Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского

 Четьи-Минеи ,или Минеи-Четии  — произведения русской церковно-исторической и духовно-учительной литературы, в которых, по порядку месяцев (отсюда их название — минеи, из греческого) и дней каждого месяца, излагаются повествования о жизни святых православной церкви.

Слово «четьи» происходит из церковнославянского языка, родственно с существительным четье (чтение): «штобъ ум;ла четью п;тью церковному» («Полный церковнославянский словарь» прот. Г. Дьяченко (1899).

О религиозных книгах: предназначенный для (домашнего) чтения, а не для богослужения.


Это целый свод Жития святых (жизнеописаний, сказаний),  мучеников, охватывающий весь годовой круг дат их памяти . Четьи-Минеи читали дома в кругу близких, они были самым любимым чтением в семьях, где знали грамоту.

Произведений этого рода пять. Найдете в инете.
Расскажем об одном из составителей свода книг Жития святых, который посвятил этому труду  20 лет своей жизни.

Для того, чтобы понять, в чем состояла главная заслуга святителя Димитрия Ростовского,  писателя, философа ( XVII - XVIII вв) во времена Петра Первого , надо немного представлять себе историю русской духовной литературы.

До него в церкви обычно использовались Четьи-Минеи митрополита Московского Макария. Они  были написаны на церковно-славянском языке с использованием старинной лексики.

Вот почему Киевский митрополит Петр, благословляя игумена Димитрия на труд составления новых Миней, хотел, чтобы они были написаны так, чтобы их могли читать не только священнослужители, но и миряне.

Чувство близости святых, которое святитель Димитрий не раз испытывал сам, он смог передать и своим читателям.  За время его работы святые  не раз являлись ему во сне.

Многие известные духовные наставники говорят: когда читаешь житие того или иного святого, знай, что он – рядом с тобой. Минеи Димитрия Ростовского читали во всех уголках России.

Известно, что они были постоянным чтением и в семье последнего российского государя  Николая Александровича Романова.

Будущий святитель Димитрий Ростовский (в миру — Даниил) родился в 1651 году в местечке Макарово, недалеко от Киева, на территории нынешней Украины. Его отец, Савва Григорьевич Туптало, был обычным казаком, но дослужился до должности сотника. Последние годы своей жизни Савва Григорьевич служил ктитором (старостой) в Киевском Кирилловом монастыре.

 В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность.

 Получить оконченное высшее образование будущему святителю не удалось. Его юность пришлась на время войны с поляками — Братское училище в Киеве, где обучался Даниил, был закрыто, когда город попал в руки поляков.

17-летний юноша ушел в монастырь, где служил его отец, и вскоре принял монашеский постриг. Впоследствии всю жизнь он стремился восполнить недостаток знаний, общаясь с образованнейшими людьми своего времени. К примеру, став настоятелем, принял в монастырь Адама Зерникава — западного богослова, обучавшегося в Кенингсберге, Лондоне и Оксфорде, бывшего лютеранина, принявшего православие.


Уже в 24 года Димитрия рукоположили в иеромонаха. Отсюда начались его странствия… Жизнь будущего святителя сложилась так, что он постоянно переезжал с места на место: за 30 с лишним лет своего служения побывал настоятелем пяти разных монастырей, епископом нескольких кафедр.

С 1684 года начался для Димитрия двадцатилетний период трудов по составлению многотомного издания Четий-Миней. Это стало главным делом его жизни, которое он продолжал и в монашеской келье, и в сане настоятельском, и позднее, когда московский патриарх Адриан переведет его в Ростов, на святительской кафедре.  Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их доступным языком.

Однако ни о какой «церковной карьере» святитель никогда не заботился. Однажды он и вовсе сложил с себя звание игумена, отошел от церковного управления и переселился в Киево-Печерскую лавру, где писал Четьи-Минеи, труд, которому он отдал 20 лет жизни.

Апогеем «странствий» св.Димитрия стала Сибирь. В только-только присоединенные к России, можно сказать, дикие еще земли 50-летнего архимандрита Димитрия направили служить в 1701 году, возведя в сан митрополита Тобольского и всея Сибири.

