Табун

Как я писал ранее, в селе было много лошадей. Но лошади взрослыми и рабочими тоже становятся не сразу. Они вырастают из маленьких жеребят. Чтобы стать взрослой лошадью, пройдет несколько лет. Вот таких молодых лошадей и жеребят однолеток я пас первое лето своей трудовой деятельности в колхозе. Мне было 14 лет. Табун был не очень большой, голов 50. В каждом табуне должен быть молодой, сильный жеребец-вожак. Он не давал табуну разбредаться и четко следил за порядком в табуне. Кони это не коровы, которые так и смотрят, чтобы уйти из стада куда-нибудь в поле с посевами. Кони послушные животные и никогда не уйдут и не разбредутся, они все будут идти табуном. Но это только молодые и у них есть жеребец-вожак, а рабочие лошади пасутся без вожака.
 
Пасли жеребят там же где и коров в летнем лагере в березовых лесах в 5-6 километрах от села все лето. Зимой же они жили на своем дворе для молодняка. У меня был свой конь под седлом, и я с табуном был все лето в лагере. Утром я выгонял табун на водопой и гнал их на пастбище. Вечером пригонял обратно на водопой и загонял на ночь в загон, огороженный для них. Ночью жеребят не пасли, это рабочих лошадей гоняли в ночное, так как днем они работали. Нас было двое: я и старший конюх, но он, как правило, не пас, пас только я.
 
Конюх подменял меня изредка, чтобы я мог съездить домой за продуктами, в основном за хлебом, молока было и в лагере много. Тут же в летнем лагере были и коровы. Я любил пасти жеребят, они всегда были спокойные и под бдительным присмотром вожака. Я мог свободно отъехать и поесть в лагере, потом вернуться и весь табун будет на месте.
 
Зимой молодняк отбирали для обучения. это занятие зрелищное и опасное. Молодые лошади не знали седла и хомута и бунтовали от того, что им на спину что-то клали. Они брыкались и кусались, стараясь скинуть седока. Но, в конце-концов, смирялись и успокаивались. С упряжью тоже так, запрягали в сани и гоняли на них по улицам, пока не полетит пена хлопьями. Когда лошадь уставала и все, она сдалась.

Вот так, примерно, и было когда-то у нас в селе. Сейчас лошадь редкость, да и остальная сельская живность тоже. Лет через 10 не будет села, все уйдет в историю и это очень печально.


Рецензии
Лошади... это особая тема в моей жизни. Так уж случается. И даже сегодня каждое утро равно в 10 часов я слышу как цокают копыта белой лошади под окном. И бросая все бегу на балкон...
Спасибо за подробности о табуне...жаль, что скоро табунов будет совсем мало

Галина Кадетова 2   26.07.2015 18:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.