумов.
Надо сказать, что преподаватели этих вроде бы второстепенных дисциплин на экзаменах спрашивали строго в пределах программы и никто не пытался сделать из студента специалиста по своему предмету. Правда, встречались и такие студенты, которых та или иная вроде бы вспомогательная дисциплина настолько увлекала, что они впоследствии успешно меняли свою специализацию.

Впрочем, что специализация? Невозможно предвидеть, чем придется тебе заниматься на жизненном пути и что из изучаемого в вузе тебе будет позарез нужно, а что постольку-поскольку. Ведь нередко жизнь может увести тебя от первоначальной узкой специальности достаточно далеко. Пример тому – собственный опыт автора. Размышляя о дальнейшем жизненном пути по окончании школы, рассматривал два варианта: либо химическая технология, либо черная металлургия. В итоге поступил в химико-технологический институт, стал химиком-органиком, а потом судьба занесла его в технологию полупроводниковых материалов, по технологическим приемам это почти металлургия. Причем по времени работа в этой области составила более половины общего трудового стажа. Получается, что от судьбы не уйдешь.

Курс сопротивления материалов, занимавший два семестра, на нашем факультете читал доцент Мучников Виталий Маркович; а в нашей группе он вел еще и практические занятия – решение задач. До него довелось мне слышать лекции профессора, заведующего кафедрой сопромата (имя помню, но называть не буду) – так его слушать было совершенно невозможно. Не говоря уж о том, чтобы конспектировать и потом сдавать экзамен по этому конспекту.
 А пришел Мучников – всё совершенно изменилось.

Четкость изложения. Выделение заголовков – говорил «Озаглавьте». Подчеркивание выводов – говорил «Отметьте». Ну, формулы и выводы – само собой. И всё более или менее понималось. Даже такие вещи, как моменты инерции, не имеющие физического смысла (размерность – сантиметр в четвертой степени) доходили до большинства слушателей без проблем.

Позднее, в бытность аспирантом, мне довелось читать пробные лекции студентам в порядке педагогической практики. Так я в своих лекциях применял некоторые его приемы – сообщал, к примеру, какого размера будет таблица, сколько места оставить на странице и тому подобное.

 Прочностные расчеты балок, эпюры сил и моментов – как семечки. Еще была лаборатория сопротивления материалов – ну, это чисто демонстрационная; показали нам машины для определения прочности на растяжение и твердости по Бриннелю. Позже с этим пришлось встретиться в другом курсе.

Однажды – это было в конце зимы 1957 года – пришлось контактировать с Мучниковым и по общественной линии. Эта кафедра относилась в то время к нашему факультету.  Шла избирательная кампания, я в ней участвовал по комсомольской линии, а Мучников был ответственным от парторганизации. Пришлось в день выборов работать в институте целый день. Зашел в буфет выпить пива (тогда это было запросто), ко мне подсел Мучников, о чем-то переговорили – наверное, о ходе голосования по участку.

Закончился четвертый семестр, оказавшийся едва ли не самым трудным за все пять лет, надвинулась сессия. Сдавали помимо прочего  тот же сопромат. Отвечать мне выпало профессору, получил «хорошо», что меня вполне устраивало, так как в отличники мне в ту сессию выбиться «не светило». В коридоре меня встретил Мучников, спросил, как дела, а я сказал ему, что метил на «отлично», но не вышло. Этим и закончилось мое общение с кафедрой сопромата, после сдачи которого, по студенческому поверью, можно жениться. Впрочем, матримониальных планов у меня в ту пору не было. Через много лет выяснилось, что тогда на меня положила было глаз одна однокурсница, а я ни сном, ни духом; а сама она уже на втором курсе замуж выскочила.

В мою бытность аспирантом Менделеевского института Мучников в вузе уже не работал. Впрочем, к тому времени три кафедры объединили в одну – технической механики. А читали все равно – отдельно теормех, отдельно сопромат, отдельно детали машин. Сэкономили на профессорских ставках? А Виталий Маркович после Менделеевского института работал в Институте геодезии, аэрофотосъемки и картографии (МИИГАиК).

