Был ли СССР готов к войне 1941 года

Был ли СССР готов к войне 1941 - 1945 гг. с фашистской Германией.
Вот вопрос, который если верить некоторым заявлениям в нашей исторической среде (например, историка и востоковеда Георгия Мирского) сегодня обсуждается и отмечен вниманием многих как военных историков и аналитиков, так и историков-специалистов.
Широко известно, что СССР начала подготовку к войне как индустриальная держава в самом конце 1920-х гг., а фактически лишь с 1931 - 1934 гг., когда резко увеличилась планка военно-промышленных заданий в области танкостроения, самолётостроения и артиллерии. В технико-промышленном отношении ранее этих лет масштабы и качественный характер развития вооружённых сил страны был попросту невозможен, так как для этого во-первых требовались огромные средства в виде капиталовложений и широкого переоборудования, во вторых кадры технические и наличие достаточго количества заводских мощностей.
Иначе говоря, для СССР, если иметь в виду войну именно с фашистской Германией, был отведён едва ли 10-летний с небольшим срок для того, чтобы не только полностью и капитально переоснастить и увеличить вооружённые силы и подготовить их боевую выучку, увеличить боеспособность.
Советский рядовой солдат оказался неинициативен, скован дисциплиной опеки и приказа и в культурном отношении очень сложным бойцом (страх перед начальством, коллективизм действий, политическая запропагандированность вместо реальной военной подготовки, очень слабый индивидуализм солдатской личности). Командный состав от низа до самого верха вызывает и сейчас очень много вопросов о его действительном, а не "мемуарном" (как об этом потом писали в военных мемуарах сами участники), состоянии.
При этом СССР до середины 1940 года должен был считаться с возможностью выступления на стороне Германии коалиции европейских держав, Франции и Англии.

В промышленном отношении и по оснащению родов войск тяжёлым вооружением и средствами наступления СССР достиг немалых успехов, численно вполне сопоставимых с армией Германии. Однако, не по всем параметрам это сопоставимость была близкой. Например, для советской армии было свойственно огромное количество лёгких танков, которые оказались наиболее уязвимыми в условиях полевой войны. Советской армии не хватало средств ПВО - зенитных орудий для борьбы с массированной угрозой с воздуха. Основные типы истребительной авиации СССР к 1941 г. быстро устаревали и требовали широкой модернизации. обновления самолётного парка более скоростными и мощными по вооружению самолётами. Трудности были и с бомбардировочной авиацией.
Особенно тяжёлым оставалось положение с приборостроением: средствами радиосвязи и оптикой. Но и кроме того требовались в огромном количестве: грузовые машины, автомобили разведки,железнодорожные вагоны, средства форсирования рек.
Проблема обеспечения войны полноценными средствами зависела от таких важнейших промышленных факторов как: способность широкого производства металлорежущих станков (огромный минус в СССР), кузнечно-прессового оборудования (также минус) и вообще различного промышленного оборудования.
Иначе говоря, промышленное развитие СССР перед войной не было (и вряд ли могло бы успеть быть) достаточно полноценным и сбалансированным для такого огромного и тяжёлого столкновения, каким стала война с Германией. Превосходство Германии в ряде отраслей очевидно. Тем более с учётом захваченных Гитлером новых промышленных центров и сил Европы. И тем не менее, СССР сумел оказать сопротивление, не сравнимое с тем, какими возможностями располагала Россия царская в Первой мировой войне за двадцать четыре года до Второй мировой. Россия (СССР) за эти годы, уже советского строя очень выросла и уроки первой мировой войны извлекла НЕСОМНЕННО.
Дефицит металлов и специальных металлосплавов, цветных металлов являлся также столь значительным, что мог быть покрыт только большими импортными поставками. Но в всё это, в свою очередь, требовало валюты. Которой у СССР было ничтожно мало для долговременной войны. А война с Германией едва ли могла быть короткой при тех реальных данных, которые выражали состояние военной выучки и оперативного искусства советской армии к 1941 году.
Опыт войны с Финляндией зимой 1939 - 1940 гг. показал очень слабую подготовку военных кадров, неумения использовать командным составом тактических преимуществ вооружений советских войск, топорность лобовых атак и полную скованность командования в вопросах управления войсками для проведения наступательных операций. Этот опыт дал Сталину понимание, что в случае войны СССР с Германией опасность разгрома советской армии, слабость и неподготовленность этой армии для борьбы подобного масштаба и опыта, очень велики. Сталин несомненно боялся войны с Германией и более всего её нападения на СССР, считая что Советский Союз ещё далеко не готов к такой войне и такому нападению для его отражения.
Успехи Германии показали советскому руководству, что иметь только хорошо технически оснащённые армию, авиацию и флот будет далеко недостаточно для такого понятия и определения как "готовность к войне", как способность вести войну и оборонительную и наступательную, равноценную противнику, каким была для СССР Германия.

Естественно, что для советского руководства и армии война в 1941 году представлялась и невыгодной и политическом отношении крайне рискованной. По этой причине неготовность к войне "наверху" осознавалась достаточно полно.
Всеми правдами и неправдами Сталин желал отодвинуть время начала такого столкновения. Видимо, именно этим объясняется и вообще очень странная диспозиция расположения советских авиационных частей в последние перед нападением Германии, отказ от любых мобилизационных (предмобилизационных) мероприятий в армии, на флоте и в авиации. Более же всего остался широко известен факт боязни Сталиным каких-либо действий со стороны советских вооружённых, которые могли бы быть расценены Гитлером как повод к началу войны против СССР, как предлог для быстрого и внезапного нападения.