Велели привезти с собой нескольких образованных иноков: изучив монгольский и китайский языки, они должны были служить в Пекине, в заново организованной там церкви (интересно, что святитель включен в Собор Сибирских святых).
Однако вскоре владыке Димитрию пришлось вернуться в центральную Россию – подвело здоровье. Здесь он был назначен на свою последнюю должность – митрополита Ростовского.
Благодаря ему в Ростове открылось училище, и митрополит лично занимался со своими воспитанниками, собирая их на службы, разбирая с ними Писание у себя в загородном доме и т.д.

Для мирян святитель написал катехизис – в вопросах и ответах – чтобы на доступном языке преподавать своей пастве основы веры. Писал слова для тех, кто находится в унынии или смущении, писал о Причастии, об исповеди…

...Время Петра I было временем непростым: многих царские нововведения повергали народ в ужас, а то и в гнев. В один из дней к святителю подошли два молодых человека, смущенные повелением Петра I брить бороды и считавшие это искажением образа Божия.
— Лучше мы свои головы на плаху положим, чем бороды! – горячились они.
Святитель ответил, не раздумывая:
— Что отрастет – отсеченная голова или борода?
— Борода.
— Лучше не щадить бороды, которая все равно отрастет. А голова — только в воскресение мертвых…


Последние дни жизни святитель Димитрий тяжело болел, его мучил постоянный кашель.

Прощаться с ним пришел весь Ростов! Гроб с телом святителя почти месяц стоял в соборе, и признаков тления не было. Почему месяц? Ждали местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, близкого друга святителя Димитрия: Стефан дал обещание отпеть друга и сдержал слово.

 Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, не стяжательной жизни. По его кончине, последовавшей 28 октября 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.

Прошло 42 года после погребения митрополита Ростовского Димитрия.
21 сентября 1732 года, когда разбирали осевший помост в церкви, где он был похоронен, обрели его нетленные мощи.
Годы спустя, в  1757 году прославлен в лике святых Православной Российской Церковью;
 память 21 сентября (по юлианскому календарю) и в день Собора Сибирских святых (10 июня).

Сегодня святыня хранится в Спасо-Яковлевом монастыре в Ростове, где и был похоронен по своему собственному желанию составитель Четий-Миней, смиренный архиерей.


Источники:

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4602.htm



https://ru.wikipedia.org/wiki/-


Святитель Димитрий Ростовский (1651 - 1709).

Прижизненный портрет митрополита Димитрия (из фондов Национального художественного музея Украины).
Неизвестный художник второй половины 18 века. Портрет митрополита Димитрия Ростовского.  Портрет Димитрия Ростовского — один из многочисленных примеров посмертного портрета-иконы. Портрет характерен сочетанием элементов натурности — он восходит к прижизненному изображению Димитрия — с традициями парсуны и древнерусской иконы (застылость позы, фронтальность разворота фигуры, усиленная украшенность). Портрет часто повторялся и копировался, несколько его вариантов дошло до нашего времени.


Рецензии
Конечно,не совсем в ладу я с религией.При том очень много фантастичного передаётся.Народу свойственно верить.И мироточение.А теперь месяц нетления трупа.Поди,проверь.Хотя всегда во что-то или в кого-то свойственно верить.До сих пор никак не возьму в толк,почему так много,а порой чересчур,восстановлено церквей,соборов.Разумеется,люди тянутся к красоте.Наверное,просто не всё изучено и сегодня много домыслов.А о пешем походе из Москвы в Ростов императрицей.Слышу впервые и опять же фантастично.

Иволий Щёголев   27.01.2015 19:07     Заявить о нарушении
Мы - дети своего времени, и я могу Вас понять.
Соборы, церкви, помимо прочего, хранят историю житий святых, исторических деятелей, сами по себе история.
Здесь, на Русской ярмарке, приобрела Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского. Прочитала первым делом о св.Николае. Нужно сказать, как я была рада, когда будучи в Турции, увидела возможность побывать в Мирах Ликийских, связанных с жизнью и служением св.Николая.
И вот теперь в Татьянин день снова вернулась к книге...

