Величайшее шоу от Дарвина до Доккинза

               Величайшее шоу от Дарвина до Доккинза.

                С огромной признательностью Михаилу Беленкину, 
                ученому генетику,  за доброе напутствие
                к более глубокому изучению  теории эволюции.
                ____________________


Вряд ли найдется другая научная теория, которая вызвала такой же мощный переворот в умах и столько непрекращающихся споров как эволюционная теория Дарвина.

К своему стыду я должен признаться, что мое знакомство с ней ограниченно курсом биологии средней школы. Биология не относилась к числу моих приоритетов, поэтому в памяти осталось немного, разве что смутное чувство неловкости за пестики и тычинки. Доказательная база теории Дарвина закрепилась в сознании лишь утверждением о многих миллионах лет эволюции и наличием у человека таких рудиментарных органов как аппендикс и копчик.

Утверждение о миллионах лет звучит весомо и поэтому с детства не вызывало во мне нареканий. А что касается аппендикса и копчика, то с ними возникли некоторые сомнения.
Аппендикс, несмотря на то, что называется рудиментарным органом, является важной составной частью иммунной и эндокринной системы человека. Удаляют его, как известно, только в случае воспаления.

Про удаление копчика слышать не приходилось. Во всех энциклопедиях сразу после объявления его рудиментом или в более мягкой форме «нижним отделом позвоночника, состоящим из трех-пяти сросшихся рудиментарных позвонков» идет длинный перечень его функций.

Так и пишут: несмотря на рудиментарный характер, копчик имеет довольно важное функциональное значение.
Во-первых, он служит для прикрепления мышц и связок, участвующих в функционировании органов мочеполовой системы. Во-вторых, к копчику крепится часть мышечных пучков, являющихся мощным разгибателем бедра. В-третьих, копчик играет роль в распределении физической нагрузки, служа важной точкой опоры - при наклоне назад часть нагрузки передаётся копчику. И, в-четвертых, он играет важную роль в  процессе родов.

Любая травма копчика приносит человеку огромные страдания, но ни одному хирургу не придёт даже в голову удалить этот «утративший своё основное значение» орган для облегчения мук пациента.

Хороши рудиментарные органы! Первый играет важную роль в пищеварении и в защите организма, особенно в младенчестве. Жизнь с травмой второго  - непереносимые страдания, а без него жизнь весьма затруднительна, если вообще возможна.
Этими и некоторыми другими сомнениями я поспешил поделиться со знатоками теории эволюции, каковыми, такое уж сложилось впечатление, являются все её приверженцы.

Общение с ними склонило меня к мысли, что я последний человек на планете Земля, который верит в эволюцию. Все остальные не верят, а знают!

Знание это настолько глубоко и всесторонне, что в нём нет места сомнению. При этом, естественно, они испытывают жалость к таким, как я и относят в порыве сострадания к разряду мракобесов.

Согласитесь, какой жестокий парадокс. Всю сознательную жизнь Дарвин создавал теорию, которая была призвана отказаться от веры в пользу научного понимания. А вместо этого находятся люди, которые всего-то сменили одну веру другой. Какое оскорбление памяти великого ученого!

Я не смог смирится с таким положением вещей  и принялся штудировать его труды. Книга выпускника колледжа Христа Кембриджского университета  Ч. Р. Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятных пород в борьбе за жизнь»  содержит сотни страниц и обладает огромной притягательной силой. Сила эта имела странное свойство узко направленно воздействовать на мои веки, отчего продвижение в глубины теории сильно затруднялось.

Параллельно рыская в интернете, я обнаружил такую цитату: «Предположим, что глаз, с его сложнейшими системами - изменение фокуса на различные расстояния, улавливание разного количества света, коррекция сферических и хроматических аббераций, - такой сложный механизм образовался в результате естественного отбора. Откровенно говоря, эта идея мне кажется совершенно абсурдной». И эту цитату приписывают не кому-нибудь, а самому Чарльзу Роберту Дарвину.

Мое сердце прониклось теплотой. Как это понятно и трогательно! Никем еще не признанный натуралист работает над революционной догадкой. Пробиваясь сквозь мрак, он не воспринимает себя как истину в последней инстанции. Он сомневается! А ведь сомнение - это то, что отличают пытливый ум исследователя, то, что толкает к  великим открытиям. Растроганный я бросился делиться этим обретением на Прозе.ру.  Ученый генетик Михаил Беленкин  успокоил мои волнения и доходчиво всё разъяснил.