Пригодился ли сопромат в жизни? Трудно сказать; в студенческих проектах были прочностные расчеты, но это уже совершенно другие методики. А на практике – сдал образец в лабораторию испытаний, получил результат и дело с концом. Когда я работал в области конструкционных материалов,  конкретно – со стеклопластиками, приходилось иметь дело с определением прочности. Сигма (предел прочности) изгиба, сигма растяжения, удельная ударная вязкость – основные характеристики любого конструкционного материала; кстати сказать, для некоторых стеклопластиков они сравнимы с прочностью металла.

Через много лет вспомнил я про Мучникова. Воспользовался современными возможностями, нашел в Интернете две ссылки. Нашел, что он 1905 года рождения; что жил в Большом Козловском переулке – это почти центр Москвы. А еще  в архиве есть то ли брошюра, то ли рукопись на тему «Изгиб гибких стержней»; автор – инженер, кандидат технических наук В.М.Мучников. Организация – МИИТ, носивший тогда имя И.В.Сталина. Датировано 1935 годом; для нашего времени это почти древняя история. Хорошо, что нашлось хоть что-то.
А еще есть в Интернете адресная база Москвы и некоторых других крупных городов; правда не ясно, когда она обновлялась и обновлялась ли вообще. Фамилия, несмотря на кажущуюся простоту, оказалась достаточно редкой – на всю столицу человек пять. С помощью этой базы удалось разыскать потомков Виталия Марковича, там же фигурировали то ли однофамильцы, то ли более дальние родственники. И он сам оказался в этой базе! Ну, вряд ли мог человек прожить почти 110 лет!

 От потомков моего персонажа стало известно, что он умер в 2001 году. Что и говорить, возраст весьма почтенный; действительно, свидетель века. Родился в Российской империи, большую часть жизни прожил в СССР и еще десять лет в новой России; удивительно, сколько событий порой может вместиться в одну человеческую жизнь. Благодаря потомкам удалось в  какой-то мере восстановить биографию Виталия Марковича.

Родился в 1905 году. Оставим за кадром ранние этапы биографии, скажем только, что работал в Институте инженеров транспорта имени И.В.Сталина.  В 1941 году вместе с институтом был эвакуирован из Москвы и был откомандирован в Акмолинск (позже Целиноград, ныне столица Казахстана  Астана) для оказания помощи в строительстве железнодорожной магистрали, сооружаемой по постановлению Комитета обороны. Работал он там в качестве главного инженера группы заказчика Наркомата путей сообщения в звании полковника до декабря 1945 года. Был награжден медалью «За доблестный труд в Отечественной войне».

В Менделеевском институте работал до 1962 года, после чего перешел в Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии (МИИГАиК), где читал лекции по тому же сопромату вплоть до ноября 1975 года, когда уволился по состоянию здоровья.

С 1977 по 1994 год работал инженером-механиком в производственном объединении «Колосс», где в то время полностью выплачивали и пенсию, и зарплату. Был на хорошем счету и при массовых увольнениях в «лихие девяностые» был сокращен в последнюю очередь.
Да, проработать до 89 лет, причем на производстве – на это мало кто способен!

В быту Виталий Маркович был человеком с великолепным чувством юмора, дожил до 95 лет, сохранив до последних дней ясность ума. Любил литературу, многое знал наизусть. Умел практически все делать по дому, на даче много строил и мастерил своими руками. Будучи на заслуженном отдыхе, часто вспоминал работу в вузе и говорил, что после лекций у него вся рубашка была мокрая – отдавал все силы, не умел что-либо делать наполовину. Помню, что читал он без конспекта – и это достаточно сложный математизированный курс с множеством формул, выводов…

Умер Виталий Маркович в феврале 2001 года. Вот уж поистине – свидетель века!

И вот теперь, когда позади и собственная трудовая жизнь, также насыщенная самыми разнообразными событиями, вспоминаешь тех, кто когда-то учил нас всей вузовской премудрости. Так или иначе, вне зависимости от дальнейшей практической пользы этих знаний, добрым словом вспоминаешь своих учителей. В том числе, и по вспомогательным дисциплинам.

Автор выражает глубокую благодарность потомкам его персонажа – Ирине Витальевне Мучниковой и Юлии Олеговне Сулягиной за сообщенные ими сведения.

Фото из семейного архива персонажа

Январь 2015.


Рецензии
Виктор Николаевич, не один нормальный человек не забывает о своих учителях, но не каждый вот так напишет.

Тамара Белова   29.04.2015 20:05     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. В.Л.

Виктор Ламм   30.04.2015 10:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.