Таким образом, с позиций сегодняшнего мы можем разно смотреть на вопрос о готовности СССР к войне с фашистской Германией. Однако, тогда в июне 1941 года советским руководством в лице Сталина совершенно очевидно признавалась неготовность страны и её вооружённых сил к войне с Германией в ближайшие месяцы и, возможно, годы.
Для Сталина эта готовность к войне с Германией измерялась не столкновением с её полной и совершенной мощью, а с тем, чтобы начать войну с Германией ослабленной войной на Западе, с Англией и её союзниками, какими на тот момент могли быть только США.

Конечно, очень большую роль сыграли репрессии 1935 - 1938 гг. в отношении командного состава армии,вплоть до дивизионного звена. Кадровый вопрос, как и вопрос о малоинициативности новых командиров имели тяжёлые последствия и для начала войны и в дальнейшее время. Воспитать "новую" армию приходилось в условиях колоссальных потерь, ошибок и гибели тысяч и тысяч профессиональных военных. Политика в армии оставила чугунную печать на всём облике советского военного мастерства, по крайней мере тактического.

Без учёта такого понятия как военная и политическая готовность к войне, путём простой оценки соотношения военно-технических сил Германии и СССР, трудно и несколько односторонне рассматривать саму проблему "готовности".
Говоря же о "чисто" военно-промышленной стороне вопроса, можно констатировать, что СССР был готов к такому столкновению и готовился к нему заблаговременно.


Рецензии
"...свойственно огромное количество лёгких танков..."

А кому - несвойственно? Все танки всех стран в 30-е годы были лёгкими. Все весили менее 30 тонн. Везде броня была против пулемётов только, и то не против крупнокалиберных. Везде стояла пушка - по воробьям стрелять, а то и пушки не было, одни пулемёты. Это был такой момент в общем танкостроении и в СССР он также отражался.

Флагманом строительства тяжёлых танков был СССР, впервые создавший модели и серии средних и тяжёлых танков.

Лёгкие танки очень исправно воевали. Все танки вермахта в 1941 году были лёгкими и сверхлёгкими, тяжёлых танков у немцев вообще не было поначалу. Только к 43 году наладили выпуск тяжёлых танков. И ничего, на лёгком Т-4 до Москвы дошли.

Советские лёгкие танки, захваченные финнами в 1939 году стояли на вооружении финской армии до середины 50-х, без запчастей. В Южной Америке были на вооружении до 60-х годов. В 1945 году отлично показали себя в боях против Квантунской армии.

Лёгкий английский танк "Валентин" отлично воевал всю войну в советской армии. Известны случаи уничтожения "Валентинами" немецких тяжёлых "Тигров" (приблизившись вплотную сбоку били в упор между катков).

Танк - это всего лишь инструмент. Воюют люди. И если люди знают машину, умеют стрелять и готовы вести её в бой, то будет результат. А если люди закончили советское танковое училище, где полтора года изучали устройство револьвера "Наган" и политграмоту, а к танку и не приближались, то такие танкисты погибнут хором и погубят любой танк, хоть тяжёлый, хоть лёгкий, хоть хороший, хоть плохой.

Если вы не умеете водить машину, то вы попадёте в аварию и на Ладе Калине и на Лексусе. Хотя машины это очень разные.

СССР к войне был готов. Промышленность, руководство... А простой советский человек, которого из дома дёрнули в армию и там разьяснили, что он сейчас на танке понесёт счастье всей Европе, к этому был совершенно неготов...

Сергей Взоров   08.05.2015 08:29     Заявить о нарушении
Я могу согласится полностью с Вашим взглядом на ЧЕЛОВЕКА. Ведь важнее всего отнюдь не танк и автомат, хотя бы от них и зависела целая война.

Очень трудно предъявлять "советскому человеку" какую-либо претензию в отношении его, человека, политических задач для "счастья всей Европы". Ведь готовились мы к всемирной революции или к революции в Германии, "пролетарской революции", вот тогда наши танки должны были быть "быстры": для поддержки братских рабочих, для помощи силам "нового мира". И если это только это так. то ведь надо поменять и всякий взгляд на роль этого самого танкиста из СССР в будущей войне, которая так и не состоялась - в войне революционной, а не в войне одного государства и народа с дригим государством и народом.

Но у нас так часто начисто забывают об этом. У нас смотрят на войну 1939 - 1945 гг. только так, как она ОКАЗАЛАСЬ, а не как мы готовились к другой войне, той, что не случилась. Революционной войне, подобно Испанской 1936 - 1939 гг.
Понимал ли Сталин, что с Германией "монолитной", с Германией национал-социалистической, Германией диктатуры Гитлера - ему, Сталину, не совладать?
Думаю, что понимал и не мог не понимать.
Но мы ожидали иной войны, когда говорили о германских рабочих, когда верили, что в Германии будет революция против Гитлера и его диктата.

У нас теперь смеются. Смеятся, право, не грешно.
Грешно смеятся без сомнений, судить о многом, как в кино, и заключать без долгих прений.
А время было сложное, трудное было время...

Алексей Орлов Спб   08.05.2015 09:20   Заявить о нарушении
Я могу судить не по собственному мнению, а по тому, как в этой самой вере признавались те, кто тогда творил и тогда жил.
А я лично могу думать многое.
Зато в той самой вере я не сомневаюсь

Алексей Орлов Спб   09.05.2015 21:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.