Вот, что на самом деле написал Дарвин:
"Предположение, что глаз, с его сложнейшими системами - изменение фокуса на различные расстояния, улавливание разного количества света, коррекция сферических и хроматических аберраций, - может образоваться в результате естественного отбора,- МОЖЕТ ПОКАЗАТЬСЯ, КАК Я ЛЕГКО МОГУ СЕБЕ ВООБРАЗИТЬ, - В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ АБСУРДНЫМ. Тем не менее, разум говорит мне: «если можно показать существование многочисленных градаций от простого и несовершенного глаза к глазу сложному и совершенному, причем каждая ступень полезна для ее обладателя, а это не подлежит сомнению; если, далее, глаз когда-либо варьировал и вариации наследовались, а это так же несомненно; если, наконец, подобные вариации могли оказаться полезными животному при переменах в условиях его жизни — в таком случае затруднение, возникающее при мысли об образовании сложного и совершенного глаза путем естественного отбора, хотя и непреодолимое для нашего воображения, не может быть признано опровергающим всю теорию».

«Не подлежит сомнению», «несомненно» и лишь «может показаться… абсурдным». Только так и никак иначе!

В заключении мой учёный оппонент пишет: «Вообще же, утверждение, что Ч.Р. Дарвин "разочаровался" или "даже отрекся" от своих взглядов,- является мифом и достаточно нелепой легендой».

Этот случай неожиданно навел меня вот на какую мысль. Дарвин создал свою теорию более ста пятидесяти лет назад. За это время научная мысль продвинулась далеко вперед. За такой длительный срок должен быть собран колоссальный доказательный материал. Копаясь в первоисточнике, я буду упускать все эти достижения науки и в результате могу составить неправильное представление о состоянии эволюционной теории  на данный момент.

Воспользовавшись советом упомянутого выше Михаила Беленкина, я решил вместе с  «Происхождение видов» проштудировать книгу Клинтона Ричарда Докинза «Величайшее Шоу на Земле: свидетельства эволюции»(2009 г.). По словам  Беленкина: «Докинс как раз для Вас дает определение научного метода анализа..., а также краткий обзор фактического материала и его интерпретацию в плане объяснения механизмов видообразования. Он также достаточно терпеливо и конкретно отвечает на вопросы, очень сходные с Вашими».

В общем, эта книга написана понятным языком и обращена к таким как я неучам.

Конечно, Докинз не Дарвин, но всё же - эволюционный биолог, учёный, профессор Оксфордского Университета в отставке, атеист, яркий критик креационизма  и популяризатор науки. Его книги выпущены миллионными тиражами и переведены на многие языки, включая русский. Так что сомневаться в его компетентности не приходится. Подозревать же атеиста Доккинза в симпатии к креационизму просто смешно. 
Эврика! Это то, что надо.
Пообещав себе, что буду скрупулезно изучать труды, я в запальчивости поставил особое условие. Как только найдется  ПЕРВЫЙ доказательный пример, который не противоречит самой теории эволюции и просто здравому смыслу, тут же с чистой совестью заканчиваю исследование. Теория Дарвина становится для меня непоколебимым столпом научной мысли.
 
Наш век – это век скоростей, информационного бума, мелькающих картинок, переключаемых каналов, постов в социальных сетях, котиков на YouTube, потоков голословных заявлений и прочей бесполезной информацией. Мы торопимся и нам  так некогда заниматься чем-то полезным вроде изучения сотен «за» и «против». Так что моё решение вполне в духе времени.

Вас, мой бдительный читатель, приглашаю в свидетели для того, чтобы у меня даже не возникало соблазна отказаться от брошенного в горячке слова.

___________
Продолжение:http://proza.ru/2021/09/17/1030


Рецензии
С чем-то можно не согласиться,т.к непросто найти нестыковки в концепции,разрабатываемой научным сообществом уже почти два века,однако, статья заставляет задуматься:так ли все гладко в науке, как нас хотят убедить?

Ратон Манитовский   28.05.2017 18:53     Заявить о нарушении
В общем именно в этом была цель. Задуматься, ну и заодно дать такую возможность тем, кому это интересно))

Аркадий По   28.05.2017 19:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.