Как творят гении, или Я помню чудное мгновенье

Мир полон красок и звуков. Мы не задумываемся над этим, принимаем как должное обыкновенные чудеса, случающиеся с нами каждую минуту. Но интуитивно мы чувствуем – или всегда знаем - что все в мире взаимосвязано, все имеет свой отзвук или эквивалент. Можно провести нехитрый эксперимент: закройте глаза и начните петь звук «а», а потом «о»…ОООООООООООООО! Осторожно, а то соседи услышат и неправильно поймут ваши дневные экзерсисы. Итак, какой цвет вы увидели при пении? Запишите. Следующий! Перепойте все гласные - а согласные вы не пропоёте,  даже если захотите - и потом сравните результаты с нижеприведенными.

Так, один из известных авторов в области изучения связи между звуком и цветом - лингвист А.П.Журавлев - приводит следующие данные по гласным звукам русского языка (обобщенно по результатам нескольких экспериментальных процедур) (Журавлев, 1974):

А – ярко-красный,

И – синий, голубой,

О – светло-желтый,белый

У – сине-зеленый,

Ы – черный, мрачно-коричневый, темный,

Э – желто-зеленый.

 
  буква Е является йотированным звуком Э и симметрична букве Э;
  буква Ё является йотированным звуком О и симметрична букв е О;
  буква Ю является йотированным звуком У и симметрична букве У;
  буква Я является йотированным звуком А и симметрична букве А.


Лингвисты считают гласные А, О, Е, И основными, опорными для речевого аппарата человека и главными во всех языках. Действительно, эти буквы присутствуют во всех европейских языках. Именно европейских.
Когда мы говорим о соответствии звуков и цветов, мы полагаемся на звуко-цветовые ассоциации. Видимо, здесь проявляется "коллективная интуиция" людей - носителей языка: цветовое устройство мира отразилось в цветовом устройстве языка. Или, можно сказать, что соответствия цветов и звуков являются архетипическими – и поэтому схожими – для носителей одной культуры. Возможно, что для представителей племени тумба-юмба цвето-звуковой мир окажется совсем иным.
А что же в нашей культуре? Вот что написал «наше всё»:

Я помню чудное мгновенье:/ я о ю у о е о е е
Передо мной явилась ты,/ е е о о я и а ы
Как мимолетное виденье, /а и о ё о е и е е
Как гений чистой красоты. / а е и и о а о ы      итого: о/ё – 10, е – 9, и – 5, а/я – 6, у/ю – 2,
                ы - 2
   
        Итак, мы видим буйство красок – смешалось всё, как в калейдоскопе: жёлтый, красный, синий, зелёный.  Конечно, а как ёще описать состояние влюблённости, если не всеми цветами радуги? А вот тёмных оттенков, представленных звуком «ы», почти нет, они размыты. Вы думаете, это случайность? Нет, случайностей случайно не бывает! Дело в том, что гений – это человек без кожи. Он просто слит душой с этим миром воедино, он живет этим миром, видит его внутренние процессы, невидимые связи между предметами и событиями, анализирует их – почти всегда интуитивно – и  так же интуитивно синтезирует, превращая в творения. Эта сухая схема «анализ-синтез» вовсе не означает, что гений задумывается над ней – нет, он творит в порыве единства с самим собой, в порыве вдохновения, когда эта схема работает автоматически, как работает без нашего участия дыхательный центр…
          Ниже приведено всё произведение и вынесены для сравнения все гласные звуки:

В томленьях грусти безнадежной, /о е я у и е а е о
В тревогах шумной суеты, / е о а у о у е ы
Звучал мне долго голос нежный/ у а е о о о о е ы
И снились милые черты./ и и и  и ы е е ы        о – 8, е – 9, и – 5,  а/я – 4, у/ю – 4, ы - 3

Шли годы. Бурь порыв мятежный / и о ы у о ы я е ы
Рассеял прежние мечты, / а е я е и е е ы
И я забыл твой голос нежный,/ и я а ы о о о е ы
Твои небесные черты./ о и е е ы е е ы

В глуши, во мраке заточенья / у и о а е а о е я
Тянулись тихо дни мои / я у и и о и о и
Без божества, без вдохновенья, / е о е а е о о е я
Без слез, без жизни, без любви./ е ё е и и е ю и

Душе настало пробужденье: / у е а а о о у е е
И вот опять явилась ты, / и о о я я и а ы
Как мимолетное виденье, / а и о ё о е и е е
Как гений чистой красоты./ а е и и о а о ы

И сердце бьется в упоенье, / и е е ё я у о е е
И для него воскресли вновь/ и я е о о е и о
И божество, и вдохновенье,/ и о е о и о о е е
И жизнь, и слезы, и любовь./ и и и ё ы и ю о

А вот моё любимое стихотворение Николая Асеева:

Я не могу без тебя жить! / я е о у е е я и
Мне и в дожди без тебя – сушь, / е и о и е е я у
Мне и в жару без тебя – стыть. / е и а у е е я ы
Мне без тебя и Москва – глушь. / е е е я и о а у      итого: о - 3, а/я - 2/3,  е – 12(!), и – 5,
                у – 4, ы – 1.

Итак, налицо сине-зелёная гамма. А теплых цветов почти нет. А их и не может быть в отсутствие любимой…

Мне без тебя каждый час – с год; / е е е я а ы о
Если бы время мельчить, дробя! /  е и ы е я е и о я
Мне даже синий небесный свод / е а е и и е е ы о
Кажется каменным без тебя. / а е я а е ы е е я
                А вот тут редкий звук "ы" в каждой строчке! Мрак!

Я ничего не хочу знать –/ я и е о е о у а
Слабость друзей, силу врагов, / а о у е и у а о
Я ничего не хочу ждать, / я и е о е о у а
Кроме твоих драгоценных шагов. / о е о и а о е ы а о

Нетрудно увидеть, что общий цветовой фон произведения тяготеет к холодной гамме, но в последней строфе вдруг обнаруживается лучик надежды – появляется желтый/белый и красный цвета с появлением звуков «О» и «А».

Но это гении. А кто же мы с вами? Всё равно будьте счастливы!


Рецензии
И поэтому с русского толком ничего перевести нельзя. Я имею ввиду поэзию.
После Вашей статьи это стало абсолютно понятно.
Я ее использую в Моцарте-Пушкине.

Михаил Гольдентул   30.06.2015 05:28     Заявить о нарушении
... и переводчикам совет:

в первую очередь обеспечивать цветопередачу, а рифмы - дело третье...

Виктор Золя   30.06.2015 07:13   Заявить о нарушении
Не, мы рифмам тоже уделяем внимание.)))))) http://www.stihi.ru/2011/04/05/7750
Моё же...

Инна Гаджиева   30.06.2015 22:51   Заявить о нарушении