Валентина Томашевская   27.01.2015 19:24   Заявить о нарушении
Ростовскому Святителю было суждено стать первым святым Российской империи.

Императрица Елизавета Петровна пожертвовала ему серебряную раку весом в десять с половиной пудов и стоимостью около 13 тысяч рублей, но государыня скончалась, не успев передать свой дар в Ростов. В торжествах переложения мощей Свт. Димитрия в новую раку, происходивших в Ростове в мае 1763 года, присутствовала императрица Екатерина II, незадолго до того восшедшая на Российский престол. В церемонии принимали участие виднейшие церковные иерархи того времен.

Прибытие императрицы Екатерины Великой в Яковлевский монастырь заложило традицию императорского паломничества ко гробу Святителя Димитрия. В XIX ? начале XX столетий на богомолье в Спасо-Яковлевском монастыре побывали почти все русские императоры и многие великие князья и княгини царствующего дома.

http://admrostov.ru/pravoslavie.php?sub=6

Валентина Томашевская   27.01.2015 19:31   Заявить о нарушении
Маия 23-го числа [1763 г.] изволила прибыть в Ростов для поклонения святым мощам Святителя Димитрия Благочестивейшая Государыня императрица Екатерина Алексеевна с своею царскою свитою и Cвятейшаго Синода члены Преосвященные: Димитрий Митрополит Новгородский, Гавриил Архиепископ Санктпетербургский, Амвросий Епископ Крутицкий, Лаврентий Архимандрит Святотроицкой Сергиевой Лавры и Духовник Протоиерей Федор Яковлевич Дубянский. Встречали Ея Императорской Величество при кафедральном Успенском соборе, за небытием тогда епархиальнаго Архиерея, четыре Архимандрита: Богоявленский Иосиф Всесвятский, Борисоглебский Амвросий, Спасский что на Песках Иосиф, и Спасо-Ярославский Тихон (Якубовский), который приветствовал Ея Величество речью (он после был Епископом постепенно Севским, Воронежским и Суздальским).

24-го числа Ея Императорское Величество изволила прибыть в сей монастырь за литургию, где в Святых Вратах встречали вышеозначенные Преосвященные Архиереи с братиею, с хоругвями и животворящим крестом, и настоятель обители иеросхимонах Лука приветствовал речью.

http://www.rostov-monastir.ru/page/poseshhenie-jakovlevskogo-monastyrja-imperatricej-ekaterinoj-ii-v-1763-g

Валентина Томашевская   27.01.2015 19:35   Заявить о нарушении
Честно говоря,уважаю разностороннее отношение к написанию.До ваших публикаций термин "МИНЕИ" никогда не слышал.Теперь узнаю,что в христианстве это значение бытует давно.

Иволий Щёголев   28.01.2015 08:35   Заявить о нарушении
Слово «четьи» пз церковнославянского, родственно с существительным че́тье (чтение): «штобъ умѣла четью пѣтью церковному» («Полный церковнославянский словарь» прот. Г. Дьяченко (1899).

О религиозных книгах: предназначенный для (домашнего) чтения, а не для богослужения.

Валентина Томашевская   28.01.2015 17:36   Заявить о нарушении
...Во время Никейского собора (собор был созван императором Константином Великим в июне 325 для того, чтобы поставить точку в споре между епископом Александром и Арием) Арий отрицал божественность Христа. Архиепископ Николай ударил Ария в ланиту .

Отцы собора вознегодовали на святителя за столь дерзкое деяние и постановили лишить его архиерейского сана. Но потом им было видение: сам Господь вернул ему знаки его сана, которых он был лишен. Отцы собора перестали упрекать святителя.

Арий был отправлен в ссылку, но затем, вследствие изменившейся политической ситуации, возвращён в Александрию.

Cочинения Aрия были уничтожены и дошли до нас в фрагментах.
Его «Пир» представляет собой защиту его учения в полу-поэтической, полу-прозаической форме; за исключением нескольких фрагментов в творениях Афанасия Великого, оно не дошло до нас.

Валентина Томашевская   28.01.2015 17:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.